07. 1 эмоции

"Чувства хороши как слуги, но ужасны как господа".

Данная глава является одной из ключевых в Азбуке. Нам предстоит рассмотреть целесообразность, возможность и механизм управления эмоциями. Мы постараемся весьма детально и подробно разобрать, зачем это нужно и как это делать.
Значение эмоций в жизни человека
Еще Гиппократ признавал, что решающую роль в понимании внутренних процессов, происходящих в организме, играют эмоции.  По современным оценкам, не менее 80% всех физиологических и медицинских проблем включают эмоциональные компоненты (влияющие на работу коры головного мозга, подкорки, вегетативной нервной системы, на иммунную систему и т.д.). Любой медик немедленно подтвердит, что эмоции имеют значительную физиологическую составляющую, имеющую своей целью подготовку организма к определённой деятельности. Например, эмоция страха готовит организм к поведению избегания: в кровь выделяется адреналин, усиливается работа органов чувств, напрягаются мышцы, замедляется работа органов пищеварения, ускоряется работа сердечной мышцы, активизируется ориентировочный рефлекс и тому подобное.
Множество физиологических изменений, связанных с эмоциями, относятся к активации вегетативной нервной системы: повышение артериального давления и учащение пульса, учащение дыхания, расширение зрачков, повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи, повышение уровня глюкозы в крови, ускорение свертываемости крови, перераспределение крови из живота и кишечника в мозг, элевация волос кожи — «гусиная кожа» и др.
В знаменитых работах Луизы Хэй сотни страниц посвящены рассмотрению взаимосвязи между отрицательными эмоциями и их последствиями:
Уши (болезнь)- нежелание слышать мир.
Глаза (болезнь) - нежелание видеть мир.
Нос (болезнь) - раздражение на близкого.
Горло (болезнь) - раздражение, волнение с неспособностью отстоять свои интересы, выразить свои желания, заявить о себе как о личности.
Сердце (инфаркт) - неумение любить жизнь, радоваться жизни.
Головные боли - чувство вины, заниженная самооценка.
Толстая кишка (запоры) - страхи.
Болезни ног - следствие страхов, детских обид, подавленного гнева.
Варикозное расширение вен - недовольство чем-либо.
Колени - проявление гордыни.
Булимия, анорексия - следствие полного самоотрицания, крайней степени
непринятия собственной личности.
Артрит - недовольство собой.
Астма - гипертрофированное чувство ответственности.
Нарывы, ожоги, порезы, жар, кожные воспаления и всевозможные
воспалительные процессы - сжигающий нас гнев.
Рак - глубокая, долго копившаяся обида, которая буквально разъедает ткани.
Инсульт (мозг) - негативное мышление, внутренняя несвобода, боязнь выглядеть смешным, неумение радоваться жизни.
Между тем количество видов отрицательных эмоций, обнаруживаемых у человека, в несколько раз превышает количество видов эмоций положительных.
Словом, никто не отрицает исключительного значения эмоций для здоровья человека. Но только ли в здоровье дело?
Если посмотреть на самих себя чуть-чуть внимательней, то мы немедленно обнаружим, что совершенно любое наше действие, устремление, побуждение прямо или косвенно связано с единой целью – испытать  одни эмоции и избавиться от других. В бизнесе, на работе, в семье, на отдыхе –везде и всегда мы ищем радость и удовольствие и стремимся избежать негативных эмоциональных переживаний.
От эмоций в решающей степени зависит качество жизни. Можно возразить, что есть люди, которые почти совсем неэмоциональны, «холодны», как бы «выше эмоций». Но это лишь видимость, причем весьма печальная – подавленные эмоции не есть эмоции отсутствующие. А подавление эмоций само по себе есть весьма неполезная умственная привычка, которая всегда приводит к деструктивным последствиям.
В официальной науке единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение этой обширной темы.
Сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. Сердце чаще поражается страхом, печень — гневом, желудок — апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т. д. В результате при одних эмоциональных переживаниях чело век краснеет, при других — бледнеет. Сердце настолько чутко реагирует на все изменения эмоциональной жизни, что в народе именно его всегда считали вместилищем души, органом чувств хотя изменения происходят одновременно и в дыхательной, и в пищеварительной, и в секреторной системах.
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется процесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит.
Эмоциональная оценка событий может формироваться не только на основе личного опыта человека, но и в результате сопереживаний, возникающих в процессе общения с другими людьми, в том числе через восприятие произведений искусства, средства массовой информации и т. д.
