C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Хитрый карась

На дворе стояло лето. У меня начался отпуск, и я приехал в гости к друзьям, по случаю купившим дачу в одном из небольших сел, тихонько чахнущих в стороне от больших дорог, связывающих более крупные города и местечки. Близился обед, и я решил пройтись по окрестностям, чтобы нагулять аппетит. Тропинка вела меня вдоль берега сонного пруда, я шел и наслаждался теплом и спокойствием заслуженного отдыха. На противоположном берегу водоема азартно махал удочкой рыбак - высокий и худой старик. Когда я подошел к нему, он лихорадочно насаживал на крючок извивающегося червя.

- Ну, погоди у меня, - бормотал он, - уж я тебя…
Поплевав на наживку, старик ловко забросил ее в воду. Поплавок покачнулся, дернулся, и тут же скрылся под водой.

- Ага!!! - Закричал дед, и потащил снасть из воды. Делал это он сноровисто и даже моему неопытному глазу было видно, что рука старика за многие годы наловчилась тягать из воды рыбу - и маленькую, и большую. Но крючок был пуст - ни рыбы, ни червя.

- Ах, чтоб тебя! - В сердцах сплюнул дед, бросил снасть в траву и вытащил из кармана старого пиджака сигареты. Он молча закурил, молча предложил мне, неопределенно кивнул, услышав мой отказ, и так же молча сел на траву. Я присел рядом.

А дело было так. Последние восемьдесят лет, буквально с пеленок, дед ловил рыбу на одном и том же пруду и на одном и том же месте. И не было дня, чтобы он не приносил домой хоть маленького хвостика. Но последнюю неделю все перевернулось с ног на голову - поклевки были, снасть выгибалась дугой, рука чувствовала движение сопротивляющейся рыбы… Но результат был удручающе одинаков: улова не было. То есть, совсем не было.

- Ты представляешь, - в который раз твердил старик, - вот такой он! - дед отмерил на руке сантиметров двадцать. - Наглый, толстый, хитрый карась! Ну, держись, карась! - Старик азартно потирал ладони. - Я поймаю тебя!!!

Двадцать минут спустя результата все так же не было. Если, конечно, результатом не считать пустой консервной банки, в которой на рыбалку приехали червяки. Дед был грустен и мрачен. Он что-то бормотал под нос, и я почти без усилий понял, что старик беззлобно грозит этому карасю, что, мол, поймает его обязательно.

Через неделю отдыха, походов за грибами, купания и загорания в протекающей недалеко мелкой речушке, я вновь оказался на берегу того самого пруда, где состоялось мое знакомство с горе-рыбаком. Как ни удивительно, старик был там. Он все так же усердно и азартно вытягивал снасть из воды, азартно засаживал нового червя, азартно забрасывал того в пруд и азартно грозил пальцем: я ж тебя! В глазах старика сверкали искры, как у десятилетнего мальчишки, желающего поймать воооот такую рыбину!

- Вот поймаю его, и можно будет помирать - это будет самый заветный трофей в моей жизни!. - Старик засмеялся. - И никакого Парижу не нужно.

Я посмеялся вместе с ним, пожелал ему ни чешуйки и ни хвоста, и пошел собирать вещи - отпуск подходил к концу.

Лето подходило к концу, я вновь приехал в гости к друзьям, и первым же делом отправился к пруду, чтобы повидать понравившегося мне деда и узнать, как идут дела у него и у его неуловимого визави.

На берегу пруда сидел мальчонка лет десяти. Возле него стояло ведро с водой. В ведре плавало с пяток средних рыбин. Я поздоровался и поинтересовался у пацана - кто он, чей будет, как ловится рыба и где дед, который ловил рыбу на этом же месте? Малый ответил, что зовут его Мишкой, он приехал к деду, что последние две недели рыба ловится шо дурная, а дед заболел и не встает уже. Я попросил Мишку показать мне дом деда, он махнул в сторону деревеньки на холме и сказал, что я найду его на самом краю деревни.

В доме было тихо, только какая-то муха ошалело билась в стекло, да старые ходики тихонько тикали в красном углу. На кровати лежал дед, еще больше высохший и постаревший. Он меня узнал сразу же - видимо, не часто у них в деревне бывают новые люди.

- Исчез мой карась, - сокрушенно проговорил он слабым голосом. - То ли сдох от обжорства, то ли выдра задрала его. Рыба теперь ловится шо дурная (я тут же вспомнил Мишку), но это все напрасно. - Старик вздохнул. - Поначалу ходил, ловил и выпускал рыбу, все надеялся, что вернется этот хитрец, что мы с ним еще повоюем… Но нет его и нет, так я и ходить туда перестал. А теперь вот чую, что скоро мой конец будет - совсем слаб стал - ног не чую почти. - Старик снова вздохнул. - Мишку жалко, кто ж его будет мастерству учить-то?

Словно услышав последние слова деда, в проем двери просунулась вихрастая голова Мишки. - Деда! - Позвал он. - А деда! Где еще можно червяков накопать? А то их у меня вот такая рыбина всех поела! - И он отмерил на своей худой ручонке сантиметров двадцать.

- Вернулся! - Всхлипнул старик, - он вернулся, мой хитрый карась! Ну, чего таращишься? - Подмигнул он Мишке, во все глаза смотрящему на деда. - Живо тащи мою уду! - И уже мне - Видно, придется пока не помирать! - Он с трудом встал с кровати, с хрустом потянулся, закачался, но все же удержался на ногах. - Я все таки поймаю тебя, хитрый карась!

Он улыбался. И в его глазах снова сияли азартные искры. У него снова был противник, равный ему. Ну, или почти равный.


Рецензии