01. 10 Память

Определение и общая характеристика памяти
Как уже говорилось, каждое движение во внешнем и внутреннем мирах сопровождается изменениями среды. Колебания различной частотности и модальности, которые регистрируются рецепторами человека, воспринимаются как ощущения и направляются по нервным волокнам в центральный процессор – мозг, где трансформируются посредством операционной системы «сознание» в образы, модели, восприятия и представления.
Среды обитания нашего Я упорядочены, поэтому любое происходящее изменение всегда представляет собой определенную причинно-следственную, пространственную и временную последовательность по принципу «было-стало». С этой точки зрения нам следует говорить о том, что всякое движение в мире оставляет не только физический, но информационный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь, становясь предметом сознания. Вся совокупность этих следов представляет собой целостное отражение окружающего мира, его информационный аналог. В человеческом языке эта совокупность называется памятью.
Физиологической основой памяти являются следы ранее бывших нервных процессов, сохраняющихся в коре мозга благодаря пластичности нервной системы. Любой нервный процесс, будь то возбуждение или торможение, оставляет в нервной ткани  «след», называемый энграммой. Эти определенные функциональные изменения облегчают течение соответствующих нервных процессов при их повторении, а также последующее возникновение при отсутствии вызвавшего их раздражителя.
Память – это наша реальная информационная вселенная, в которой живет Я, оперирует сознание и происходят события.
Заострим постановку вопроса. Для сознания не имеет никакого значения, каков физический Петров «на самом деле»; сознание оперирует образом Петрова, имеющимся в памяти. Не имеет значения, каков город Париж «на самом деле» - существует только образ Парижа в памяти. И какова «доброта» во всех ее аспектах – сознание знает только образ «доброты», который опять же хранится в памяти. То есть., для сознания окружающий мир и память (как совокупность информации об этом мире) – это одно и то же. Память – не просто, как указывают многие исследователи,  некий «сквозной» процесс обеспечивающий преемственность процессов в сознании и объединяющий  их в единое целое. Это информационная среда реализации всех сознательных процессов.
Будем считать, что это «онтологический» аспект памяти. Для нашего рассмотрения столь же значим и второй, практически-прикладной аспект.
Под памятью понимают свойство живых систем, в частности, центральной нервной системы, воспринимать, фиксировать, хранить и воспроизводить следы ранее действовавших стимулов. Память характерна не только для центральной нервной системы (ЦНС); существуют и генетическая память, иммунная память. Нервная память, осуществляемая ЦНС, характеризуется тем, что хранение информации о прошедших событиях внешнего мира и об ответных реакциях организма на эти события используется организмом для построения модели текущего или будущего поведения.
Как протекают мнемические процессы? Например, когда мы ощущаем последовательность импульсов, которую раньше уже воспринимали, то мы узнаем предмет, который проявлял себя прежде в виде такой же последовательности. Предмет кажется знакомым. Сознание того, что наблюдаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.
Мы также можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали раньше. Этот процесс воссоздания образа предмета, воспринимавшегося нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Замечательно воспроизводятся не только предметы, но и мысли, переживания, желания, фантазии и т. д. – все составляющие нашей информационной вселенной. Для сознания все они равнозначны и равновелики в смысле их «реальности» и воздействия на самосознание.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение. Это процессы создания сущностей и реальностей нашей информационной вселенной.
Соответственно, чрезвычайно полезно знать, каким именно образом происходит процесс создания информационной вселенной нашей операционной системой. Целесообразно изучить и понять, как запечатлеваются отдельные следы реальных событий и явлений, каковы физиологические механизмы этого процесса, условия запечатления и его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
Особенно важно уметь «разуплотнить» образы и модели, которые оказались ошибочными, фантомными, чтобы поменять реалии собственной информационной вселенной.  Изменения, внесенные в память, для сознания равнозначны реальным изменениям в реальном мире.
Помимо этого, существуют и другие вопросы, на которые желательно иметь ответ. Например, как долго могут храниться эти инфо-следы, каковы механизмы их сохранения на короткие и длинные отрезки времени, каковы те изменения, которые претерпевают следы в памяти, находящиеся в латентном состоянии, и как эти изменения влияют на протекание процессов в сознании человека.
Попытки объяснить механизм процессов, протекающих в сознании при запоминании и воспроизведении, предпринимались уже с давних времен. Факт того, что любой сигнал – это всегда как минимум две точки – «было» и «стало», т.е. последовательность, соответствие, был отмечен многие столетия назад. Так, еще к Аристотелю восходят принципы ассоциации.
Принципы эти таковы:
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления автоматически активируют те образы и представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними. Например, образ школьного товарища может вызвать в памяти события из нашей жизни, имеющие положительную или отрицательную эмоциональную окраску.
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо явлении; или мы слышим запах духов и тут же вспоминаем человека, который ими пользуется.
3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать какой-либо образ белого цвета, а представив великана, вызвать в воображении  образ карлика.
Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления целостного, взаимосвязанного мира в принципе не могут запечатлеваться и воспроизводиться  изолированно друг от друга, а только виде упорядоченных комбинаций («группами или рядами»). Воспроизведение одних автоматически влечет за собой воспроизведение других.
Это обстоятельство – стержневой момент при работе по «разуплотнению» ошибочных ассоциативных рядов, которые приводят к появлению и устойчивому повторению  т.н. патогенных динамических стереотипов, например, выделению желудочного сока в ответ на переживание обиды.
Хотя значение ассоциаций очень велико, его не следует переоценивать. Сознательные процессы связываются, объединяются друг с другом не случайным образом. Осознание нами существенных внутренних связей самих предметов и явлений, отражением которых являются процессы в психике, позволяет в решающей степени влиять на возникновение ассоциаций и их угашение.
Экспериментально установлено еще в XIX веке, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются. При пристальном внимании к событию бывает достаточно его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно его воспроизвести.
Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Она выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между ними. В результате один процесс в сознании может вызвать другой.
Основные виды памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминанию и воспроизведению.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:
1) по характеру сознательной активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;
2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;
3) по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) — на кратковременную, долговременную и оперативную.
Классификация памяти по характеру сознательной активности
Двигательная (или моторная) память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться соответствующим действиям. Правда, при воспроизведении движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторая изменчивость , отклонение от первоначальных движений, несомненно, имеется. Но общий характер движений все же сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для походки, почерка или наших некоторых двигательных привычек: как мы подаем при приветствии  руку, как пользуемся столовыми приборами и т. д.
