Под небом голубым

Считается, что младенцы видят ангелов. А я уверена (то есть я видела это своими глазами), что младенцы с ангелами ещё и играют. У нас ярче всего это делал Александрик, младший сын. Мы жили под Вяткой в глухой деревушке, и он не просто следил взглядом за невидимым лётчиком над своей кроваткой, он ещё и пытался ухватить его ручонками, улыбаясь. И смеялся даже, если получалось (или не получалось - не знаю). Почему именно Саша? Наверное, в деревне маленькая концентрация людей, а потому большая концентрация ангелов... Других объяснений я просто не нахожу.
Вообще лично для меня вопрос об ангелах - об их существовании - вообще не стоял. Даже не зная ничего о Боге, я совершенно уверена была, что ангелы есть - и плохие, и хорошие. Когда я была ещё совсем маленькой, у меня умерла прабабушка, и мы поехали на похороны в Кировоград. Прабабушка была неверующей, женой красного командира, а потом - вдовой врага народа, расстрелянного на Сахалине в том самом 37. Она лежала в большой мрачной комнате, и мне было страшно смотреть на неё, и никто из взрослых не мог мне объяснить толком, что такое смерть, как она приходит к людям, и что случается с человеком после смерти. Никто не мог, потому что никто и не знал о невидимом мире Ангелов. Но все эти вопросы так и крутились у меня в голове весь день... Похороны назначили на следующий день, а ночь я должна была провести в соседней комнатке - на матрасе, рядом со старинным шифоньером на гнутых ножках. И именно из-под этих ножек поздней ночью на меня начало надвигаться что-то чёрное, страшное, которое я поняла, как смерть. Это что-то навалилось на меня сверху неимоверной тяжестью, так что ни рукой двинуть, ни ногой. Всё, что я смогла, так это как-то сдавленно закричать. И даже голос мой был каким-то не моим. Но меня то ли услышали, то ли что-то почувствовали, но включили свет, и чернота утекла опять под шкаф - туда, где ей быть и положено, как мне представлялось. С тех пор меня не брали на похороны, а засыпала я дома, подоткнув одеяло как можно плотнее вокруг себя, оставляя только нос, чтобы дышать. Почему-то была уверена, что за нос меня не схватят. Но что могут схватить и утащить куда-то в другой мир - в этом сомнений не было.

Вот поэтому я и говорю: дети интуитивно чувствуют и совершенно без вопросов принимают существование Ангельского мира. Так же естественно они воспринимают жизнь в сказках, но со временем сказочный мир утрачивает достоверность, а вот ангельский её только обретает по-настоящему: ребёнок начинает воспринимать Бога и его воинство не как абстракцию, а как реальную силу, могучую и надёжную. Я не знаю, может, у меня лично мозги так настроены, но даже будучи неверующей и некрещённой до 20 лет, я была абсолютно уверена, что наш, человеческий, мир - это лишь один из множества многоообразных миров, населённых и бесплотными созданиями, и плотяными. Конечно, иной раз интересно было бы заглянуть и в бесплотный мир, но теперь-то я знаю - ни к чему торопиться, всему своё время. Тем более, что для детей предоставлен прекрасный полигон для фантазии об этих мирах - сказки!

И дети недаром верят в сказку. Наделяя своих сказочных персонажей ангельскими способностями, они учатся принимать Ангельский мир, как естественное соотношение сил в жизни. В сказках совершенно нормально получается перемещаться на далёкие расстояния, крушить многочисленных врагов, предвидеть будущее, невидимо помогать слабым, причём эти способности в сказках не обязательно даны ангельским существам, порою ими обладают и простые с виду люди, но зато "тёмные" силы как раз названы всегда своими именами: бесы, черти, бабки-ёжки и прочая нечисть не скрывает своих злокозненных способностей. Почему? Мне кажется, это как раз из той оперы, что врага надо знать в лицо: названные своими именами, нечистые силы утрачивают свою власть над человеком - разоблачённые, они уже не могут причинить вреда. Зло всегда скрывается - под покровом ночи или другой личиной. А вот ангелы так открыто в сказках не фигурируют. Знаменитые сказки про солдата ( и русские народные, и "Огниво" Андерсена) как раз показывают нам (и нашим детям), что даже и без каких-то особенных способностей человек может(и должен) бороться с бесами, со злом. Любовь, чистое сердце, уверенность в победе - вот что помогает солдату выйти из переделки живым и здоровым. Сочинители этих сказок наверняка хотели вселить в слушателя или читателя надежду и веру в то, что человек здесь не один, что ему не нужно бояться ни жизни, ни смерти. И самое главное: добро всегда побеждает зло. Вот эта уверенность и даёт потом взрослому человеку ту силу веры, с которой он может совершать настоящие подвиги.

