Слово о краеведе

О Викторе Федоровиче Балабанове у меня это не первое выступление в печати. И каждый раз я, знавший его в жизни и по его трудам, не перестаю восторгаться многообразием поднимаемых им тем в забайкальском краеведении и академизмом настоящего ученого.

Наследие краеведа, посвятившего свои знания, талант и жизнь для изучения своей малой Родины, никогда не устаревает. Оно становится как бы бессмертным, так как является аккумулирующей базой многих порой незначительных по объему, но довольно ёмких по содержанию сведений, рассыпанным до того по необозримым просторам когда-то широко звучащей или же наоборот замалчиваемой информации, на которую иной академический ученый даже и обратить внимание не сможет. Краевед дотошен, скрупулезен, усидчив. И ему не важно, (хотя, как и каждому исследователю, конечно, хочется) будет ли его труд опубликован сейчас или через много лет спустя. Собранные и им обработанные знания о родном крае будут востребованы.

Эти слова полностью относятся к имени забайкальского краеведа второй половины двадцатого века Виктора Федоровича Балабанова (1925-1997). Изучением Забайкалья он стал заниматься с середины пятидесятых годов, и за сорок лет своей творческой биографии из-под его пера вышло около девятисот в основном газетных публикаций и только одна небольшая книжка в 78 страниц - «В дебрях названий: географические названия Забайкалья» (Иркутск, 1977). В жизни исследователь был скромным и не смог добиться издания своих трудов. Благодаря усилиям его семьи и краеведов выходить они стали уже потом. Не может такое наследие оставаться невостребованным! В Чите в 2000 и 2002 годах увидела свет его книга «Исследователи Восточного Забайкалья», в 2003 году – «История земли Даурской», в 2006 году – вторым изданием вышла книга «В дебрях названий», в 2007 году – «Строкой и памятью отмечено…».

Виктор Федорович был замечательным и, даже можно сказать, выдающимся краеведом. Его интересовали многие, порой не связанные между собой стороны жизни прошлого Забайкалья: землепроходцы и декабристы, Читинская городская жизнь начала двадцатого века и время основания Читы как поселения, забайкальские легенды и многое другое. По ряду некоторых узких тем он стал первопроходцем в их разработке. Он не просто краевед, хоть и с большой буквы, он – краевед-исследователь. В этом качестве он и остался в памяти забайкальцев.

Но по профессии он был горняком. После окончания в 1949 году Благовещенского горного техникума по направлению он пять лет трудился на рудниках Колымы, а затем до выхода на пенсию в 1985 году – в Читинском горном округе Госгортехнадзора СССР. В связи с этим его исследовательские интересы отчасти переплетались с профессиональными интересами. А отсюда из-под его пера выходили добротные заметки по истории горно-рудного промысла, о промышленном и научном освоения Даурской земли, о серебряных рудах, забайкальском золоте и самоцветах, природе и многом другом. Он всегда с теплотой относился к тем людям, которые изучали и добывали эти богатства, будь то участники энциклопедических экспедиций или горные инженеры.

25 марта 2008 года на доме, где когда-то он жил, была открыта памятная доска. Глядя на нее и вспоминая живого и бодрого Виктора Федоровича, невольно думаешь, что много вокруг нас хороших и достойных людей. Но не каждый вот так, своими делами не ради славы или зарплаты, самоотверженно ежедневно, без отпусков и выходных, из года в год на протяжении сорока лет может посвятить себя не нужной с точки зрения обывателя затее по сбору сведений о родном крае. Возможно, для кого-то это каторжный труд, но Виктор Федорович в нем находил душевный покой и смысл своей жизни. Обилие книг и папки с вырезками из газетных публикаций, масса выполненных каллиграфическим почерком выписок из архивных документов сведений и тематически подобранных иллюстраций, записи в путевых блокнотах и тетрадные варианты текстов будущих книг – такое наследие оставил после себя этот выдающийся человек. И еще своих последователей, не только помнящих его, но и продолжавших  подвижнический труд забайкальского краеведа.

Летят дни, годы, как нет с нами этого доброго и неторопливого в своей поступи человека, но имя его вплелось в историю его трудов и нашу жизнь. Сегодня оно перекликается с именами титанов забайкальского краеведения Алексея Кирилловича Кузнецова и Евгения Дмитриевича Петряева. Багаж накопленных им знаний столь глубок по содержанию, богат и обширен тематически, что с благодарностью используется исследователями уже начала XXI века при подготовке Энциклопедии Забайкалья и хрестоматии по изучению природных ресурсов нашего края в прошлом. Время показывает, что труды Виктора Федоровича Балабановы востребованы. Опираясь на них, краеведы нового столетия идут дальше. Так и должно быть.


Рецензии