Фантастический концерт

В один из обычных дней 1963 года всем учащимся нашей школы дали команду пойти домой переодеться в нарядную одежду и вернуться назад в школу, где им предстояло прослушать концерт кубинских музыкантов.

 Переодеться конечно хорошо, если есть во что. Мой же гардероб состоял из того, в чем я ходил в школу, а по сему, мне не было смысла утруждать себя походом домой, и я стал ждать музыкантов стоя у школы.

 Автобус подъехал, и из него вышли люди, не похожие на нас ни одеждой, ни манерами, ни цветом кожи. Толпа школьников хлынула на гостей для получения автографов. Я тоже протянул бумажку одному из прибывших музыкантов, однако он отказался ставить автограф на жалком клочке и показал на мой пионерский галстук.

 Я снял галстук и он написал имя - Пастор. Один из кубинцев уронил кусок сигары, ее аромат неприятно ударил мне в нос, такого сильного запаха сырого табака я не ощущал никогда и чуть не потерял сознание.

Участников и слушателей концерта встречал наш школьный оркестр под руководством М. Миловского...

Концерт начался, кубинские музыканты заиграли очень эмоционально. Они свободно двигались по сцене синхронно пританцовывая. И хоть знакомых мелодий мы не услышали, все равно музыка была великолепна.

Впечатление было такое, что окна не выдержат вибрации, созданной тромбонами и трубами. Я и представить себе не мог, что духовые инструменты могут так стройно и могуче звучать. Музыка захватила слушателей. В своих фантазиях мы мгновенно перенеслись в неведомую часть земли, именуемую островом свободы.

Мысленно возвращаясь в тот день, когда состоялось описанное выше, я задавался  вопросом - как такой концерт стал возможным в обычной школе, ведь музыканты были мирового класса. И вот, по прошествии 50 лет, в беседе с непосредственным участником тех событий М.Миловским, я узнал от него о некоторых деталях этой занятной истории…

Двое учеников нашей школы Юрий Львов и Валерий Димитров со своим классом побывали на концерте кубинского оркестра под руководством Пачо Алонсо, в концертном зале Эстония.

Во время антракта он со своим  одноклассником поднялись на сцену и подойдя к музыкантам, наивно предложили им выступить в нашей школе номер 6. К удивлению школьников музыканты приняли приглашение, лишь выяснив, где эта самая школа находится.

На следующий день наши героев вызвали к директору школы. Парни зашли в кабинет с надеждой на заслуженную награду и похвалу, но их ожидало нечто совсем иное. Реакция старого партийца со слов одного из героев была "страшная".

Увидев их директор ударил кулаком по столу, так, что чернильница с перьевыми ручками подскочила в воздух. Далее он не смог удержаться от нецензурной брани и закричал: " Бля...ь, у нас в школе проституция процветает, а вы братьев кубинцев пригласили!? Кто конкретно позвал к нам братьев кубинцев?". Юра ответил, что это сделал Валера. Выяснив их роли в этом преступлении директор назвал их последними словами: "Вы у....ща, и продолжил называть их прочими нецензурными словами. - Мужской сортир будете 2 дня мыть до приезда кубинцев!".

И мыли "как миленькие". Такую вот награду  получили школьники за проявленную ими, ни с кем несогласованную инициативу.

Через очень много лет, в разговоре с братом Юра сказал, что он еще отделался относительно мягким наказанием: его всего лишь выгнали из школы после окончания 8-го класса!

                ***
 
Петрушин был ярким примером ортодокса и то, что речь шла о музыкантах из первой в западном полушарии социалистической страны, его бдительность не притупило.

Музыканты прибыли с острова, очень близко лежащего с Америкой, а потому, они были почти "американцы".

Не берусь представить какие страшные картины нарисовал себе директор  на случай проведения этого незапланированного и ни с кем не согласованного мероприятия в руководимой им школе…

Кстати, у него было достаточно причин для подобных опасений, так как официальная линия партии была такова, что контакты с любыми иностранцами из капиталистических стран были крайне нежелательными. 

Вместе с тем и контакты с представителями социалистических стран тоже были или не желательны, или уж в крайнем случае, они должны были проходить в рамках определенных, негласных правил и, желательно, под контролем компетентных органов…
 
Он срочно созвал педсовет, с целью опереться на мнение коллектива учителей и, соответственно, либо запретить проведение концерта, либо дать согласие и в этом случае разделить свою персональную ответственность со всеми преподавателями школы.

На педсовете молодые преподаватели высказались за проведение концерта. Они не поддались инстинкту самосохранения так глубоко укоренившегося в головах людей старшего поколения.

Педсовет, большинством голосов, решил в пользу проведения мероприятия, тем более, что и отказываться уже было поздно. Так было принято решение срочно отправить школьников домой, переодеваться…

Любопытно, что через много лет, один мой знакомый любитель старой музыки принес мне вырезку из газеты того времени со статьей и фотографией тех самых гостей с Кубы. На фото были запечатлены музыканты в момент их выступления на сцене в Таллинне...

Прослушать
https://www.youtube.com/watch?v=rTkKLbqIZT0

https://www.youtube.com/watch?v=Gya5k8AZ5lc


Рецензии