01. 5 личность, субличность, характер

Несмотря на то, что личность является центральной и обобщающей категорией психологии, единого определения этого понятия, как водится,  не выработано. Ни одно из множества определений личности, существующих в психологической науке, не может быть признано всеобъемлющим и бесспорным. Приведем некоторые примеры.
Личность - совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях (А.Н. .Леонтьев). Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн). Личность - общественный индивид, объект и субъект социальных отношений и исторического процесса, проявляющий себя в общении, в деятельности, в поведении (В.А. Ганзен). Понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты (И.С. Кон). Личность - субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность - человек как общественный индивидуум, субъект познания и объективного преобразования мира, разумное существо, обладающее речью и способное к трудовой деятельности (А.В. Петровский). Личность - человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Выделим некоторые общие для всех подходов моменты:
Личность — это особое качество или характеристика человека, которое приобретается индивидом в обществе, в совокупности тех социальных отношений, в которые он включается. Если индивидом рождаются, то личностью становятся.
Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. как он взаимосвязан с другими людьми. А.Н. Леонтьев называл личность «сверхчувственным образованием», т.к. эти связи и отношения с другими людьми составляют особую реальность, недоступную непосредственному восприятию. Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека — существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы.
Сущность личности заключается в способности человека действовать свободно, самостоятельно и ответственно. Личностное поведение — это поведение по собственному свободному выбору.
Личность — это не раз и навсегда сформированное качество, а постоянное развитие.
Индивидуальность (от лат. individuum — неделимое) — высший уровень интеграции человека по отношению к индивидному и личностному уровням. Индивидуальность одновременно фиксирует своеобразие и неповторимость человека как индивида и как личности. Развитие индивидуальности — это жизненный путь человека.
Так что же такое «личность» - в результате?
Реальность, которая описывается этим термином, проявляется уже в этимологии. Словом «личность» (persona) первоначально обозначалась маска, надевавшаяся актером древнегреческого театра. Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для каждого конкретного языка. В русском языке слово «личность» близко слову «личина», которое, согласно В.И.Далю, обозначает исполнение чужой роли, притворную внешность, общественное лицо, обращенное к окружающим.
Таким образом, в значении слова «личность» можно выделить два основных смысла.
o Первый, наиболее очевидный смысл — несовпадение глубинных, наиболее сущностных человека с содержанием роли, которую он исполняет.
o Второй — социальная типичность исполняемой роли, ее открытость другим людям.
Представления о личности как о системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения, нашли отражение в так называемой ролевой теории личности. Действительно, человек в обществе включен во множество различных социальных групп (в их числе семья, учебная группа, рабочий коллектив, дружеская компания и т.д.) В каждой группе он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъявляются определенные ожидания. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя по-разному в разных ситуациях, т.е. выступать в разных ролях.
Однако «личность» —именно то, что позволяет сохранить целостность своего «Я». Это все-таки не совокупность ролей, как представляется, а жизнь человека, которая не может быть сведена к механическому исполнению заданных ролей, хотя нередко такое и происходит.
Попробуем провести разграничение понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие «личность» употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Оно подчеркивает наличие в мире такой специфической реальности, как человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности.
Но человечество как таковое самостоятельно не существует.
Живут и действуют конкретные люди. Существования отдельных представителей человечества выражается понятием «индивид».
«Индивид» - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: ума, воли, потребностей и т.д. Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек».
А «личность» обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества.
Личность – это сложная операционная система, способная воспринимать внешние воздействия, отбирать из них определённую информацию и оказывать воздействие на окружающий мир по усвоенным социальным программам. Это программа, предназначенная для действия в человеческой среде.
Вместе с тем, «личность» - это не чисто рефлекторный, «отражательный» феномен. Для истинного Я «личность» есть проект, инструмент, с помощью которого оно исследует мир людей, обучается его правилам и взаимодействиям, преобразует его, а также изучает само себя.
В этой связи своевременно упомянуть принцип единства сознания и деятельности – термин, введенный С.Л. Рубинштейном: «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».
Принцип единства сознания и деятельности фиксирует тот факт, что Я-сознание не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.
Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного преобразования действительности. 
На протяжении ХIХ века ученые полагали, что личность существует как нечто, полностью сформировавшееся внутри яйца – подобно микроскопической гомункуле. Личностные черты индивида долгое время приписывались наследственности. Семья, предки и гены определяли то, будет ли человек гениальной личностью, заносчивым хвастуном, закоренелым преступником или благородным рыцарем. Но в первой половине ХХ века доказали, что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что из человека получится великая личность. Оказалось, что решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек после рождения.
Для нас это имеет значение с той точки зрения, можно ли существенно повлиять на собственную или другие личности, или такое влияние практически невозможно – если заложено «изготовителем по умолчанию». Ответ: влиять и изменять можно, причем, как выяснится позже, в весьма широких пределах.
Формирование личности
Слово «личность» употребляется по отношению к человеку, начиная лишь с некоторого этапа его развития. В отличие от индивида личность не есть целостность, обусловленная генотипом: ею не родятся, а становятся. Личность - относительно поздний продукт развития человека.
 «Личность» невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс социальной практики, человек проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Главная сфера становления человека – практическая  деятельность.
Формирование личности, становление социального “Я” - это процесс взаимодействия с себе подобными в процессе социализации, когда одна социальная группа обучает “правилам жизни” другую.
У новорожденного нет личности. Ребёнок неспособен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него еще нет своего «Я»-сознания. Он не знает границ между собой и "не-собой", между «Я» и «не-я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец обучение в школе – все это стадии одного процесса, а именно – создания своего «Я-сознания».
Проявляя ослушание, ребёнок «нащупывает» границы и рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других:  какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и преподавателей? Во что они могут и во что не могут вмешиваться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? Как сильно они меня любят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Бессмертен ли я и в чём смысл жизни?
