Введение

«Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений».

А.С. Пушкин

Как появилась Азбука
Порой кажется, что последние двадцать лет принесли в мир больше изменений, чем предшествующие двести. Родился и почти мгновенно окутал планету Интернет — по сути, новая среда обитания. Плотность информационных потоков возросла даже не в разы, а в десятки раз.
При этом надо ясно понимать: три четверти доступной нам сегодня информации прекрасно существовало и до появления Интернета, но не было никакой возможности узнать, что у жителя Кяхты есть идея, условно, торсионных фракталов, а обыватель острова Пасхи хочет (но не может) поделиться с миром простейшей технологией обеззараживания воды. Но прошло всего двадцать лет, и информационное пространство главнейших языков Земли оказалось до отказа забитым невообразимыми ранее идеями, технологиями, скандальными снимками, мемуарами, трактатами, чертежами, картами, откровениями, разоблачениями, опровержениями, государственными секретами, пророчествами, доносами, тайными знаниями, рецептами — как новейшими, так и пылившимися где-то столетиями. И все зазывают: ко мне, ко мне, истина у меня!
Удивительно ли, что в результате информационной революции люди не стали больше знать? Мало того, многие теперь не совсем уверены даже в том, что, казалось бы, всегда знали твердо. В особенно сложном положении оказались обитатели посткоммунистического пространства. Родившись и получив образование в СССР, мы не сомневались, что после падения цензур, политических преград и запретов откроется простор для настоящего поиска, доступ к какому-то истинному, сладостному, почти сакральному знанию, упрятанному от нас по причине идеологического злоумия в секретных сейфах, архивах и лабораториях.
Преграды действительно пали, на нас обрушились водопады букв и слов. Как следствие, воцарился информационный шум и рёв, почти заглушивший то, что достойно называться информацией. Чем шире открывались доступы в архивы, чем откровеннее и подробнее говорили участники, очевидцы, визионеры и контактёры, чем быстрее росли объемы данных, тем меньше оставалось доверия к источникам и уважения к авторитетам. Кодов и символов становилось все больше, а вот смыслов почти не прибавлялось.
Порой хотелось сказать себе: до сути не добраться никогда — слишком плотны заросли мифов и басен, корыстного интереса и политкорректных шаблонов.
Сегодня, после двадцати лет поисков, грустных разочарований и поразительных находок, стало ясно: мир вокруг нас не хуже и не лучше, чем принято об этом думать. Можно смело заявить: он просто — другой.
Мы живем на не известной нам планете. Чтобы постичь ее, совсем не обязательно восходить на неприступные пики и погружаться в запредельные пучины. Достаточно перенастроить зрение, взглянуть на привычный мир чуть по-иному и с помощью предлагаемых шифровальных ключей обнаружить доселе скрытое.
Заниматься поиском «иного» можно двумя способами. Один заключается в построении виртуальных миров, которые хороши уже тем, что выглядят убедительно и этим нравятся своему создателю и его поклонникам. Природа распорядилась таким образом, что процесс, именуемый в обиходе «мечтанием», приносит удовольствие сам по себе. Его можно назвать созданием самодостаточных мыслеформ. Порой они достигают такой интенсивности, что воспринимаются как озарения и откровения. Этот способ поиска «иного» допустимо рассматривать как вид искусства, не менее достойный, чем живопись или музыка. А приравнивать ли сии озарения и откровения, особенно чужие, к знанию, или нет, каждый решает сам.
Однако можно попытаться нащупать другой путь. Мне, как  и моим коллегам-единомышленникам, хотелось управлять своими  внутренними состояниями. Нашей целью было ни много, ни мало изменение параметров собственной жизни. Не говорить себе: «Я стремлюсь к тому-то и тому-то — вещам, очевидным для внешнего мира, — чтобы достичь удовлетворения и счастья», а поменять причинно-следственную зависимость: «Когда внутри моей души воцарится счастье, у меня окажется все, что потребно моей душе вовне».
Мы исходили из того, что «счастье» есть согласование себя в реальности с представлением о самом себе. То, к чему мы стремились всей душой, не укладывалось в формулировки материально-вещественных понятий, предметов, статусов. Не существует, говорили мы себе, ничего внешнего, что может водворить мир и спокойствие внутри. И тут же переспрашивали себя: «Так ли это?». Мы искали мировоззренческие конструкции и категории, искали опирающиеся на них эффективные методики для достижения Состояния.
Определив для себя, что целью поиска не может являться добыча «абсолютной истины», а любые рассуждения и исследования принимаются во внимание только в случае их практической применимости, эмпирической  наблюдаемости и устойчивой воспроизводимости результата, мы вывели некий свод правил подхода к любым новым знаниям, которого я и буду придерживаться.
1. Реально только то знание, которое доступно пониманию всякого образованного человека. Оно изначально обращено к разуму — пробудившемуся либо пробуждающемуся.
2. Это знание должно быть изложено доходчивым языком, а в случае введения новых терминов и понятий содержать их разъяснение. «Кто ясно мыслит, ясно излагает».