Можно с полной определенностью констатировать факт, что эмоции и чувства – важнейшая сигнальная система человеческого сознания. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.
Следующая функция эмоций и чувств заключается в том, что они принимают самое непосредственное участие в обучении, осуществляя подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и прочнее запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к его занятию.
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.
Однако, несмотря на все понимание исключительности значения эмоций в жизни человека, по целому ряду наиболее существенных вопросов о внутренней структуре, функциях и другим особенностям эмоций в науке в целом и в психологии в частности до сих пор нет согласованного мнения. В наше время существует реальный дефицит внимания к эмоциям. Не только негативные, но и положительные чувства часто вытесняются, что приводит к личностным проблемам, всевозможным физическим недомоганиям и латентным (скрытым) депрессивным состояниям.
В современной культуре существует множество ценностей и установок, которые вносят запрет на выражение различных эмоций, и тем самым способствуют росту общего количества переживаемых отрицательных эмоций в виде тоски, страха, агрессии. Запрет на различные эмоции является одним из факторов эмоциональных расстройств. "Жаловаться ниже моего достоинства" (запрет на печаль) или "Страх - признак слабости" (запрет на страх) и т.п.
Результат запретов очевиден: заблокированная энергия, мышечные зажимы, психосоматические заболевания, неврозы, комплексы и т.д.
Специалисты волнуются по делу. Более десяти лет назад два профессора кафедры клинической психологии и психотерапии Московского городского психолого-педагогического университета Алла Холмогорова и Наталья Гаранян начали реализацию кросскультурного проекта с участием немецких, швейцарских и бельгийских ученых «Эмоции в семейном и интерперсональном контексте». Вот что они пишут:
«Вся система воспитания и образования до сих пор продолжает строиться на основе развития интеллекта, неизмеримо меньше внимания уделяя становлению эмоциональной сферы. Культура эмоциональной жизни современного человека умение словами, красками, движением выразить себя и свои чувства - мало осознается как специальная задача в современном образовании. Все большее значение приобретают программы с компьютерным обучением, в ущерб межличностному общению, которое одно способно структурировать эмоциональный мир, способствовать его развитию, формированию навыков самопонимания и самовыражения. Компьютерное образование грозит современному человеку тяжелыми последствиями, и ощущение этой угрозы связано не с консервативной любовью к традиционному обучению (ибо и оно далеко от совершенства), а с осознанием несовместимости компьютерного обучения с возможностью развития эмоциональной сферы человека.
Без эмоционального доверительного контакта невозможна истинная передача нравственных ценностей.
Опыт работы с детьми, у которых отмечается асоциальное поведение (воровство, дурные компании и т.д.), показывает, что либо эти дети росли в среде, где эмоциональной внутренней жизни вообще уделялось крайне мало внимания, а интересы взрослых сосредотачивались на материальном, рациональном полюсе жизни, либо у родителей, по тем или иным причинам, был нарушен эмоциональный контакт с ребенком, и они плохо представляли себе его духовную жизнь, не обладая возможностью влиять на нее. Нет другого пути передачи ценностей и принципов маленькому человеку, кроме как через эмоциональный контакт с ним, основанный на доверии и привязанности. Только тогда ценности, передаваемые взрослым, заряжаются положительно».
Очевидно, что все эти тенденции имеют свои причины. Во-первых, многочисленные запреты на выражение эмоций вполне понятны: представим себе общество, в котором эмоциональные рефлексии никак не регулируются и немедленно выплескиваются наружу в момент их появления, причем в полном объеме. По всей видимости, это чем-то напоминало бы отсутствие регулирования в вопросе о совершении естественных отправлений. Во-вторых, люди давно догадались о целесообразности контроля за эмоциями, управления ими, но стали реализовывать это намерение несколько прямолинейно, по ошибочной логике – мол, если нет внешнего проявления, то как бы нет и эмоции. А это, как мы уже знаем, есть глубокое заблуждение.
Истина, как всегда, где-то посредине или вообще в другом, нелинейном измерении.
Несмотря на отсутствие общепризнанной теории эмоций, попробуем все-таки ответить на непростой вопрос: что есть эмоции, и что с ними делать?
Начнем с наиболее очевидных определений и констатаций, с которыми согласны все исследователи и научные течения.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Одни объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус и запах, вызывают в нас удовольствие или неудовольствие, иногда отчетливо выраженные, иногда едва заметные. Эта дополнительная окраска ощущений, характеризующая наше отношение к отдельным качествам предмета, называется чувственным тоном ощущений. 
