02. 2 Представление

Представление
Мозг человека всегда занят одним и те же фундаментальным процессом – созданием образа будущего. Роль представлений в этом процессе исключительно важна.
Отражение окружающей  действительности осуществляется в образах. В тех случаях, когда определенный образ строится под влиянием внешнего воздействия, мы имеем дело с образом восп¬риятия; когда же образ конструируется под влиянием внутреннего стимула (потребности, мотива, усилия воли, цели) - с образом представления. В том и другом случае построение образа происходит вследствие опреде¬ленного умственного действия. В первом случае - перцептивного, во втором - мнемического, действия воспроизведения. Оба действия взаимосвя¬заны: как уже подробно рассматривалось, восприятие невозможно без воспроизведения перцептивного эталона.
Неверно предполагать, что образ восприятия – это «фотографическое отражение» предмета, а представление – как бы воспроизведенВ обоих случаях восприятие и представление есть процессы построения соответствующих образов на основе опреде¬ленных мнемических и перцептивных программ.  Это очень родственно тому, как компьютер создает образы и рисунки, хотя эти образы нигде не хранятся; хранятся только программы их построения.
Основные характеристики представления
Первичную информацию об окружающем мире мы получаем с помощью ощущения и восприятия. Возбуждение, возникающее в наших органах чувств, не исчезает бесследно в то самое мгновение, когда прекращается действие на них раздражителей. После этого возникают и в течение некоторого времени сохраняются так называемые последовательные образы. Однако роль этих образов для психической жизни человека сравнительно невелика. Намного большее значение имеет тот факт, что и спустя длительное время после того, как мы воспринимали какой-либо предмет, его образ может быть снова — случайно или намеренно — вызван нами. Это явление получило название «представление».
Представление – это образ предметов, явлений, качеств, событий, воздействовавших на органы чувств человека, восстанавливаемый по сохранившимся в сознании следам при отсутствии этих предметов и явлений, а также образ, созданный усилиями продуктивного воображения.
Воображение, в свою очередь, представляет собой сознательную деятельность, состоящую в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение оперирует конкретными чувственными образами или наглядными моделями действительности, но при этом имеет черты опосредствованного, обобщённого познания. Для воображения чрезвычайно характерен «отход от реальности», что позволяет определить его как «процесс преобразующего отражения действительности».
Представление занимает особое место среди процессов, реализуемых нашим сознанием. Это необходимое звено, объединяющее первичные сигнальные  процессы в сознании, организованные в форму образов различных видов и производные   словарно-мыслительные процессы, составляющие уже "специально человеческий" уровень организации сознания.
Можно выделить несколько типов представлений.
Во-первых, это представления памяти, т. е. представления, которые возникли на основе нашего непосредственного восприятия в прошлом какого-либо предмета или явления.
Во-вторых, это представления воображения. На первый взгляд этот тип представлений не соответствует определению понятия «представление», потому что в воображении мы отображаем то, чего никогда не видели. Но это только на первый взгляд. Воображение не рождается на пустом месте, и если мы, например, никогда не были в тундре, это не значит, что мы не имеем о ней представления. Мы видели тундру на фотографиях, в фильмах, знакомились с ее описанием в учебнике географии или природоведения и на основе этого материала можем представить образ тундры. Следовательно, представления воображения формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и ее более или менее творческой переработки. Чем богаче прошлый опыт, тем ярче и полнее может быть соответствующее представление. 
Представления возникают не сами по себе, а в результате нашей практической деятельности. При этом они имеют огромное значение не только для процессов памяти или воображения, — представления чрезвычайно важны для всех психических процессов, обеспечивающих познавательную деятельность человека. Процессы восприятия, мышления, письменной речи всегда связаны с представлениями, так же как и память, которая хранит информацию и благодаря которой формируются представления.
Представления имеют свои характеристики.
Прежде всего, представления характеризуются определенной наглядностью. — это Как чувственно-наглядные образы действительности, представления близки к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, воспринимавшихся в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, они, как правило, значительно бледнее.
Следующей характеристикой представлений является фрагментарность. Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие —смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, на которых, как правило, фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа.
Не менее значимой характеристикой представлений является их неустойчивость и непостоянство. Так, любой вызванный образ исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными.
Следует отметить, что представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и всякий раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в едином  обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.
