Второе письмо другу

Милый друг, здравствуйте! Неожиданно получила от Вас сразу три письма и вот только вечером изыскала возможность ответить. Вы спрашиваете, чем я занята? Дни мои нынешние заполнены поэзией. Сама не ведаю – надолго ли? Душа требует особого ритма звучания слов. Вы знаете, что одно из моих давних увлечений – культура серебряного века. И ныне выбор мой пал на поэзию Зинаиды Николаевны Гиппиус.

Странная она была женщина. И много тому осталось свидетельств современников. Состоялась ли она как личность, если бы не встреча с Дмитрием Сергеевичем Мережковским? Затрудняюсь ответить на этот вопрос. Необычным было все с самого начала, даже свадьба, о которой Зиночка забыла на следующее утро. Много событий произошло за их долгую (более 50 лет) совместную жизнь. Иногда они мешали друг другу, ссорились, но неизменно оставались вместе. Их жизнь порой напоминала морские приливы и отливы. Возможно, так было предначертано свыше.

Но все это забывается, когда начинаешь перечитывать ее стихи. Невольно проникаешь при этом в тщательно оберегаемый внутренний мир поэтессы. Становишься свидетельницей  непростых дней ее жизни: радостных и счастливых, печальных и тревожных. Начинаешь осознавать присущее этой женщине глубокое чувство одиночества, недопонятости окружающими и спрятанное в глубине души желание любви.

***

СОСНЫ

Желанья всё безмернее,
Всё мысли об одном.
Окно мое вечернее,
И сосны под окном.

Стволы у них багровые,
Колюч угрюмый сад.
Суровые, сосновые
Стволы скрипят, скрипят.

Безмернее хотения,
Мечтания острей —
Но это боль сомнения
У запертых дверей.

А сосны всё качаются
И всё шумят, шумят,
Как будто насмехаются,
Как будто говорят:

«Бескрылые, бессильные,
Унылые мечты.
Взгляни: мы тоже пыльные,
Сухие, как и ты.

Качаемся, беспечные,
Нет лета, нет зимы...
Мы мертвые, мы вечные,
Твоя душа — и мы.

Твоя душа, в мятежности,
Свершений не дала.
Твоя душа без нежности,
А сердце — как игла».

Не слушаю, не слушаю,
Проклятье, иглы, вам!
И злому равнодушию
Себя я не предам,

Любви хочу и веры я...
Но спит душа моя.
Смеются сосны серые,
Колючие — как я.

<1902>

***

Сосны… Самые любимые древа из мира моего детства. Встают пред внутренним взором их медяные шершавые стволы, слышится гул ветра в раскачивающихся вершинах, чудятся разбросанные по песчаной почве шишки. И уже не так резко воспринимается боль, звучащая в строках поэтессы:

«Твоя душа, в мятежности,
Свершений не дала.
Твоя душа без нежности,
А сердце — как игла».

У каждого из нас своя и довольно сложная жизнь. Но чувство благодарности за прекрасные стихи, навеявшие столь дорогие сердцу воспоминания, остается надолго. Такова сила поэзии, вернее таланта автора.

***

Через 26  лет написала она небольшое, но весьма глубокое по смыслу стихотворение. И опять в нем упоминаются сосны. Будто вид их служит своеобразным толчком для начала работы ее мысли.

ЗАКАТ

Освещена последняя сосна.
Под нею темный кряж пушится.
Сейчас погаснет и она.
День конченый - не повторится.

День кончился. Что было в нем?
Не знаю, пролетел, как птица.
Он был обыкновенным днем,
А все-таки - не повторится.

<1928>

Что можно сказать? Это - мудрость, заключенная всего в нескольких строчках. Каким талантом нужно обладать, чтобы так емко и сжато выразить столь простую, но одновременно важную суть нашего бытия. Несомненно, Зинаида Николаевна кроме поэтического дара была наделена и философским складом ума.

Вот и все, чем я могу сегодня поделиться с Вами. Сожалею лишь о том, что не возвышаются перед моим окном сосны. Думаю, что Вы понимаете мои чувства лучше, чем кто-либо другой.

Заканчиваю послание своей обычной фразой. Будьте счастливы и удачливы.


Рецензии
Уважаемая Галина!!! Сообщаю, что у меня на даче, а я сейчас на самоизоляции живу на даче, так вот, из каждого окна видна сосна. И то, что Вы написали, а Зинаида Николаевна прекрасно выразила в стихах, близко мне. Настолько, что стал переходить от окна к окну, и проверять впечатление от только что прочитанного. Совпадение полное.
С глубоким и неизменным уважением,

Игорь Тычинин   08.11.2020 08:32     Заявить о нарушении
Игорь, спасибо! Рада за Вас и сосны. Это мои самые любимые дерева. Из современных поэтов о деревьях много писала Зинаида Александровна Миркина (1926 - 2018).

С признательностью,

Галина Магницкая   09.11.2020 05:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.