03. 1 Информация

ИНФОРМАЦИЯ
Как мы уже знаем, стержневая идея предлагаемой системы – это управление. Управление своей жизнью, своим внутренним миром и миром внешним, событийным.  Между тем всякое управление подразумевает определенную технологию управленческого процесса. Теперь мы постараемся изучить основные алгоритмы работы центральной программы нашего сознания – программы «ум», которая часто именуется также программой «словарное мышление». Изучение мышления предполагает осознание тех умственных операций, с помощью которых вырабатываются знания, умения, навыки, привычки, рефлексы и множество автоматических реакций, которые результируются в переживании человеком тех или иных эмоций. Знание основных умственных операций является абсолютно необходимым условием их распознавания и контроля.
Любая умственная операция может происходить сознательно и бессознательно, по привычке, автоматически. Это очень важно помнить, особенно на начальных этапах практических занятий. Все наши заболевания – это последствия «автоматов», автоматических реакций, деструктивных либо по самой сути своей,  либо содержащих в себе те или иные ошибочные, «вирусные» алгоритмы умственного поведения. Запустившийся автомат обычно очень сложно остановить, требуется серьезное внутреннее усилие или резкий внешний импульс, рывком переключающий внимание. Автоматические реакции запускаются «самопроизвольно», под воздействием любого подходящего внешнего стимула. Сознание не только не контролирует эти процессы, но даже чаще всего и не подозревает о них.
Лучший способ контроля за своим умом и его действиями – это осознание, выведение автоматических операций в в «кэш», как мы любим говорить по компьютерной привычке.
Умственные операции являются действиями программы «словарное мышление» по выработке информа¬ции, необходимой для полноценной жизни, то есть для управления внутренними процессами и внешними событиями.
Понятие информации
Имеет смысл разобраться, что такое «информация» в контексте нашей системы. То, как мы понимаем значения слов, влияет на наше поведение и мышле¬ние. Это важно не только для теории, но и для практики.
Качественной теории информации по сей день не существует, как не существует и единого общепризнанного определения информации. Большое число теорий и моделей чрезвычайно важно для решения множества прикладных задач, связанных с обработкой объемов данных и их преобразованиями, но лишь ограниченно применимо для рассмотрения вопросов поведения. Когда говорят об информации, то чаще всего предполагается, что речь идет о некой субстанции, находящейся вне человека, которую надо получить. Однако очевидно, что одна и та же ситуация, одни и те же сигналы, знаки, данные дают совершенно разную информацию для взрослого и ребенка, для необразованного человека и для академика.
Потому как минимум целесообразно отказаться от мысли, что информация есть нечто вроде вещи, некий «объективно существующий субстрат». Реально информацию каждый вырабатывает, распаковывает для себя, а не получает в готовом виде. Информация всегда существует в виде некого потенциала, полнота раскрытия которого зависит, в частности, от степени развития программы «словарное мышление», преобразующей сигналы и знаки в информацию. Например, было бы правильным различать такие понятия как "информация" и "сообщение". Информация - продукт работы ума, а сообщение - это материал, сырье, концентрат, из которого ум вырабатывает информацию.
Мышление - это процесс выработки, извлечения информации,   а не считывания ее с некоего "потока информации". Например, гриб, о котором мы намерены судить, ядовит он или нет, не посылает никакой информации, он просто существует: имеет форму, отражает определенную частоту световых колебаний, имеет запах и не более. Человек лишь интерпретирует эти свойства как основание для принятия решения о его пригодности в пищу. Другой человек, который хочет использовать этот объект как декорацию или в качестве экземпляра для своего гербария, будет извлекать иную информацию и принимать иные решения.
Мышление представляет собой определенными образом  организованную совокупность умственных операций (алгоритмов), целью которых является решение конкретной прикладной задачи. Выработка информации является одной из основных функций программы «словарное мышление». Например, простой акт классификации - "этот гриб съедобен" - резко уменьшает неопределенность ситуации, в которой некто намерен принять решение об использовании грибов в пищу.
Информация и поведение человека

Зададимся вопросами: для чего служит информация, каким образом она вырабатывается? Мы сейчас не стремимся к достижению абсолютной философской истины, нас лишь интересует соотношение понятий информации и челове¬ческого поведения.