3. Реальное знание надо подтверждать демонстрацией конкретных результатов,  либо фактами и явлениями окружающего мира. Реальное знание должно содержать раздел «умение».
4. Всегда сомнительно персонифицированное знание — неотделимое от его первоначального и единственного носителя и потому фактически непроверяемое. Признаки реального знания: оно поддается свободному тиражированию на стандартных носителях информации; его результаты воспроизводимы — по крайней мере, когда за дело берутся добросовестные адепты. Если система упорно не работает без постоянного получения от ее автора все новых инструкций, будьте уверены: мы имеем дело с бизнес-моделью, именуемой «продажа револьверно возобновляемого продуктового ряда», когда сам продукт неочевиден, но годится как повод для создания денежного потока.
5. Сами носители знания должны являть собой пример его успешного применения: гениальный врач должен быть здоров, обучающий умению зарабатывать деньги — богат, а делящийся секретами высоких человеческих качеств и отношений — быть образцом таких качеств и отношений.
6. Всякая апелляция к вере, явная или завуалированная, либо призыв принять что-либо без доказательств, есть признак недостаточной компетентности носителей и отсутствия собственно знания. Единственная вера, которую следует приветствовать и укреплять всеми силами, это вера человека в самого себя и свои возможности.
7. Практики или ритуалы, особенно коллективные и тем более гипнотические, прямо или косвенно направленные на подавление остроты критического восприятия и отключение сознания, всегда следует определять как психотропное воздействие, т.е. попытку внедрить в «программное обеспечение» человека некие команды, подчиняющие его внешней воле. Сюда относится, в частности, длительное монотонное произнесение молитв, мантр, белых стихов, а также лишенных очевидного смысла звуковых и словесных сочетаний, в том числе на неизвестных ученикам языках. Истинное знание не затемняет сознание, а наоборот, помогает его пробуждению.
Нет ни тени  сомнений, что в мире существует бездна информации, изложенной в недосягаемых для нас кодировках, что есть море явлений и смыслов, которые пока не могут прийти нам в голову даже в виде фантазий. Что, однако, никак не влияет на незыблемость изложенных Семи Пунктов: воспользоваться непостижимым все равно нельзя, какие бы расчудесные результаты оно ни сулило.
Задействовать что-то вслепую, без понимания хотя бы самых общих основ происходящего, не только опасно, но и бесполезно: обезьяна, обученная рулить автомобилем (такое удавалось экспериментаторам), не перестает быть обезьяной, ее все равно не получится обучить дорожным знакам и правилам движения, что обессмысливает приобретенные ею навыки.
Эта книга не претендует на уникальность, полноту и научность. Она не исследует конкретный вопрос. Более того, Азбука - это своего рода компиляция и новое соединение фактов, известных из разных уважаемых источников, которые содержат в себе некоторые намёки и могут послужить постановке собственно научной задачи.
В Азбуке активно использовались тесты Ю.М.Орлова, П.К.Анохина, А.Г.Маклакова, К.В.Судакова, М.Е.Сандомирского, К.П.Бутейко, Ю.Н.Мишустина, Р.Бернса, К.Хорни, Л.С.Выготского, Н.Д.Уолша, И.А.Кузичева, Э.Толле, Р.Мэя, А.Уотса, А.Бэйли и ряда других авторов. Некоторые главы и разделы были составлены непосредственно по статьям и работам Ю.М.Орлова, П.К. Анохина и А.Г.Маклакова.
Азбука содержит некоторую теорию, которую можно назвать иной философией обыденной жизни – вслед за автором этого определения проф. Ю.М. Орловым. Однако теории в Азбуке ровно сколько, сколько требуется для минимального объяснения принципов и механизмов работы совершенно конкретной практики. Все, что собрано в этой книге, имеет конкретную практическую применимость. Все, будь то образы, явления, вещи, свойства, функции, системы и прочее, имеет прямое отношение к любому дню и любому часу жизни каждого из нас.
С точки зрения собственной мировоззренческой принадлежности ни я, ни мои единомышленники не являемся ни материалистами, ни идеалистами или символистами, как бы смешно это ни звучало. Опираясь на собственный опыт, а также опыт людей, с которыми мы взаимодействуем в сопрягаемых семантических  регистрах (в конечном итоге, опереться больше не на что), мы считаем, что вне нас объективно существует материальный мир, и этот мир существует независимо от наших представлений о нем.
С другой стороны, существует субъективный мир человека. И это два совершенно разных мира. Субъективный мир состоит из определенных образов и моделей, которые сам человек воспринимает и создает в течение всей своей жизни. Весь вопрос  заключается в том, как найти алгоритм, позволяющий оптимально состыковать эти два мира с конкретной прикладной целью: оптимизировать свое функционирование в этом мире. Соответственно, целью предлагаемой системы является научение самих себя образу мышления, образу поведения и образу действия, который был бы максимально комфортен и делал бы каждого носителя этой системы счастливым.
Вот что говорит об этом русский учёный, создатель теории и практики СаноГенного (оздоравливающего) Мышления Ю. М. Орлов.
