Китай друг или противник?

Необходимость продолжения разговора о бытующей возможной «экономической» агрессии Китая  в отношении России продиктовала и эту тему.  Занимаясь в свое время вопросами, связанными с легальной и нелегальной миграцией жителей Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в Европу я знал как ментальные особенности  мигрантов, так и приемы, применяемые ими для адоптации в чужом мире. Однако многие аспекты, о которых я пишу в этой статье, требовали консультаций со специалистами, работающими в области внешнеэкономических отношений Китая и России. Учитывая рекомендации редакции,   я встретился с одним из них.  Моим собеседником оказался приятный человек, грамотно и с выдержкой ведущий разговор. Без снобизма, без гонора,  по «европейски». Честно скажу, что мне, проработавшему  более двадцати лет в Европе, было очень приятно такое общение. Вячеслав Пляскин, директор ООО « Международная информационная группа», работающий в Гонконге, знающий все тонкости отношений с Китаем, любезно согласился обсудить с нашими читателями вопросы, связанные с внешнеэкономическими отношениями Иркутской области и Китая, а также определить границы экономической привлекательности Иркутской области.
    В современном мире необходимость тесного политического и экономического сотрудничество диктуется  не только амбициями развитых государств. Время диктует свой подход к возникающим проблемам современного мира. Процессы глобализации, уже находившиеся в виде отдельных международных экономических связей, приобретают более четкую форму и структуру. Можно оспаривать её  необходимость, её угрозу, её непонятные формулы и возможные результаты, но современный мир изменился. Изменилась мировая экономика. На мировую арену вышли новые игроки, не желающие дожидаться окончание "раздела" экономического и политического торта. Они настроены очень жестко и решительно, поскольку любые просчеты могут привести к непредсказуемым результатам. Политика и экономика  становиться многополярным. Гонка началась и теперь вопрос времени о победителях и побежденных. Они, несомненно, будут. Если в Европе прогнозы однозначны и объединение началось с создания политических и экономических союзов, определение партнеров практически закончено. Главное в этом направлении выбрать правильные условия игры. В этом направлении Россия, хотя и действует с опозданием, добивается определенных успехов.  Естественно, что и  в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) создаются свои правила поведения и влияния. И задача России в этом регионе не проиграть, поскольку играть приходиться с противником, темпы и потенциал развития которого, несомненно, выше российского.
Поскольку Япония и Южная Корея не заинтересованы в появлении в данном регионе сильных игроков, а к ним пока еще относиться и Россия, то развитие в данном регионе, скорее всего, пойдет по следующему пути:
- Япония и Южная Корея будут более активно протежировать американские интересы в данном регионе, совершая сложные маневры в отношениях с Китаем и рядом стран Азиатско-Тихоокеанского региона
- Япония и Южная Корея создадут с рядом стран новый экономический блок, позволяющий корректировать продвижение китайских и российских товаров, как на азиатский, так и на европейский рынок
-Япония, ведущая закулисную игру с Китаем, попытается активизировать имеющиеся у Китая конфликты в АТР с целью дестабилизации его внутренней деятельности
- Китай будет искать дополнительные возможности для расширения своего влияния в данном регионе, одновременно создавая новые, выгодные только для Китая, стратегические связи, не исключена возможность боле тесного экономического  сотрудничества с США
- Россия, скорее всего, выберет путь перспективного стратегического сотрудничества с Китаем и попытается оптимально использовать возможности ШОС
- Китай будет добиваться принятия положительного решения о принятии России в ВТО, при условии, что Россия определит преимущественные для Китая позиции проникновения на российский рынок, и не будет препятствовать действиям Китая в АТР

   Данное мнение в определенной степени совпадает с официальной точкой МИД РФ.
В обзоре внешней политики РФ даны базисные рекомендации по развитию отношений в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а именно:
"1. Стратегическое значение Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) определяется его ролью “локомотива” мировой экономики, одной из главных движущих сил глобального развития, реальный вес которой в обозримой перспективе будет неуклонно возрастать. Важнейшее значение при этом имеет подъем Китая и Индии, а также динамичный рост целого ряда стран Восточной Азии и Латинской Америки.