Перечисленные характеристики очень просты и кажутся трюизмами. Однако так кажется ровно до тех пор, пока дело не доходит до бытовой практики и повседневных привычек. Лишь небольшую часть нашего жизненного опыта, желаний и устремлений мы способны во всякий момент выразить в членораздельной речи и осознать. Тем не менее, вся совокупность этого опыта и невыраженных желаний оказывает влияние на формирование нашего характера, наших стремлений, мыслей и действий.
Возьмем для примера два представления, которых играют колоссальную роль в жизни каждого человека. Это 1) представление о самом себе – Я-концепция и 2) представление о своих «истинных потребностях», включая доминирующую потребность – знаменитую Доминанту.
Людям свойственно полагать, что они прекрасно знают, кто они такие и что они хотят.  Однако многолетняя практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев нет ничего более далекого от реальности. Буквально единицы оказываются в состоянии мало-мальски связно и последовательно описать себя и технологически внятно объяснить, чего они хотят на самом деле.
Чаще всего ответы начинаются с очевидностей: «я – человек», «я – художник», «хочу быть здоровым и богатым». Люди отвечают знаками-кодировками, которые представляются им очевидными как бы по определению. Но если поставить вопросы:
– а кто такой человек? Все семь миллиардов жителей Земли –люди, но совершенно разные;
- как отличить тебя от другого такого же по форме человека?
- Что богатство для тебя конкретно?
-Что такое «быть здоровым»? –
немедленно выясняется, что за знаками-словами («человек», «художник», «богатый», «здоровый» и т.д.) скрываются очень смутные, обрывочные, практически неформализуемые представления. И дело даже не в том, насколько они верны с точки той или иной системы мировоззрения.
Гораздо значимее следующее обстоятельство: у каждого человека на самом деле имеется и Я-концепция, и Доминанта, и система истинных потребностей, того, чего он «действительно хочет» (т.е. того, что вызовет в нем искреннюю радость, положительные эмоции и ощущение гармонии мира). Но все эти комплексы представлений чаще всего не осознаются, а существуют в сознании в виде автоматических подсознательных программ, действующих помимо сознания и при этом совершенно неумолимо.
В быту это выглядит следующим образом. Человек смутно ощущает, что его что-то тянет, манит, ему чего-то такого хочется, непонятно чего, и он так же наощупь, смутно, наугад пытается методом случайного найти искомое. Меняет работу, места жительства, партнеров, друзей, но всегда остается неудовлетворенным и просто несчастным. Он просто не находит себя и свои потребности.
Поэтому регулярное, внимательное и максимально точное изучение собственных представлений –важнейшая и неотъемлемая часть азбуки поведения.
Сказанное в равной мере справедливо и для отношений во внешнем мире. В том смысле, что адекватное понимание представлений других людей –  залог успешного, минимально конфликтного и эффективного общения и взаимодействия.
Виды представлений
Существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то их основная классификация строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Мы рассмотрим классификацию представлений, в основу которой положены ощущения.
Зрительные представления. Большинство имеющихся у нас представлений связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или неясны или отсутствуют вовсе. Например, часто наши зрительные образы лишены объемности и воспроизводятся в виде картины, а не объемного предмета. Причем эти картины в одном случае могут быть красочными, а в других случаях — бесцветными.
Характер наших зрительных представлений главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений.
В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов - фонетические и темброво–интонационные.  Когда мы представляем на слух какое-нибудь слово, не связывая его с определенным голосом, это фонетические представления.  Они имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.
Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда мы представляем себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.
Суть музыкальных представлений главным образом заключается в соотношении звуков по высоте и длительности, так как музыкальная мелодия определяется именно звуковысотными и ритмическими кодами. У большинства людей тембровый момент в музыкальных представлениях отсутствует, потому что знакомый мотив, как правило,  звучит как бы «вообще», в каких-то «абстрактных звуках». Однако у высококлассных музыкантов-профессионалов тембровая окраска может проявляться в музыкальных представлениях с полной ясностью.
Другой класс представлений, который играет очень значимую роль при проведении практических тренинговых занятий — это двигательные представления. По характеру возникновения они отличаются от зрительных и слуховых тем, что никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда мы представляем себе движение какой-нибудь части нашего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Например, если вы представите себе, что сгибаете в локте правую руку, то в бицепсах правой руки у вас произойдут сокращения, которые можно регистрировать чувствительными приборами и просто почувствовать. Если исключить возможность этого сокращения, то и представления становятся невозможными. Экспериментально доказано, что всякий раз, когда мы представляем себе произнесение какого-нибудь слова, приборы отмечают сокращение в мышцах языка, губ, гортани и т. д. Все эти обстоятельства исключительно успешно применяются в различных упражнениях.
При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают нам соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей, и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами.  Например, представляя себе сгибание правой руки в локте, мы имеем зрительный образ согнутой руки и двигательные ощущения, идущие от мышц этой руки. Речевые двигательные представления являются слиянием рече-двигательных ощущений со слуховыми образами слов.
