город П
город, ставший мне понятным и оттого - близким, этот город - перестает существовать!
заколочено бомбоубежище, закрашены таблички, некогда указывающие на его существование, нет больше магазина "пятнашка", в овощном отделе которого высыпали картошку через низенькое окошечко - в сетку, нет люков вентиляции, идущих вдоль Кирова, нет боле больших гипсовых вазонов, увешанных бегониями и ноготками - все это кануло, не пережив лихие нолевые - в тартарары.
но остались бабушки, ежедневно приходящие к окнам бомбоубежища - кормить кошек.
эти бабушки - в отсутствие канувшей в лету истории, до сих пор "держат" перспективу исчезнувшего города.
( 15 ноя, 2013 )
* * *
Снег не идет. Пару раз выпадал, лежал недолго, а вот опять - хмарь, длинные сумерки, долгий рассвет. В пять вечера наползает легкая темь и длится.. длится, а потом - всё проваливается в темноту. В это время в городе, как на хорошей картине - проступают трещины. Вероятно, таким являлся мир первым имажинистам. За моим домом стоит разобранный автомобиль волга без колес и окон, примятая крыша, оторванный капот, без роду и племени. Чуть дальше, во дворе высотки разбили автомобильную площадку - машин на пятьдесят, весь широкий двор - инсталляция железа под открытым небом. Раньше росли здесь яблоньки, груши и кустарники жасмина - великолепие сие досталось двору от прежних владельцев. Цветущие сады частного сектора простояли до конца девяностых. Чуть дальше - детский сад Рябинушка - мечта подольчанина, нетакая вотчина детства - мамонистое здание с внутренним двориком, со сквозным проходом ( не дворик внутренний, ни выход запасной со сказочным крылечком не используются, а жаль). Путь, который приходится проложить родителю, устраивая сюда свое чадо - не усыпан розами, но полон звонких монет. Садик обнесен черти какой оградой - прежний заборчик, украшенный рябинками, по нашей жизни оказался слишком прозаичным, вот и обнесли сад профнастилом. Материал мягкий, податливый, и если разбежаться, да со всего маху ударить о забор дурной головой - останутся вмятины. Особый гротеск детсадовской городьбе придают объявления о покупке ваших волос, о русских непьющих порядочных семьях без детей собак и проч. Здесь же, для усиления эффекта верхоглядства, огромными буквами написано " не тупи - вступай в ДПНИ". Выходящие из ворот детсада сразу же ступают на автомобильную дорогу.
За садом еще лет восемь назад по весне благоухали остатки яблоневого сада - антоновка, ранет, коричневка, теперь же пирог 17-этажки с автомобильным газоном вместо детской площадки отбрасывает свою тень на детсадовский плетень.
Огибая Рябинушку, выходим к котельной, на углу которой - пласты культурного слоя, артефакты эпох, арматура, битое стекло, куски застывшего цемента, остатки свернутого поребрика, правее - гаражи с нынче пустой голубятней, просевшие гудронные крыши, вросшие по пояс в землю да собачатня. Сам гаражный кооператив в том виде, в котором он задумывался годах в семидесятых - существовать перестал, что творится в лабиринтах его - бог ведает, но временами вытекает оттуда пена, что свидетельствует о любви к искусству, в его чистом, первозданном виде.
Минуя гаражи, пройдя пару пятиэтажек и перейдя дорогу мы попадаем в район многоэтажек с творческой жилкой в постройке. Балкончики домов, вероятно, делались так - на застывающий цемент сверху клался бабушкин пожуханный дерматин, все это ссыхалось и отдиралось - и вот она - лепота! Архитекторы будущего, учитесь, как придать современному зданию аромат веков. Во дворе - мечта мальчишек - многофункциональное футбольное поле, с мягким покрытием, с корзинами для баскетбола. Но отчего-то поле всегда пустует - на входе красуется амбарный замок. Не видать нам побед на футбольных чемпионатах!
Рядом - еще одна многоэтажка. Мозаичный модерн плит первого этажа укрыт под масляной батарейной краской, неча плиточку колупать. Напротив - дом, лет 30 назад покрашенный в белый цвет - заскорузлая, облупившаяся побелка его напоминает о том, как важно однажды принять правильное решение.
Огибаем кусты. Кусты, конечно, вовсе не кусты, а спиленные пни сгнившего американского клена. Рододендрон, боярышник, самшит - кто вас нынче помянет? Выходим к школьному двору, торец которого стадионом глядит на помойку. Отчего не развернуть оградку помойки, закрыв её от школьного двора - мусорными баками на гаражи? На школьном дворе, что от него осталось в результате переделки уже при новом директоре - дети месят грязь, идет урок физкультуры, гоняют мяч. Девицы на каблуках вымещают на юнцах свою внутреннюю агрессию, летит мусор, мяч цепляется за целлофан, абстракционисты поневоле - мальчишки сплевывают и матерятся. И без того неясный вектор внутреннего развития - куда здесь, подверженному магнитным бурям учителей, школяру?