Реагируя на вызов связанной с этим коррекции сложившейся региональной архитектуры в АТР, США активно проводят линию на сохранение своего влияния в регионе через консолидацию двусторонних стратегических альянсов с Японией, Республикой Корея и Австралией в сочетании с продвижением собственных позиций в существующих и формирующихся интеграционных структурах АТР.
Необходим серьезный учет совокупности данных обстоятельств при выстраивании нашей политики в регионе при максимально эффективном сопряжении внутренних и внешнеполитических интересов обеспечения национальной безопасности России, в том числе путем ускоренного развития районов Сибири и Дальнего Востока. Нашей стратегической целью является формирование углубленных и сбалансированных отношений со странами региона, гарантирующих его долгосрочную стабильность.
2. Отличительной чертой региона является быстрое развитие интеграционных процессов. Рост активности действующих здесь объединений отражает общую тенденцию к укреплению принципов многосторонности и выработке коллективных решений. На этом фоне попытки создания группировок стран эксклюзивного состава с участием внерегиональных сил для решения узких задач не могут не вызывать обеспокоенности.
Создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) стало стратегическим выбором, сделанным Россией совместно с другими пятью государствами Евразийского континента перед лицом вызовов и угроз XXI века в целях достижения прочного мира и устойчивого развития в регионе. Сегодня ШОС, сохраняя свою открытость, утвердилась как эффективное средство сопряжения интересов государств-участников, включая Россию и Китай, а также действенный инструмент обеспечения стабильности в Центральной Азии.
Полностью оправдывает себя курс на наращивание участия России в форуме “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС) – уникальном интеграционном механизме АТР, который эффективно содействует развитию многосторонней дипломатии.
Все большую значимость приобретают развитие отношений диалогового партнерства с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), активное участие в Региональном форуме АСЕАН по безопасности (АРФ), Совещании по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), последовательное наращивание вовлеченности в Диалог по сотрудничеству в Азии (ДСА), обеспечение полноправной представленности в Восточноазиатских саммитах. Важной платформой многостороннего взаимодействия в транспортной, экологической и других сферах является Экономическая и социальная комиссия ООН для стран Азии и Тихого Океана (ЭСКАТО). Прочные позиции России в указанных структурах – эффективный элемент влияния на развитие региональной ситуации, противодействия созданию новых многосторонних механизмов в АТР без российского участия.
Рекомендации.
- Добиваться дальнейшего укрепления роли России в интеграционных процессах и наращивания российского участия в многосторонних объединениях в АТР.
- Прилагать усилия с тем, чтобы ШОС могла эффективно служить декларированным целям и задачам, вносить весомый вклад в укрепление мира, взаимодействие и развитие в регионе.
3. На беспрецедентно высокий уровень взаимного доверия вышли наши отношения с Китаем, ставшие важным фактором мировой политики. В основе нашего сотрудничества с КНР лежат долгосрочные национальные интересы России и близость подходов наших двух государств к основополагающим вопросам современного мироустройства. Продолжая линию на всестороннее укрепление и расширение сфер равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия с Китаем, на нынешнем этапе во главу угла политики на китайском направлении необходимо ставить повышение практической отдачи от отношений с Китаем".

Однако настало время  русским изменить свое представление о Китае, как о стране с низким уровнем жизни, поверхностным подходом к делу, производству, науке, этакому "колониальному" типу к которому можно подходить с пренебрежением и снисхождением.  России есть чему поучиться у Китая. Поэтому, рассматривая тему, касающуюся внешнеэкономической деятельности Восточно-Сибирского региона, Иркутской области и ее  привлекательности  для Китая, хотелось бы определится - с партнером какого класса мы имеем дело.
