Баргузин и дорога жизни

  Слово  Баргузин знакомо всем - это знаменитое и известное название крупнейшего притока Байкала ... и еще это ветер , дующий с даурских степей , воспетый в песнях
 -  …Эй Баргузин пошевеливай вал… помните...? 

Кто же  не мечтал хоть раз в жизни посетить байкальский суровый край... край дикой нетронутой природы... удивительной чистоты его рек и уникального озера.

 В 1984 году в августе месяце мы решили отправиться  на эту знаменитую реку -  с прекрасным  названием Баргузин  !
               
 Шли мы туда сборной командой , собранной из экипажей разных клубов - это был  семинар высшей туристической подготовки под руководством
 Рудика  Харитонова и Семена  Хаита - самыми сильными водниками нашей области.

Обычные цивилизованные варианты доставки на маршрут - поезд, автобус и другой общественный транспорт - закончились для нас в пос Майский.... а дальше начиналась суровая действительность, обозначаемая одной фразой
-  Лучше плохо ехать, чем хорошо идти !

Дело в том, что отсюда начиналась знаменитая БАМовская "Дорога жизни "  на Улюнхан и во время периода строительства этой исторической железнодорожной ветки,
 по старой таежной дороге шло снабжение стройки стройматериалами и продуктами.
 
 Ко времени нашего похода одна ветка БАМа была уже запущена в эксплуатацию и старая дорога  стала никому не нужна... что такое заброшенная дорога в тайге, догадаться не трудно - непролазная грязь... мосты еле дышат  - есть только ориентир в направлении движения...

Догадываясь об этом, мы  заранее заказали в лесхозе машину ЗИЛ 157 - знатной проходимости однако эта машина -  в армии у меня в экипаже три таких было
-  на приспущенных колесах пролезет хоть куда !
Загрузились мы этак бодренько в кузов, устроились по лавкам и приготовились к длительному автомобильному мозготрясу.
 
 Однако , доехать удалось только до поселка Бам а далее... наш водитель наотрез отказался ехать... побоявшись риска пересекать р.Баргузин вброд.               
Убеждали мы его всячески ... и материально и морально...пробовали  давить на сознание - что нам с нашими рюкзачищами пройти дополнительно 47 км по этому...
практически бездорожью - смерти подобно ...одев гидрокостюмы и исследовав все русло...  показывали ему где брод ... но все было напрасно -
 дрожащий от страха перед водным препятствием ,упрямый водила развернулся и укатил восвояси !
 
  А надо сказать, что в этом месте в районе переправы был разрушенный мост  на котором рухнул один пролет и чтобы сохранить какую-то возможность преодолеть этот провал
 ... люди натянули через него подвесной мост.               
Так что, мы решили для начала переташить наш груз на другой берег и разбив лагерь ,готовить ужин, чтобы назавтра со свежими силами штурмовать дополнительные километры
 до р. Ковыли ... а там нас ждали еще 35 км запланированного пешего подхода до верховьев Баргузина.

Перспектива была безрадостной... но к счастью, оказалась не безнадежной... немного выше по течению мы  обнаружили на берегу реки  груженый автомобильными покрышками
 бортовой МАЗ - это была наша последняя смутная надежда...
 Никакого движения вокруг машины замечено не было и Рудик Харитонов пошел выяснить куда этот транспорт намеревается двигаться...вскоре он вернулся
и ... к нашему величайшему удивлению, оказалось что МАЗ держал свой путь на Улюнхан и его водителя ... переправа через реку совершенно не смущала...все
 это время он спокойно отсыпался в кабине, с решением двигаться дальше утром следующего дня.
               
Время уже близилось к вечеру ... но Виктор, так звали водителя МАЗа,вдруг предложил -
-Парни... если вы не против , то может мы сейчас поедем ..?
Это было очень неожиданно.. но зато появлялась возможность нагнать график движения и мы ,конечно,согласились.

Двое из наших ребят - которые замеряли глубину русла - сели в гидрокостюмах в кабину МАЗа и машина с опущенными стеклами медленно стала опускаться
 с берега в реку

Река в этом месте разделялась отмелью посередине и имела два глубоких русла - левое из которых было гораздо глубже и выход из нее на берег имел  весьма крутой подъем.

Мы с замиранием сердца стояли на разрушенном мосту , а кто и на берегу, держа наготове все спасательные средства - машина могла попасть в незамеченную при разведке яму
 и тогда пришлось бы ребят и водителя вытаскивать на берег.

Без перегазовки, как на одном дыхании машина двигалась поперек реки  слегка отклоняясь вниз ... согласно советам лоцманов , сидящих рядом...под водой начали скрываться
 сначала колеса... затем нижняя часть двери...
Со стороны казалось, что вода уже заливает кабину.... и в этот момент машина стала подниматься вверх на отмель.
Раздался вздох облегчения ... но главное напряжение было впереди....

Водитель потихоньку набирает скорость и неожиданно машина ... как подводная лодка...начинает медленно скрыватся под водой  - кажется, что это фантастика.... по всем параметрам
 машина должна была заглохнуть...но... она уверенно идет вперед...   это невероятно... она  гонит перед собой волну, край которой доходит до стеклоочистителей и
 ... начинает подъем на крутой берег - Все-е-е !!!