Наиболее точно движения воспроизводятся в тех условиях, в которых они выполнялись ранее. В новых, непривычных условиях мы часто воспроизводим движения с большим несовершенством. Также трудно повторить движения, если они раньше были частью какого-то сложного действия, а сейчас их надо воспроизвести отдельно. Все это объясняется тем, что движения воспроизводятся нами не изолированно от того, с чем они были раньше связаны, а только на основе уже образовавшихся связей.
Эмоциональная память — это память на чувства. Она заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности, как осуществляются отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет  большое значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.
Следует отметить, что воспроизведенные чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера. Например, горе сменяется печалью, а восторг или сильная радость — спокойным удовлетворением; в другом случае, обида, перенесенная ранее, при воспоминании о ней обостряется, а гнев — усиливается. 
Существенные перемены могут произойти и в содержании нашего чувства. Например, то, что раньше переживалось как досадное недоразумение, со временем может воспроизводиться как забавный случай, а  событие, омраченное  мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как счастливое.
Все это означает, что содержание записанных ранее «эмоциональных файлов» можно совершенно осознанно «перезаписать» или модифицировать в зависимости от поставленной задачи. Необходимо иметь ввиду, что воспоминание об эмоции, ее мысленное воспроизведение в памяти, по силе воздействия  на человека практически ничем не отличается от реального переживания, возникающего в момент первой инициации исходной эмоции. Т.е. при воспроизведении давней эмоции мы в самом буквальном смысле «проживаем» ее так же, как будто ситуация, вызвавшая эмоциональную рефлексию, имеет место здесь и сейчас.
Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое ранее воспроизводится затем в форме представлений. Характеризуя образную память, следует учитывать все те особенности, которые характерны для представлений, и прежде всего их  призрачность, фрагментарность и неустойчивость. Именно  поэтому воспроизведение воспринятого раньше нередко расходится с оригиналом, причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.
Отклонение представлений от первоначального образа восприятия может идти двумя путями: смешение образов либо их дифференциация. В первом случае образ восприятия теряет свои специфические черты, и на первый план выступает то общее, что есть у объекта с другими похожими предметами или явлениями. Во втором случае черты, характерные для данного образа, в воспоминании усиливаются, подчеркивая своеобразие предмета или явления.
Особо следует остановиться на вопросе о том, от чего зависит легкость воспроизведения образа. Можно выделить два основных фактора. Во-первых, на характер воспроизведения влияют содержательные особенности образа, его эмоциональная окраска. Так, сильное эмоциональное потрясение может вызвать даже галлюцинаторное воспроизведение виденного. Во-вторых, легкость воспроизведения во многом зависит от состояния человека в момент воспроизведения. Припоминание виденного наблюдается в яркой образной форме чаще всего во время спокойного отдыха (после заметного напряжения или сильного утомления), а также в дремотном состоянии, предшествующем сну.
Точность воспроизведения в значительной мере определяется степенью участия «словарного мышления» при восприятии. То, что при восприятии было названо, описано словом, воспроизводится более точно. Особенно эффективна письменная и графическая фиксация этих ассоциативных кодов. На этом во многом базируется такой комплекс, как «медитативная графика». Точность воспроизведения образа исключительно важна при работе с «мыслеформами».
Следует отметить, что многие исследователи разделяют образную память на зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую. Подобное разделение связано с преобладанием того или иного типа воспроизводимых представлений. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами памяти. Как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, достигая поразительно высокого уровня в условиях компенсации или замещения недостающих видов памяти.
Словесно-логическая память есть запоминание и воспроизведение мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в процессе размышления, помним содержание прочитанной книги, разговора с друзьями.
Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала (гештальт или его ядро), а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей (заучивание мыслей). Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже н не логическим, а механическим запоминанием.
Оба этих вида памяти могут не совпадать друг с другом. Например, есть люди, которые хорошо запоминают смысл прочитанного, но не всегда могут точно и прочно заучить материал наизусть, и люди, которые легко заучивают наизусть, но не могут воспроизвести текст «своими словами».
Развитие обоих видов словесно-логической памяти также происходит не параллельно друг другу. Заучивание наизусть у детей протекает иногда с большей легкостью, чем у взрослых. В то же время в запоминании смысла взрослые, наоборот, имеют значительные преимущества перед детьми. Это объясняется тем, что при запоминании смысла прежде всего запоминается то, что является наиболее существенным, значимым. В этом случае очевидно, что выделение существенного в материале зависит от его понимания, поэтому взрослые легче, чем дети, запоминают смысл. И наоборот, дети легко могут запомнить детали, но гораздо хуже запоминают смысл.
Все виды памяти тесно связаны и не существуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо двигательной деятельностью, то опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью запоминаем не только движения, но и данные нам объяснения,свои переживания и впечатления. Поэтому в каждом конкретном процессе все виды памяти взаимосвязаны.
Характеристика памяти по характеру целей деятельности
В зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную. В первом случае имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека иконтроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, т. е. не ставится специальная мнемическая задача. Во втором случае такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.
Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный материал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. Например, случайно услышанная фраза или воспринятая зрительная информация часто запоминается более надежно, чем если бы мы пытались запомнить ее намеренно. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в центре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.
Казалось бы, последняя градация носит совсем тривиальный характер.  Но из ее констатации вытекают некоторые следствия, которые редко учитываются в обыденной жизни. Например, на практике забывается, что память, наша информационная вселенная, была создана с очень весомым участием «случая», т.е. внешних факторов, нами никак не контролировавшихся. Потому в памяти очень много «сущностей», явлений и просто записей, попавших туда не в результате осознанного восприятия, а по воле других людей или в силу нашего невольного участия в чужих событиях. Представляется целесообразным осуществлять регулярную ревизию по крайней мере тех разделов памяти, где хранится информация, которой предстоит участвовать в решении тех или иных задач, которые мы ставим перед собой сегодня. Есть и более общий вывод – к любой поступающей извне информации следует относиться критически, с некоторого расстояния.
Классификация памяти по продолжительности закрепления и сохранения материала
Непосредственный отпечаток сенсорной информации - это система, которая удерживает довольно точную и полную, близкую к «фотографической» картину окружающей среды, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 сек. Если полученная информация привлечет внимание высших отделов мозга, она будет храниться еще около 20 сек. (без повторения или повторного воспроизведения сигнала, пока мозг ее обрабатывает и интерпретирует). Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает. «Непосредственные отпечатки» сенсорной информации повторить нельзя, они сохраняются лишь десятые доли секунды, и сознание не имеет возможности их продлить.
