06. 3 Функциональные системы и состояние организма

Зачем нам понимать устройство и принципы развития функциональных систем.
Как уже отмечалось, норма для человека - это регулярная смена фаз напряжения и покоя. Чередование действия и отдыха. Всякое действие, как и вообще всякая потребность – это напряжение. Патологии возникают в случае крайностей – отсутствия действия либо  чрезмерного действия. В первом случае в организме происходят процессы атрофии (органов, тканей и пр.), во втором – различного рода перенапряжения, приводящие к нарушениям, вплоть до органических.
Стадия действия – это время реализации потребности. Стадия отдыха, наступающая после удовлетворения потребности (расслабления) – это тот самый момент, когда организм включает механизмы саморегуляции, самовосстановления.
Любая функциональная система направлена на удовлетворение той или иной потребности, потому она равнозначна напряжению. Любая функциональная система – это активизация одних функций организма при одновременном подавлении других. Это выход из равновесия. В норме после удовлетворения соответствующей потребности функциональная система должна прекращаться, а действовавшие в ее составе органы, ткани, сосуды и пр. – переходить в стадию расслабления, отдыха, самовосстановления.
Если же потребность не удовлетворяется и функциональная система, направленная на ее удовлетворение, не прекращается, то стадия отдыха, самовосстановления не наступает или наступает с большим опозданием. Непрекращенная вовремя функциональная система приводит к возникновению стадии перенапряжения, стресса, когда отдельные органы и ткани, задействованные в системе, начинают либо работать с постоянным сверхнормативным перенапряжением, либо, наоборот, находиться в стадии постоянного подавления (угнетения). Такая ситуация и есть болезнь. Т.е., болезнь – это всегда непрекращенная функциональная система.
Системная диагностика здоровья и ранних дисфункций

