Камчатский Север. Из полевого дневника. Часть 4

ОХОТА И РЫБАЛКА ПО-АЯНСКИ


Но, не все так грустно... Большинство крепких, с характером, мужиков закодировались и не страдают от этого. Ярчайший пример — мой проводник Миша. Рыбак, охотник, глава большого семейства. Все, что нужно — умеет, может, имеет. Летом рыбачит, осенью зимой охотится. Хозяин больших охотничьих угодий. А тамошние края, одни из самых богатых на Камчатке по соболю. С начала ноября до конца февраля уходит на промысловую охоту. Пушного зверя добывает капканами. Выставляет и каждый день проверяет около 20-ти капканов на 1-2-х путиках, протяженностью 12-15 км в один конец. Кроме соболя, там водятся белка, горностай, норка, росомаха. В последний период из-за падения спроса чрезмерно развелась лиса. Отстреливают, как паразита — портит в капканах соболя. За сезон Миша в среднем добывает 50 шт. соболей, в очень удачных случаях и всю сотню. Горностая поштучно.


Кроме пушных зверей водятся зайцы, медведи, пореже полярные волки. С конца апреля «объявляют войну» (Мишины слова) медведям, поскольку те задирают лосей. Результативность охоты на медведя — 100%.
Лосей, по камчатским меркам, в угодьях прилично. Без мяса не сидят. Миша, как добрый хозяин, ведет их учет и в курсе «чего, куда и сколько». На мои расспросы насчет трофейной охоты, гарантировал результативность близкую к 100%.


Есть снежные бараны, которых возможно добыть с «лосиной» вероятностью. Перед моим приездом он вернулся с просчета, в ходе которого насчитал 8 штук (5 самцов, 2 важенки и прошлогодний теленок).
Водятся и дикие олени (карибу), но они мигрируют (не записал сроки). И если попадешь на табун, то навалять можно много. Оптимальная охота на копытных с начала и до середины сентября. Потом у лосей начинается гон, и мясо становится вонючим.


Знатная в тех краях и гусиная охота. При мне 9 мая уехал Миша на гуся и через неделю вернулся с 4-мя десятками добычи. В этот же период возможны и утки: кряква, чирок, каменушки, шилохвость, гоголь, крохаль, чернядь. На гуся он берет сотню-две патронов, а приезжие охотники 500-1000 шт.


Итак, о рыбалке (со слов Миши)...
В январе рыбалка не очень... Клюет слабо — нет жора. Рыба в это время стоит по реке на ямах, плесах. Зимует на одних и тех же местах. Активный подледный клев начинается с марта и нарастает к маю. В уловах хариус (преобладающе), валек (процентов 5), пыжьян, он же нёбатый (еще реже валька), кунджа и совсем редко гольчики. Последние хорошо клюют по «своим» местам. Еще ловят щуку, за которой мотаются на «щучьи» реки и куюлы (довольно далеко, даже по местным меркам).
В озерах выше по реке, километров в 300-х от Аянки, есть чиры, там же находится и метеостанция, которая расположена на заброшенном «лэндлизовском» аэродроме.


В 20-х числах мая сходит лед. Уровень воды в реке растет и она мутнеет. Пик паводка приходится на 10-е числа июня, когда вода подымается на 3 метра (!!!) Высокая вода держится до конца июня и снижается постепенно. По паводку, аж до Аянки подымаются самоходные 30-ти тонные баржи с «коммерцией и завозом». До уровня межени река устаканивается к сентябрю и остается проходимой для лодок с моторами.


Во время паводка вода в реке мутная, но кого приспичит до рыбалки — ходят на озера и светлые притоки. В этот период (начало июня) у хариуса нерест. Со второй половины июня нерестится щука. Местные сиги (пыжьян и валек) с подъемом воды уходят в небольшие чистые притоки, затоны и переходят в тундровые озера изобильные кормами и чистой водой. В большой, но быстрой и мутной реке, в этот период рыбалки практически нет.


В конце июня, с падением, воды река осветляется и начинается ход гольцов. За ночь на сеть ловится штук 15. Возможен лов на закидушку, но надежней сетями. При желании, можно половить хариус на кораблик с мушками (до 10 шт.). В эту же пору, как спадет и посветлеет вода, возвращаются в большую реку вальки и пыжьяны, у которых начинается нерест. А бывает, что они (сиги) нерестятся и осенью...(!!!???) потому, что когда ловят сельдятку (пенжинского омуля), у других сигов «течет» икра.


Гонцы кеты (основного здешнего вида лососей) появляются в 10-х числах июля. А ее рунный ход приходится на середину лета и продолжается до 10-х чисел сентября. Основные нерестилища кеты расположены выше Аянки, до впадения р. Шайбовеем. Кета из первых уловов идет на засолку, поскольку у нее еще жирное мясо, которое не годится на юколу потому, что быстро окисляется и не хранится долго. Заготовка кеты на юколу начинается в конце августа. К этой поре и сама рыба станет «постнее» и условия для вяления самые подходящие — устойчивая солнечная погода, днем тепло, а первые заморозки «убирают» мух.


К середине октября начинается ледостав, иногда выпадает и первый снег. В эту пору, когда прибывает мороз, из тундровых озер и куюлов выходит на нерест в большую реку сельдятка (пенжинский омуль). В эту же пору ее и ловят. Самое «место» — устье р. Черная, что в 30 км ниже Аянки. Из-за спокойного течения эта река замерзает пораньше. А когда осенью вода слишком низкая и пересыхают протоки к озерам, сельдятка не может выйти на нерест, и у нее случаются заморы. Переловили ее крепко в 90-е. Потом лет 5 вообще не рыбачили. Сейчас ее значительно меньше...

Устойчивый лед образуется в конце ноября – начале декабря. В последние годы климат теплее и ледостав бывает попозже.

Вот, пожалуй, и вывернул свою записную книжку наизнанку (про мою рыбалку еще не закончил).

Продолжение:
http://www.proza.ru/2013/11/30/607


Рецензии