Он эту страну защищал...

Специалисты-графологи по почерку могут рассказать о человеке многое: пол, возраст, самые проницательные -- даже цвет волос и черты характера. Почерк Василия Дорофеевича предопределил всю его судьбу. И даже спас от неминуемой смерти – так считает ветеран войны Капустин из Камышевки.
А до начала лихолетья он мечтал стать учителем в начальных классах. И мечта эта почти осуществилась: с отличием окончил педагогическое училище. Среди прочих дисциплин – каллиграфия. Почерк у Василия Дорофеевича и сегодня, на десятом десятке прожитых лет, изумительный!
Но когда он, счастливый, держал в руках аттестат, по радио передали сообщение: «Фашистская Германия вероломно напала на нашу страну». И Василий в числе добровольцев отправился на защиту Родины.
Сначала, с августа по октябрь, была учёба в Луганске. Парни осваивали винтовку. Потом отправили в Сталинградскую область, Камышевский район. Шли туда по ночам, потому что днём фашисты то и дело обстреливали и бомбили.
Затем были Орловская область, Брянский фронт. 280-я стрелковая дивизия, учебный батальон. В ней Василий служил связным. Трудно передать простыми словами, что пережил невысокого роста, щупленький парнишка в то время. Связной доставлял секретную документацию командованию. На войне очень часто было так, что сообщить информацию о передвижении врага и о предстоящих манёврах своих войск могли только связные. Им приходилось под огнём пробираться вдоль линии фронта. Задача сверх важная – донести пакет. И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы ценная информация попала в руки фашистов.
Один случай запомнился на всю жизнь. Василий пробирался к своим, когда его обнаружили вражеские самолёты. Они стали стрелять по нему почти в упор. Спрятаться от них было почти невозможно. Связного спасло то, что незадолго до этого там погибла лошадь. Василий не помнит, откуда взялись силы, но он смог спрятаться под трупом и замереть до тех пор, пока стервятники не улетели прочь. Он твёрдо знал одно: на груди – ценнейшие документы. И их он доставил вовремя!
В домашнем архиве бережно хранится «Боевая характеристика на сержанта Капустина, из крестьян, образование среднее, в РККА с 1941 г.: За время пребывания в учебном батальоне показал себя морально устойчивым, идеологически выдержанным, преданным партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА, дисциплинирован, энергичен, смелый и решительный. Будучи офицером связи в штабе дивизии, все приказы и распоряжения доставлял под любым огнём вражеских пуль и снарядов, точно в указанное время. Имеет хорошую военную выучку».
С февраля по октябрь 1943 года был он связным. После случая с лошадью Василия направили на курсы младших лейтенантов. Потом были Белоруссия, Польша. Конечная остановка – в двадцати километрах от Берлина. Довелось испытать и очень страшное оружие – огнемёты. Был такой – 510-й отдельный огнемётный танковый полк, где на каждый танк были установлены баллоны с газом. Такие машины поливали врага беспощадным сплошным огнём!
Но однажды Василия вызвали в штаб. Командование узнало, что у солдата красивый почерк, как раз такой, что необходим при оформлении документов. В послужном списке появилась отметка: «с октября 1943 по июль 1944 – центральный фронт, экспедитор канцелярии штаба 3-й армии».
Именно в этот период, когда весь взвод ушёл вперёд, и все бойцы погибли, Василий остался в штабе, уцелел. И до конца войны многие важные документы были написаны его каллиграфическим почерком.
После Победы он остался в военной форме и служил ещё до 1961 года – двадцать лет! Ведал кадровыми вопросами, документацией. Он убеждён, что порядок в делах начинается с порядка в документации, практически – с порядка в умах!
В Польше, где продолжилась воинская служба, он встретил свою Верочку – Веру Александровну. Они шли к Берлину разными путями. Она – с военным госпиталем.
--Мне меньше довелось пережить, чем ей, -- говорит Василий Дорофеевич, -- скольких бойцов она вынесла с поля боя! Очень часто она спасала их жизни ценой собственной крови. Уже после войны ей было присвоено звание Почётного донора. Но тогда, на фронте, она не думала о наградах и званиях!
Отец и сын, Юрий Васильевич, бережно хранят семейные фотографии, снимки Василия Дорофеевича военной поры. Глядя на фото Веры и Василия поры молодожёнов, подумала: «Какой они красивой были парой!» И у обоих – юность, опалённая войной, о которой теперь напоминают награды – медали и ордена. Хотя… Василий Дорофеевич и сегодня не задумывается о возрасте. Телом он бодр, душою – молод. Прощаясь со мной, он с лукавинкой во взоре спросил: «А как Вы думаете, на сколько лет я сейчас выгляжу?»
Одно только печалит ветерана. Он всегда знал, что его родина – Советский Союз. И долгое время жил на Украине. Сейчас у него – вид на жительство. По Конституции гражданство России он может получить лишь через пять лет после прибытия. А ведь он эту страну защищал…


Рецензии
Много открытых вопросов остается, увы... Спасибо вам, Любовь, за этот прекрасный очерк о достойном человеке. Грустно видеть, что теперь со многими своими друзьями мы стали разделены государственными границами - многие мои сослуживцы по Афгану живут на Украине... Всего вам самого доброго!! С уважением. Александр.

Александр Карелин   18.12.2013 11:35     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Александр. Афганистан - это наша боль. Муж прошёл его в 1979-80. Я пишу на эту тему с 1993 года, активно - с 1995. Новый очерк уже в планах. Просто ещё в душе не улеглось после встречи с мамой Сергея Ковалёва. А Вы когда были в Афганистане? Я не перестаю удивляться, какой он огромный! Сколько встреч - столько новых географических названий.

Любовь Архипова-Уральцева   22.12.2013 21:23   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Любовь. Я служил в Афганистане в 1982-84 годах, в Кандагаре, это на юге страны. С уважением. Александр.

Александр Карелин   24.12.2013 12:27   Заявить о нарушении