Когда подросток задаёт подробные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я». Дальнейший процесс развития собственно личности может продолжаться как угодно долго. Не установлено никаких количественных границ. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения.
Социализация как процесс формирования личности
Как уже стало ясно, огромное влияние на развитие и формирование операционной системы «личность» оказывает процесс социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей и иных программ, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружающее индивида: семья, соседи, сверстники в детских заведениях и школе, средства массовой информации и т. д.
Процесс формирования личности в основном происходит по трем различным стадиям: 1) подражания и копирования детьми поведения взрослых, 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли, 3) стадии групповых игр, на которых дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Многие социологи утверждают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и что социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует ценностные ориентации.
Одним из важнейших аспектов социализации является процесс усвоения принадлежности к той или иной общности - идентификация. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д. и их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные. Идентификация означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения.
Идентификация есть один из краеугольных камней Я-концепции человека. Задайтесь вопросом – как вы себя идентифицируете?
Воспитание как процесс формирования личности
Нередко можно прочесть, что «главная цель воспитания - это формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизне деятельности в современном обществе, способного разделять и преумножать его ценности».
Однако такая постановка цели в реалии встречается редко. На протяжении всей истории развития человечества средоточием воспитания человека были семья, церковь, гражданское общество (если оно есть) и государство. Соответственно, семья воспитывала члена своей семьи, церковь – адепта, общество и государство – гражданина.
На практике воспитание всегда было процессом, посредством которого люди, принимающие решения на своих уровнях иерархии,  приспособляли будущие поколения к своим потребностям и условиям.
Воспитание и сейчас есть процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны других людей или их групп, которые помимо собственных, частных интересов, в той или иной степени учитывают также условия и интересы того или иного конкретного общества.
Воспитание закладывает в человека соответствующие навыки и сообщает ему определенные ожидания, которые связывают с ним окружающие его люди и группы людей. Происходит усвоение культурных норм и социальных ценностей. Внешние нормы превращаются во внутренние правила поведения.
Обратим внимание на то, что происходит в сфере воспитания в современности. Профессиональные психологи и психотерапевты, переживающие в последние десятилетия просто бум в своем «сегменте рынка», настроены грустно. В великолепной работе М. Сандомирского «Психосоматика и телесная психотерапия. Практическое руководство» эти настроения выражены чрезвычайно ясно.
«…Современное общество  устроено так, что пытается смягчить свои дисбалансы и внутренние противоречия за счет большей однородности, стандартизации сознания своих граждан. По возможности уравнять всех членов общества во взглядах и жизненных ценностных установках - значит сделать их предсказуемыми и тем самым - косвенно - более управляемыми.
Попытаться в определенной степени как бы «зомбировать» людей общими идеалами (например, накопления/потребления) или анти-идеалами (в частности, образом «международного терроризма»), то есть сплотить общество, манипулируя древними, первичными механизмами психики на уровне инстинктов и базовых потребностей - такими, как стадный инстинкт, активизирующийся противопоставлением «свой-чужой», или потребность в принадлежности, тесно связанная с потребностями в защите/безопасности и любви/уважении. В форме же принадлежности к определенной социальной группе эта потребность трансформируется в культ материального успеха и «гонку» потребления.
А для этого индивидуальное сознание каждого члена общества необходимо «выровнять под одну гребенку» сознания массового.
Для достижения подобной цели необходимо добиться, чтобы как можно больше людей подчинялось «мэйнстриму», разделяло принятые в обществе стереотипы и мифы массового сознания.
Распространение массовой, «усредненной» культуры и примитивизацию общественного сознания (его «опопсение») можно сравнить с экологическим бедствием. Для общества «развитого», техногенного, общества массового потребления и массовой информации сам способ его существования - причем в экономической сфере даже больше, чем в политической, - требует уменьшить проявления интеллектуальной независимости людей (особенно показательно в этом плане воздействие средств массовой информации). Заблокировать у многих членов общества «вредную» привычку думать самостоятельно означает под действием рекламы превратить их в потребителей как материальных, так и интеллектуальных полуфабрикатов.
Типичным феноменом массового сознания становится стандартизация личности вкупе со снижением общекультурного уровня. Отсюда в обществе создается «послушно-агрессивное большинство» или слой людей «простых», приземленных, без лишних «духовных» запросов. Это люди, которые стремятся жить «как все», «не выделяться». Именно поэтому они готовы преследовать тех, кто не похож на них как по образу жизни, так и по образу мыслей, чье существование бросает вызов выхолащиванию духовной основы жизни.
В обществе создается культ материального успеха одновременно с пренебрежением ко многим «нематериальным» сферам жизни.
Конформизм и потребность во внешней оценке (как у ребенка, нуждающегося во внимании взрослых) приводят к тому, что «средний» человек, который стремится жить «как все», начинает вести демонстративный, «показушный», инфантильно-истероидный образ жизни: «семья напоказ» - «женщина напоказ» - «ребенок напоказ» - и наконец, собственная персона «напоказ».
Что в этом плохого? Когда собственное «Я» ориентировано преимущественно на мнение других людей, его не остается для себя самого. А это значит, что у человека не сформировано представление о собственном «Я» - в первую очередь о своем предназначении и жизненном смысле.
Типичным порождением такого образа жизни становится человек, на первый взгляд достаточно зрелый в практическом, жизненном смысле (точнее, приспособившийся, приземленный) и инфантильный в духовном. Отсюда «всплески» нерационального поведения (особенно зависимости - алкоголизм, наркомания, гэмблинг, экстремальные развлечения, в конце концов, та же интернет-зависимость - как протест против серости жизни и попытка отгородиться от реальности). Отсюда и мистико-эзотерическая податливость - как проявление инфантильного «магического» мышления (наивно- детское ожидание чуда, мгновенного изменения, «просветления») и потребность в «учителе» (на самом деле поиск готовых, универсальных ответов на все жизненные вопросы как перенос ответственности на чужие плечи).