Более сложное отношение к себе вызывают события и явления в нашей жизни, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.
Эмоции являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека.
Однако следует обратить внимание на то, что используется два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?
В практической жизни под эмоциями мы обычно понимаем самые разнообразные реакции человека — от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений. В психологии под эмоциями понимают  процессы в сознании, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Обратим внимание на термин «переживание». Это слово на самом деле очень точно отражает суть происходящего. Переживание – суть длящееся эмоциональное состояние, прокручивание одного и того же события несколько раз, возвращение кругами раз за разом к тому, что уже произошло. Но есть и еще одно принципиальное обстоятельство: как правило, переживание сопровождается телесным напряжением. Если тело спокойно, о переживании не говорится. Переживание – это непременно и физиологическая реакция, это всегда про тело. Есть люди, по характеру (совокупности привычек, установок, алгоритмов поведения) склонные переживать, и люди склонные действовать. У людей, не привыкших думать, переживания заменяют мышление. Сильные переживания выключают мышление, человек спускается на предыдущие стадии интеллектуального развития.
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности, а также предметы, на которые эти потребности направлены. Всеобщая черта эмоций — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить по ней о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.
Эмоциональные состояния прямо отражаются и на сознательном поведении человека, и на его физиологическом состоянии. Они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.
К эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Аффект полностью захватывает сознание человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Подобные явления можно наблюдать при различных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Например, один из пострадавших от землетрясения в Армении так описывал это событие: «Никогда в жизни не чувствовал себя таким беспомощным... Люди окаменели и не двигались... Затем люди бежали без цели. Находившиеся в парке бежали в направлении зданий, хотя это было абсолютно нецелесообразно. Они бежали, чтобы спасти свою жизнь, и кричали как сумасшедшие. Те, кто был в домах, бежали в парки. Все были в панике».
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются вне  поля внимания человека, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Было бы неверно думать, что в состоянии аффекта человек совсем не осознает своих действий, не может правильно оценить все происходящее. Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит  по разным причинам, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.
Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие. Например, воспоминание о чем-либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания, что это неприятное осталось где-то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Сами по себе действия, которые выполняются в этих случаях, вызывают у нас нередко неприятные, тяжелые, иногда мучительные чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными эмоциональными переживаниями.
Помимо удовольствия и неудовольствия, во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо для нас важное, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, суженности восприятия и недостаточном распределении внимания.
Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой ее целесообразного применения.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы свернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».
Следует отметить, что эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) эмоций. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
  Из чего состоит эмоция человека?
Любая эмоция всегда имеет несколько составляющих. Одна из них распознается нами как субъективное переживание. Вторая составляющая — это реакция организма. Например, когда мы возбуждены, наш голос может дрожать или повышаться вопреки нашему желанию. Третья составляющая — совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию и приходящих на ум. Четвертая — это особое выражение лица. Например, если мы недовольны, мы хмуримся. Пятая составляющая эмоционального переживания связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции наше отношение к происходящим вокруг нас событиям становится негативным, взгляд на мир может «потемнеть». Шестая составляющая — это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией, т.е. тенденция вести себя так, как обычно ведут себя люди при переживании определенной эмоции. Скажем, гнев может вести к агрессивному поведению.
Сама по себе ни одна из вышеперечисленных составляющих собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно. Более того, каждая из них может влиять на другие составляющие.
Мы должны обратить особое внимание на существование определенных физиологических механизмов эмоций. Переживая сильную эмоцию, мы осознаем ряд изменений в организме — например, ускорение сердцебиения и дыхания, сухость во рту и горле, потение, дрожь и ощущение слабости в желудке. Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. (Автономная нервная система — это часть периферической нервной системы, отвечающей за регуляцию деятельности желез и гладкой мускулатуры, включая сердечную мышцу, кровеносную систему и мышцы желудка). Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления, учащение сердцебиения и дыхания, расширение зрачков, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспособляет организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.
Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые из описанных выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов. Повышение физиологического возбуждения, возникающее вследствие описанных механизмов, характерно для таких эмоциональных состояний, как, например, гнев и страх, во время которых организм должен приготовиться к действию -  драке или бегу.
Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо. Поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо).
Чувства — это более длительные, чем эмоции, состояния сознания, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства «вообще», если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если нет того, что он ненавидит.
Эмоции и чувства - очень близкие понятия, часто используются как синонимы. "Чувство гнева" или "эмоция гнева" - это про одно и то же. И так и так сказать правильно. И эмоции, и чувства - это привлекшие наше внимание функциональные состояния.
