Без особенного ущерба...

Только в конце работы становится ясно, с чего надо было её начинать. Блез Паскаль. // Самый подходящий момент начать статью наступает, когда ты её закончил. Тебе становится ясно, что именно ты хотел в ней сказать. Марк Твен. // Обсуждая на творческом семинаре стихи молодых поэтов, Михаил Светлов обыкновенно отсекал у стихотворения первое четверостишие. «Оно часто бывает для разгона, а само стихотворение начинается со второй строфы». // Пиши первый абзац, потом второй, а первый спокойно вычёркивай! Журналистский совет. // По-моему, написав рассказ, следует вычёркивать его начало и конец. Тут мы, беллетристы, больше всего врём. И короче, как можно короче надо писать. Антон Чехов. // …много ещё говорливости и мало сосредоточенности в себе. Всё бы оказалось гораздо живей и сильней, будь более сжато. Николай Гоголь – про «Бедные люди» Достоевского. // Оглядывая свою законченную работу, всегда думаю: «А что тут без особенного ущерба можно выкинуть?» И никогда ещё не раскаивался и не жалел о сокращениях. Владимир Короленко. // Перечитывая и поправляя сочинение не думай о том, что нужно прибавить, если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а стремись выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни были хороши эти лишние места). Лишнее должно всё выкинуть и сделать, как Анненков говорит, перло. Никакие гениальные прибавления не улучшат сочинения так много, как могут улучшить его вымарки. Лев Толстой. // …лаконизация, рациональное сокращение без ущерба для содержания. // Галиани пишет: чем более стараюсь, тем более нахожу что убавить в книге, а не что прибавить. Пётр Вяземский.


Рецензии