ДР 60 у БГ

Впечатления от документального фильма «смыслы Бориса Гребенщикова» по каналу «Культура» 27 ноября 2013г.
А молодец Борис Борисыч, что ввел во всеобщий обиход сокращение своего имени – БГ. Правильно это, по компьютерному. Не надо тратить время на писание каких-то там имен – Борис Борисович Гребенщиков. Даже не «Гребень», а просто БГ. Кратко и благородно. Ведь сказано – «он не знает ни чинов, ни имен». Да и пошлость во всем этом есть какая-то, несвобода. Для того, чтобы любить друг друга имена не нужны. А еще и ассоциативная коннотация со всевышним делает БГ не то чтобы Богом, но все же чем-то не здешним, недоступным. В то же время очень даже здешним, т.е. своим и всеобъемлющим. Люди приходят на концерты БГ и попадают в другой мир. Мир благого общения и совершенной гармонии. Это вам не уличный плакат, где бородатое лицо БГ под цифрой 60 с усмешкой и хитрецой наблюдает за этим жалким мирком суетливых обывателей. В небольшом, но переполненном зале, его лик, освещенный софитами преображается во что-то искренне трепещущее. И чуть блеющий голос это подчеркивает. Какие неведомые вибрации ловит его светоносная душа – кому ведомо? Нам остаются лишь песни, которые по словам самого мастера, являются попыткой гармоничного сочетания строк и аккордов. Ауру этих произведений может воспринять лишь сложная, тонко организованная натура, а все эти из толпы, которым подавай лишь простые и понятные лозунги… ну что тут скажешь? В природе есть примитивные и сложно организованные существа и это нормально… - БГ старается объективно и непредвзято констатировать положение дел, не забывая при этом подчеркнуть свое любовное отношение ко всем проявлениям этого мира. Как Вам это сочетание эмоции и разума? «Вы знаете, почему певица Мадонна, с которой работает мой хороший знакомый, вон какая, а остальные вона какие?» - спрашивает БГ и поясняет, мол она просто умеет грамотно работать со своим временем. Она каждое утро пишет распорядок дня, а в конце оного смотрит все ли в этом списке вычеркнуто. И мегазвездой она вообще стала только тогда, когда вечерами пошли сплошь зачеркнутые и перечеркнутые списки. Поэтому,  заключает БГ, для достижения совершенства нужно только одно – грамотно работать со своим временем. Весьма возвышенно, не правда ли?
Вообще очень примечательно, даже бросается в глаза, это сочетание предельного рационализма (явно вытекающего из математического прошлого БГ в ЛГУ) и мистических чисто иррациональных откровений в творческом акте. Прямо какая-то бессознательная компенсация. Вон музыканты сидят в гримерке или студии, пьют чай, общаются. Их речь крайне деловая, сухая и прагматичная. Работают за компьютером, считают деньги, договариваются с администрацией. Но выход на сцену - и другая реальность. Экзальтированные завывания под флейты и гитары, кайфующие волосатые хиперы в зале. Потом группа едет на джипах за город в баню, но там вместо простого русского расслабона, серьезные обсуждения проектов, скромные шуточки про то как тот или тот провод задел там или чего, посмеивания, заумные уточнения (как на кафедрах ей богу!). Все тихи, как на стреме. Рокеры – ничего не скажешь! Смотришь и не веришь, как смогли эти когда-то нищие, пьяные, свободные, безбашенные, талантливые, дышащие полной грудью превратиться в расчетливых баблокосов. Где ж тут путь к истине? БГ похоже сам чувствуют тут фальшку и все время напоминает – уйдите от меня все, оставьте меня в покое, дайте просто играть музыку в небольшом зале с приятными людьми – спасаясь от журналюги прыгает в джип и уворачивает в сторону поскорей. Но жись есть жись – все равно берет свое. Есть же законы природы и социума, и берег индийского океана не способен навсегда и полностью их отменить.