Любой человек всегда находится в том или ином функциональном состоянии - он спокоен или возбужден, устал или бодр, внимателен или рассеян, его внимание привлечено к кому-то или чему-то...
Разница между эмоциями и чувствами - в скорости и длительности процессов. Если лицо быстро меняет выражение и возвращается к исходному спокойному состоянию - это эмоция. Если лицо медленно начало менять свое выражение и осталось в новом выражении надолго - это чувство. А поскольку это "быстро" или "медленно" очень относительно, то и четких границ между этими двумя понятиями нет.
Если изменения происходят еще медленнее, то вслед за чувствами говорят о настроении, состоянии, далее о складе характера и личности в целом.
Если функциональное состояние долго остается неизменным и не подает никаких специальных сигналов, мы постепенно перестаем его замечать. Но стоит ему измениться, наше внимание снова к нему привлечено, изменение замечено. Быстрые и энергичные изменения замечаются легче, больше привлекают к себе внимание. Поэтому чаще замечаются эмоции, а чувства не так явны. Чтобы понять чувства, к ним нужно быть более внимательными, лучше себя чувствовать (если речь о наших чувствах) или понимать партнера - если важно понять чувства партнера.
Эмоции относятся к чувствам так же, как слова к тексту. Эмоции –это составляющие чувств. Значение каждой эмоции становится более ясным в контексте чувства, в которое она включена.
Чувства складываются из ситуативных эмоций и порождают ситуативные эмоции. Из чувства любви к человеку в зависимости от обстоятельств могут развиться тревога за него, горе при разлуке, радость при встрече, разочарование, если он не оправдал надежд.
Живое, сложное чувство, например, такое, как чувство обиды, состоит из чередования протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, скомпонованных для привлечения внимания и давления на партнера.
Другую группу эмоциональных состояний составляют настроения человека. Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселым или угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.
Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение есть бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.  Этим настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей. Естественно,  в хорошем настроении человек способен  выполнить куда больший объем работы, чем в  плохом.
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выражена склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения потребностей.
Существует еще один особый вид эмоциональных состояний — эмоциональный стресс.
Эмоции и чувства: практика и управление
На предыдущих страницах мы постарались вывести некую систему понятий: ощущение – эмоция – чувство – настроение – состояние – характер - личность. Очевидно, что могут быть и другие системы понятий, отличные от предложенной и при этом не менее эффективные с точки зрения своей применимости. Думаю, не стоит спорить о словах, лучше договориться о значении применяемых слов, чтобы в дальнейшем не путаться при построении прикладных практик.
Итак, что следует из того, что было кратко рассмотрено выше?
Эмоции и чувства – это сигнальная система нашего сознания, оповещающая нас о степени согласования (или рассогласования) между нашими желаниями (мотивациями, целями) и степенью их реализации.
Эмоции работают объективно, они возникают помимо нашей воли и очень часто про¬тив нашей воли. Самое большое, что мы можем сделать, это задержать их проявление, сделать вид, что нам не больно, не стыдно, не обидно, не про¬тивно. За время жизни многих поколений мы научились «корректно» вы¬ражать и сдерживать свои эмоции, но не научились их устранять. Если больно или стыдно, то, как ни скрывай, как ни сдерживай себя, все равно больно или стыдно. От сдерживания эмоций страдание только усиливается.
И наоборот, когда мы выражаем эмоции, даем им ход, переживаем их, страдание уменьшается. Если обеспечить условия для свободного, беспрепятственного выхода эмоционального напряжения, то происходит так рназываемая вентиляция эмоций – их разуплотнение, освобождение от эмоционального напряжения.
Таким образом, все дело упи¬рается в то, как, во-первых, управлять своими желаниями и как, во-вторых, эффективно работать с эмоциями и чувствами, раз уж они все равно есть.
Люди давно экспериментировали над этим. Многими религиозными течениями в качестве «метода спасения» рассматривалась и практиковалась крайняя аскеза, умерщвление плоти. В этом вопросе я полностью солидарен с мнением одного из величайших духовных авторитетов человечества – принцем Гаутамой Буддой, который пришел к выводу, что умерщвление плоти бессмысленно, и не следует умерщвлять никакие живые существа, в том числе и себя. Отказ от удовольствий и умышленное причинение себе страданий равносильны отказу от жизни.