Более того, всякое представление имеет свое физиологическое соответствие не только в виде сокращения тех или иных мышц, но и вообще в виде некой характерной реакции разных морфологических систем организма.
Запомним следующий фундаментальный принцип: каждому представлению соответствует определенная физиологическая реакция. Т.е. каждое представление инициирует то или иное поведение систем на физиологическом уровне.
Слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления — качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Так, представляя какой-либо предмет, мы сопровождаем зрительное воспроизведение мысленным произнесением слова, обозначающего этот предмет, поэтому вместе со зрительным образом воспроизводим слуховой образ, который, в свою очередь, связан с двигательными ощущениями. Вполне правомочен вопрос о том, можно ли воспроизвести зрительные представления, не сопровождая их слуховыми образами. Вероятно, можно, но в этом случае зрительный образ будет весьма смутным и неопределенным. Относительно ясное зрительное представление возможно только при совместном воспроизведении со слуховым образом.
Таким образом, все основные типы наших представлений в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или типы весьма условно. Мы говорим об определенном классе или типе представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.
Завершая рассмотрение классификации представлений, необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, особенно для применения метода визуализаций, типе представлений — пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним неприменим. Однако они все же остаются образами — образами пространства, так как одну сторону действительности — пространственное размещение вещей — они передают с полной наглядностью.
Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, а иногда — двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни мы тоже пользуемся данным типом представлений, например, когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае мы представляем себе маршрут и движемся по нему. Причем образ маршрута постоянно находится в нашем сознании. Как только мы отвлекаемся, это представление уходит из нашего сознания и мы можем совершить ошибку в передвижении, например, проехать свою остановку. Поэтому при передвижении по конкретному маршруту пространственные представления так же важны, как и информация, содержащаяся в нашей памяти.
Принцип «удержания маршрута в сознании» исключительно важен не только при реализации движения в смысле пространственных перемещений, но и, например, при движении к цели. Постоянное удержание конечной цели поведения в «оперативной памяти», в кэше, т.е. в сознании в узком смысле слова, имеет принципиальное значение для эффективности реализуемого поведения. Оно требует концентрации внимания и усилия воли.
Одна из наиболее эффективных методик заключается в сознательном формировании определенных устойчивых «маршрутов ассоциативного соответствия» - между некими представлениями, с одной стороны, и телесно-эмоциональными состояниями, с другой. Например, если достигнутое состояние покоя  устойчиво связать путем неоднократных тренингов-повторений с определенным представлением-образом (скажем, мягким летним вечером в цветущем майском саду), то каждый раз при воспроизведении такого представления организм будет уверенно приходить в желательное состояние – состояние покоя.
Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные — это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные — это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.
Индивидуальные особенности представления и его развитие
Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления разного  вида. У одних преобладают зрительные, у других — слуховые, а у третьих — двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о «типах представлений». В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых и двигательных представлений, а также лица с представлениями смешанного типа. К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.
Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.
Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.
Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя.
Люди необыкновенно сильно различаются между собой по яркости, полноте, отчетливости и количеству имеющихся у них зрительных образов. У очень многих людей эти образы обладают особым совершенством; у немногих других, напротив, они настолько неразвиты,  что почти как бы вовсе не существуют. То же самое справедливо и относительно слуховых и двигательных образов, а вероятно также и относительно всех других.
Люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко. У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих образов, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются красочными образами и т. д.
Представления очень полезно развивать. Чем четче, ярче и устойчивее то или иное представление, тем эффективнее будет работать ассоциированный с ним «маршрут соответствия».
Представления играют исключительно важную роль в сознательной жизни ребенка-дошкольника. Большинство проводимых исследований показало, что дети, как правило, мыслят наглядно. Память в этом возрасте также в значительной степени строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. Однако первые представления у детей достаточно бледны. Несмотря на то, что представления более значимы для ребенка, чем для взрослого, у взрослого они более ярки. Таким образом, развитие способности к созданию представлений – одно из важнейших содержаний развития сознания вообще.
Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений. Например, если в эксперименте требуется сравнить два звука, отделенных друг от друга промежутком в 20-30 секунд, то сначала эта задача оказывается почти невыполнимой, так как к моменту появления второго звука образ первого уже исчезает или становится настолько тусклым и неясным, что не допускает точного сравнения. Но затем, постепенно, в результате упражнений, образы становятся ярче, точнее и задача оказывается вполне выполнимой. Этот эксперимент доказывает, что наши представления развиваются в процессе деятельности, причем той деятельности, которая требует участия представлений определенного качества.
Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала. Суть данного утверждения состоит в том, что наши представления в значительной мере зависят от привычного способа восприятия, и это необходимо учитывать при решении конкретных задач. Например, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка — слухо-двигательно. Это объясняется тем, что родной язык мы постоянно слышим и обучаемся речи в процессе общения с людьми, а иностранный язык, как правило, изучаем по книгам. В результате представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов. По этой же причине представления о цифрах у нас так же воспроизводятся в виде зрительных образов.
Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. В основание эффективного представления должен быть положен очень качественный эмпирический материал – яркие, убедительные и уникальные ощущения, позволяющие достигать безошибочного различения.
Нецелесообразно ставить преждевременные задачи, требующие свободного, не имеющего опоры в восприятии, оперирования представлениями. Для того чтобы добиться такого оперирования представлениями, человеку необходимо сформировать на основе соответствующих перцептивных образов представления определенного типа и иметь практику оперирования этими представлениями. Например, формирование представления о состоянии покоя не будет иметь особого смысла, если человеку не продемонстрировать само это состояние многократно и предельно наглядно, что позволит точно отличать это состояние от прочих.
Важнейшим этапом развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению вызывать нужные представления произвольно. Многие исследования показали, что есть люди, которые совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Поэтому основные усилия при формировании способности оперировать представлениями определенного вида должны быть, прежде всего, направлены на выработку умения намеренно вызывать эти представления. При этом следует иметь в виду, что всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения.
Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь — это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений.
Другой путь — путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными, отображая целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.
Первичные образы памяти и персеверирующие образы
Следует обратить внимание на то, что необходимо отличать представления от первичных образов памяти и персеверирующих образов.
Первичными образами памяти называются те, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень короткий  промежуток времени, измеряемый секундами. Давайте проделаем один эксперимент. В течение одной-двух секунд смотрите на какой-нибудь предмет — авторучку, настольную лампу, картину и т. д. Затем закройте глаза и постарайтесь как можно ярче представить себе этот предмет. Вы сразу получите сравнительно яркий и живой образ, который начнет достаточно быстро затухать и скоро совсем исчезнет. Первичные образы памяти имеют определенные схожие характеристики с последовательными образами: 1) они следуют сразу за восприятием объекта; 2) их продолжительность очень невелика; 3) их яркость, живость и наглядность гораздо больше, чем у наглядных представлений; 4) они являются копиями единичного восприятия и не содержат в себе никакого обобщения.
С другой стороны, они имеют отличающие их от последовательных образов черты, которые сближают их с подлинными представлениями. Во-первых,  первичные образы памяти зависят от направленности внимания на соответствующий объект во время восприятия, и чем внимательнее воспринимается объект, тем ярче будет первичный образ памяти, тогда как последовательный образ не зависит от направленности внимания во время восприятия.  Во-вторых, чтобы получить яркий последовательный образ, надо сравнительно долго (15-20 секунд) смотреть на соответствующий объект, наиболее же яркие первичные образы памяти получаются после непродолжительного (1-2 секунды) времени восприятия.
Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.
Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как вы услышали мелодию, которая вызвала сильное эмоциональное переживание, она долго и навязчиво «звучит в ушах». всего это та мелодия,
Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью, и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.
Отличие образов представления от образов восприятия состоит в следующем:
1) в образе представления отсутствует категория реаль¬ности; представление носит «идеальный» характер, причем человек сознает, что представление существует только в его голове, что в данный мо-мент того или иного предмета или объекта нет в поле восприятия. В слу¬чае болезни непроизвольная связь образа представления с категорией  реальности «материализует» проекцию образа вовне, и возникают галлю¬цинации;