Кратковременная память работает с материалом иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при нас произносят какую-то фразу,  мы запоминаем не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Любая информация вначале попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации на короткое время, после чего информация может забыться полностью либо перейти в долговременную память, но при условии 1—2 - кратного повторения.
Кратковременная память ограничена по объему, при однократном предъявлении в кратковременной памяти помещается в среднем 7 плюс-минус 2. Это магическая формула памяти человека. То есть в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок, кусков информации. Главное –добиться того, чтобы эти «куски» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр или слов в единый целостный «кусок-образ», гештальт, «фрактал». При кратковременной памяти для запоминания необходимы волевые усилия.
Кратковременная память играет очень большую роль в жизни человека. Благодаря ей перерабатывается значительный объем информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная. Вследствие этого не происходит перегрузки долговременной памяти. В целом же кратковременная память имеет огромное значение для организации мышления, и в этом она похожа на оперативную память.
Долговременная память - наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого.  Если емкость первой из рассмотренных систем памяти составляет нескольких десятых секунд, а второй - несколько единиц хранения, то емкость долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью, это вопрос о поиске и своевременном вызове информации.
Долговременная память бывает двух типов:
1) ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию);
2) ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, обратиться к ней можно лишь в условиях гипноза, при том или ином «раздражении» участков мозга, актуализировав во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).
Оперативная память представляет собой мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. Когда мы выполняем какое-либо сложное действие, допустим,  арифметическое, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело. По мере продвижения к конечному результату отработанный материал может забываться. Аналогичное явление наблюдается при выполнении любого более или менее сложного действия. Части материала, которыми оперирует человек, могут быть различными (например, ребенок начинает читать со складывания букв). Объем этих частей, так называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешностьвыполнения той или иной деятельности. Поэтому для запоминания материала имеет большое значение формирование оптимальных оперативных единиц памяти.
Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов, накапливает информацию в течение дня. Во время ночного сна сознание очищает промежуточную память, категоризирует информацию, накопленную за прошедший день, и переводит ее в долговременную память. По окончании сна промежуточная память снова готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций, снижается внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.
Без хорошей кратковременной памяти невозможно нормальное функционирование долговременной памяти. В последнюю может проникнуть и надолго отложиться лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти,  которая выступает в виде своеобразного фильтра, пропускающего в долговременную память лишь нужную, уже отобранную информацию. . При этом переход информации из кратковременной в долговременную память связан с рядом особенностей. Так, в кратковременную память в основном попадают последние пять-шесть единиц информации, полученной через органы чувств. Перевод из кратковременной памяти в долговременную осуществляется благодаря волевому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Это достигается путем повторения материала, который надо запомнить. В результате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.
Как происходит запоминание материала и функционируют основные процессы памяти, мы с вами рассмотрим в следующем разделе.
Основные процессы и механизмы памяти
Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.
Объем памяти — важнейшая интегральная характеристика памяти, которая характеризует возможности запоминания и сохранения информации. Говоря об объеме памяти, в качестве показателя используют количество запомненных единиц информации.
Такой параметр, как быстрота воспроизведения, характеризует способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. Как правило, встречаясь с необходимостью решить какую-либо задачу, человек обращается к информации, которая хранится в памяти. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие, наоборот, испытывают серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.
Быстрота воспроизведения критически зависит от способа упорядочения информации, использованном при запоминании, а также от способности человека долго удерживать внимание на целевом предмете, то есть воли.
Другая характеристика памяти — точность воспроизведения. Эта характеристика отражает способность человека точно сохранять, а главное, точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть — искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки. Поэтому точность воспроизведения является весьма значимой характеристикой памяти.
Важнейшей характеристикой памяти является длительность, которая отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию. Очень часто на практике мы сталкиваемся с тем, что человек запомнил необходимую информацию, но не может ее сохранить в течение необходимого времени. Например, человек готовится к экзамену. Запоминает одну учебную тему, а когда начинает учить следующую, то вдруг обнаруживает, что не помнит то, что учил перед этим. Иногда бывает по-другому. Человек запомнил всю необходимую информацию, но когда потребовалось ее воспроизвести, не смог этого сделать. Однако спустя некоторое время он с удивлением отмечает, что помнит все, что сумел выучить. В данном случае мы сталкиваемся с другой характеристикой памяти — готовностью воспроизвести запечатленную в памяти информацию.
Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).
Непреднамеренное запоминание представляет собой запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Это запечатление того, что воздействовало на нас и сохранило некоторый след от возбуждения в коре головного мозга. Например, после прогулки по лесу или после посещения театра мы можем вспомнить многое из того, что увидели, хотя специально не ставили себе задачу на запоминание.
В принципе, каждый процесс, происходящий в коре мозга вследствие воздействия внешнего раздражителя, оставляет после себя следы, хотя степень их прочности бывает различна. Лучше всего запоминается то, что имеет для человека жизненно важное значение. Поэтому даже непроизвольное запоминание носит избирательный характер и определяется нашим отношением к окружающему миру. 
В отличие от непроизвольного, произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить некую информацию, и использует для этого специальные приемы запоминания. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное запоминание заметно продуктивнее непреднамеренного.
Главная особенность преднамеренного запоминания — это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание протекает с успехом и оказывается достаточно прочным.
Сохранение, воспроизведение, узнавание
 Всю информацию, которая была воспринята, мы не только запоминаем, но и сохраняем определенное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Например, установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое — в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке.
Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит прежде всего под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от наших органов чувств. Реконструкция проявляется в различных формах, например в исчезновении некоторых менее существенных деталей и замене их другими, в изменении последовательности материала, в степени его обобщения.
Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью воспроизведения и узнавания. Воспроизведение — это процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент. Оно отличается от восприятия тем, что осуществляется после него и вне его. Физиологической основой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.
Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В первом случае воспроизведение происходит неожиданно для нас самих. Например, проходя мимо школы, в которой учились, мы неожиданно можем воспроизвести образ учителя, который нас учил, или образы школьных друзей. Особым случаем непреднамеренного воспроизведения является появление персеверирующих образов, которые характеризуются исключительной устойчивостью (этот особый вид представлений памяти, который возникает после длительного и напряженного восприятия однородных объектов и характеризуется исключительной яркостью, непроизвольностью и навязчивостью; благоприятным фоном для их появления служит дремотное состояние).
При произвольном воспроизведении, в отличие от непроизвольного, мы вспоминаем, имея сознательно поставленную цель. Такой целью является стремление вспомнить что-либо из нашего прошлого опыта, например, когда мы  хотим вспомнить хорошо выученное стихотворение. В этом случае, как правило, слова «идут сами собой».
Бывают случаи, когда воспроизведение протекает в форме более или менее длительного припоминания. В этих случаях решение задачи — вспомнить что-либо — осуществляется через достижение промежуточных целей.. Например, чтобы восстановить какое-либо событие, мы стараемся вспомнить все факты, которые в той или иной мере связаны с ним. Причем использование промежуточных звеньев обычно носит сознательный характер. Мы сознательно намечаем, что может помочь нам вспомнить, или думаем, в каком отношении к нему находится то, что мы ищем, или оцениваем все, что вспоминаем, или судим о том, почему оно не подходит, и т. д. Вместе с тем, припоминая, мы часто сталкиваемся с затруднениями. Мы вспоминаем сначала не то, что нужно, отвергаем это и ставим себе задачу снова что-либо вспомнить. Очевидно, что все это требует от нас определенных волевых усилий. Поэтому припоминание является в то же время и волевым процессом.
Помимо воспроизведения мы постоянно сталкиваемся с таким явлением, как узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения). Например, мы узнаем дом, в котором живет приятель, но в котором мы никогда не были.Узнавание происходит благодаря тому, что ранее нам описали этот дом и объяснили, по каким признакам его найти, что отразилось в наших представлениях.
Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности. Наименее определенно узнавание тогда, когда мы испытываем только чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта не можем. Например, мы видим человека, лицо которого нам кажется знакомым, но вспомнить, кто он и при каких обстоятельствах мы могли с ним встречаться, не получается. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания. В других случаях узнавание, наоборот, отличается полной определенностью: мы сразу узнаем человека как определенное лицо. Узнавание осуществляется легче, чем воспроизведение. В самом деле,  сколько раз мы слышали такую фразу: «Я не могу его вспомнить, но точно узнаю, когда увижу».
Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию.
Забывание проявляется в двух основных формах: а) невозможность припомнить или узнать; б) неверное припоминание или узнавание. Между полным воспроизведением и полным забыванием существуют различные степени воспроизведения и узнавания. Некоторые исследователи называют их «уровнями памяти». Принято выделять три таких уровня: воспроизводящая память; опознающая память; облегчающая память. Например, ученик выучил стихотворение. Если через некоторое время он может воспроизвести его безошибочно — это первый уровень памяти, самый высокий; если он не может воспроизвести заученное, но легко узнает стихотворение в книге или на слух — это второй уровень памяти; если же учащийся не в состоянии самостоятельно ни вспомнить, ни узнать стихотворение, но при повторном заучивании ему потребуется меньше времени для полного воспроизведения, чем в первый раз, — это третий уровень. Таким образом, степень проявления может варьироваться. При этом характер проявления забывания может быть различным. Оно может проявляться в схематизации материала, отбрасывании отдельных, иногда существенных, его частей, сведении новых представлений к привычным старым представлениям.
Следует обратить внимание на то, что забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идет медленнее. Многие опыты показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем оно идет медленнее. Причем такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала.
Чтобы замедлить процесс забывания, необходимо своевременно организовать повторение воспринятого материала, не откладывая надолго эту работу. Если не повторять полученный материал сразу же, то через день в памяти сохраня¬ется 74 % материала, через три-четыре дня — 66 %, через месяц - 58 % и через шесть месяцев — 38 %. При повторении материала в первый день через день в памяти сохраняется 88%, через три-четыре дня — 84 %, через месяц — 70% и через 6 месяцев — 60 %. Если же организовать периодическое повторение , то объем сохраняемой информации будет достаточно большим на протяже¬нии значительного времени.
Рассматривая различные варианты проявления забывания, нельзя не сказать о случаях, когда человек не может вспомнить что-то в данный момент (например, сразу же после получения информации), но припоминает или узнает это спустя некоторое время. Такое явление носит название реминисценции (смутное воспо¬минание). Сущность реминисценции заключается в том, что воспроизведение ма¬териала, которого мы сразу не могли полностью воспроизвести, через день-два после восприятия пополняется фактами и понятиями, выпавшими при первом воспроизведении материала. Это явление часто наблюдается при воспроизведении словесного материала большого объема, что обусловлено утомлением нервных клеток. Реминисценция обнаруживается чаще у школьников. Гораздо реже это явление встречается у взрослых.
Другими формами забывания являются ошибочное припоминание и ошибочное узнавание. Общеизвестно, что воспринятое нами с течением времени теряет в воспоминании свою яркость и отчетливость, становится бледным и неясным. Однако изменения воспринятого ранее материала могут носить и другой характер, когда забывание выражается не в потере ясности и отчетливости, а в существенном несоответствии припомненного изначально воспринятому. В этом случае мы вспоминаем совсем не то, что было в действительности, так как в процессе забывания произошла более или менее глубокая перестройка воспринятого материала, его существенная качественная переработка. Одним из таких примеров переработки может служить ошибочное воспроизведение последовательности событий во времени. Так, отчетливо воспроизводя отдельные события, человек между тем не может вспомнить их правильную последовательность. Основной причиной подобного феномена является то, что в процессе забывания ослабевают случайные связи во времени, и вместо них на первый план выступают существенные, внутренние отношения вещей (логические связи, сходство и т. д.), которые не всегда совпадают со связями во времени.
В настоящее время известны факторы, влияющие на скорость забывания. Так, забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком. Кроме того, забывание происходит быстрее, если материал неинтересен человеку, не связан непосредственно с его практическими потребностями. Этим объясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами, а школьники хорошо помнят материал, который их увлекает, и быстро забывают то, что их не интересует.
Еще одним значимым фактором, ускоряющим процесс забывания, является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называют ретроактивным торможением. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если деятельность следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также, если последующая деятельность труднее предшествующей . Физиологической основой ретроактивного торможения в последнем случае является отрицательная индукция: трудная деятельность затормозила более легкую. Указанную закономерность необходимо иметь в виду при организации учебной работы.
По большому счету, ретроактивное торможение – это научение с отрицательным подкреплением и потому понятным конечным результатом.
Перечислим ряд наиболее характерных закономерностей, свойственных памяти.
Принцип интереса