Вопрос о пользе от страдания вообще очень проблематичен. Иначе все страдальцы были бы прекрасными людьми. Однако среди людей, прошедших мучитель¬ное детство, мерзавцев подчас больше, чем среди благополучных людей. Однако нередки и обратные случаи – когда дети, выросшие в достатке, в любящих семьях, оказываются совершенно беспомощными при столкновении с агрессивностью, жесткостью и злобой, встречающимися в обществе. Не срабатывают некие защитные механизмы, и в таких детях происходят серьезные внутренние сломы.
Как мы боремся с плохими эмоциями?
Любая отрицательная эмоция есть сильное напряжение, большая разность потенциалов, а потому – большая энергия. С этой энергией в любом случае должно что-то происходить. Люди применяют, по крайней мере, пять способов борьбы с собственными негативными эмоциями: 1) утоление эмоции, 2) сдерживание (самообладание), 3) переключение внимания, 4) медитацию, 5) химические средства. Какой из этих пяти приемов становится преобладающим, зависит от привычки конкретного человека. Рассмотрим каждый из этих приемов подробнее.
Утоление эмоции
Любая эмоция имеет свою программу реализации, утоления. В гневе мы деремся, в страхе убегаем. В случае обиды, вины или стыда каждый действует по той привычке, которая сложилась с детства, в зависимости от обычных переключений и замещений. Стыд может превратиться в гнев, и пока будет сохраняться стыд, человек будет гневен, раздра¬жителен, взрывоопасен, ища жертву для вымещения. Это часто про¬исходит потому, что программа утоления стыда неопределенна, а у гнева веками все отработано. При этом следует принимать во вни¬мание и приличия: для многих в обществе гневаться не стыдно, а стыдиться - стыдно. Эмоция может быть утолена в открытом конфликте, ссоре, скандале, «выяснении отношений». Она может квази-реализоваться в проигрывании неких внутренних умственных сценариев. Все эти варианты требуют затрат энергии, как психической, так и сугубо физической. Суть утоления эмоции всегда сводится к трате такого количества энергии, после которой неизбежно наступает усталость, а, значит, и расслабление. Эмоциональное действие прекращается – «злиться больше нету сил».
Таким образом, суть этого способа – прямая разрядка энергопотенциала во внешнем (открытом) или внутреннем (латентном) конфликте.
Каким бы полным ни было утоление, это не решает сути вопроса, так как эмоция исчезает на время, а далее, вслед¬ствие научения, наоборот, приобретает способность возникать быстрее и действовать сильнее.
Обидчивые люди с каждой обидой становятся все обидчивее, стыдящиеся - стыдливее. Бывает, что внешнее выражение эмоции спонтанно подавляется окружением. Например, гнев путем эмоцио¬нального заражения вызывает ответную  агрессию окружающих, и это вынуждает человека сдерживать свой гнев.
Сдерживание, самообладание
Сдерживание - неэффективное средство управления эмоциями, так как связанная в них энергия ищет выход и всегда найдет повод для сво¬его выражения. Женщина, проглотившая мелкую обиду, не успокоит¬ся, пока не устроит крупную сцену ревности по какому-либо ничтож¬ному поводу или намеку о прошлых увлечениях мужа. Этого не произошло бы, если бы обида не сдерживалась. Слабое чувство за¬висти к партнеру может вылиться в донос на него в налоговую ин¬спекцию.
Энергия эмоции не может исчезнуть «просто так»; загнанная внутрь, она всегда найдет способ сублимироваться в том или ином реальном или умственном действии.
Переключение внимания
Ослабление сдерживаемой эмоции может достигаться посредством переключения внимания (и соответствующей энергии) на увлекательное дело. Мышление отвлекается от праздной работы; вероятность возникновения неже¬лательных эмоций в период приятного досуга, как известно, уменьшается. Когда мы играем в баскетбол, идем под парусом или совершаем непростое восхождение, нам не до обид или стыда. Когда хозяйка с увлечением де¬лает торт или доводит до блеска декоративную посуду в старом шка¬фу, у нее на это время утихают мысли, порождающие обиду или рев¬ность.
Переключение внимания на повседневные удовольствия у многих людей выступает как достаточно эффективное средство контроля негативных эмоций. Надо сказать, любое сосредоточенное занятие, концентрирующее внимание, дает облег¬чение от тирании эмоций, поэтому увлеченные люди, как правило, более здоровы.
Функции переключения могут с успехом исполнять еда, секс, приятное общение. Они имеют готовые программы своей реализации, захватывают внимание полностью и на время своего действия избавляют нас от болезнетворной работы ума.