В чем причина подобной человеческой стандартизации и покорности?
Люди, сравнивая себя с другими, склонны подвергать себя поистине губительной самокритике и самоуничижению, удушающим личностный рост и ведущим к неврозу. Происходит это тогда, когда человек является в полном смысле слова продуктом современного общества - когда он внутренне недостаточно гармоничен, когда он не «заземлен», не уверен в себе, является рабом собственных эмоций и жизнь его недостаточно осмысленна.
«Социальная покорность» базируется на интеллектуальной несамостоятельности, которая становится нормой жизни современного человека, воспринимающего стереотипы, внушенные ему средствами массовой информации, как собственные мысли.
Инструментом стандартизации сознания в нашем обществе становятся средства массовой информации.
Распространяемые СМИ сюжеты о жестокости и насилии нарушают эмоциональное развитие детей и подростков, приводя к размыванию понятий добра и зла и возрастанию общего «деструктивного потенциала» личности.
Естественно, что многие люди инстинктивно пытаются защищаться от информационного давления с помощью его вытеснения, блокирования восприятия (эти механизмы психологической защиты срабатывают на интуитивно-автоматическом уровне). В результате человек все больше самоизолируется от общества - ценой утраты способности к сопереживанию, сочувствию, искренности и подлинному взаимопониманию в отношениях со значимыми другими, ценой «механизации» душевной жизни или мучительной внутренней «раздвоенности». Он отгораживается от окружающих стеной невнимания, непонимания и ложных убеждений, потоком ничего не значащих слов.
А отсюда - душевный надлом, кризис, жизнь в состоянии непрекращающегося внутрипсихического конфликта. Отсюда утрата, вернее, непонимание человеком своего жизненного смысла, питающее душевную болезнь современного общества - ноогенный невроз (В. Франкл) и его социальные последствия в форме невротической триады - депрессии, наркомании, агрессивности. Последняя связана с тем, что растущая социальная разобщенность заставляет людей в лучшем случае относиться друг к другу по принципу «человек человеку - никто», а чаще «человек человеку - потенциальный конкурент». В худшем же случае - относиться к другому как к прямому недоброжелателю, считая лучшей защитой от его посягательств активное, агрессивное противостояние.
Потому-то зачастую (а пожалуй, и в подавляющем большинстве случаев) человек не способен справиться с личным духовным кризисом собственными силами - и значит, психологическая помощь ему просто жизненно необходима.
Способ же решения этих вопросов заключается в том, чтобы помочь человеку стать в полной мере сознательным, научиться сохранять равновесие между неестественностью многих сторон современного образа жизни и собственным природным естеством. Для этого требуется не отказываться от плодов технического прогресса, а всего лишь «вступить в контакт с самим собой».
Как известно, человек по своей природе - существо социальное.
Так уж устроена его нервная система, что общение с окружающими людьми в раннем возрасте просто жизненно необходимо для ее нормального развития, а в зрелом возрасте должно служить важнейшей психофизиологической «опорой». Здесь и упомянутое чувство принадлежности, связанное на глубинном уровне с ощущением безопасности и защищенности, а на другом полюсе - чувство востребованности, являющееся источником внутренних сил, самоуважения и адекватной самооценки.
Изначально душевное утешение и психологическую поддержку давала человеку семья, выполняя функцию естественного (спонтанного, интуитивного) психотерапевта. Но семья традиционно устроенная - это большая, патриархальная семья, объединяющая несколько поколений. Семья, в которой не только для ребенка, но и для взрослого старшие члены семьи обладают авторитетом и пользуются уважением.
Семья как группа людей, объединенных общей, семейной целью (С. Кови), в которой они автоматически обретают жизненный смысл. Семья, естественным расширением или продолжением которой становится более масштабная социальная группа, построенная вначале на кровном родстве (род, племя), затем на общности территориальной или экономической (община, гильдия).
Семья, которая в современном обществе давно прекратила свое существование. 
Кризис традиционной семьи, забвение семейных ценностей - источник многочисленных психологических проблем в современном обществе. Доходит до того, что повышение частоты разводов рассматривается западными психологами уже не как проявление дезинтеграции общества, а просто как естественная и неизбежная ступень на пути перехода к «другому виду брака».
Тем самым прерывается связь времен, нарушается преемственность поколений. Разрывается цепочка наследования - разумеется, не материального, а духовного. Современное человечество изолируется от своих духовных корней, отгораживается от собственного коллективного бессознательного, отрекается от него, постепенно превращаясь в массу разъединенных индивидов - людей, «не помнящих родства». Отсюда и проблемы «отцов и детей», когда жизненный опыт старших просто отвергается молодым поколением, и дефицит любви, внимания и душевного тепла, которые даже в благополучной семье ребенок недополучает от родителей на глубинном, телесно-психологическом уровне…»
Субличности
Различные ситуации, способы видения мира по-разному окрашивают наше восприятие и влияют на наш образ жизни. Для каждой ситуации мы, часто не осознавая того, вырабатываем соответствующий образ себя, систему поз и жестов, чувств и поступков, слов, привычек и мнений. Эта совокупность элементов в каждой конкретной ситуации образует нечто вроде личности в миниатюре. Такие паттерны удобно называть субличностями.
Субличности - относительно независимые программы, сосуществующие в общем информационном пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас -- толпа. Здесь могут быть бунтарь и мыслитель, искусительница и домохозяйка, организатор и добряк и т.д. Причем нередко они относятся друг к другу не самым лучшим образом.
 Самые типичные субличности человека — те, что связаны с социальными (семейными или профессиональными) ролями, которые он принимает на себя в жизни, например, дочери, матери, сына, отца, бабушки, любимой, врача, учителя и т. д.