Многие считают сказки занятием несерьёзным, но уже одно то, что на эту тему написано множество филологических диссертаций и социологических трудов, делают само понятие сказки очень важным и не таким уж простым занятием.Скажу больше: не каждый умеет написать настоящую хорошую сказку, не каждый может внести в неё то самое нужное соотношение человеческого и ангельского(волшебного), чтобы сказка была гармонична, воспринималась, как целое, давала внутреннее ощущение правды. Ведь именно это чувство - чувство соприкосновения с Истиной, является главным в нашем невидимом общении с Ангельским миром.

Мне кажется, мы, взрослые, должны уметь правильно читать и понимать сказку, а не отмахиваться от неё. Когда мои дети спрашивают: а кто такая Золотая рыбка? Почему она всё может? Я честно отвечаю: это же Христос! Вы же помните, что Христа раньше изображали в виде рыбы? Да, дети это помнят. И притчу о том, как Господь накормил целую толпу народа пятью рыбками - тоже очень хорошо знают. И всё становится на свои места. Золотая рыбка - могучая и справедливая, теперь понятно, почему она терпит все причуды стариковой жены: так и Господь терпит все наши несовершенства, ждёт от нас покаяния и смирения. И горе тому, кто не понимает милосердия Божия, а принимает его за безразличие к своей судьбе или слабость. Судьба старухи у разбитого корыта должна бы его вразумить.

А какой широчайший простор для нашего, взрослого, осмысления даёт авторская сказка последних времён: Толкиен и Льюис! Будучи сами глубоко религиозными людьми, эти авторы неизбежно строили свои сказочные миры в соответствии с христианскими представлениями о добре и справедливости. Незаметный и слабый с виду хоббит Фродо выполняет свою труднейшую миссию во имя жизни Средиземья, рискуя собой не раз и не два. Кажется, что ему помогает Случай, котрый часто играет важную роль в этой сказке. Но мы-то знаем, что не случайности ведут нас по жизни, а наши Ангелы-хранители. Недаром и союз носителей Кольца назван Хранителями.

Сказки Льюиса о Нарнии - это как будто разрозненные кусочки мозаики, которые всё-таки по прочтении складываются в единую картину Мироздания. И здесь Бог говорящих зверей - лев Аслан переживает те же трагические моменты, что и Христос в человеческой истории. Невозможно читать без слёз о жервоприношении Аслана и о последних временах Нарнии и лжеаслане. Вот что ожидает человечество, когда долготерпение Божие иссякнет, когда зло переполнит чашу благости Бога. Каждая сказка здесь - это и маленькая победа ребёнка над своим грехом: самолюбия, гордости, предательства и т.п. В этом смысле показательна сказка "Серебряное кресло" - о девочке, которая не верила в Аслана и не потрудилась повторять своебразную "молитву", которую завещал ей Бог Нарнии. Что из этого получилось, узнает каждый, кто прочтёт эту повесть. Узнает и поймёт, как важно  каждый день совершать своё правило.

Такие сказки помогают нам донести до детей мысль о Боге и его Царствии в том виде, который наиболее понятен детям - в сказочном. Они ненавязчиво, на понятном детям языке говорят о сымых важных вопросах бытия, приучают маленьких людей к внимательному и уважительному отношению к чудесам. Ведь чудо - это по-настоящему привычное состояние нашей жизни. Мы просто частенько проходим мимо и не замечает "бытовых" чудес, которые в сказках очень заметны, потому что окрашены в ярчайшие цвета. Для меня, как и для моих детей, сказки - это неиссякаемый источник познания об Ангельском мире, о мире бесплотных духов, о том Золотом городе, песня о котором вошла в сокровищницу «100 песен, изменивших нашу жизнь», помните:

Под небом голубым есть город золотой
С прозрачными воротами и ясною звездой,
А в городе том сад, все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы:

Одно, как желтый огнегривый лев,
Другое вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.

А в небе голубом горит одна звезда.
Она твоя, о ангел мой, она твоя всегда.
Кто любит, тот любим, кто светел, тот и свят,
Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад.

Тебя там встретит огнегривый лев,
И синий вол, исполненный очей,
С ними золотой орел небесный,
Чей так светел взор незабываемый.


Рецензии