Интересны рассуждения БГ о самом творчестве. Поэт говорит, что первая, точнее нужная или может каждая, строчка должна быть непонятной, но источающей какую-то энергетику. Т.е. она должна цеплять, но не отвечать привычным штампам. Быть алогичной, нестандартной, странной, даже абсурдной. Смысл в бессмыслице, в сочетании, в игре смысловых бликов и живых ассоциаций. Текст кладется на музыку, все вместе должно производить впечатление гармоничной конструкции. Следует учесть, что БГ использует как правило много инструментов – гитары, несколько видов духовых и щипковых, струнные, электроника, различная этника, множество ударных и пр. Однако на поверку оказывается, что композиция построена из весьма ограниченного числа аккордов, очень банального и пошлого сочетания. Типа С – Ам - D и G конечно же. Но когда все это с ситарами, флейтами, бубенцами, то гармония просто прет сама собой, потому что создается особая атмосфера братской любви. Все эти очкастые бородачи-евреи, уже седые, обвешанные амулетиками, фенечками, колокольчиками, ленточками, серьгами и черт знает чем – бывшие университетские студенты, лаборанты и научные сотрудники, которых от алкоголизма спас новый смысл бытия: рай уже тут. Нужно просто открыть его внутри себя с помощью просветления. БГ это понял давно, когда в 60-е его крутой папа стал привозить из за рубежа пластинки и литературу. Именно тогда замученная совковой системой молодежь лихо, потоком влилась в западную струю андерграунда. А БГ стал вожаком питерских рокеров. За ним тянулись все, кто был способен отрефлексировать внутренний конфликт между госсистемой и свободной живой душой. Система их давила, запрещала, била по рукам, но они выстояли, не сломались, а лишь окрепли, расплодив дух свободы в миллионах пацанов и девчонок в 80-е и 90-е. За это отдельное спасибо, но…
Существует принцип развития. Эволюции. В человеческом измерении этот процесс идет с нарастающей скоростью. По экспоненте (если я правильно понимаю этот термин). Не успел БГ доиграть аккорд из 80-х, как уже сотни подвалов и дискотек наполнили закинутые колесами кислотники и рейверы. Макаревич досадливо вещает, что не стоит прогибаться под изменчивый мир. Но мир уже давно не слышит ни его, ни БГ, ни прочих, а возможность скачать бесплатно всего Макаревича говорит лишь о том, что прогнули его по полной, только он этого не желает замечать. Старые, честные рокеры снова в андерграунде, точнее где-то на задворках. Их недавний порыв к свободе теперь кажется наивным и ничтожным перед таким кислотно-цифровым потоком, который невозможно было предсказать ни 20, ни даже 15 лет назад. Их всех самих просто снесло, выбросило на помойку – загаженные индийские кварталы и побережья. Есть конечно залы и стадионы, но поколение старых добрых рокеров вымирает; воспитанная же на отцовских кассетах молодежь непонятно чему больше подвержена ныне – року или фейсбуку. Где тут какая система, против чего выступать и бороться – не разберешь толком.
Поэтому творчество БГ и его последователей-приверженцев, построенное на сочетании разного (запад-восток, электроника-этника) слишком тормозит и вышло из цифро-культурного строя. Подвисает. Надо как-то обновить. Но 60 лет – не шутка. Мозг больше занят ностальгией и воспоминаниями, чем работой на опережение развития компьютерных систем. Современный рокер – это хакер. Это композитор и поэт программ. Тот, кто способен заставлять работать информационную систему (а следовательно и массы, которые подключены своим сознанием к Интернету) по своим правилам. Рисуй не рисуй полотна, сочиняй не сочиняй музыку, пиши не пиши тексты – пока это не появятся в сети – их не существует. Они вне бытия. Но БГ все же не сдается, продолжает писать и, как утверждает, каждая следующая песня должна быть лучше предыдущей, иначе смысла в творчестве нет. Ну и спросим теперь кто из читателей знает последнюю песню БГ? Да и вообще если вспомнить все его песни, какая первая приходит на ум? Полагаю, что если не первая то из  десяти обязательно будет «Под небом голубым», и песня, кстати, не его. Музыка чуть ли не четырнадцатого века, слова каких-то бардов. Тогда почему эта песня известнее среди масс? А! Мы забыли, что в природе так гармонично устроено, что большинство представляют существа примитивного склада. Выходит популярная песня «Под небом голубым», которую БГ «взял» себе, адресована примитивным. Чего ж он ее забрал? Для PR через фильм АССА? Зачем? Если массы его все равно не поймут. Они примитивны, а его поклонники, которые приходят в маленький зал и создают высокодуховную атмосферу, сложно организованны? Черт с этим, вспомним другие песни. Есть что-то из раннего про 2-12-85-06, электрического пса, рок-н-ролл мертв, а я еще нет, плоскость, мой муравей, железнодорожная вода. Пожалуй на вскидку больше не вспомню. И то только названия, тексты само собой все в пролете. Почему? Думаю так. Игра в авангард, создание гармоничных сочетаний исключили содержание полностью. Песня действительно ни о чем, нет в строках смысла. Полный нуль. В этом ключе сложно понять, каким образом можно оценить качество каждой следующей песни. Ведь, согласно заверениям автора, в творчестве нет смысла, ежели следующая песня не лучше предыдущей. Теперь я делаю вывод – качество каждой следующей песни может оценить только непререкаемый фанат БГ, иначе зал должен редеть и скоро для «Аквариума» вернется эпоха «Квартирников». Другими словами, при отсутствии некоего объективного (общепризнанного) показателя качества творчества, остается только признание некоего узкого круга – фанатов. Самых упертых и стойких. Таких, которые независимо от творческого результата уже заранее знают, что БГ (а он то уже мастер и духовный гуру) следующую песню напишет лучше чем предыдущую, и будут колбаситься и кайфовать под нее, независимо от того, завела бы их песня, не зная они об ее аквариумном происхождении.