Начатые в 1979 году экономические реформы, предложенные Дэн Сяопином, позволили Китаю совершить колоссальный рывок вперед. Сказался традиционно-ментальный подход руководства страны к оценке в первую очередь своих экономических просчетов. Китайцы говорят: « Выслушай своего недруга и посоветуйся с другом". Короче: « Не рубите с плеча, господа!"  Все изменения в экономической стратегии  готовились  на основе глубокого анализа  стран с разными политическими системами и системами экономики:  Япония,  США,  Франции, Германия, Тайвань, Югославии, Венгрии и,  естественно, "большого брата" - Советского Союза. Не упускалась из вида специфика исторического развития Китая и его традиционных связей. Если в России "замахали шашки" и на долгие годы разрушили экономику, позволили захватить экономическую власть людям, вовремя оказавшимися возле "государственной кормушки", отобрали у населения крохотные сбережения, унизили человека, то Китай пошел по пути реформ  ради развития страны, а не в интересах "ВИП - персон", захвативших власть. Прозрачность проводимых реформ позволило убедить население страны в том, сто это необходимый процесс, выгодный каждому гражданину Китая. Полностью был исключен принцип "шоковой терапии" - цена реформ должна быть  понятной и приемлемой для населения. Государство выступило гарантом банковских вкладов, что дополнительно позволило активизировать 900 млрд. долларов дополнительных инвестиций. Стабильность банковской системы привело к доверию иностранных инвесторов. В первую очередь инвесторов китайского происхождения, проживающих как в Европе, так и в США. (Разительное отличие от российской действительности.) У нас деньги стали выводиться из страны, как раз бывшими соотечественниками. Китай просчитал модель необходимых инвестиций, а затем создал благоприятные условия для иностранных инвесторов. Китай заслуженно стал мировым лидером по объему вложенных в его экономику капиталов. Объем реализованных в последнее время инвестиций превысил 67 млрд.  долларов. Неудивительно, что Китай оценивает своих партнеров, как раз по стандартам, которые сам апробировал на деле.
Используя это, китайцы практически проникли во все сферы жизни других стран. И везде действует один и тот - же ментальный подход к  адоптации - "вода точит камень". Начиная с малого, целеустремленно продвигаться вперед. Умело, избегая конфликтов, строить необходимые отношения с пользой для себя. Подтверждение этому мы находим во всем мире. Например, в Европе. На территории ФРГ проживают около 100 000 этнических китайцев, из них более 12% создали смешанные семьи, дети в которых являются гражданами ФРГ, естественно со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Но при этом китайцы практически не подвержены ассимиляции и практически обустраивают свой китайский  мир.  Кроме этого, эффективно действуют нелегальные приемы китайской "триады", позволяющие легализацию китайского бизнеса, как в Германии, так и в Европе. Они создают так называемые "туннели" в экономики страны. Это ужу происходит  в России, и в частности  в сибирском регионе. В данном направлении определились следующие направления, которые типичны как для Европы, так и являются аналогичными для России .
1. Система проникновения на рынок высокотехнических разработок в области электроники и коммунального жизнеобеспечения, требующих постоянного сервисного обслуживания.
2. Система торгового "рэкета", заключающегося в подделке и использовании лицензионных (патентированных) изделий, повышающих их спрос на рынке.
3. Проникновения в сферу реализации сырьевых ресурсов, масштабное внедрение своих правил игры в данной отрасли, подкуп коренных жителей региона и членов преступных сообществ  для выполнения этих задач.
4. Сфера "культурно-общественных"   отношений, позволяющих создать как доступный имидж нации с мировым значение, так и обеспечить устойчивые связи с любым потенциальным партнером в этой области.
Надо понимать, в чем Китай конкретно определяет степень стратегического партнерства с Россией. Что есть в Китае, что есть в России. Китай успешно развивает свое продвижение на мировые рынки, ему выгодны партнеры, как "буферные", так и "геополитические".
Россия, неся в себе  в равной мере признаки такого партнерства,  в основном продолжает выступать для Китая только поставщиком сырья и продуктов его первичной переработки. Основными статьями российского экспорта в Китай являются сырьевые, минеральные ресурсы, алюминия и сталь, сталепрокат, древесина, лесоматериалы и продукты нефтепереработки.  Однако не за горами время, когда  развитие российско-китайских отношений приведет к возникновению обоюдно- выгодного потока товаров и оправданное размещение в Китае производств с использованием российских новейших технологий.
Почему так получилось, что Россия отстала в своих отношениях с ближайшим партнером?