Школа имеет большой и приятный внутренний дворик с хвойной землей да голубыми елями. Пока теоретики-градостроители набрасывают мало кому понятным языком свои гуманистические идеи - выход на внутренний школьный дворик, как и в Рябинушке, для детей - заказан. Дети растут в атмосфере внешней неустроенности, элементарно - открой завтра директор ту заветную дверь за камином, найди золотой ключик, глядишь - для кого-то в плоском безразличном мире появятся полутона, предметы начнут отбрасывать тени. Но нет - в первой главе библии нет ни мяса, ни рыбы..
Рядом со школой - буквой П стоящие четырехэтажки, деревянная детская площадка по весне была покрашена тротуарной краской, а по осени являет нам еще одно однажды правильно принятое решение господина пэжэ..
Время от времени эклектика теории Дарвина берет верх над эстетикой разрушения и тогда я начинаю писать загадочные письма таинственному сферическому коню в вакууме.. Послания эти исполнены тревоги за экологию, детей, бездомных животных, природу, реки, архитектуру. Они полны угроз и трепета, скреплены буквицей закона и подписями соседей.
- Уважаемый Конь! - пишу я - если частицы стандартной модели могут расширяться вдоль прямой линии, как струна.. ( добавь еще "зная вас, как умелого организатора по превращению города в европейский ухоженный и озелененный" - учит меня сосед дядя Слава ) .. и если все частицы - это лишь колебания одной струны ( "и про рекламу упомянь - достали же клеить на дверь, паразиты" - ворчит баба Галя ) и если каждая точка в пространстве - это сфера, то будет ли это ещё или уже никогда ?
Но Конь на мои письма не отвечает.
( 28 ноя, 2012 )
* * *
фотозаметки
Городок наш, удивительным образом увеличиваясь - уменьшается.
Переоделся в блестящие штаны-трико стадион Труд. То, с каким радушием принимают мальчика в обтяжках, допуская болезного к яркому китайскому ширпотребу, напоминает мне, как двести лет назад москвичи сознательно поджигали Москву. Скажи-ка, дядя.. далее по тексту. Но здесь - настроение не то.
Архитектурные потуги, за которыми видится пренебрежение городом - вот оно что.
Пришедшее к нам из эпохи одинаковых Ильичей с кепками здание Спорт-Сервиса нынче - куб,
обернутый в вакуум.
Стадион Труд, Спортсервис, многоэтажный гараж - блестящим совком сгребли все в одну парадную кучу. В результате появился квартал блестяшек в самом центре Подольска на Готвальда.
Но есть Подольск иной - туда еще не проникла мода на бижутерию. Там, где в центре зеленеет трава, высится мост через Пахру - здесь проспект Ленина пересекается с улицей Федорова. То же место в двадцатом году - совершенная геометрия пространства, двухсводчатая арка, фонари. Любителям велосипеда посвящается!
По левую и правую стороны от моста вдоль реки тянется улица Федорова (бывшая Набережная)
Федоров в 1905 был предводителем городской дружины, погиб нелепо - стал чистить револьвер, да и нажал случайно на курок. Так же, по-рассейски случайно, живут здесь и поныне.
Пространство нужно обживать медленно, с оглядкой на прошлое. Город в моем сознании -
заваливается, как на старой фотографии сбегает вниз пейзаж, заваливаются друг на друга двухэтажные кварталы. Никакого углубления ради самого углубления современная архитектура не предполагает - лишь монолит и стекло, стекло и монолит. Метафизика лаковой поверхности - отражать, не транслируя своего. Тихая улочка Федорова перекраивается под сущий грех. До недавнего времени этот квартал оставался своего рода осью вращения вокруг истории. Но в 2007-м - на нежную пастораль панорамы нанесли здание-утюг. Вот как старый капитализм встречается с капитализмом новым.
Но восстановим первообраз. Набережная улица в далеких двадцатых - старые городские виды на довоенных открытках, короткая эпоха конструктивизма.
Когда-то топор конструктивизма был выкинут в озеро - так закончилась эта стремительная и потрясающая эпоха. Вот он, любимый мной в городе дом - с серпом и молотом внутри звезды.