Интересное запоминается легче. Почему? Потому, что мы не тратим на это специальных усилий — включается так называемое непроизвольное запоминание.
Если успешное запоминание во многом зависит от интереса к нему, то вполне естественно возникает вопрос: как же пробудить этот интерес? Интерес — это не просто желание что-либо узнать, а серьезная личная заинтересованность, которая возникает на основе глубоких внутренних потребностей. Основа формирования интереса — цель. Когда мы видим, что материал может нам понадобиться в будущем, читать становится интересно. Мысль в тексте связывается с конкретной практической необходимостью и без особых усилий запоминается. Поэтому прежде чем начать чтение (прослушивание, просмотр), надо четко решить для себя, зачем это нужно. По этому поводу английский философ Стюард сказал: «Не читай ничего, что не желаешь запомнить, и не запоминай ничего, что не имеешь в виду применять».

Принцип подкрепления
Установлено, что наиболее легко в нашей памяти воспроизводятся события, имеющие положительную эмоциональную окраску, и наоборот, негативные события быстро забываются. Потому очевидно, что для успешного запоминания полезного материала (научения какому-нибудь полезному навыку) желательно подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом, т.е. создать устойчивую ассоциативную связь между запоминаемым предметом или явлением и положительным эмоциональным переживанием.
Этот метод - основной при научении состоянию покоя и расслабления.
Чем больше первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ; чем больше каналов, по которым идет информация, тем запоминание прочнее. Отсюда задача — всеми средствами усилить первоначальное впечатление от запоминаемого.
Практически усилить первоначальное впечатление можно двумя способами: рационально и эмоционально.
При рациональном усилении старайтесь направить информацию по нескольким каналам: записать то, что запомнилось, нарисовать, проговорить. Особенно полезно применять рациональное усиление для запоминания несловесной информации — действий, образов, рисунков. Кто из нас не возвращался домой с полдороги, терзаемый мыслью о невыключенном утюге? Кто из нас не искал часами очки, сунутые второпях в самое неожиданное место? Почему мы не запоминаем такие простейшие действия? Потому, что они сделаны автоматически. Между тем, достаточно усилить впечатление от такого действия, и оно запомнится. Достаточно сказать себе вслух: «Утюг (газ, свет) выключил, дверь закрыл. Очки положил на тумбу». Если это превратится в привычку, вы навсегда будете избавлены от мучительных поисков.
При эмоциональном усилении первоначального впечатления надо стараться вызвать максимум эмоций, связанных с запоминаемой информацией.
Принцип осмысления