Ребят, это часом не секта? Вот Вам и культ личности. Вот Вам и система. Все то, против чего когда-то бился сам БГ. По истине говорится: яблоня от яблони…, время разбрасывать и время собирать камни… все возвращается на круги своя…
А с другой стороны, более вероятным кажется то, что публике, которая прет на концерты БГ, просто по хрену от чего колбаситься. Старая песня, новая – по х..й. Покурил, залил баллоны, схавал колесо и трясись. Это ж БГ! Это ж круто! Как тут не вспомнить гребенщиковскую теорию о примитивных существах… не плюй в колодец, не рой яму…
Заключая, обратим внимание на факторы явного вырождения русского языка в творчестве «Аквариума». Это нестандартная сочетаемость, которая должна цеплять, при этом обладая потенцией к прогрессирующему развитию. БГ показывает всем нам как можно петь русскими словами не по-русски. Я не стал здесь анализировать тексты. Пускай психоаналитики занимаются лизанием понятно чего. Все равно толку мало.
БГ сказал в фильме, что они занимаются со своей группой не созданием произведений искусства, а творчеством. Видимо здесь и сейчас. Т.е. нет цели создать продукт на века. Сели в кружок, поиграли, разбежались. Фанаты и раздолбаи увлечены этим процессом так, что на старость лет БГ хватит активов. Он искренне верит, что новые песни лучше старых, но иногда приходится играть и старые, потому что на одних новых не заработать. И факт творчества здесь и сейчас лишний раз указывает на сомнительность качества продукта. Точнее этот фактор переводится в сам процесс творчества и со-творчества. Сам БГ говорит, что те, кто находится на сцене являют собой пример смирения. Прямо апостолы и спаситель с последователями.
Ну вот что это такое?
Резюмируем. Молодой свободолюбивый человек, поддавшись влиянию свободного запада в конце 60-х, забивает на все. Создает группу, начинает сочинять стихи и музыку, экспериментировать, собирать единомышленников. Уход в подполье, не столько борьба с системой, сколько воспитание целых молодежных масс – будущей силы. Фильм «АССА» как раскрутка БГ и последующее рок движение через песню «Под небом голубым» и «Перемен». Появление целого ряда рок-групп. Прорыв. Появление огромных масс свободной молодежи второго поколения и захват их незрелого, слабого сознания в цифровой мир и Интернет. Сам БГ создает социо-культурный изолят с приверженцами. «Аквариум» - коллектив,  проецирующий на себя архетип святости. БГ – видимо Бог, не будем лукавить. Слушатели – спасенные последователи. Все остальные вне концертного зала – примитивное быдло.
Ладно, для виртуального торта достаточно. Задуваем свечи. Раз! Два! Три!
У-ффф…
Happy birthday to you!...
Наполняем бокалы… все подняли?
Поздравим уважаемого музыканта с солидным юбилеем! Поблагодарим за огромный вклад в культуру, и пожелаем плодотворного будущего! Долгих лет творчества и всех благ, товарищ БГ!


Рецензии
После такой критики,хочется защищать БГ.От него,его интервью,музыки исходит большой позитив,гармония, какая то мудрость,что-то светлое.Отдельные строки песен поражают поэтической красотой,заставляют задуматься.К тому же в интернете есть толкование его поэзии-довольно логичный разбор с экскурсами в историю,историю религии и культуры.По моему это прекрасно-когда стремясь понять смысл символической поэзии БГ,люди занимаются своим образованием в сфере философии,истории поэзии-чтобы дотянуться до уровня понимания.

Игорь Некислых   28.04.2015 04:03     Заявить о нарушении
Все это крайне субъективно. Я, например, не вижу светлого и позитивного, скорее туманно-пофигистичное. А на счет логичности внутренней структуры того или иного произведения могу отослать Вас к яркому литературному примеру из романа Ф.Кафки "Процесс" - притча о вратах закона и привратнике. Там как раз очень тонко и точно передается несостоятельность логических интерпретаций произведения ( притчи, мифа). История всегда первичнее логики. А последних может быть сколь угодно много от прямых и очевидных до прямо противоположных. БГ интересен и нужен в смысле отправной точки. И для меня неудивительно, если молодой человек фанатевший от "аквариума", взрослея, приходит к сложной классической музыке. Я против перехода фанатизма в преданное сектанство, ибо это противоречит принципу развития, в том числе личности.

Павел Гурачов   28.04.2015 18:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.