Обратимся к цифрам: Так, например, Deutsche Algemeine Zeitung-Mitteilung des Statistischen Bundesamtes
"В Германии наблюдается быстрый рост товарных поставок из Китая - 7,3 млрд. евро (рост по сравнению с 2003 годом + 27%). Для сравнения: из России - всего 3,8 млрд. евро., из США - 11,6 млрд. евро, из Японии-  5,4 млрд. евро." В тоже время наблюдается рост китайского импорта в США, Канаду, Бельгию и Россию. В прошлом году объем российской торговли с Китаем составил 6 млрд. евро (для сравнения отметим, что объем торговли Китая с Америкой достигает 70 млрд. евро, с Японией — 45 млрд. евро). Все это является показателем успешного развития китайской промышленности, без которой невозможно было бы конкурировать с более развитыми государствами, имеющими сильную экономику.  Продукция Китая за менее чем за семь лет стала конкурентно-способной, чего нельзя сказать, за небольшим исключением, о продукции нашей, российской промышленности.
За последние годы в Китае переоснащена пищевая промышленность, введено в строй более 370 тысяч  новых промышленных предприятий. Индустриальное производство возросло в 39 раз. О масштабах развития нынешнего индустриального комплекса Китая свидетельствует тот факт, что ежедневно в стране производится промышленной продукции на 2,1млрд. юаней, добывается 2,3 млн. тонн угля, производится 140 тысяч тонн стали и 455 тысяч тонн цемента.
Сегодня отраслевая структура промышленности страны представлена более чем 360 отраслями. Помимо традиционных  отраслей промышленности созданы новые современные такие как: космическая, прикладная электроника, редкоземельная металлургия, нефтехимия, авиастроение, автомобилестроение. По количеству промышленных предприятий к числу занятых на них рабочих  Китай занимает первое место в мире. Китай заинтересован в развитии своей отрасли машиностроения или в организации партнерских отношений со странами, представляющие на мировой рынок  оборудование с технологическими новшествами. Интересует Китай и "нано» - технологии. В случае наличия  в Иркутской области тяжелого машиностроения и мощной производственно- научной базы, можно было бы не сомневаться, что китайская сторона проявила бы искренний интерес к сотрудничеству. Но, увы...
Интерес китайская сторона проявляет и в отношении деятельности России по добыче природных ресурсов. Россия имеет богатый опыт в этом направлении и естественно необходимое технологическое оборудование. Иркутская область в этом отношении также не стоит в стороне.
Китай сам имеет мощную природно-ресурсную базу, однако  развитие добывающих отраслей в целом отстает от обрабатывающих. Сегодня на долю Китая приходится 35% всей импортируемой в мире нефти. Почему? Ведь сегодня по нефтедобыче Китай пятый в мире. Выкачивает ее больше, чем Венесуэла, ОАЭ, Ливия. Ответ простой - промышленный бум требует энергоресурсов! Например, в 2005 г., добыча нефти составила  свыше 180 млн. тонн. А вот потребность  — 317 млн. тонн. Через год уже порядка 470 млн. тонн. Вот почему проявляется интерес к российской или казахской нефти. В настоящее время Китай стал вторым в мире после США потребителем нефти. На пространстве АТР китайские нефтяные компании проявляют особый интерес к поставкам нефти из Казахстана. Ведь перекуплен же "Петроказахстан". Китай вложил деньги в строительство казахстанско-китайского нефтепровода, протяженность  которого составила почти 980 километров.  Впереди еще несколько таких больших проектов. Естественно, что и Россия не стоит от этого в стороне. Не меньший интерес в Китае проявляют и к энергетическим ресурсам Туркменистана. А в иркутской области также предположительно найдены большие запасы природного газа.
