О Клоде Строссе в День его рожденья

Константин Кедров-Челищев


    Есть ли зад у муравьеда?


    Клод Леви-Строс. "Путь масок", 2000.
    Если кто-то вам скажет: "Маска, я тебя знаю", не верьте. Маску
    узнать до конца нельзя. Она таит под своей личиной бесконечные
    слои образов, о которых лучше всего сказал Александр Блок: "А под
    маской было звездно". Популярный, культовый фильм "Маска" сделан
    прямо по Леви- Стросу. Маска не только прирастает к лицу - часто
    она становится лицом. Ужасно, что самые главные, итоговые и
    основополагающие труды структуралиста Леви-Строса печатаются у
    нас впервые. Прямо по Дюма - двадцать пять лет спустя. Они уже
    давно впитаны и осмыслены мировой культурой и только для нас
    являются новостью. До Строса считалось, что люди и сообщества
    общаются друг с другом на языке понятий. После его трудов стало
    ясно, что люди и сообщества изъясняются образами, а каждый образ
    есть не что иное, как обличье, облик, маска. Самый яркий тому
    пример - лидер аграриев, получающий в Думе погоны полковника ФСБ,
    и он же полковник ФСБ, получающий значок почетного работника
    сельского хозяйства. Маска наслаивается на маску, а до сути
    докопаться нельзя. Согласно Леви-Стросу, в комедии Лабиша
    "Соломенная шляпка" скрыт сюжет "Царя Эдипа", а в трагедии о царе
    Эдипе потенциально прячется соломенная шляпка золотая... Люди,
    народы и цивилизации таковы, какова их маска. Если древние греки
    предпочитают маску трагедии, то для них похождения Эдипа
    трагичны, а вот француз ХГХ века предпочитает комедию, и для него
    многие сходные коллизии - всего лишь цепь комических ситуаций.
    Надо ли доверять маске? Только маске и можно доверять. Только
    маска не лжет.
    Как говорит Фигаро: "Это не я лгу, это мое лицо лжет".
    Поначалу Строе просто озадачивает, когда пишет: "Трагедия Софокла
    и комедия Лабиша - это фактически одна и та же пьеса, где Везине
    - глухой и Тиресий - слепой, замещают один другого". Потом
    становится ясно, что речь идет о единой структуре, когда главному
    герою надо пройти через множество испытаний, чтобы доказать свою
    правоту. Вот он, структурализм, столь модное течение в мировой
    культуре, подарившее России Юрия Лотмана.
    Одно индейское племя верит, что у муравьеда нет ануса,
    поскольку у него очень маленький рот и он очень мало ест. Эта
    вера может быть легко опровергнута, стоит только взглянуть
    внимательно на зад муравьеда. Но таковые действия были бы
    кощунством, поскольку муравьед - священное животное. Чем это
    отличается от пламенной веры в коммунизм? За десятки лет было
    легко убедиться, что сие есть просто выдумка, не имеющая
    отношения к реальности. Однако трезвый взгляд на вещи для
    пламенного коммуниста - такое же кощунство, как взгляд на зад
    муравьеда в индейском племени. Строе напомнил нам, что люди
    руководствуются в своих верованиях и обычаях отнюдь не
    реалистическим разумом, а набором священных образов и личин. Его
    вывод - призыв к терпимости. Заблуждения или, как раньше
    говорили, "предрассудки", - неотъемлемые свойства всякого
    сообщества и каждого человека. Скрывание всех и всяческих масок
    отнюдь не самый лучший прием. Надо учиться говорить с людьми на
    языке их собственных заблуждений. Образно говоря, Строе все же
    взглянул на зад муравьеда, когда сообщил человечеству о том, что
    маска - это лицо. Однако он сделал это так почтительно и так
    научно, что никто не обиделся и никто ничего не понял.
    Структурализм остался в академических аудиториях, но так и не
    шагнул в повседневную жизнь людей. Хотя как знать? Фильм "Маска"
    все же стал популярным и оказал определенное воздействие на целое
    поколение.
    Стросс предупредил человечество, что диалог между разными
    людьми и культурами отнюдь не всегда возможен. Тут недоразумение
    наслаивается на недоразумение. Китаец не поймет черного траура,
    для него траурный цвет - это белый. И так буквально во всем.
    Рухнула Вавилонская башня, и народы заговорили на разных языках,
    перестав понимать друг друга. Однако в этом есть великая
    мудрость. Каждый несет в себе свою тайну и является вечной
    загадкой для другого.
    Сегодня структурализм если не устарел, то постарел. Однако
    неожиданный влом в мировую цивилизацию каких-нибудь красных
    кхмеров или афганских талибов лишний раз напоминает о том, что
    благодушие не очень уместно. Из-под любой экзотической маски
    может в любую минуту выпрыгнуть очередное чудовище, чтобы
    поглотить мировую цивилизацию. И тогда весь накопленный багаж
    пойдет под хвост священному муравьеду Одним словом, как сказал
    Леви-Строс:
    "Человечество богато непредвиденными возможностями".
    Константин Кедров.
    <$>

    //* Источник информации : Новые Известия,20.01.01


Рецензии
И это прекрасно. Разнообразие и непредвиденность повышают шансы Землян выжить в катастрофах космического масштаба, назло глобалистам - уравнителям разного, и равно - расчленителям целого на части. Мир таков, каков есть. Сам разберётся.

С уважением...

Владимир Рысинов   29.11.2013 05:07     Заявить о нарушении