Благодаря работе с субличностями - осознанию, принятию и преобразованию различных частей личности, - становится возможным реальное pacкрытие личностного потенциала.
Субличности часто исполняют функцию инструментов самовыражения . Будучи весьма автономными динамическими структурами сознания, они ищут проявления  во внешнем мире. Через самовыражение субличности выявляют наши внутренние роли. Изменение, трансформация хотя бы одной из них влияет на всю психику индивида в целом.
Формирование субличностей происходит, видимо, уже в первые месяцы жизни ребенка. У годовалого ребенка эти психологические структуры уже существуют в оформленном состоянии. Они проявляются в виде типичного поведения и связаны с различными желаниями и потребностями. Со временем в зависимости от опыта и памяти субличности становятся более многомерными и сложными.
Субличности кристаллизуются путем повторения приобретенных реакций. Став сформировавшейся частью личности, субличности стремятся удовлетворить собственные потребности и реализовать желания. Атак как. разные субличности имеют разные желания, часто они вступают в конфликт друг с другом. Тогда субличность старается силой реализовать свои конструктивные или деструктивные качества. Этот процесс обычно протекает бессознательно и сопровождается знакомым ощущением: "Я не хотел так делать и все-таки сделал снова!"
Для того, чтобы проявить себя, субличности необходимы такие инструменты как тело, эмоции и мыслительные паттерны, причем каждая субличность, выходя на передний план в определенных обстоятельствах, имеет свойство выступать от имени всей личности. Человек слышит в себе мысли: "Я хочу...,  я сделаю..., ялюблю..." и ошибочно думает, что он, как целостная личность, действительно этого хочет, любит и т.д. В действительности им управляет лишь небольшая, получившая относительную автономию часть психики.
Важно иметь ввиду, что субличности обладают способностью полного захвата контроля над сознанием и поведением человека. Почти каждый из нас может вспомнить жизненные ситуации, когда он поступал так, как не хотел бы поступать, но никак не мог изменить свое поведение. Это часто сопровождается внутренней борьбой между двумя конфликтующими голосами, где каждый старается убедить в собственной правоте. Для относительно уравновешенного человека этот процесс ощущается как внутреннее колебание, сомнение, взвешивание "за" и "против". Он не слышит отдельных от себя "голосов", т.к. отождествляет себя со своим мыслительным аппаратом. Поэтому он уверен, что сам принимает решения. Даже если это решение неудачное - человек склонен обвинять в этом в лучшем случае себя, считая себя цельной личностью, а в худшем  ищет виноватого на стороне.
Приведем несколько примеров для иллюстрации.
Один из очень распространенных типов субличности - "бизнесмен". Придя на деловую встречу, целесообразно в самом начале внимательно понаблюдать  за своим визави, чтобы попытаться понять, насколько он присутствует на переговорах "вживую", или, наоборот, насколько сильно субличность "бизнесмен" контролирует его сознание. Если превалирует второй вариант, можно смело забывать о запланированных рассказах про "интересный проект",  "потрясающие перспективы", социальное звучание и прочие отвлеченные материи.
Субличность "бизнесмен" - программа исключительно эффективная, но узкоспециализированная. Она жестко настроена на поиск и нахождение строго определенных стимулов и раздражителей, а именно - свидетельствующих о возможной наживе. Поэтому всю беседу лучше сразу начинать, а потом и продолжать в единственном ключе - максимально наглядной и убедительной демонстрацией вашему собеседнику путей получения прибыли, причем желательно - быстрой и легкой.
Буквально в первые три-пять минут с момента начала разговора субличность "бизнесмен" должна получить искомое - слова-аргументы-стимулы, имеющие отчетливые признаки наживы. В противном случае эта субличность может отправить в сознание сигнал о рассогласовании, бизнесмен огорчится, почувствует раздражение и может вместо поиска путей к договоренности заняться энергичным поиском причин к отказу. Вы будете ощущать это как "нелогичность", "предвзятость", проявление "личной антипатии". Ничуть не бывало. Ничего личного. Это просто субличность "бизнесмен", не получившая за контрольный промежуток времени необходимых ей стимулов, дала команду "отбой". Сам бизнесмен как "цельная личность", а тем более - как человек, тут совершенно ни при чем. Его, собственно, и нет на переговорах. Его сознание полностью контролирует субличность.
Другой пример распространенной субличности - "строгий отец" или "строгий учитель". В этом случае тот или иной взрослый, носитель субличности данного типа, начинает вести себя сугубо определенным образом каждый раз, когда имеет дело с ребенком. Понятно, что детям свойственно заигрываться и просто шалить - это нормально,  потому временами требуется некая твердость и даже строгость, чтобы сублимировать детскую активность в мирном русле. Но неизменная "строгость" и критика как принцип воспитания - это просто деструктивная привычка поддерживать в ребенке перманентное напряжение, проще говоря, страхтой или иной степени интенсивности. "Строгая" субличность, контролирующая сознание взрослого, не дает, как правило, ни единого шанса хотя бы задуматься о целесообразности и смысле этого воспитания страхом. Контроль такой субличности прорывается только тогда, когда поведение ребенка, дошедшего до стадии перенапряжения, принимает формы, жестко приводящие взрослого "в чувство".
Или такая субличность, как "критик". Это любопытный феномен, ставший широко известным российской публике в последние 25 лет. Основные постулаты этой субличности заключаются в двух "аксиомах": 1) информация по своей природе в основном негативна; и 2) нет положительной информации, есть реклама.
Эти два постулата неоднократно публично произносились яркими носителями данной субличности. Если отвлечься от  профессиональной принадлежности и поинтересоваться у любого специалиста в области психотерапии, что последний думает о приверженцах этих двух постулатов, ответ поступит незамедлительно и будет сформулирован исключительно в терминах медицинского диагноза. Невротическое расстройство - будет самым нейтральным вердиктом.