По запасам железной руды Китай занимает третье место (после России и Бельгии), а по разведанным запаса магниевых руд - второе место в мире. За последние годы в Китае во многом возросли мощности угледобывающей промышленности, а объем добычи угля превысил 920 млн. тонн. Прогнозируемые запасы угля составили 3200 млрд. тонн, а проведенные разведывательные работы  завершены лишь на 850 млрд. тонн. В целом же в стране более 100 крупных центров добычи угля. Но как говориться - «Одно беру, на другое смотрю, третье запоминаю". Да и качество угля бывает разным. Интерес Китай проявляет и к возможным месторождениям нефти или газа на территории соседних регионов, Иркутская область приобретает еще и форму плацдарма для потоко - технологичных линий поставок нефти и газа. "На нефтедобывающую промышленность Китая  приходится 21% производства топливо  и энергетических ресурсов. Нефть обеспечивает Китаю около 16% валютных поступлений от экспорта. В целом в стране более 32 предприятий по добыче нефти, а  общие запасы нефти составляют 64 млрд. тонн. Южный Китай и особенно его восточная зона богаты запасами природного газа, которые оцениваются в 4 тыс. млрд. тонн, к настоящему моменту разведано лишь 3,5% от общего прогнозируемого объема. Китай не снимает с повестки дня вопрос о необходимости сотрудничества с Россией в области поставок и распределения электричества. В стадии согласования и экспертиз находится проект о переброски электроэнергии из Иркутской области в Китай. С российской стороны разработчиком проекта выступает  АО «Иркутскэнерго» под патронажем  РАО «ЕЭС России». Проект предусматривает  поставку ежегодно 18 млрд. кВт/ч. электроэнергии, производимой  АО «Иркутскэнерго», что позволит российской стороне получать порядка 620 млн. долларов в год.  Примерная стоимость проекта  оценивается в 1,5 млрд. долларов.
Достигнута договоренность о строительстве центрифужного завода по обогащению урана под Ланьчжоу, скорее всего  в перспективе возможно сотрудничество с АНХК.
Тщательное изучение опыта развития науки и техники за рубежом, в том числе США, Японии, России и стран Западной Европы позволили Китаю определить приоритетные направления в развитии науки и техники, способные ускорить подъем народного хозяйства. Для России немаловажным является участие в программе по усовершенствованию  научно-технического потенциала различных отраслей промышленности, на основе как российских, так и китайских разработок. Китаем  принято решение сосредоточить усилия на развитии наукоемкой техники и технологии в  биотехнологии, информатике, автоматизации, энергетики, космической и лазерной техники. Несомненно, что разработки иркутских ученых в данных отраслях представляют для Китая как стратегический, так и временной (в случае принципиально быстрых успехов китайских ученых) тактический интерес.
Одним из регионов, представляющих интерес для Китая, несомненно, является Иркутская область, географически замыкающая на себя все транспортно- грузовые потоки. Обладание приоритетными позициями в данном регионе, Китай спокойно и без особых усилий сможет контролировать, как свои собственные поставки в европейскую часть России, так  и поставки в  Европу.  Однако, несмотря на подписанные весной 2007 года, "Соглашение между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством железных дорог Китайской Народной Республики об укреплении сотрудничества в области перевозки нефти железнодорожным транспортом", а также "Меморандум о научно-техническом сотрудничестве между ОАО «Российские железные дороги» и Министерством железных дорог Китайской Народной Республики", Китай видит ряд ограничений своих интересов в данном вопросе. Китай, как и следовало, было, того ожидать интенсивно ведет переговоры с Киргизией и Узбекистаном о строительстве своего "шелкового пути" в Европу. Это ни в коей мере не  выгодно для России. Новая дорога явно составит конкуренцию Транссибу в силу меньшей протяженности и использования новых технологий. Китай, если сумеет определить для себя приоритетные условия, при строительстве этого пути,  завладеет данной магистралью. Последствия трудно прогнозируемые, но явно не в пользу России.