Энергопотенциал эмоций сознательно сублимируется в приятное занятие, полезное дело. Способ переключения внимания очень хорош в качестве тренировочно-вспомогательного упражнения. Очевидно, что он порядково более полезен, чем прямое утоление эмоций или их подавление.
При этом следует иметь в виду, что если устраняемые эмоции очень сильны и постоянно воспроизводятся, имеют хронический характер, то регулярно используемые виды переключения могут превратиться в навязчивости. Например, еда нередко выступает как защита от эмоций, некоторые люди в состоянии страха, тревоги много едят. Другие избавляются от негативных эмоций путем беспрерывной болтовни по телефону, злословия, посредством развлечений и сборищ по интересам. Это все замещения, происходящие в виде игр, в которые мы играем, причем только на время, пока мы играем. Эмоции нас оставляют, но стоит прекратить игры, как они возникают с новой силой.
Медитации
Любая сосредоточенность внимания на нейтральном, а тем более – на приятном объекте,  смягчает эмоции. Медитация и молитва дают отдых телу и душе на время этого занятия. В медитации устранение эмоций происходит также путем переключения. Если вы повторяете сосредоточенно молитву или мантру много раз, то вследствие однообразного повторения наступает измененное состояние сознания, характеризующееся отсутствием всяких эмоций, что приводит к общему состоянию блаженства. К сожалению, после прекращения медитации человек снова оказывается в мире, полном эмоций, как в песне: «Пришел домой, там ты сидишь!».
Самонаблюдение, именуемое интроспекцией, когда человек пристально наблюдает работу некоторых сторон своего ума, также способствует укрощению эмоций. Однако интроспекция доступна не каждому и требует определенной подготовки. Для получения эффекта от медитации и интроспекции нужно иметь терпение и веру, чего нам как раз и недостает. Чтобы иметь состояние веры и надежды, нужно поверить в такое, что в условиях современного светского и научного сознания для многих невозможно.
Химические средства
Многие люди при волнении применяют транквилизаторы, которые, по мнению фармакологов, тормозят процесс восприятия неприятного стимула. Безусловно, это часто дает быстрый внешний эффект, и кажется, что все уладилось. Но это не так.
Эмоции должны способствовать адаптации. В данном случае химия прерывает процесс взаимного приспособления, ломает защи¬ту. Химия подменяет естествен¬ные средства защиты, но не устраняет причины напряжения и дискомфорта.
Многие люди весьма радикально применяют химические средства для борьбы с эмоциями. Алкоголь и наркотики так же бы¬стро и без каких-либо усилий воли избавляют их от эмоций повсед¬невности. Кроме того, они создают эйфорию, стимулируемую выде¬лением эндорфинов. В результате сам организм перестает вырабатывать эти гормоны удовольствия (без дополнительной стимуляции), и наступает абстинентный синдром. В конечном счете, как известно, эта практика приводит к алкоголизму и наркомании, когда алкоголь и наркотик сами становятся лекарствами, регулярно избавляю¬щими от абстинентного синдрома.
Прямая связь эмоций и алкоголя на бытовом уровне прекрасно известна всем. «Пойду, сниму напряжение». «А как еще снять напряжение!». «Ты не пьешь? А как  снимаешь напряжение?». Вероятно, каждый из нас слышит эти и подобные фразы, по крайней мере, еженедельно. Но практически никто не пытается осознать те эмоции, которые стимулируют влечение к алкоголю, чтобы нейтрализовать их. Хотя в результате  устранилась бы и тяга к алкоголю как к защите против эмоционального стресса.
Сегодня нормой считается и эмоциональное перенапряжение, и химзащита от него. Люди просто не представляют себе иных путей и возможностей.
Можно сказать определенно, что все пять рассмотренных видов защиты от действия эмоций, в конечном счете, вопрос не решают. Хотя переключение внимания и медитация могут очень эффективно облегчать актуальное состояние, особенно когда маховик эмоции уже раскрутился и требуется его остановить – по меньшей мере, чтобы просто «прийти в себя», перестать быть полем развития эмоции. Но угашение эмоции такими способами все-таки останется временным и локальным. Вопрос о целесообразности именно управления эмоциями, а не простом ослаб¬лении их действия или сдерживании, остается на повестке дня в полной мере.
Поэтому попробуем детально рассмотреть механизмы работы человеческих эмоций на примере одной из самых распространенных и базовых – эмоции (чувстве) обиды. И посмотрим, существуют ли реальные возможности управления этим механизмом.


Рецензии