А в 1913-м на этой набережной купец Толкушев построил как бы теперь сказали - многофункциональное здание. В стенах его размещались и общественные бани и кинотеатр. Огромная хрустальная люстра, лепнина на потолке, пальмы в кадушках - внутри он был роскошен. Цена удовольствия - 8 копiвек с носа за билет. Пленки брались напрокат у фирмы Ханжонкова. До начала сеанса играл тапер, а пары - танцевали. Только зажили с размахом - грянула революция с конфискацией. Позже, когда у купца отнимали последнее - жилье его, он с 7 детьми переехал в Камышин, где и умер от тифа в 20-м году.
В 29-м в кинотеатре начинает фунционировать театр рабочей молодежи. Саркастично название первого спектакля, сыгранного по пьесе " Плавятся дни". Воистину - плавятся.
в 41-м здесь формируется 41-й истребительный батальон, сражавшийся под Боровском, на
реке Наре( их первоначальной задачей была борьба с диверсантами).
На снимках, сделанных мной в 2003 году - еще жив Художественный. Но уже - богу душу положил.
За мостом, где тракт уводит на Москву - здесь начинается и здесь же заканчивается
старый купеческий Подольск. Граница волнения двух миров - бетонного и деревянного.
Сирень, мезонин, каникулы, лето!
Напротив - голубое здание военкомата (бывш. комиссариат). Во время налета немецкой авиации в него попала бомба, погибли работники и призывники. Здесь пространство все еще волнуется, сохраняя некое средостение исторической застройки.
Это же здание, снятое в 50х , здесь мост уже другой.
В 1914 на берегу Пахры (Набережная ул) построили первую насосную станцию глубиной в 20 метров. В 17-м ввели в строй общегородской водопровод, и - долой средневековье.
60-е годы, черно-белые кадры: полощут белье аккурат недалеко от Художественного, на Февральской. Здесь - на повороте у водокачки с 20-х по 50-е годы находился гортоп - городской топливный отдел. Топливо(лес) сплавляли по Пахре. На повороте у водокачки устанавливали плетень. Он перегораживал реку и задерживал лес, пришедший с верховьев Пахры. Затем его поднимали из воды и пускали на дрова. Пойдем по берегу - вверх, поднимемся на самый верх холма: здесь открывается хорошая панорама на город Подольск.
Это холм городского парка, тут в доминанте легко распознать церковь, в которой останавливался Лев Толстой когда шел пешком из Ясной Поляны в Москву.
в разное время фотографы забирались на холм - et voila
смотровая парка Талалихина - словно набережная неисцелимых Бродского.
Снимок 04 года, в парке играл городской оркестр - музыканты, одетые подобающе, лихие ветераны, все ощутимо неравнодушно. Кто нынче так отплясывает?
Сегодня в дни праздников парк представляет собой цыганский балаган с шаромыжниками. Атмосферу праздника вывернули наизнанку, музыкантов переодели в унылую униформу - синие куртки с надписью Подольск на спине.
А это летняя эстрада: вечная хворь, коробочка прислоненная к коробочке же.
а вот что было здесь раньше - 62 год. зеленая эстрада.
В 70-е годы века XIX в штольне под парком добывали мрамор и известняк.
В то время из окрестных деревень, по незамощеным улочкам в парк приходили крестьяне. Шли по грязи босиком, а перед входом в парк обувались в лапти. Показывали "женщину-феникс", "человека-фонтан", "атлета-шпагоглотателя", романтика) Качели, карусели, пряники, квас, орехи - тут сходились все смыслы торжества.
В шестидесятые века прошлого по зиме на реке расчищали каток, над ледяной поверхностью ( о, чудо!) - горели лампы. Играл оркестр. По выходным проводились соревнования конькобежцев. Летом на Пахре работала водная станция с бассейном и 10-метровой вышкой.
Куда все делось?
Остались лишь столетние липы да хаос современности с ея неупорядоченными событиями - Болезнь очевидна..
(2012-12-21)
* * *
Ревпроспект(бывш. Бронницкая)
В этом городе я постоянно ищу иные смыслы.
Невнятные городские виды походят на составленный из бессловесных мгновений пазл.
Грустна арифметика снесенных домов и перелицованных с изнанки улиц.
Ревпроспект же приобщен к истории всеми масляными своими боками. Улица берет
начало на вокзальной площади. Куда не плюнь - а в Ленина попадешь. Столетнее здание
вокзала видало и Горького, и Бунина и Шаляпина. Ревпроспект - гимн конструктивизму, эпоха
двадцатых, время парней в кожанках. Невысокой застройке здесь обязаны мы уездному
архитектору Ижванову, запретившему возводить на Ревпроспекте дома выше четырех этажей.