«…Самопознание — это не постижение некоторой скрытой метафизической и таинственной сущности, которую мы в быту называем «душой» или научным синонимом «психика», а воспроизведение и осмысление того, что мы делали, как делали и почему делали, как относились к другим и как они относились к нам и почему. Поэтому тот, кто думает, что для самопознания нужно обязательно уединиться, отключиться от жизни и погрузиться в самосозерцание, как это советуют йоги, кто думает, что самосозерцание и самопознание — это синонимы, ошибается. Попробуйте сесть, скрестив ноги в уединении и погрузиться в самого себя. Из этого состояния вы ничего не вынесете, кроме блуждающих образов, обрывков мыслей и неожиданных переживаний. Самосозерцание — это искусство, к которому нужно подготовиться. Неготовому к этому процессу такое занятие может даже повредить. Образ нашей жизни не располагает к уединению и самосозерцанию. Я думаю, что для нас предпочтительнее самопознание в повседневной обыденной жизни.
Процесс самопознания и самосовершенствования — это обычная повседневная деятельность, которая внешне не отличается от того, что мы делаем сегодня и каждый день. Я хожу на работу, читаю, отдыхаю, выполняю поручения близких, хожу в свой клуб или в гости, посещаю кино или театр, встречаюсь с друзьями, делаю гимнастику, обижаюсь, горжусь, разочаровываюсь и, если хотите, боюсь чего-то, испытываю чувство любви или ущемленного достоинства, тренируюсь, решаю головоломки, может быть, и соблюдаю диету или тщетно стараюсь бросить курить. Внешне я могу ничем не отличаться от другого человека, который делает (6:) то же, что и я. Но то, что я делаю, может вести меня по пути самосовершенствования или по пути бессмысленной борьбы с самим собой, со своими слабостями, которые меня побеждают. Поэтому тот, кто совершенствует самого себя, внешне ничем не отличается от того, кто считает, что незачем делать из себя что-то, и думает: «Пусть из меня само получится то, что должно быть». Но он отличается внутренне…
…Принято думать, что самосовершенствование состоит в развитии способности заставить себя делать то, чего не хочется, преодолеть себя ради достижения целей, значение которых чаще всего неопределенно и смутно. Многие учителя самосовершенствования учат скорее эффективному насилию над собой. Это не путь. Насилие в любом случае способствует возрастанию сопротивления, что требует еще большего насилия, и конца этому нет.
Предлагаемый путь — другой, противоположный насилию. Самосовершенствование состоит в развертывании своей индивидуальности по пути ненасилия, который способствует достижению целей путем ненасильственных усилий, усилий на грани приятного, желанного…
Невежество всегда было основой и оправданием всякого насилия, а путь ненасилия предполагает знание…
… В данном случае едва ли справедлива формула «свобода — это осознанная необходимость». Я могу действовать, осознавая необходимость, но не могу чувствовать себя свободным, если эти действия мне неприятны, и я заставляю себя их выполнять. Я сознаю необходимость, но, действуя с отвращением к делу, становлюсь несвободным, хотя внешний наблюдатель и может думать, что это не так. Поэтому самопознание и самосовершенствование представляют собой нечто большее, чем осознание необходимости и закономерностей ее. Самосовершенствование прежде всего состоит в управлении своими переживаниями, чувствами. Понимание природы собственной радости и удовольствия, способность управления внутренними механизмами радости и страдания не врождены, а приобретаются в опыте. Следовательно, самосовершенствование состоит в приобретении этого опыта…»  (Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991).
После этого краткого введения хочу ответить на простой вопрос: зачем, в конечном счете, была написана Азбука?
Главная цель заключается в иллюстрации единственной мысли – здесь и сейчас в руках каждого человека находятся исключительно эффективные и простые в исполнении методы, механизмы,  технологии для управления своими состояниями, своим здоровьем, всей своей жизнью.
Человек в целом, человеческое сознание и человеческое тело есть феномены  исключительно сложные и многоплановые. Но, несмотря на эту исключительную сложность, существуют удивительно простые, исчерпывающие и доступные каждому человеку способы управления этими феноменами.
Мы сами знаем, зачем пришли в этот мир. Надо лишь научиться спрашивать самого себя об этом.
Мы можем управлять нашими желаниями и стремлениями, нашим временем и энергией, нашими эмоциями и тревогами. Для этого не требуется никаких волшебных пилюль, непостижимых мистических откровений или встречи со всемогущим гуру. Источник сокровенного знания о человеке кроется в каждом из нас. Наши тела созданы столь совершенными, что несут в себе исключительно эффективные программы саморегуляции и постоянной поддержки здоровья. Надо только научиться не мешать этим программам реализовывать свою функцию.
Нам не надо ждать ни глобальных научных прорывов, ни пришествия во власть идеальных политиков, ни наступления светлого будущего. Уже сегодня люди открыли, разработали и изложили достаточно, чтобы каждый мог самостоятельно и разумно строить свою жизнь – от постановки собственных истинных целей до их успешной реализации.
Осталось это просто сделать. От всей души желаю Вам успехов в этом потрясающем делании, дорогие читатели! Вы встретите на этом пути множество потрясающих людей, удивительных открытий, любовь и счастье. Все это – в вас самих.
Станьте собой.


Рецензии