Талант, он блин и в Берлине - талант!

Невысокого роста, чуть рыжеватый, с ухоженными усами человек, держа руки за спиной, медленно расхаживал по помещению «Еврейской галереи». Галерея эта находилась тогда почти в центре Берлина. И была известна очень большому числу почитателей искусства, потому что была способна на совершенно вольные проекты. Так вот, этот молодой человек, расхаживая по скрипучему полу, останавливался перед очередной картиной и что- то громко бормотал себе под нос. Гости выставки с удивлением рассматривали его, не понимая ни слов, ни его эмоций. Еще бы понимать…в центре Европы, в Берлине, по среди «неметчины»…звучал молдавский язык. И мало кто знал, что это был известный карикатурист  – Валерий Курту. Это была совместная выставка  трех берлинских карикатуристов – «Три ВВВ» - (Вячеслав Николаев, Валерий Курту и Вячеслав Шляхов). Родился Валерка в 1956 году в городе Унгены, в советской Молдавии. Сколько помнит себя – все время рисовал. Карикатура ведь дело такое - была бы идея, карандаш, ручка…и белый лист.  Он помнит до сих пор свою первую карикатуру. « Мне лет пять было, когда о Хрущеве и его «кукурузной эпопее» много говорилось. Так вот, я наслушался взрослых и нарисовал человечка, сидящего на горе из кукурузных початков с протянутой рукой. А голову ему приклеил Никиты Сергеевича, из газеты вырезал…»  Мама, помню, рассердилась очень. Схватила, изорвала. В те времена за такое творчество могли хорошо наказать.
 
 И эта страсть привела его сначала в Республиканское художественное училище, а потом позвало в ряды мультипликаторов. Он поступил во ВГИК, где и оттачивал мастерство художника-мультипликатора. Валерий Курту участвовал в создании фильмов «Остров апельсинов», «Кто за чужим гонится, свое теряет», позже и как режиссер - в фильмах «Нями-ням», «Жертва», «Все цвета». Закончил Высшие режиссерские курсы в Москве.  Несколько лет работал на киностудии «Moldowa-Film». «Мастер точного штриха, остроумной композиции и абсолютного, как абсолютный музыкальный слух, чувства юмора». Он живет с семьей в Берлине, работает во многих журналах мира.   Его работы публиковались в   «Тинеримя Молдовей», «Фемея Молдовей», «Кипэруш», в знаменитом советском «Крокодиле», «Eulenspiegell и других немецких журналах. Вообще-то его смело можно называть «человеком мира», его выставки проходят по всему миру, без преувеличения, обогащая и так уже богатую палитру этих  стран. Все его сюжеты жизненные, подсмотренные в повседневной жизни и заправленные профессионализмом карикатуриста. Нередко работы карикатуриста являются пророческими, намного опекающими мысли и деяния простых людей. Надо только увидеть и нарисовать. Он рассказывал как-то: - « Вот у меня недавно соседи стену сверлили, я ухо приложил к стене и представил эту картину! Вдруг ухо просверлят?» Так и родился этот сюжет. Уезжал он из разрушенной, когда-то сильной и уважаемой страны, не тая обиду, не сказав, может быть тех слов, которые так хотелось сказать. Он, карикатурист с мировым именем, победитель множества конкурсов, лауреат десятков премий, был вынужден уехать. Условия бандитского государства не давали пищу для творчества, свобода стала более иллюзорна. Деньги стали решать все, появилось множество коммерческих изданий, владельцы которых, да и полуграмотные редактора, понесли в народ «чернуху», ложь и порнографию. «Был хаос. Было страшно... Моего соседа, известного оператора Калашникова, убили ни за что. На улицы было страшно выходить по вечерам. Вот мы с семьей и собрали наши вещи... Но на Родину я не обиделся, нет. И паспорт у меня, как у большинства переселенцев здесь -  все тот же…» А талант, он и в Африке – талант! Почти сразу же определился в Берлине с работой, что самое важное для мигрантов. Огромный багаж популярности «сработал», как спасательный жилет. Хотя большинство переселенцев, столкнувшись с реальностью, просто опускают руки. А у Валерия все сложилась просто – семья, хорошие дети, умная любящая жена…и любимая работа. Он постоянно печатался, его приглашали на работу в Кёльн, на студию анимации. Он человек необъятного обаяния, притягателен и заряжен мощной позитивной энергетикой. В свое время из-за его карикатуры в современной Молдавии даже закрыли одну из известных газет. Была карикатура на бывшего президента Молдавии. Так, что карикатура, она еще и оружие! И нередко, когда карикатурист или издатель может пострадать за жесткие, но такие правдивые рисунки. Если кто-то скажет – несерьезное это искусство, постараюсь защитить карикатуристов от всевозможных нападок. Карикатура – одно из тяжелейших видов искусств, включающая в себя знания анатомии, динамику, форму, композицию, политику и историю, знания психологии и общественных отношений. На протяжении веков этим видом творчества «грешили» многие известные художники – классики.
Как - то Валерий Курту давал интервью «КП Молдовы». В этом интервью есть такие слова:- «Даже если вы его не знаете, вы его все равно знаете! Автор карикатур, ставших таким же символом страны, как «Букет Молдавии» или «Здоб ши Здуб» наш знаменитый соотечественник Валерий Курту. Который, к сожалению для нас, уехал жить в Германию. И который, к счастью для нас же, вернулся…».
Он постоянно возвращается на свою Родину, и его Родина принимает его всем сердцем.
Если бы и Россия могла так поступать...


Рецензии