Тем не менее,  изначальная установка на поиск скандала, аварии, катастрофы, конфликта - словом, любой ситуации напряжения, вызывающего такие реакции, как страх, тревога, агрессия, злорадство и пр. - это многолетняя, всеми нами наблюдаемая патологическая "норма" огромного числа современных СМИ, публикаций, видеопродуктов, их авторов. К большому сожалению, очень значимая часть совокупной аудитории до такой степени привыкла к данному "информационному фону", что сама "инфицировалась" соответствующими субличностями и нередко отторгает любую информацию, в которой отсутствует ставшая такой привычной доза напряжения (страха, агрессии и пр.). Стоит ли говорить лишний раз о том, какой отравой для тела и сознания является фоновый жизненный негативизм.
Практически каждая незавершенная задача (неотработанный, загнанный внутрь негативный опыт) со временем становится субличностью, т.е. относительно автономной программой, которая запускается каждый раз помимо сознания, при появлении подходящего стимула.
Вообще всякая жизненная ситуация – это, по сути, учебно-тренировочная задача. Соответственно, эту задачу можно решить, т.е. осознать как конкретный вопрос с тем или иным конкретным учебным смыслом; понять, что есть результат решения задачи; органично усвоить полученный новый опыт (включить последний в систему «личность»).
Однако нередко внутреннее сопротивление той или иной жизненной ситуации и новому опыту столь велико, что личность начинает искать различные способы защититься от нового и непривычного.
Способы психологической защиты личности и пути формирования субличностей
Подавление или вытеснение – попытка сознания как бы забыть  неприемлемые с точки зрения внутренней «цензуры» желания и мысли, травматичные воспоминания. Но мало кто умеет «стирать» такие неприемлемости, при отсутствии навыков это очень сложно даже с физической точки зрения. Поэтому травматичный материал чаще всего никуда не исчезает, а вытесняется в  подсознание.
Это означает, что неприятная жизненная ситуация не остается в прошлом, а продолжает существовать в теневой части памяти человека, как актуальная, существующая здесь и сейчас. Любой подходящий стимул-напоминание немедленно извлекает такую неприятность наружу в виде отрицательной эмоции, напряжения, ухудшения настроения без видимой причины. Неотработанная задача начинает управлять умом и поведением человека.
В расширительном смысле механизм подавления может использоваться и в отношении восприятия текущего опыта - когда человек «не замечает» того, что может вызвать болезненные переживания. Усвоение опыта заменяется игнорированием опыта.
- Подавление, доведенное до логического завершения, – это попытка игнорирования очевидных фактов, отрицание их действительного смысла.
- Рационализация - попытка найти утешительное логическое объяснение происшедшим огорчительным событиям (если неэффективными оказались оба предыдущих способа). Иными словами, попытка человека объяснить самому себе: все то, что случилось, все равно должно было произойти, причем именно с ним и именно подобным образом. В сущности, это как бы напоминает детскую позицию смиренного послушания, когда ребенок, стоящий в углу, повторяет самому себе слова родителей, за что именно его наказали и почему наказание справедливое и правильное.
Такая попытка «самоубалтывания» может принести временное успокоение. Однако обмануть самого себя в конечном счете невозможно. Подсознание, очень жестко сохраняющее эталоны восприятия, основные ценностные параметры и установки, не примет этого «муляжа».
На подсознательном уровне эмоциональная реакция остается неотреагированной, что приведет к появлению еще одной незавершенной задачи.
- Реактивное образование (или формирование реакции) - попытка человека противостоять обстоятельствам, совершая поступки, прямо противоположные тем, к которым эти обстоятельства его вынуждают, огульное отрицание всего, что не совпадает с собственным мнением, негативизм. По сути, детское упрямство, с одним только отличием – уже не ребенок, а взрослый человек пытается избавиться от эмоционального напряжения тем, что начинает делать все наоборот, вопреки очевидным фактам и наперекор требованиям окружающих.
Это известный метод выхода из напряжения через перенапряжение.
- Проекция - попытка человека сделать других ответственными за его проблемы, переложить вину за свои собственные ошибки. (Также весьма напоминает детские стереотипы поведения и способы самооправдания, связанные с уходом от ответственности - «ваза сама упала и разбилась», «они первые начали» и т.д.)
- Внешняя идентификация - игра в более сильного, принятие на себя чужой роли. Объединиться с сильным - значит найти себе защитника (так ребенок отождествляет себя с одним из родителей). Эта роль, если она разыгрывается часто, может усвоиться настолько, что становится неотъемлемой частью собственного «Я» ( т.н. «внутренний родитель»).
- Замещение - вымещение своего недовольства на ком-то более слабом или уязвимом. Кстати, это наиболее распространенный психологический механизм бытовых конфликтов, а также агрессивных и антисоциальных действий. Типичная ситуация: вначале человек внешне не проявляет свою агрессию из-за угрозы возможного наказания (обидчик сильнее физически, или имеет более высокий социальный статус, или окружающая обстановка препятствует совершению агрессивных действий из-за высокого риска наказания). Зато потом, оказавшись в ситуации относительной безнаказанности, он отыгрывается, вымещая накопленные отрицательные эмоции на ком-то другом, выбранном на роль жертвы. Весьма часто подобные проявления можно заметить в поведении ребенка - например, обижающего младших детей или в отместку старшим ломающего игрушки.
В отличие от детских «мелких шалостей», во взрослом возрасте подобные способы эмоциональной разрядки могут принимать весьма серьезный оборот. Став взрослым, человек может пытаться вымещать на окружающих свои старые обиды, которые глубоко ранили его еще в детском возрасте и которые он долгое время носил в себе. Нередко именно это происходит, когда человек теряет контроль над собой (особенно когда нарушается логичность мышления и исчезает критика к своему состоянию). При этом снимаются нравственные ограничения, зато возрастает подсознательное стремление «выпустить пар» накопленных отрицательных эмоций.