С позиций теории функциональных систем нормальное состояние человека может быть определено как слаженное взаимодействие функциональных систем разного уровня организации в их иерархических, мультипараметрических и временных соотношениях по горизонтали и вертикали, обеспечивающее оптимальный для жизнедеятельности организма гомеостазис и адаптацию к условиям обитания. С этих же позиций социальная адаптация человека определяется как способность его функциональных систем обеспечивать достижение социально значимых результатов.
Здоровый организм характеризуется таким образом системной и межсистемной гармонией. Слаженное взаимодействие функциональных систем в организме человека по иерархическому и мультипараметрическому принципам осуществляется на основе синхронизации ритмов их деятельности, а также ритмов, составляющих их отдельных элементов.
Во всех случаях, когда физиологические функции работающего человека не соответствуют заданному технологическим процессом ритму производственной деятельности, когда утрачивается гармония ритма производственной деятельности с ритмом физиологических показателей, , когда нарушается синхронизация ритмов сердцебиений и дыхания, у людей образуется психоэмоциональное перенапряжение - стресс.
Понимание устройства функциональных систем организма создает предпосылки для ранней диагностики нарушений физиологических функций человека, особенно в условиях современных ускоренных ритмов жизни. Оказывается возможным профилактически определять физиологическую "цену" любого вида деятельности.
Системная диагностика эмоционального стресса
Эмоциональный стресс формируется в условиях длительных и непрерывных конфликтных ситуаций, в которых люди лишены возможности удовлетворять свои ведущие потребности, т. е. достигать полезных для них приспособительных результатов. В конфликтных ситуациях нарастают и суммируются отрицательные эмоции, резко редуцируются антистрессорные положительные эмоции и на основе изменения химических свойств мозговых структур создаются условия перехода отрицательных эмоций в устойчивое стационарное возбуждение мозга. В результате формируются такие психосоматические заболевания, как неврозы, психозы, артериальная гипертензия, стенокардия, иммунодефициты, гормональные нарушения, диабет, язвенные поражения желудочно-кишечного тракта и т. д.
Эмоциональный стресс нарушает имеющую место в нормальном организме гармонию внутри- и межсистемных информационных отношений, которая является наиболее чувствительной к различным повреждающим воздействиям. Вследствие этого при эмоциональных стрессах прежде всего нарушаются основные биоритмы организма: бодрствования и сна, менструальные циклы и пр. Одним из ранних показателей дисфункций при эмоциональном стрессе является нарушение синхронизации ритма дыхания и сердцебиения.
Сигналом возникших нарушений в организме является появление неприятных эмоциональных ощущений.
При длительных и непрерывных конфликтных ситуациях, когда в центральной нервной системе складывается "застойное" эмоциональное возбуждение, на основе непрерывных нисходящих влияний эмоциогенных структур мозга на периферические органы повреждаются механизмы саморегуляции наиболее генетически или индивидуально ослабленных функциональных систем. При этом общая сумма отклоняющих от нормального уровня тот или иной результат деятельности этих функциональных систем становится преобладающей над факторами, возвращающими этот результат к оптимальному для метаболизма уровню. Чаще всего при этом страдают механизмы саморегуляции деятельности сердца, артериального давления, иммунитет, гормональный гомеостазис и устойчивость слизистых оболочек желудочно-кишечного тракта.
В условиях длительного преобладания отклоняющих факторов нарушаются нормальные механизмы саморегуляции и ткани переходят на местные патологические механизмы регуляции процессов жизнедеятельности. Нередко это приводит или к патологическому росту, или гибели клеток и различным дистрофическим процессам. Эту стадию развития патологического процесса можно рассматривать как метаболическую. На этой стадии развития патологический процесс уже затрагивает молекулярные и клеточные механизмы, включая активность их генетического аппарата.
Системные механизмы реабилитации
Понимание функциональных систем позволяет по-новому подойти к теме реабилитации нарушенных функций человека.
С позиций теории функциональных систем все реабилитационные мероприятия выступают не только и даже не столько в роли дополнительного внешнего звена саморегуляции, компенсирующего недостаточную функцию тех или иных систем организма.
Реабилитация может и должна заключаться прежде всего в устранении тех патогенных рефлексов, привычек и иных устойчивых структур умственного поведения, которые и явились причиной дисфункций.
Особого внимания в этом плане заслуживает первая, информационная стадия формирования патологического процесса.
На этой стадии нарушенные информационные внутри- и межсистемные отношения функциональных систем в организме легко восстанавливаются  даже хорошо известными «классическими» «психо-информационными» методами реабилитации: гипнотическим воздействием, массажем, гомеопатией, аккупунктурой, тепло-холодовыми процедурами, гипоксией и т. д., позволяющими предупредить переход дисфункций в устойчивую патологическую форму.
При отчетливом понимании того, что каждая болезнь – это незавершенная функциональная система, которая перешла из стадии напряжения в стадию перенапряжения, есть возможность обнаружить, локализовать эту систему и «разуплотнить» ее, завершить, дав организму  возможность начать немедленный процесс саморегуляции и самовосстановления.
Как правило, человек не оценивает объективно и количественно результаты деятельности функциональных систем, определяющих различные показатели гомеостазиса. Информационным сигналом метаболических потребностей и их удовлетворения выступают соответственно отрицательные и положительные эмоции. Установлено, что положительные эмоции играют реабилитационную роль, нормализуя нарушенные эмоциональным стрессом метаболические свойства нейронов мозга. Положительные эмоции при предъявлении человеку приятной музыки, тепло-холодовых воздействий в сауне и вообще при достижении любых полезных приспособительных результатов могут выступать в роли значимых реабилитационных факторов, особенно при невротических состояниях. Все это формирует дополнительное внешнее звено саморегуляции с положительным эмоциональным результатом.
В Институте нормальной физиологии имени П. К. Анохина РАМН разработаны специальные технические устройства, позволяющие человеку объективно оценивать различные информационные параметры гомеостазиса. Эти приборы получили название "Стражи здоровья". Такое название отражает их профилактическую направленность на диагностику ранних дисфункций с целью их своевременной коррекции. С их помощью человек получает возможность оценить состояние того или иного показателя гомеостазиса и в случае его нарушения выбрать адекватную форму поведения: прекратить напряженную деятельность, принять соответствующее лекарство, обратиться к врачу и т. п.
Функциональные системы как объективно существующие самоорганизующиеся и саморегулирующиеся построения пронизывают все мироздание - от атомных и молекулярных отношений до сложных космических явлений.
Подведем краткие итоги главы
Основой теории функциональных систем являются следующие положения:
1. Определяющим моментом деятельности функциональных систем, обеспечивающих поведение, является не само действие, а полезный для организма результат (цель).
2. Инициативная роль в формировании целенаправленного поведения принадлежит потребностям, организующим мотивации, врожденные и приобретенные программы действия.
3. Каждая функциональная система строится по принципу саморегуляции.
4. Функциональная система избирательно объединяет различные органы, ткани и структуры мозга для обеспечения результативной поведенческой деятельности.
5. В функциональных системах осуществляется постоянная оценка результата поведенческой деятельности с помощью обратной афферентации (связи).
6. Поведенческий акт, обеспеченный функциональной системой, имеет несколько стадий. Рефлекс является только составной частью функциональной системы.
7. В системную организацию целенаправленного поведенческого акта включаются мотивации, память и эмоции.
8. При образовании функциональной системы складываются сложные структуры программирования и предвидения.
В отличие от рефлекторной теории, теория функциональных систем выдвигает следующие принципы:
1. Поведение живых существ детерминировано не столько внешними стимулами, сколько внутренними потребностями, генетическим и индивидуальным опытом, действием обстановочных раздражителей, которые создают так называемую предпусковую интеграцию возбуждений, вскрываемую пусковыми стимулами.
2. Поведенческий акт разворачивается с опережением реальных результатов поведения, что позволяет сравнивать реально достигнутое с запланированным на основе прошлого опыта и корректировать свое поведение.
3. Целенаправленный поведенческий акт заканчивается не действием, а полезным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность.


Рецензии