В таком контексте видится разумным предложить, что информация – это то, что делает поведение более эффективным с точки зрения достижения полезного конечного результата, а отсутствие информации - неэффективным. Информация есть знание, позволяющее управлять событиями, а не только рефлексировать по их поводу. Кто знает – тот умеет.
Информация имеет смысл лишь в контексте выбора способов поведения. Понятие  информации безотносительно к поведению не имеет особого смысла. Хотя вряд ли стоит отрицать  наличие чисто познавательного аспекта информации в смысле сообщений о событиях, явлениях, фактах. 
Существует такой чрезвычайно распространенный вид поведения, как «потребление информации». Человек как информационная система постоянно нуждается в разнообразии, переживании разнообразия, как нередко говорят, в каком-то «action». Потребление информации, ее разнообразия – очень распространенный вид деятельности, аналогичный физическому питанию. Человек, потребляющий разнообразие, занят. У него возникает полное согласование между одной из фундаментальных потребностей – в разнообразии, информационной пище, и удовлетворением этой потребности.
Интересно, что семантика, смысл этого «разнообразия» не так важны. Важен сам факт наличия и потребления информационной пищи.
Для всякой информационной системы реальное действие в реальном мире вполне может быть заменено виртуальными событиями или наблюдением за реальными событиями. Главное, – чтобы виртуальности или наблюдение давали пищу для эмоциональных рефлексий, переживаний той или иной желательной модальности. Мы же будем вести речь об информации именно в смысле событий и поведений реального физического мира, т.е. о семантическом аспекте понятия информации.
Постараюсь проиллюстрировать суть затронутого вопроса на конкретном примере. Давайте рассмотрим весьма характерную цитату с одного из сетевых форумов, в которой излагается чрезвычайно распространенный взгляд на информацию.
«……Всё более очевидным и проявленным становится такой феномен: для создания новой информации требуется минимум усилий. В прежние времена мало было придумать что-то новое – надо было ещё затратить усилия, чтобы созданная информация оказалась доступной для восприятия другими: записать, причём разборчиво; донести до издателя, убедив его в том, что данный креатив достоин иметь читателей; растиражировать в необходимом количестве и распространить.
И это только для «простейшего» случая: когда новая информация извлекается непосредственно из головы и жизненного опыта автора. Говоря же, к примеру, о научной работе, приходится учитывать и необходимость предварительной переработки немалых массивов исходной информации, прежде чем на её основе будет сгенерирована информация принципиально новая. Т.е. необходимой частью исследовательской работы было: сидение в библиотеке; чтение большого количества ранее написанных текстов (книг, рукописей, газет/журналов, рефератов/диссертаций, бюллетеней/препринтов и т.п.); выписывание от руки длинных цитат; их последующее переписывание в собственную работу…
Наличие всех этих организационно-технических ограничений гарантировало ситуацию, когда количество авторов – создателей новой информации – было на порядки меньшим количества читателей, эту информацию потреблявших.
С развитием компьютеризации и особенно Интернета ситуация принципиально изменилась. Креативность теперь не требует практически никаких оргтехнических усилий. Творческая мысль мгновенно перерабатывается в текст, который тут же выкладывается на web и становится доступен потенциальному читателю сразу после написания. Если же для креативности потребна какая-либо исходная информация, она находится в том же Интернете в течение нескольких минут работы с поисковиком, а дальше – copy&paste – и требуемая исходная информация надёжно вставлена в создаваемый креатив.
…В Интернете становится очевидным всеобщее равенство идей (и как следствие – стоящих за идеями индивидов). Ни одна идея не может в этой среде быть «более равной», чем другая… Основную ценность наших дней составляет привлечение внимания к информации, и в особенности – к информации эксклюзивной».
Часто доводилось читать подобные строки, не правда ли? Однако попробуем разобраться – а о чем, собственно, речь? Для создания чего сейчас требуется минимум усилий? Что мгновенно «перерабатывается в текст, который тут же выкладывается на web и становится доступен потенциальному читателю сразу после написания»? Равенство чего наблюдается в интернете? Что не может «более равным», чем что-то другое, по форме аналогичное?  Точно ли основную ценность составляет привлечение именно к информации, или еще к чему-то?