Более мягким вариантом замещения является переключение на второстепенную, «беспроблемную» деятельность вместо активных действий по исправлению проблемной, стрессовой ситуации, если эта деятельность сама является источником напряженности.
- Фантазирование - наиболее безобидный и в то же время довольно «детский», примитивный вариант защиты. Это временный уход от реальной жизни в мир фантазий, в котором воображаемый герой добивается справедливости и выходит победителем из всех конфликтных ситуаций.
- Фиксация - приостановка психологического развития на одной из «детских» стадий («не хочу быть взрослым»), препятствующая принятию на себя ответственности и способствующая сохранению инфантильных черт личности.
- Отреагирование - «выпуск пара» путем трансформации неприемлемых для сознания подсознательных импульсов в более приемлемые для индивида.
- Сублимация - наиболее совершенный вариант психологической защиты, когда тот же адаптивный результат достигается в процессе активной деятельности, одобряемой обществом - например, путем направления энергии на работу, творчество.
- Интроекция - некритичное, неразборчивое усвоение человеком чужих взглядов, мнений, установок (наподобие того, как маленький ребенок некритично усваивает все, что говорят взрослые).
В результате в психике человека могут присутствовать одновременно несколько противоречивых или взаимоисключающих мнений, что приводит к развитию внутреннего конфликта. Эти фрагменты, являющиеся источником конфликта, именуются интроектами и представляют собой чужеродные для личности, внедренные в нее в раннем детстве родительские установки и поучения.
- Слияние - близкий к вышеописанному механизм, благодаря которому человек настолько проникается установками другой личности, что становится от нее психологически зависимым. Это аналогично тому, как детское незрелое еще Я стремится к слиянию со взрослым, родительским.
- Уклонение от задачи - уход от общения с окружающими, закрытость (поведение испуганного или застенчивого ребенка), либо уход от искренности, надевание на себя маски, формальность контактов под видом заинтересованности в общении, разыгрывание демонстративной роли (детское игровое общение), либо уход от конфликтов и стремление всячески их заглаживать, гипертрофированный конформизм (поведение послушного ребенка).
- Самоагрессия - в тех случаях, когда человек сталкивается с невозможностью, запретом удовлетворения каких-либо своих стремлений и потребностей, он направляет их нереализованную энергию на себя самого (эффект бумеранга). В частности, подобным образом блокированные, замороженные эмоции напрямую приводят к формированию психосоматических нарушений. На словесном уровне это часто сопровождается самообвинением. Подобно тому, как ребенок «воспитывает» куклу, повторяя сердитые слова родителей, ранее обращенные к нему самому, так впоследствии, уже став взрослым, человек продолжает «воспитывать» себя, повторяя критические интонации, перенятые им в детстве от родителей. Первоначальные звенья цепочки рассуждений, образующей критически-воспитательные нотации, могут протекать на уровне непроизвольно всплывающих, так называемых автоматических мыслей. Поэтому, даже осознавая подобный негативный стереотип и страдая от него (пациенты часто называют это «самокопанием», «самоедством»), человек не может его преодолеть.
Большинство перечисленных психологических механизмов, призванных играть защитную роль, по сути, являются инфантильными, так как повторяют определенные черты детского поведения. Происходит это по той причине, что формируются они в далеком детстве, когда наше Я-сознание (Эго), еще слабое и неопытное, пытается «на ощупь», методом проб и ошибок найти способы защиты от травмирующих ситуаций.
А травмирующие ситуации происходят не только постоянно, но и неизбежно. Столкновения требований взрослых с собственными устремлениями ребенка, наивно-непосредственными детскими душевным порывами - извечное противоречие между «хочу» и «надо» - и закладывают основу внутрипсихического конфликта, в дальнейшем сопровождающего человека всю его сознательную жизнь.
По логике вещей, каждое требование к ребенку, а тем более – запрет и ограничение,  должны быть объяснены логически, на понятном детскому сознанию уровне. Причем не просто объяснены, а повторены несколько раз для закрепления ребенком нового навыка. Набор воспитательно-контролирующих родительских установок, усвоенных в детстве, в дальнейшем уже не подвергается коррекции или подстройке к действительности, так как остается за пределами осознавания - в подсознательной памяти. Необходимые нормы и правила становятся неотъемлемой частью формирующейся личности.
Однако очень часто взрослые не дают никакого объяснения требованию, запрету или ограничению, а лишь сообщают таковые в виде «категорического императива». И у ребенка возникает серьезный внутренний конфликт между его личным детским «хочу»которые ребенок не отделяет от себя самого  (а в восприятии ребенка он и его желания – это одно и то же), и многочисленными ограничениями и требованиями внешнего мира взрослых.
Ребенок не знает, что делать с такими конфликтами. Он воспринимает их как то, что внешний мир «не любит его», отторгает, загоняет в рамки. Это доставляет ему серьезный эмоциональный дискомфорт, «душевную боль», от которой он всеми силами стремится избавиться. Он ищет выхода  всеми перечисленными способами. Эти способы – самые «простые» и «очевидные» для неопытного детского сознания: 1) уйти от конфликта; 2) перестать быть стороной в конфликте; 3) отреагировать напряжение там, где получается; 4) защититься в конфликте более сильным и пр.
Осознавания, понимания причин самого «конфликта» вообще не происходит. Более того, не возникает и самого навыка распознания причин конфликта. Зато намертво закрепляется привычка автоматически реагировать на любой конфликт усвоенными с детства способами.
Дело в том, что описанные стереотипы поведения, как и многие другие, усваиваются человеком в детстве путем подражания, простого копирования чужих образцов поведения, см. импринтинг. Усваиваются же они в результате того, что ребенок отождествляет себя с родителями, идентифицируется с ними, благодаря чему родительское мнение воспринимается как собственное, безусловный авторитет.
