Саундтрек детства

Я всегда любил музыку. Я рос вместе с ней, она шла со мной в школу, возвращалась домой. Она взрослела и училась, когда я мужал и не учился. Она прогрессировала даже когда я познал алкоголь, женщин и сигареты. И с каждым годом музыка становилась ярче и сложнее. У нее появлялись новые нотки, неожиданные переходы, экстравагантные сочетания инструментов. Но одно в ней было неизменно – это всегда был рок!

Рок преследовал или сопровождал, как угодно, меня с раннего детства. Я до сих пор помню картинки давно ушедшего прошлого, солнечного и теплого, где всегда было лето, ну или в крайнем случае - Новый Год, а на фоне звучал Цой, Агата Кристи, БГ, Машина и Наутилус. Это были саунтреки моего детства. Я познавал этот такой паршивый, но чертовски привлекательный мир, под аккомпанемент гитар и хриплых голосов тогдашних звезд. Быть может кому-то и под силу вспомнить про яблоки, которые на снегу или розы, что на окне, но не мне. В моем мире их не существовало. Сейчас, оглядываяь назад, с уверенностью могу заявить: к счастью! Все эти псевдо-музыкальные «творения», кои склонен считать ни чем иным, как панихидным маршем великой тюрьмы, чудесным образом миновали мои уши и неокрепшее сознание. Таким образом к моменту встречи с весьма «спотыкательным» моментом в жизни каждого человека, а именно 20-летием, я подошел заядлым рокером, жестким «металюгой» и вообще брутальным парнем.

Это было мило. Косуха и цепи (собачьи поводки на строительных карабинах), шипы и рваные джинсы, черные капюшоны и футболки с любимой группой. Какой же я был крутой. И как мне безумно импонировали все эти осуждающие взгляды в транспорте, недоуменные лица пожилых и откровенный ужас соседей. Я упивался каждой гримасой преисполненной осуждением. «Неодобряете? – а мне похрен!» - твердил я, гордо вскинув нос. И я правда был крут.
Миновало энное количество лет и мои музыкальные пристрастия несколько изменились. Нет, кардинальных перемен не произошло. Я по прежнему заслушивался жестким металлом и восхищался неистово орущими дядечками, которые не щадя связок весьма экспрессивно сожалеют об ушедшей любви и социальном неблагополучии. Но в какой-то момент мне стали интересны и другие жанры. Я перестал быть снисходительным. Взгляд свысока на потуги убогих делать попсу был как-то незаметно вытеснен любопытством. Оказалось что практически в любом направлении есть нечто примечательное. Почему в практически? Потому как уговорить желудок реагировать хотя бы немного сдержанней на отечественный «шансон», который на самом деле «блатняк», у меня так и не вышло. Но это уже совсем другая тема.

Новые исполнители зазвучали в моей голове. Исчезли стереотипные границы, а на смену им пришло понимание и анализ. Стиль, направление, форма? Это уже не имело значения. Только смысл, энергетика и музыка! Музыка – вот что важно. Волшебная и веселая, грустная и давящая, жесткая и драйвовая. Богатейший мир сплетения звуков, поправший законы математики явным перебором в количестве сочетаний всего лишь семи нот, предстал передо мной в новом свете. И вот тут-то я и задумался.

По-идее музыка по определению создает, она строит, возводит. Это всегда что-то новое, что-то придуманное. Она плодится и размножается беспрерывно по всему миру, в любое время суток или года. И всегда находились те самородки, которые умудрялись сделать что-то настолько принципиально новаторское, что не проникнуться любовью к их творениям было просто невозможно.

Отдельные песни знаменуют целые эпохи. Каждое последующее поколение ассоциирует определенные композиции с какими-то периодами или событиями в своей жизни. И таких хитов довольно много. Их можно смело назвать гимнами, знаменами, ну или суантреками к учебнику по новейшей истории.