 Все ! Тягостное ожидание сменяется бурей восторга - вся группа бросается качать Виктора, а он, как ни в чем не бывало, дает команду на погрузку.
Надо сказать что его машина была загружена под завязку, как говорится - с бугорком - и ехать наверху казалось делом невероятным...однако, следуя девизу "лучше плохо ехать, чем хорошо идти " , мы натянули через крепежную проволоку альпинистскую веревку, одели обвязки и закрепились карабинами - одним словом застраховались от падения... как на скале.               
Трое наших девчонок сели в кабину к водителю, а нам - одиннадцати мужикам... пришлось искать свою нишу между покрышек... пристегнувшись через грудную обвязку к веревке, мы как гроздья винограда  облепили этот " бугор " и... приготовились к движению..

Критически оценив эту удручающую картину... Виктор безнадежно махнув рукой ,сказал :
- Держитесь крепче ,мужики !
-Да куда  денемся  - мы же пристегнуты...!

Начало пути было безоблачным и даже приятным, сидеть было довольно мягко... правда, оказалось высоковато  -даже при малейшем крене машины  казалось, что мы будто парим над землей ...

Дорога была ровная, солнце клонилось к закату и мы почти комфортно устроившись...успокоились -  как оказалось совершенно напрасно ...
 
Видимо решив , что чем быстрее он довезет нас до места, тем будет лучше ...  Виктор добавил скорость и предпочитал не сбавлять ее на выбоинах и ямах, которых на дороге становилось все больше и больше...   И тогда началось ...!
 
Влетая в яму нас резко кидало вверх... пристегнутый карабин не давал вылететь из машины ...но траекторию приземления нужно было каждый раз рассчитывать с ювелирной точностью и ... почти космической скоростью ...
 
Вся сложность была  в том, что покрышки были связаны проволокой, которая кое- где торчала узлами... и как  раз на пути моего приземления ... всегда маячил острый проволочный жгут - перспектива стать евнухом честно говоря, меня никак  не устраивала .

Время от времени из леса прямо на дорогу ... выскакивали зайцы и какое- то время бежали впереди машины...

Виктор притормозил, чтобы проверить  как мы там наверху и , протянув  мелкокалиберную винтовку, предложил заодно пострелять зайчишек на ужин.. представив себе эту картину - как мы бьем зайцев, подпрыгивая на куче покрышек - с хохотом отказались, конечно.

-Ладно..  Значит так , ребята... скоро будет мост через реку...  он деревянный и ... как бы сказать ... проблемный ...поэтому... с машины вам лучше не слезать - потому что потом ... вряд ли получится пройти по нему...

Осознать тогда до конца, что это могло значить, мы, конечно, не могли...
 Вскоре мы подъехали к небольшой речушке с крутыми берегами и мощным каменистым руслом... Вьезд на мост через речку был закрыт забитыми крест - накрест досками -знак всем вполне понятный !

Виктор походил по мосту с бревенчатым настилом... попрыгал на бревнах и ... решительно выбил ногой закрывающие проезд доски.!

-Витя...  может нам все же слезть?

-Да вы потом тут целый час по темноте переползать будете ... только ноги переломаете... сидите… проедем...!

В военных картинах или в боевиках часто показывают как герои фильма проезжают на машине и мост разваливается.... но это все каскадерские трюки.
 Мы же наблюдали эту картину  в живую....
 
При свете луны мы видели...  как вслед за нами ... вниз ... через один, а то и чаще... падают полусгнившие бревна и ... ломается дощатый продольный настил !
Как Виктор смог рассчитать, что мост выдержит нас ..и  развалиться окончательно ... одному Богу известно... наверное, это и есть  интуиция и опыт поездок по таким дорогам.

До реки Ковыли мы доехали уже поздно ночью.
 
Переночевав с нами , рано утром Виктор уезжал в Улюнхан к своей семье и недавно родившейся маленькой дочке, фотографию которой он держал у себя в машине на лобовом стекле... о ней он  рассказывал  с такой неожиданной нежностью и любовью... которую трудно было предположить в этом ... необыкновенно простом и серьезном парне, который даже и не предполагал, что он совершает что-то героическое... просто делал свою работу... не выбирая обходных путей !

Два разных человека попались нам на этой дороге... и два разных отношения к работе и стало быть ... к жизни  и к людям ,


Рецензии
С интересом прочла Ваш рассказ - вроди бы он прост, на первый взгляд, но в нем есть главное - понимание и определение смысла " Что такое человек и его место в жизни" Такие вот парни, наверняка и спасали Россию во все тяжкие времена, а те, которые и речку-то одолеть не могут, сидели , как правило в тылу, придумывая всяческие причины для этого.
Спасибо за такие незатейливые истории - они очень важны,как пример - чем-то напомнили Шукшинские рассказы

Евгения Кашникова   30.11.2013 14:43     Заявить о нарушении
Это большой аванс - сравнение с Шукшиным, не скрою... приятно... теперь придется отрабатывать !
С благодарностью за поддержку, Леонид!

Леонид Игнатовский   01.12.2013 11:57   Заявить о нарушении