Чем глубже осознать запоминаемую информацию, тем лучше она запомнится.
Как известно, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому материал, с которым мы имеем дело при запоминании и воспроизведении, всегда выступает в виде целостной структуры. Процессы запоминания находятся в прямой зависимости от наличия или отсутствия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или менее обширные смысловые структуры.
Причина того, что люди так мало запоминают из прочитанного, заключается в том, что они слишком мало думают сами Чем глубже понят смысл запоминаемого, тем лучше, прочнее, подробнее оно сохраняется в памяти.
Запоминание, включенное в какую-нибудь осмысленную деятельность, оказывается наиболее эффективным, поскольку оказывается в зависимости от деятельности, в ходе которой оно совершается.
Запоминается, как и осознается, прежде всего то, что составляет цель нашего действия. То, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. Необходимо учитывать, что подавляющее большинство наших систематических знаний возникает в результате специальной деятельности, цель которой — запомнить соответствующий материал, чтобы сохранить его в памяти.
Принято выделять осмысленное и механическое запоминание.
Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером может служить заучивание статистических данных, исторических дат и т. д. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, необходимо многократное повторение материала.
Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому, что связаны логически.
Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих повторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека значительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида запоминания — механическое и осмысленное — тесно переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, мы главным образом основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов запоминается при помощи ассоциаций по смежности. С другой стороны, заучивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи. Так, один из способов увеличения объема и прочности запоминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения представлений. Например, вам надо запомнить ряд слов: арбуз, стол, слон, расческа, пуговица и т. д. Для этого построим условно-логическую цепочку следующего вида: «Арбуз лежит на столе. За столом сидит слон. В кармане его жилета лежит расческа, а сам жилет застегнут на одну пуговицу». И так далее. С помощью такого приема в течение одной минуты можно запомнить до 30 слов и более (в зависимости от тренировки) при однократном повторении.
Весьма отчетливо проявляется преимущество осмысленного запоминания над механическим при анализе затрат, необходимых для увеличения объема запоминаемого материала. При механическом заучивании с увеличением объема материала требуется непропорционально большое увеличение числа повторений. Например, если для запоминания шести бессмысленных слов требуется только одно повторение, то при заучивании 12 слов необходимо 14-16 повторений, а для 36 слов — 55 повторений. Следовательно, при увеличении материала в шесть раз необходимо увеличить количество повторений в 55 раз. В то же время при увеличении объема осмысленного материала (стихотворения), чтобы его запомнить, требуется увеличить количество повторений с двух до 15 раз, т. е. количество повторений возрастает в 7,5 раз, что убедительно свидетельствует о большей продуктивности осмысленного запоминания. Поэтому давайте более подробно рассмотрим условия, способствующие осмысленному и прочному запоминанию материала.
Сделать запоминание максимально осмысленным помогают простейшие приемы.
Осмысление материала достигается, например, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более или менее самостоятельные разделы, или группы мыслей. В каждую группу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему.
Тесно связан с этим приемом второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов – «единиц смысла». Суть данного метода заключается в том, что каждую смысловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим главную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана — это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к следующим частям — это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов.
Установлено, что те, кто составляет план при запоминании текстов, обнаруживают более прочные знания, чем те, кто запоминает текст без плана.
Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. нахождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Тайна хорошей памяти - это искусство образовывать многочисленные и разнородные ассоциации со всяким фактом, который мы желаем удержать в памяти. Иногда этот принцип еще называют принципом контекста. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.
Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с правилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п.
Принцип установки