Китай не нацелен на освоение или "аннексию" европейского российского пространства, с уже сложившейся структурой политических и экономических  связей. Китаю стратегически важно мирное расширение своего "управляемого пространства" без существенного расширения территориальных границ. В данном случае речь не идет о захвате российских территорий. Китай вполне устраивает роль " мандарина", без особого  труда регулирующего все социально-экономические отношения на чужой территории с выгодой для своего народа. Используя высокую коруптированность российского чиновничества,  достаточно приобрести через подставных лиц  организационно - управляющие фирмы... и будут созданы "оптимально щадящие условия" для легализации китайских граждан.  Иркутская область, территория, которой включает в себя шесть Швейцарий, имеющая огромный запас леса (третье место в России), водные ресурсы, довольно мягкий климат, плодородные земли, имеющая мощную топливно-энергетическую сырьевую базу, отлаженную транспортную сеть, позволяющую при определенных инвестициях  осваивать новые месторождения стратегического сырья (газ, уран, нефть) несомненно, привлекательна для китайской стороны. И по- другому быть не может. Европа далеко, Япония пока, что не решила все, связанные с последствиями второй мировой войне, вопросы в отношения с Россией, Северная Корея не имеет ни экономической, ни политической силы, Южная Корея еще полностью не определилась, чью сторону она примет. А время берет свое. Средняя продолжительность жизни в России (регионы Сибири и Дальнего Востока)  для мужчин - 46 лет, а в Китае -72 года. Сейчас в Китае средняя продолжительность жизни у женщин — 76 лет, в России- 74 года. В Иркутской области до 2007 года смертность превышала рождаемость. Не хватает резерва трудовых кадров. Идет отток населения. Массовое пьянство и наркомания. СПИД. Туберкулез. Что останется через десять лет? Китайцы это понимают точно также как и мы. Россия неминуема, пойдет на компромиссное решение, но будет ли это правильный путь? Огромная территория, не имеющая достаточную плотность населения, будет вынуждена идти на определенные уступки, как для стран СНГ, так и  для Китая, выбирая самое маленькое зло. Не подкрепленные экономическими ресурсами амбиции России в данном вопросе ничего не решат. Проникновение уже началось, и с каждым годом оно будет все плотнее и плотнее. Не агрессивнее, вовсе нет, надо знать менталитет китайцев. Они выдержат все, и постепенно свяжут все построенные экономические "туннели" в России в одно целое.   
Россия вынуждена искать более приемлемые решения в отношениях с Китаем. Две страны имеют богатый исторический опыт сотрудничества, опирающийся на искреннюю дружбу и понимание. Однако наступили новые времена. А именно они  будут диктовать стиль поведения партнеров, и главное не оказать "медвежью услугу" своему собственному народу.
 Вот что пишет  автор статьи "Два медведя» Михаэль Людвиг ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", ФРГ)
"... интересы России и Китая, несмотря на все заверения, относительно общих целей, не совпадают. В России уже звучали предостережения, что слишком сильное укрепление ШОС, может чрезмерно усилить влияние Китая в Центральной Азии. Кроме того, существует соперничество за сырьевые месторождения в этом регионе. Беспокойство России объясняется увеличивающимся показателем  более высоких темпов развития экономики в северокитайских приграничных с Россией областях и экономическим упадком в Сибири и на Дальнем Востоке, что ведет к оттоку населения из этих российских регионов. В России опасаются, что китайские предприниматели воспользуются новыми возможностями более активно, чем российские, и что для китайской экспансии теперь все двери широко открыты.
Беспокоит Москву и развитие внешней торговли. У России пока сохраняется положительное сальдо торгового баланса с Китаем, однако почти 90% российских товаров представляют собой сырье, прежде всего нефть, а также полуфабрикаты. Экспорт машиностроительной продукции резко снизился. Россия оказывается, как и в отношениях с ЕС, поставщиком сырья, который не может конкурировать со странами, поставляющими продукцию обрабатывающей промышленности. Поэтому в России опасаются, что страну, как в случае с Дальним Востоком, захлестнет продукция китайской промышленности."

Уже захлестнула...


Рецензии
Китай в отношении России пока ещё ведёт себя тихо. Но со временем всё может измениться. И в конфликте России с западом из-за Крыма он ещё возьмёт своё.

Михаил Оживитель   12.04.2014 15:39     Заявить о нарушении
Да, однозначно. Восток (Азия) -дело тонкое. Они ждут кто-кого. Для них любой исход конфликта - положителен.

Вячеслав Шляхов   14.04.2014 14:01   Заявить о нарушении
Было время - смеялись: Мао Цзэдун -маразматик сам себя обезьяной назвал. (Напомню: обезьяной, наблюдающей за схваткой двух тигров.) Боюсь - не посмеялись бы над нами евреи - как никогда: "Что, Иваны-дураки, завидовали нам? И нашему "холокосту"? Про свой "холокост"-геноцид сочиняли росказни?" Ох, как бы до реальности не досочиняться с нашим соседушкой!

Михаил Струнников   01.04.2016 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.