Эмпирически очевидно, что  здесь подразумеваются тексты, связные и полные последовательности знаков, то есть, представляющие собой формальное, «механическое» разнообразие. Однако тексты, состоящие из предложений, слов и букв – это лишь способы передачи информации в кодировках, распознаваемых и читаемых программой ум (словарное мышление). Способы, но не сама информация. Тот или иной текст может содержать информацию, а может и не содержать таковой, быть лишенным семантики, смысла. Грубейший пример: ылмвоужмпрокщдьжадлитщкзщшолыфвзждмоущущозущмзумтщу. Также это могут быть любые последовательности знаков, не имеющие реальных соответствий в окружающем мире как в явной, так и в скрытой формах. Информационный шум, мусор. Этикетка, лишенная содержания. Т.е. нечто, выполненное с помощью средств передачи информации, но информацией не являющееся.
При такой постановке вопроса с авторами цитаты трудно не согласиться. Технические возможности для создания и распространения последовательностей знаков сейчас действительно увеличились на порядки. Для этого воистину требуется минимум усилий, не существует практически никакого предварительного отбора. Любая рефлексия любого гражданина, владеющего грамотой, может быть мгновенно выражена в какой-то последовательности  знаков и помещена в сеть, причем по форме ни одна последовательность знаков, естественно,  «не имеет преимуществ» перед другой последовательностью знаков. Если только не касаться содержания этих последовательностей. И если полностью отвлечься от смысла, выраженного теми или иными последовательностями, то, действительно, основной проблемой для их создателей становится привлечение внимания именно к себе и своим текстам. Т.к. настоящая информация всегда обладает чудесным качеством – привлекать к себе внимание своей полезностью, красотой, изяществом.
Информация и мера неопределенности
С учетом сказанного, сущность и значение информации определяется не  фактом сообщения, не количеством и разнообразием знаков, а снижением или полным устранением неопределенности ситуации, в которой совершается поведение. Чем больше неопределенность, тем больше информации требуется для ее устранения. Неопределенности и дефициту информации почти всегда соответствует отрицательная эмоция, беспокойство, страх. Это страх возможного рассогласования, его предвосхищение. Любые действия, направленные на прояснение ситуации, снижают уровень негативных переживаний.
Возможен и другой вид реакции на неопределенность – это интерес, то есть положительная эмоция, сопровождающая удовлетворение познавательной потребности человека.
Любая неопределенность переживается человеком двояко - в виде сомнения и в виде уверенности, которые носят контрастный характер: чем  больше сомнения, тем меньше уверенности, и наоборот. Чем меньше информации, тем больше сомнения и тем меньше уверенности в благоприятном результате  выбранного  действия. Чем  меньше неопределенность, тем больше уверенность и меньше сомнения. Кто знает – тот умеет, а кто умеет – тот уверен. Если информация вырабатывается умом, то единственным источником уверенности является правильное мышление. Искренность, благие намерения, вера могут, конечно, уменьшить сомнение, однако сами по себе не могут повлиять на исход действия.
Вера – это психологический компенсатор дефицита знания и уверенности. Это вызванный дефицитом информации и неопределенностью мощный защитный рефлекс, снижающий уровень дискомфорта и страха.
Сила сомнения и уверенности зависит не только от информации, но и от существенности мотивации поведения, значимости исходов ожидаемых результатов,   то есть от силы желания. К информации, вырабатываемой нашим умом, в зависимости от силы желания и ценности результата поведения, добавляется некоторый коэффициент субъективности, усиливающий наши переживания сомнения или уверенности. Переживания зависят не только от неопределенности, но и от индивидуальной значимости поставленного вопроса, к примеру, о том, любит она меня или нет, разорится ли банк, куда я вложил деньги, хороша ли выбранная машина? В размышлении вырабатывается некий умственный продукт, знание, повышающее  уверенность.
Бессознательные операции ума
Часто считается, что умственные операции всегда сознательны, так как мышление – высшая форма отражения действительности. С этим трудно согласиться, поскольку всякий раз мы сталкиваемся с продуктами работы ума, способ выработки которых не осознаем.
