Отзыв на одну из статей В. Бараева

Первый отзыв на статью В.В. Бараева «Христианство с раскосыми глазами», опубликованной на его страничке в «Проза.ру»

Пишет Вам Геннадий Жеребцов. С удовольствием познакомился с настоящей статьёй. Материал очень сильный и достойный того, чтобы его изучать и разрабатывать в дальнейшем. Многое из него для себя я узнал нового, в частности, о тех моментах, которые территориально относятся к современной Иркутской области. Хоть я и служил там когда-то полтора года в Армии, для себя в разработку не брал. Потом ещё несколько раз бывал в Иркутске. Видел Крестовоздвиженскую церковь, бывал в в Иркутском Художественном музее и сравниваю его по значимости со знаменитой Третьяковской галереей в Москве, только тут габариты поменьше. Да я знал, что западные буряты приняли веру русских людей. Но как это происходило - в подробности я не вникал. А тут "привязанные к деревянным шестам полуголые буряты с гримасами боли и ужаса на лицах" - это первоначально. А потом "начали иметь выгоду". О забайкальских ясашных, становившихся гуранами и принимавших русские фамилии, знаю, но то были не буряты, а тунгусы. Для меня зазвучали имена первых бурятских деятелей, активно проводивших внедрение среди, как Вы пишите, "сородичей" азы православной веры и русской культуры - Афанасия Виноградова, Якова Болдонова, Николая Болдонова, Николая Затопляева. Вы называете А.А. Виноградова нерчинцем. О нём самом я ничего не знаю, но в Нерчинске, по крайней мере, в XIX веке были известны, и не бедные, личности по фамилии Виноградовы. Что ж, возьму эту фамилию себе в разработку, может, со временем что-то и узнаю дополнительного - а вдруг его потомки?

Но более мне известно про Иргенскую часовню, тех святых великомученниках, которые не смогли к установленному А. Пашковым времени засолить сорок бочек карасинных языков, о святой чудотворной иконе Параскевы Пятницы. Про всё это разговор особый. В 1984 году мне довелось с ребятами из Читинского детского туристического центра под руководством тогда ещё молодого Михаила Николаевича Сапижева (потом он длительное работал в таком же Центре только в г. Шелехово Иркутской области) побывать на месте Иргенского острога и видеть утащенную волокушей на поскотину села саму часовню. Это было поистине небольшое бревенчатое сооружение постройки образца не позднее XVIII века. Потом в газете "Забайкальский рабочий" (7 января 1990 года)о ней я написал заметку "Часовня в Иргени" и сообщил об этом чуде, как о дивном архитектурном сооружении, хабаровскому архитектору Н.Н. Крадину, занимавшемуся изучением архитектурного наследия Восточной Сибири. Он приехал и составил научное описание этого памятника. А потом, где-то через полгода мне сообщили, что остатки часовни сгорели. На эту тему я писал ещё однажды, в 1998 году, со ссылкой на П. Миловецкого (1863 год) - "К истории крестного хода на Иргень". Пороюсь я в своих архивах и выставлю на своей страничке в "Проза.ру" те материалы. Сейчас у меня просто нет электронных вариантов этих статей. Тема эта была для меня интересной ещё и тем, что о тех событиях я знал с детства по рассказам своей бабушки Елизаветы Афанасьевны, 1893 года рождения, которая родилась по забайкальским масштабам недалеко от Иргени - по другую сторону Яблонового хребта в ныне несуществующем селе Притупово (это день пешего хода от Иргени). Когда из Читы на девятую пятницу после Троицы из Читы несли на руках к святому месту икону, то она именно в Притупово перед Иргенью ночевала. Это, конечно, отдельная история, но вначале носили икону совершенно другую, которая потом сгорела в Кукинской церкви (про Куку Вы пишите). И вот тут появилась чудотворная икона Параскевы Пятницы. И связывалась она именно с бурятами. Именно кто-то из них её нашёл в ручье Рушмалей. Их два ручья Рушмалей, оба они стекают с перевалов Яблонного хребта - один в долину реки Ингода (недалеко от места его впадения в Ингоду сейчас разместилась железнодорожная станция Ингода, это 40 км западнее от Читы), а другой - в реку Хилок возле озера Иргень. Именно по долинам ручьёв Рушмалей мы проходили с ребятами в 1984 году, а в XVII веке - отряды Петра Бекетова и затем Афанасия Пашкова со многострадальным Аввакумом.

Вы называете три имени "воинов-мучеников" - Симеон, Киприан, Иосиф. Но был и четвёртый - Василий. Они лежали в двух выдолбленных "гробах" по двое, когда после пожара иргенской церкви люди увидели это чудо. На эту тему есть и другие публикации, так что сейчас подробно об этом писать не буду. Сошлюсь лишь на последнее издание - "Святое место Забайкалья - Иргень". Этой теме полностью посвящён второй выпуск научно-популярного тематического журнала "Иннокентьевские чтения" за 2008 год. Ну вот, если кратенько, то всё.

С уважением, Геннадий Жеребцов


Рецензии