Очерк. С Днём Ангела!

Совсем не случайно меня, родившегося в середине июля, назвали Юрием: в июле-августе в церковном календаре несколько раз упоминается имя Георгий (православное прочтение моего имени). В эти дни родились те Георгии, которые в разные времена погибли мученической смертью за христианскую веру и впоследствии были причислены церковью к лику святых. Вот моя мать – православная христианка – и назвала меня в честь одного из них.
Сейчас не так, а до революции редко кто праздновал свой день рождения, традиционно было отмечать именины, или день Ангела, то есть день рождения святого, в честь которого тебя назвали. Кстати, я свой праздную шестого мая.
В этот день, по новому стилю родился тот самый Георгий, который именуется ещё Победоносцем за свои ратные подвиги в период правления римского императора Диоклетиана (284 -305 годы).
Празднование не дня рождения, а именин несло на себе отпечаток скромного отношения к собственной персоне и давало лишний повод помянуть добрым словом святого покровителя, давшего тебе имя.
Непременным атрибутом такого праздника была почтовая карточка, посылавшаяся в адрес именинника с поздравлениями и самыми разными добрыми пожеланиями. Причём пожелания адресовались не столько самому имениннику, сколько тому святому, имя которого он носит. Ведь это он должен будет поспособствовать их непременному исполнению.
Надо сказать, что в дореволюционные времена святых не особенно напрягали просьбами-пожеланиями. Люди, в целом, отличались скромностью, в том числе и в просьбах к святым. Открытка, скорее, использовалась, как ещё одна возможность выразить внимание, уважение, любовь и другие добрые чувства имениннику, а порой и напомнить о себе. Недаром на открытках ко дню ангела часто изображались цветы незабудки, иногда целые букеты. Этот скромненький голубенький цветок на всех языках имеет примерно одно и то же название и служит для напоминания о забытых знакомых и родственниках, существовавших когда-то отношениях и чувствах между адресатами, которые один из них не прочь возродить.
В моей коллекции есть две открытки в городок Кашин Тверской губернии. Посланы они из местечка Кесово той же губернии некоей Таней чете Солнцевых – Екатерине и Сергею, которые были хозяевами трактира «Биржа». Текст характерен для того времени:
«Дорогую Катюшу поздравляю с днём ангела и желаю, чтобы дни блаженства не замедляли врываться в твою жизнь. Доброму Серёже жму дружески руку и также поздравляю»; «Милейший Сергей Фёдорович! Шлю вам сердечное поздравление с днём ангела и желаю полного счастья в жизни. Катюшу поздравляю и желаю вам исполнения всех ваших желаний».
Простые отношения, простые послания. Не то, что вот это:
«Я верил верой
Верной Вере,
Но был я Верой разуверен
В верной верности ея…»
Жестокое это признание написал Иван с неразборчивой фамилией и послал в 1912 году Вере Рудняковой в день её ангела. Пусть, мол, подумает.
Кстати, женские имена Вера, Надежда, Любовь в те времена были весьма популярными на Руси, о чём свидетельствует большое количество поздравительных открыток в их адрес. Открыток с этими именами в коллекции не одна сотня и все разные, но у каждого из этих трёх имён свой символ: Вера изображается всегда с крестом, Надежда – с якорем. А Любовь – с сердцем. А популярные ныне: Владимир, Игорь, Олег, Людмила, Наталья, Ольга и Татьяна до революции были очень редкими, так как в календаре упоминаются только по одному разу.
Но сколько бы их ни было, в день ангела каждый получал своё почтовое поздравление. Как вот это из Житомира по адресу: Санкт-Петербург, Гороховая, дом 45, квартира 12:
«Поздравляю Вас, дорогая барыня и дорогого барина и желаю Вам долгой и счастливой жизни. Дай Вам Бог быть всю жизнь здоровыми, весёлыми и бодрыми. Я всё ещё очень скучаю по Вас. Целую Вас крепко. Любящая Вас Ваша Геня».
По такому тексту можно целую повесть написать, а то и роман.
Угождая потребителям, не стоило забывать и о тех, кто занимался продажей открыток. Поэтому, несмотря на наличие в «Православном церковном календаре» таких имён, как Лисимах, Мимненос, Павсикакий, Сосипатр и других, не менее «звучных», открыток с ними я так и не обнаружил за десять лет активного собирательства. Тем не менее даже с такими именами люди жили на Руси и получали на день ангела свои открытки, на которых могло быть что угодно нейтральное изображено: букет цветов или ребёнок, миловидная женщина или мужчина. А если, скажем, твой именной праздник пришёлся на воскресенье, то вполне можно было получить открытку, типографски оформленную  замечательной фразой: «Днём веселия и радости пусть будет Тебе Воскресенье, день ангела Твоего». И таких открыток существовала целая «неделька», так что не беда, если день ангела придётся и на любой будний день. И благодаря этому мы точно знаем,  что у жены машиниста В. В. Оконешникова Александры Кирилловны в 1917 году день ангела пришёлся именно на воскресенье, и кума Шура ей написала следующее:
«Дорогую кумушку сердечно поздравляю с Ангелом и желаю всего всего наилучшего. Кумонька, бабушку, Женю и Серёжу с дорогой именинницей».
Видимо, самым утончённым предназначались открытые письма с изображениями отдельных букв алфавита, а тем более, двух букв – инициалов. Богатый же надо было иметь их выбор, чтобы каждому сыскать нужное сочетание. Предложение, судя по имеющимся у меня экземплярам, было богатым и весьма разнообразным. Но надписи на них, как правило, самые лаконичные, типа: «С Ангелом!» И всё.
Другое дело, если открытка изображала нечто слащавое и безвкусное. Соответствующими тогда были и тексты. Некто Э. Гурович сочинил ко дню ангела Эмме Левин следующий, как он пишет «акростих»:
«Эмме милой, Эмме славной
Милой красоты желаю
Мало есть на свете равных
Ангелу земного рая».
И для господина Гуровича Эмма действительно была такой, какой он её показал в «акростихе», потому что адресат был влюблён в своего корреспондента. А день ангела использовал как лишний повод для письменного выражения своих чувств. Многие, кстати, поступали так же, как этот господин. Чего стоит, скажем, такое послание:
«Глубокочтимая и многоуважаемая Людмила Рафаиловна! Позвольте и мне, недостойному, приветствовать Вас с днём Вашего  ангела и пожелать Вам от Господа всех милостей, доброго здравия всякого благополучия и многия, и многия лета!!!
Недостойный и всепокорнейший Ваш слуга Евгений Г.»
Получить такую открытку на день именин, значило усладить двух своих ангелов – Хранителя, приставленного нам с рождения и охраняющего нас от всякого зла, несчастий и помогающего делать добро, и Ангела – святого угодника, имя которого мы носим и который в нужное время ходатайствует о нас перед Всевышним. Так что пишите самые пылкие и трепетные поздравления на день ангела друзьям, знакомым, близким и возлюбленным и получайте сами их во множестве. И будьте добрее и чище, укрывшись под сенью ангельских крыл.

Газета «Интим-калейдоскоп», №9 (11), август, 1998.

В качестве иллюстраций использованы открытки из коллекции автора.


Рецензии