В качестве возражения приведем широко известный пример с бешеной собакой, испугавшись которой человек опомнился,  увидев себя сидящим на дереве. "Думать он начал с момента, как уже взобрался на дерево, спасаясь от собаки, которую посчитал бешеной. Значит, он взобрался на дерево инстинктивно".
Здесь представление об инстинкте все путает. Ведь понятие "бешеная собака" является сложным умственным образованием, и считать осмысление этого понятия инстинктивным невозможно. Объяснить ситуацию можно только приняв, что акты мышления происходили быстро и бессознательно, а завершились командой взобраться на дерево. Он "взобрался на дерево" только потому, что произвел двойную классификацию и выполнил силлогизм: "Эта собака бешеная, а бешеные собаки - опасны". Эта классификация обеспечила бессознательное принятие решения взобраться на дерево. Принятие решения в данном случае – умственное действие, а исполнение – инстинктивное.               
Основные операции по выработке информации

Операция, как известно, это отображение , ставящее в соответствие одному или нескольким элементам множества (аргументам) другой элемент (значение). Под операцией мы будем понимать некоторое действие, результат которого значим для исполнителя. А то, над чем совершается операция, будем именовать операндом, как принято учеными. К примеру, жевание - операция, а пища - операнд, объект операции.
Операции можно классифицировать по операндам. Можно выделить операции с объектами умственными, то есть с некими идеальными объектами, с одной стороны, и с объектами не умственными, материальными, с другой.
Умственные объекты могут являться отображениями материально-вещественных внешних аналогов, например, дерево, а могут быть отображениями отношения, например, добро, эффективность. Однако отсутствие аналогов не свидетельствует о том, что эти объекты не реальны для человека, носителя программы «словарное мышление». Если несколько человек согласованно обдумывают тот или иной объект (операнд),  то это свидетельствует о реальности последнего. Реальность физическая и реальность умственная –качественно различные понятия, но для программы «мышление», т.е. для ума это вещи практически тождественные, т.к. и те, и другие – это реальные операнды для совершения операций по выработке информации.  Очень часто «виртуальная реальность» (не имеющая физических соответствий)  основана на согласии. Это так называемая  «консенсусная реальность». Например, свирепый «бог», которому приносят человеческие жертвы в первобытном племени  - реальность, с которой члены данного сообщества не могут не считаться.
Доступность операции
Операция доступна, если результат применения ее к операнду значим для исполнителя. Если имеется яблоко, то его жевание доступно, если же яблока нет здесь и сейчас, то оно недоступно. Операция станет доступной,  когда у вас появится яблоко.  Это условная доступность операции. Однако жевание - недоступная операция применительно к камню. Дыхание - операция, доступная только для воздуха, она недоступна для воды. Операция сложения не доступна для чисел ранговой природы или треугольников, а доступна только для действительных чисел. Точно так же умственные операции мoгут быть доступны и недоступны  с некоторыми умственными объектами.
Доступность операции зависит от ситуации и среды. Суждение, высказанное на санскрите, недоступно для студента, изучающего латынь или какой-либо европейский язык. Полет - операция, недоступная для человека, не располагающего специальной техникой,  но она доступна для большинства птиц – безо всякой техники.
Доступность операций и реальность

Если  доступность операции касается умственных действий,  то, казалось бы, почему в уме нельзя жевать камни и летать по воле желания? Доступность неразрывно связана с реальностью. Одним из источников реальности является согласие других. Если христиане считают для святых операцию ходьбы по воде доступной, то она считается реальной. А то, что человек не может ходить по воде, так это только потому, что он не верит в доступность этой операции для него лично. Кроме чувства реальности, доступность операции обусловлена компетенцией, опытом.
Доступность операции в огромной степени зависит от мировосприятия и мировоззрения самого человека. Например, если система ваших внутренних убеждений допускает реальность так называемых мыслеформ, или аутотренинга, как частного случая, то  вы сможете эффективно воздействовать на реальное состояние своего здоровья с помощью определенных умственных упражнений. Если человек считает действенными мыслеформы и как способ воздействия на внешний мир, он будет с высокой практической отдачей пользоваться этим инструментом.
Соответственно, реальное управление собственными эмоциями возможно в том случае, если человек допускает саму принципиальную возможность такого управления.


Рецензии