Like a virgin, Yellow submarine, Smoke on the water, Beast,Nothing else matters, Smells like a teen spirit, Dancing queen, Show must go on, Still loving you… Этот список можно продолжать довольно долго. Таких песен действительно достаточно. Но! Стоит присмотреться и становится ясно, что это все в прошлом, далеком и не совсем, но все же. Самые поздние из таких творений датируются 90-ми годами. И вроде воспоминание о них еще свежо и было это недавно, ан нет! Нехитрые математические действия говорят отнюдь об обратном. И тут возникает вопрос: а что же есть сейчас? Точнее, что было сделано недавно.

Возьмем за точку отсчета 2000 год. Миллениум. Обещанный конец света так и не произошел и люди продолжают жить, а значит и музыка не стоит на месте. Прошло 12 лет. Это огромный срок! Мне когда-то казалось, что у людей в паспорте даты рождения позднее 90 года просто не может быть. Нет, я конечно видел малышей в колясках и беременных девушек, но предположить что у вот этого детеныша в его свидетельстве написано, что он появился на свет скажем, в в 97 году, мне казалось просто фантастикой. Но каким бы парадоксальным сей феномен мне не казался, а в 2000 тоже рождались дети. И вот, сменялись дни ночами, листался календарь и наконец наступил 2012 год. Дюжина зим с еще тремя такими же дюжинами других времен года канули в лету. И мальчонке(мне почему-то хочется чтоб это был именно мальчик) исполняется 12 лет. Очень скоро он станет заметно меняться, а одноклассницы понадобятся не только для списывания «домашки». Нас сейчас конечно не очень интересует все аспекты формирования его личности, но один мы все же рассмотрим.

Музыка. На чем он рос? Как звучало его детство? Какие аккорды брали его летние каникулы? И о чем пели школьные спектакли?

Задумчивый взгляд вверх и немного в сторону… Несколько секунд на археологические раскопки на месте последних лет… И… Результатом скорее всего станут незамысловатые названия еще более незамысловатых песен, которые терроризировали наши уши на дискотеках или из динамиков водителей маршрутных такси. Ну да, была куча хитов. Кстати, «куча» чрезвычайно уместное слово в данном случае. А теперь попробуем вспомнить хотя бы один шлягер, хит мирового масштаба. Да такой, чтоб без тени сомнений водрузить его на одну полку с легендарными произведениями Битлов, Пресли или Мадоны. Кто-нибудь помнит?

Я долго силился откопать на своей интеллектуальной помойке хотя бы один такой трек. Не вышло. Получается, что за минувшие 12 лет человечество не сочинило ни одной достойной композиции. Какую бы песню я не вспоминал, она всегда приходилась самое поздние на 90-е.
Парадоксально, но правда. Мир музыки многократно полинял и стал сереть. Ни одно из течений не явило нам ничего эпохального. Рок? Нет! Те монстры, которые были и есть его корифеями, основной свой запал растратили еще до миллениума, а сейчас пусть и продолжают существовать, но как-то не так, как-то спокойней, как-то обыденней. Рэп? Тоже нет! Всего его легенды или мертвы, или настолько увлечены судебными процессами, что просто не в силах отвлекаться на какие-то там шедевры. Эстрада? Так она и вовсе превратилась в миф и осязаема теперь только попса. Джаз? Блюз? Рок-н-рол? А они существуют? Некогда самая актуальная и провокационная музыка перешла в разряд андерграунда. «Ей не привыкать!» - скажет кто-то. Вот только разница в обстоятельствах. Когда свобода слова может дойти до маразма, а цензура становится в один ряд с Кощеем и Фреди Крюгером, уход в подполье по идейным соображениям выглядит несколько неуместным и, по меньшей мере, странным. А может быть классика? Ну конечно же, только в дапстеп обработке. И что на выходе?

В итоге получается масса неутешительных выводов вперемешку с брюзжанием на тему попсовости современности. Безликие хиты и бездарные шлягеры – вот что окружает этого 12-ти летнего мальчика. И вы знаете, мне очень жаль его. Пусть он никогда не поймет моих терзаний, пусть так. Но вы-то понимаете?


Рецензии