Эти детские реакции психики сохраняются в дальнейшем на всю жизнь в форме психологических защит, типичных «детских игр», в которые взрослых людей заставляет играть подсознание - обиженный или бунтующий «внутренний ребенок».
Важнейший источник существующих у человека психологических проблем, особенно связанных со стрессом, - это «пережитки собственного прошлого»,  «островки детства» внутри взрослой личности.
Это является следствием того, что в современной культуре не принято специально обучать ребенка «технике безопасности» обращения с собственными чувствами, приемлемым способам управления ими, за исключением запрета на открытое выражение отрицательных эмоций -по принципу «не выносить сор из избы». Вопросы эмоциональной культуры, которая, по сути, должна прививаться каждому человеку с пеленок, общественное мнение просто замалчивает или обходит стороной. В итоге приемы разрядки отрицательных эмоций у ребенка складываются стихийно, сами собой.
Надо сказать, что и взрослых никто не обучает управлению эмоциями. Восполнить этот пробел и призвана настоящая Азбука. Ведь осознать ранее вытесненные, подсознательные комплексы означает для человека не что иное, как стать более зрелой личностью.
Зрелая личность
 «Зрелую личность» характеризуют  четыре основных, базовых составляющих, вокруг которых группируется множество других: 1) ответственность 2) терпимость 3) саморазвитие 4) положительное мышление и позитивноеотношение к миру (этот компонент также присутствует во всех предыдущих).
Ответственность — принципиальная установка, когда личность считает ответственной за все происходящее с ней в жизни саму себя. «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависит жизнь моя и моей семьи. Я должен и могу это сделать», — вот  постулаты зрелой личности.
Противоположностью ответственности является сознательная позиция, когда человек склонен считать ответственным за все происходящее с ним в жизни либо других людей, либо обстоятельства, ситуацию. Ответственность и за неудачи, и за успехи возлагается сначала на родителей, учителей, потом — на коллег, начальство, знакомых. Квинтэссенцией такой ответственности со знаком минус может служить фраза «а это он первый начал». На языке житейских понятий подобный подход обозначается как безответственность. У людей физически взрослых, но не вышедших за пределы отроческого мировосприятия кредо «виноват стрелочник» может принимать самые причудливые формы.
На сегодняшний день уже во многих исследованиях установлено, что «интерналы» (люди ответственные) более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, социально популярны. Общее представление о более высокой благожелательности интерналов к другим подтверждают, например, такие наблюдения: ответственные подростки положительнее относятся к учителям, а также к представителям правоохранительных органов.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что существует соотношение между ответственностью и наличием смысла жизни. Чем больше человек склонен полагать, что все в жизни зависит от его собственных усилий и способностей, тем в большей мере находит он в жизни смысл и цели.
Те же исследования показывают, что люди, склонные к безответственности, напротив, отличаются повышенной тревожностью, менее терпимы к окружающим, повышенно агрессивны, конформны, менее популярны в обществе. По некоторым данным, среди подростков-правонарушителей доля безответственных составляет 84%, в то время как к ответственным относятся лишь 16%. Из этого явствует, что абсолютное большинство обследованных не способны брать ответственность на себя, но «взваливают» ее на других или на ситуацию,  «роковые обстоятельства».
Ответственность – это принятие принципа свободы воли применительно к себе.
 Нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным. Человеческая ответственность происходит из неповторимости и своеобразия существования каждого индивида. На ответственный поступок способен лишь человек, который осознал эту свою единственность и неповторимость. Именно в ответственности перед жизнью заключена сама сущность человеческого существования.
Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. Вопрос о мере свободы должен решаться с учетом возрастных и иных конкретных особенностей и обстоятельств. Но сам принцип остается незыблемым. При этом верный тезис о том, что нельзя признать человека свободным, не признавая его в то же время и ответственным, нуждается в следующем обязательном дополнении обратного характера: нельзя признать человека ответственным, не признавая его в то же время и свободным.
Формирование ответственности идет рука об руку с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решений относительно самого себя. Когда мы хотим сформировать или развить в личности ответственность, но при этом блокируем проявление автономности исвободы принятия решений, это напоминает известную ситуацию, когда человека учат плавать, не пуская его в воду.
Такая практика не просто имеет место, но и чрезвычайно распространена. На вопрос: «Поощряем ли мы самостоятельность и автономность в процессе воспитания и обучения?» — скорее приходится ответить «нет», чем «да». В семье это выражается в таком типе воспитания, как сверхопека. В школе та же сверхопека, причем не только в воспитании, но и в обучении. Поощрение инициативности, автономности в учебной деятельности, конечно, имеют место. Но являются скорее исключением, чем правилом. Эмпирические исследования также показывают, что педагоги ценят дисциплинированность учащихся гораздо больше, чем самостоятельность личности.
Толерантность — следующая важнейшая составляющая социальной зрелости личности.
Можно выделить два разных проявления этого свойства: во-первых, исключительно высокий порог эмоционального восприятия личности (низкая чувствительность) и во-вторых,толерантность-мироощущение.
Толерантность первого типа связана с устойчивостью восприятия человека к воздействию социальной среды, с ослабленным реагированием на неблагоприятные факторы за счет снижения чувствительности к их воздействию. Образно говоря, это терпимость-черствость, , терпимость-стена.
В основе толерантности-мироощущения лежит принципиально иной механизм. В данном случае речь идет о предрасположенности, готовности к определенной «терпимой» реакции личности на среду. За такой  терпимостью стоят определенные установки личности, ее система отношений к действительности: к другим людям, к их поведению, к себе, к воздействию других людей на себя, к жизни вообще. Примерами установок личности, обеспечивающих ее реальную терпимость, являются, скажем, такие: «все люди когда-нибудь ошибаются», «каждый имеет право на свое мнение» (или ироничное: «где двое ученых, там три мнения»),  «человек имеет право на срыв», «опаздывающий сам переживает еще больше, чем те, кто его ждут» и т.п. Принятие стратегии и позиции, известной под названием «альтруистический эгоизм», вероятнее всего, также приводит к существенному повышению терпимости личности.