Известно, что готовность к выполнению определенного действия (установка) предопределяет восприятие. Без установки запоминание иногда может вовсе не происходить, а в случае неправильной установки мощность памяти значительно уменьшается.

В понятие «установка» входит несколько элементов. Во-первых, установка —это самоприказ, команда самому себе на запоминание. Причем, отдавая эту команду, надо четко представлять цель работы. Установка ведь может быть и непроизвольной: во время поездки, например, мы читаем газету, а через некоторое время не можем вспомнить, что читали. Это сработала непроизвольная установка на времяпрепровождение. Нужно было как-то убить время, и мозг эту установку выполнил буквально. Однако если нас заинтересовала какая-то статья и мы решили ее с кем-то обсудить, ситуация резко меняется. Процессы, происходящие в коре головного мозга, тут же активизируются — происходит осмысление и запоминание информации. Лучшей установкой в этом смысле является установка на контроль. Пообещайте себе, что по окончании чтения вы перескажете материал, — результат будет намного выше, чем если бы вы заставили себя просто внимательно читать. То же самое относится к установке на время. Другими словами, приступая к чтению, поставьте перед собой конкретную задачу: «Этот материал надо запомнить на возможно длительный срок» или «Я должен(а) к ближайшему экзамену хорошо знать прочитанное». Установка на запоминание, как правило, значительно улучшает работу памяти.
Собственная установка на запоминание важна еще и потому, что иначе реализуется другой, очень распространенный и, по всей видимости, даже самый типичный вариант: установка на запоминание и воспроизведение будет сформирована другими людьми.
Большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи, но и наличие частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится задача запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только главные мысли и наиболее существенные факты, в других — запомнить дословно, в третьих — точно запомнить последовательность фактов и т. д.
Постановка специальных задач вообще играет очень существенную роль в запоминании. Под ее влиянием может меняться сам процесс запоминания. Запоминание очень сильно зависит от характера деятельности, в ходе которой оно совершается. В определенных случаях непроизвольное запоминание может оказаться эффективнее произвольного. В известных опытах непреднамеренное запоминание картинок в ходе деятельности, целью которой была их классификация (без задачи запомнить), оказалось определенно выше, чем в случае, когда перед испытуемым была поставлена задача специально запомнить картинки.
Принцип действия
Информация, участвующая в деятельности (т.е. когда  происходит применение знаний на практике), запоминается лучше. В рамках исследовательских работ было установлено, что запоминание находится в самой прямой и непосредственной зависимость от поставленной задачи. Действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий.
Принцип торможения
При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Запомните 5 букв и сразу же воспроизведите их. Это будет нетрудно. Попробуйте после этого произвести несложную умственную работу, например перемножить два двузначных числа. Вспомнить после этого 5 букв будет несложно. А если, вспомнив их, вы постараетесь запомнить 5 других, то первые 5 наверняка запомнятся хуже. Отсюда следует лучший способ забыть только что заученное — сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Любая информация должна «отстояться».
Чем больше сходства у нового раздражителя с прежним, тем вероятнее, что возбуждение охватит те же нейроны. По этим нейронам уже кружились импульсы от первого раздражителя, проторяя себе тропинки в долговременную память. Но тут появились новые импульсы, которые возбудили те же нейроны, но закружились по другим маршрутам, соответствующим новому раздражителю.
Большое практическое значение имеет вопрос о длительности интервала, выдерживание которого перед работой снижает торможение до «безопасного уровня». По-видимому, 10—15-минутный интервал, не заполненный никакой деятельностью, можно считать достаточным для профилактики торможения. 10-минутные перемены в школах и высших учебных заведениях были определены на основании большого опыта.
Принцип оптимальной длины ряда

Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти, который составляет 7+2 единицы информации.