2) образ представления носит обобщенный характер, в то время как образ восприятия  единичен и включен в контекст пространственно-временных характеристик ситуации;

3) образ представления развертывается не только в пространстве, но во времени, в то время как образ восприятия, в основном, строится одномоментно;
 
4) образ представления выступает как результат подража¬ния деятельности восприятия.  Поскольку подражание, по-видимому, является у человека самым простым способом представить отсутствующее содержание, то отсутствую¬щий в данное время объект  конструируется представляющими действиями. Этим определяется последовательность построения образа представления,  его фрагментарность.

Построение представления проходит следующие стадии:
а) вспоминание слова, которым обозначается данный об¬раз;
б) актуализация категорий и построение эталона, соответствующего данному слову;
в) имитационные викарные (замещающие) перцептивные действия зрительной системы. Они направлены на анализ информации, представленной следом от возбуждения рецепторов сетчатки, и совершаются малоамплитудными движениями глаз - (дрейф, быстрые скачки), ведущими к избирательному изменению чувствительности отдельных участков сетчатки. Субъективно это осознается как перемещение внимания - по полю стабилизированного образа. При зрительном представлении происходит движение глаз,  похожее на разглядывание данного предмета, хотя этот предмет физически не находится в поле зрения. Поэтому непроизвольные образы представлений в снови¬дении  сопровождаются движениями глаз.
Если восприятие стимулируется внешним факто¬ром, то деятельность представления стимулируется только внутренними факторами, в частности, же¬ланием, словом, целью. Внешние же раздражители не играют здесь су-щественной роли, они скорее мешают. Поэтому при закрытых гла¬зах, в состоянии покоя, представления возникают лучше.
Обучение представлению
Обучение представлению категорически необходимо для эффективного управления поведением. Чтобы эффективно действовать, следует предварительно представить, сконструировать ситуацию, в которой предстоит реализовать действие. Одним из методов обучению представлению является метод визуализации.
Этот метод состоит в последовательном  создании образа и  последующей проверке адекватности этого об¬раза путем «обратного восприятия» объекта, созданного представлением. Звучит немного странно и вычурно, как «масло масленое», но на самом деле так оно и есть. Как показывает опыт, обычно «визуализация» заканчивается созданием самого представления, и все. При этом совершенно не учитывается, что то или иное представление могло образоваться под воздействием самых разных факторов, прежде всего – автоматического, неосознаваемого свойства. Представление должно быть не только ярким, зримо-реальным, но еще и «эффективным», т.е. вызывающим отчетливые и устойчивые положительные эмоции. Эмоции - это безошибочный сигнал о том, что созданное представление соответствует реальным, глубинным, если угодно, истинным ожиданиям самого человека.
Именно поэтому созданное представление следует проверять на «тестовом стенде» путем вызывания собственной эмоциональной рефлексии. Создали представление, поместили его в зону активного восприятия, как если бы это представление уже находилось в реализованном виде,  и послушали себя: нравится – не нравится, греет – не греет, вызывает искренний интерес, тягу, симпатию или не вызывает.
В процессе «обратного восприятия» происходит кор¬ректировка созданного образа в представле¬нии, положительное эмоциональное подкрепление образа представления, что способствует нау¬чению ему.