Таким образом, толерантность – это признание принципа свободы воли за другими.
Человек с подобными установками сохраняет чувствительность и  способность к сопереживанию и сочувствию. Его позиция – это позитивное отношение к миру, определяющее положительный взгляд на мир, позитивное видение действительности.
В реальной жизни с толерантностью все обстоит не столь благополучно, как хотелось бы.  Данные некоторых российских исследований (Реан А.А., 1992, 1999), проведенных среди школьников обоего пола в возрасте 15 - 17 лет показали, что высокие значения по параметру спонтанная агрессия имеют 53% обследованных, а низкие — только 9%. У остальных показатели на уровне среднестатистической нормы.
 Спонтанная агрессия — это подсознательная радость, которую испытывает личность при наблюдении трудностей у других. Такому человеку доставляет удовольствие «ткнуть носом» других в их ошибки, поставить в тупик своим вопросом или ответом. Это автоматически возникающее, немотивированное желание испортить кому-то настроение, досадить, разозлить.
Высокие показатели по другому параметру — реактивная агрессия — имели 47% обследованных, а низкие — только 4%. Но реактивная агрессия — это как раз проявление агрессивности в качестве типичной реакции при взаимодействии, общении. Таких людей отличает недоверчивость. Обид они просто так, как правило, не прощают и долго их помнят. Характерной является агрессивность при отстаивании своих интересов и вообще конфликтность личности.
Наконец, на все это накладываются высокие показатели по раздражительности — эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, быстрой потери самообладания. 56% имеют по этому критерию высокие значения и только 4% — низкие. Наверное, не стоит даже приводить примеры: к сожалению, с раздражительностью мы то и дело сталкиваемся в повседневной жизни и прекрасно знаем, что у раздражительных людей резкую реакцию часто вызывают даже мелочи. Также для них характерна поспешность в оценке окружающих.
Данные исследований о высоком уровне и широкой распространенности агрессивности в подростково-молодежной среде интересно дополняются результатами других исследований, прослеживающих динамику роста агрессивности. Установлено, что только за последние три-четыре года уровень агрессивных проявлений у несовершеннолетних  в среднем повысился в 1,5 раза, а наиболее высокие показатели агрессии имеют 12 - 13-летние подростки. Все вместе взятое вряд ли позволяет говорить о сформированности социальной терпимости личности или хотя бы о благоприятных тенденциях ее формирования. Больное нетерпимостью общество заражает этой болезнью свое молодое поколение.
Еще одна основополагающая составляющая зрелой личности — потребность в саморазвитии, самоактуализации.
Стремление к саморазвитию — не идея-фикс о достижении «абсолютного идеала», не фанатизм и не одержимость какой-либо конкретной сверхценной идеей. Саморазвитие – это практическая реализация принципа свободы воли.
В сущности, стремление к саморазвитию отражает тот факт, что человек усвоил простые и понятные принципы мироустройства: мир безграничен, мир бесконечно разнообразен, возможности человека – неисчерпаемы, и потому находиться в этом мире – истинное удовольствие. Единственный верный способ получения этого удовольствия – это постоянное движение в неизвестные ранее области, приобретение новых навыков и знаний, реализация новых проектов.

ХАРАКТЕР
Черты личности принято подразделять на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют и поддерживают деятельность, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер относится к инструментальной сфере личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, следует иметь в виду, что между мотивационными и инструментальными сферами не существует четкой границы. Характер может и проявляться в выборе цели действия, и выступать как средство ее достижения, то есть в своей инструментальной роли.
Характер – это совокупность целостных свойств личности, постоянно проявляющихся в её поведении, отношении к миру и людям. По сути, характер личности состоит из привычек и установок.
В характере выражаются наиболее типичные, существенные особенности человека, знание которых позволяет в какой-то мере предвидеть, как человек будет поступать в тех или иных случаях.
В узком смысле слова характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, выражающих способы его поведения и эмоционального реагирования.
В переводе с греческого «характер» означает «печать», «чеканка». Выражение «это для него характерно» означает, что определенные действия и поступки человека являются для него типичными, закономерными. Характер человека накладывает определенный отпечаток на его поведение и взаимоотношения с другими людьми. В характере сосредоточиваются многие существенные особенности человека как субъекта деятельности, общения, познания.
Таким образом, можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то,  ради чего он действует. Способы поведения и направленность личности относительно независимы: можно добиваться разных целей, применяя одни и те же способы, и наоборот, достигать одну и ту же цель разными способами.
Характер — прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки человека и во многом является результатом самовоспитания. Соответственно, характер может быть изменен самим человеком при наличии достаточной мотивации и умений.
Характер не является случайным набором изолированных черт. Он представляет собой сложное психическое образование, состоящее из системы многочисленных устойчивых свойств личности, которые выражают отношение человека к окружающему миру,  другим людям и самому себе.
Структурность характера проявляется в определенной иерархичности его черт. Это значит, что одни из них являются основными, определяющими и ведущими, а другие — второстепенными, менее существенными. Основные черты в той или иной степени подчиняют себе второстепенные, менее существенные, обусловливая их различную степень проявления в тех или иных ситуациях.
Большое значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У человека с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие ему отношения, убеждения, привычки и другие особенности. При неустойчивом характере взгляды, убеждения и отношения быстро меняются.
Системе отношений, составляющих структуру характера, в одних случаях присуще качество цельности, в других — противоречивости. Цельный характер у того человека, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой и соответствуют его убеждениям. Убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает все свои силы. Человек с противоречивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом взглядов и убеждений, целей и мотивов, желаний и поступков.


Рецензии