В центре кадра - остановка с кокотским названием "по требованию"- находится она в пяти минутах ходьбы от вокзала. Здесь, на пересечении Рабочей и Ревпроспекта, в тридцатые построили ДК им. Лепсе:
здание изогнуто словно птица, махающая очередно крыльями.
великое чудо фотографии - будучи свершенным, событие переходит в иную систему координат.
Здесь не фиксируются происходящие с ним изменения. Событие в этой точке - длится и
длится, всё возводятся и возводятся строительные леса.
Идем дальше. Красное кирпичное здание справа - бывшая управа завода Зингер (его дом-близнец стоит на Невском, напротив Исакия).
Построили его в 1913. в 23-м сам Луначарский был здесь на представлении театра оперетты.
Сегодня книжный, контора БТИ и проч.
чуть дальше по улице мы наблюдаем естественное понижение ландшафта.
В 2004 году историческое здание "Красные ряды "( слева) было снесено и начато строительство новых "Красных рядов " и домов 62,64 по Ревпроспекту (справа).
замечательно сказано о красных рядах у Грабаря -
".. я всегда проезжал мимо подольского "гостиного двора", каждый раз приводившего меня в восторг своей необычайной живописностью. Расположенный по склону горы, вдоль главной улицы города, он тянулся в одну линию и имел вид бесконечно вытянувшегося, пестро раскрашенного деревянного барака с претенциозными "ампирными" формами - уступчатыми фронтончиками на каждом звене, венчиками над окнами и тому подобными реминисценциями 30-х годов.
Вся эта длинная деревянная кишка, вздымавшаяся в гору, ценилась на отдельные лавочки-срубы, связанные общей системой покрытия. Каждый собственник сруба окрашивал свою лавку в иной колер, и вся эта постройка имела вид каких-то скворешен. Это впечатление еще более
укрепилось от вида "купчих", сидевших на табуретках у входа в лавки. Все они были обращены в одну сторону, по направлению к вокзалу, откуда шел покупатель: "купчихи" - ибо были только женщины - были в лисьих шубах, головами, повязанными шерстяными платками; все сидели с блюдцами чая в руках. Эти смешные странные фигурки, приходившиеся на черных пастях лавчонок, очень напоминали каких-то птиц или насекомых. Каждая лавка имела свою вывеску, восхитительную по изобретательности и расцветке, а все окна и растворенные двери были унизаны пестрыми кастрюлями, сковородками, кружками, скобяным товаром, кусками ситца. Был во всем этом своеобразный ритм и была необыкновенная острота глухой провинции.(с)
Красные ряды времен Грабаря были снесены в 2003. Отстроены заново.
Я помню это здание. Сложносочиненное - оно было составлено из нескольких домов, которые в последствии объединили лучковой аркой с надстройкой над ней второго этажа. Здесь писал своих "Купчих" Грабарь, была тут и лавка Ивана Сытина от издательства "Прогресс". В 30-х надстроили третий этаж + два корпуса по проспекту Ленина объединили вставкой. Если закрыть глаза и дать памяти волю, вот что там было внутри - фундаменты находящихся на разном уровне зданий давали полу неровность - в тех местах, где дома соединялись между собой имелись небольшие ступеньки то вверх, то вниз, однажды я грохнулась с этих ступенек, засмотревшись на витрину. На самом деле внутри Красных рядов было очень уютно - низкие потолки, длинаая, узкая, поворачивающая на 90 градусов анфилада зальчиков-комнатенок и особая атмосфера дореволюционного времени.
Внутрений дворик Красных рядов - Советская площадь (бывш. Сенная) в 20-е годы - в 50-е -
отражала дух своего времени, так и сейчас - 2012 г. на пересечении двух бетонных тропок ничего нового, да и старого - ничего: автостоянка, несколько пихтовых, да трава забвения - грубовато и приземленно.
Но вернемся к Ревпроспекту: собственно, двигаемся мы по улице, являющейся перендикуляром пр-ту Ленина с угла Красных рядов открывается хорошая панорама во все стороны. Здесь Ревпроспект пересекает проспект Ленина и ползет в горку.
Справа - бывш.дом купца Усанова - торговал он здесь скобяными товарами, лаками да красками, был благотворителем.
слева - храм, в котором останавливался Лев Толстой, шедший пешком из Ясной Поляны в Москву.
В 70-х свеча высотки, построенная перед храмом - загородила часть вида.
Заканчивается улица как и в старину - огородами, буквально скатывающимися к берегу Пахры реки. Перед садами есть еще несколько старых домов - одно из которых - типография Н.А.Тощакова, основана в 1903г. Здравствует в статусе типографии и поныне..
(2012-12-26)
* * *
Свидетельство о публикации №213112800942