Принцип края

Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Это происходит в силу того, что при заучивании какого-либо материала целиком концентрация внимания к материалу далеко не равномерна. Концентрация внимания максимальна в начале и в конце материала, в середине же она уменьшается. Из-за этого середина текста иногда запоминается в последнюю очередь. Если материал не был заучен основательно, его середина легко исчезает из памяти.

Данное явление объясняют еще и следующим образом. Переход к следующему слову тормозит следы предыдущего, а стремление запомнить предшествующее мешает запоминанию последующего. В первом случае происходит так называемое ретроактивное торможение, а во втором — проактивное. При запоминании слов, стоящих с края, такого двойного торможения не происходит, а потому и запоминаются они лучше.

Принцип повторения
Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повторение — важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Оно позволяет перевести умение в навык. Навык есть умение, доведенное до автоматизма. Автоматическое выполнение действий обеспечивает огромную экономию времени, энергии и усилий, в том числе  волевых.
Чтобы быть продуктивными, повторения должны отвечать определенным требованиям. Проведенные исследования позволили выявить некоторые закономерности в использовании метода повторений.
Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может наступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают существенный рост припоминания.
Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при последующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоминания, зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается сразу, и притом в большом количестве слов.
В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое повторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материала. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.
В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сначала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема запоминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.
В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал, но и когда надо закрепить в памяти уже выученное. При повторении заученного материала его прочность и длительность сохранения возрастают многократно.
Кроме указанных выше закономерностей использования метода повторений существуют условия, способствующие повышению эффективности запоминания. Очень важно, чтобы повторение было активным и разнообразным. Для этого перед заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопросы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т. д. При активном повторении происходит образование новых связей изучаемого материала с практикой. В результате запоминание делается более полным.
Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В психологии известны два способа повторения: концентрированное и распределенное.
При первом способе материал заучивается в один прием, повторение следует одно за другим без перерыва.
Исследования показывают, что распределенное повторение рациональнее концентрированного. Оно экономит время и энергию, способствуя более прочному усвоению знаний. В одном из исследований две группы школьников заучивали стихотворение разными способами: первая группа — концентрированным, вторая — распределенным. Полное заучивание при концентрированном способе потребовало 24 повторения, а при распределенном способе — только 10, т. е. в 2,4 раза меньше. При этом распределенное повторение обеспечивает и большую прочность знаний.
Очень близок к методу распределенного заучивания метод воспроизведения во время заучивания. Его суть состоит в попытках воспроизвести материал, который еще полностью не выучен. Например, выучить материал можно двумя способами:
а) ограничиться только чтением и читать до тех пор, пока не возникнет уверенность, что он выучен; б) прочитать материал один-два раза, затем попытаться его воспроизвести, после чего снова прочитать его несколько раз и вновь попытаться воспроизвести и т. д. Эксперименты показывают, что второй вариант намного продуктивнее и целесообразнее. Заучивание идет быстрее, а сохранение становится более прочным.
Принцип незавершённости

Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д. 

Этот принцип был доказан экспериментально. В ходе исследований выяснилось, что испытуемые лучше припоминали задания, которые им по условиям эксперимента не давали довести до конца. Те же задания, которые были выполнены полностью, теряли свою актуальность и стирались из памяти. То есть человек лучше помнит и воспроизводит информацию, которая для него остается актуальной.

Примером работы этого закона может выступить практически полное забывание учебного материала после ответа на экзамене в том случае, если студент изучает предмет с установкой «только бы  сдать»,  и не осознает необходимости сохранить эту информацию на более длительный период. После экзамена информация теряет свою актуальность и забывается. Поэтому так важно при изучении материала осознавать ее значение и важность для всей последующей жизни.

Обратим особое внимание на этот принцип. Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Для здоровья и гармонизации внутренних состояний незавершенные действия (незавершенные функциональные системы) имеют огромное значение. Они не только особо запоминаются, но и имеют характерное свойство «самозапускаться», т.е. стремиться к завершению, причем часто вне зависимости от актуальных задач и потребностей самого человека.
Продуктивность запоминания зависит и от того, как оно осуществляется: в целом или по частям. В психологии известны три способа заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и комбинированный. Первый способ состоит в том, что материал (текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз, до полного усвоения. При втором способе материал делится на части и каждая заучивается отдельно. Комбинированный способ представляет собой сочетание целостного и частичного. Материал сначала прочитывается целиком один или несколько раз, в зависимости от его объема и характера, затем трудные места выделяются и заучиваются отдельно, после чего снова весь текст читается целиком.
Исследования показали, что из указанных способов наиболее целесообразным является комбинированный. Он обеспечивает равномерное запоминание всех частей материала, требует глубокого осмысления, умения выделить главное. Такая деятельность осуществляется при большей сосредоточенности внимания, отсюда и большая ее продуктивность.
Следует отметить, что успех запоминания во многом зависит от уровня самоконтроля. Попытки воспроизвести материал при его заучивании помогают установить, что мы запомнили, какие ошибки допустили при воспроизведении и на что следует обратить внимание в последующем. Кроме того, продуктивность запоминания зависит и от характера материала. Наглядно-образный материал запоминается лучше словесного, а логически связанный текст воспроизводится полнее, чем разрозненные предложения


Рецензии