Если качественно освоить метод визуализации, то это в несколько раз ускоряет  процесс формирования эталона восприятия, попросту говоря, запоминание. Ученик, не знающий метода визуализации,  просто воспринимает нужный объект и пытается его запомнить. А при ви¬зуализации он должен сначала воспроизвести объект в воображе¬нии, представить, и лишь потом воспринимать его. Визуализация, следовательно, происходит три стадии: представление, восприя¬тие и корректировка представления.
Зрительная визуализация начинается с того, что вы принимаете удобную позу, приводите себя в состояние покоя, отключаетесь от действия  посторонних раздражителей. Потом смотрите на объект, стремитесь охватить его в полноте сущест¬венных  свойств, закрываете глаза и представляете объект как можно подробнее. После того, как вы почувствовали, что не может воспроизвести некоторые детали, вы открываете глаза и вносите поправки в образ, после чего снова, закрыв глаза, воспроизводите образ представления.   Повторение такого рода действий способствует выработке способности ясного  представления и весьма обостряет чувства.
Упражнения по визуализации не только содействуют более быстрому усвоению соответствующего эталона восприятия, но и развивают остроту, объем и полноту восприятия и представле¬ния. Этот тип упражнений – один из важнейших, опорных в системах аутотренинга и самовоспитании.
При визуализации происходит взаимодействие перцептивных и мнемических действий. Поэтому эффективность формирования об¬раза или системы образов зависит от организации не только перцептивной, но и мнемонической деятельности сознания.

В связи этим можно выделить некоторые правила, которые целесообразно применять при формировании представлений:

1) включать образы представлений, которые нужно усвоить, в содержание практической деятельности, получающей со¬циально-эмоциональное подкрепление;

2) наращивать количество ассоциаций. Необходимо каж¬дый новый образ включать в уже имеющуюся систему образов, по возможности, на основе ассоциаций, отражающих существенные связи. Однако при отсутствии таковых, достаточно устанавли¬вать связь на основе сходства, смежности, иногда по контраст¬ности; для этого можно осуществлять операции сравнения образов и перцептивных категорий между собой;

3) использовать явление синестезии в обучении восприятию и представлению.  О явлении синестезии мы уже говорили: например, синий  цвет «кажется»  холодным по сравнению с оранжевым, или просто холодным - безотносительно. Выражения типа "острый вкус", "кричащий цвет", "мягкое дыхание", "жесткий свист" свидетельствуют о том, что ощущения, возникшие в одном из органов чувств, дополня¬ются перцептивными категориями других органов чувств. Например, жест¬кость - категория тактильная. Однако слуховые симптомы, описанные словами "жесткое дыхание", точнее описывают сами симптомы. Поэтому этот эффект следует использовать в обучении, намеренно формируя такого рода синестезические, целостные образы. Любой образ представляет собой целостное соединение категорий, относящихся к разным по своим модальностям ощущениям, т.е. органам чувств. Например, "яблоко", представляет собой синтез зрительных, тактильных и вкусовых категорий восприятия. В обучении визуализации также следует формировать такого рода полимодальные обра¬зы;
4) включать запоминаемые образы в некоторую умствен¬ную деятельность; разработать мнемотехнические коды;

5) увеличивать число умственных операций, используемых при работе над системой образов, проводить их анализ, синтез и другие виды структурирования.


Рецензии