О дате основания Читы. Полемические заметки

До недавнего времени среди некоторой части историков бытовало мнение, что, «в 1653 году казаки Петра Бекетова, основав Читинский острог, положили начало нашему городу». Другие же пытались утверждать, что поселение на месте современной Читы появилось только 35-40 лет спустя и на большой расстояние от того места, где казаки только на одну зиму ставили временное зимовье.

В спорах по этому поводу сторонники первой версии, как последний аргумент своей правоты приводили строчку из Большой Советской Энциклопедии (1978 г., т. 29, с. 221): «Чита известна с 1653 года как поселок Ингодинское зимовье». Во втором издании (1967 г., т.47, с. 407) также читаем: «Чита известна с 1653 года, когда сотник казачьего отряда Бекетов выстроил поселок «Ингодннское зимовье».

А что же сказано в первом издании БСЭ (1934 г., т. 61, с. 664-667)? Здесь о 1653 годе нет ни слова, а время основания Чита оговаривается так: «Первое русское поселение на месте современной Читы основано в конце XVII века». Об этом же гласят дореволюционные энциклопедические словари. В дореволюционной и советской довоенной краеведческой литературе основание Читы, как поселению отводились рамки с 1675 по 1690 году. В настоящее время данный промежуток времени удалось уменьшить до 1687 года. Первая, дата, 1675 год - проезд через территорию Забайкалья русского посла Николая Спафария, который скрупулезно описывал пройденный путь я прилегающую к нему территорию. О Чите, в каком бы ни было ее названия совершенно, не упомянул. Вторая дата, 1687 год, - первое упоминание о Чите в документах (оно приведено со ссылкой на источник в «Хрестоматии по истории Читинской области», Чита, 1972, с. 40).

Этой версия придерживались краеведы прошлого: И. Багашев(1891 г.) А. Попов (1907 г.), Ю. Горбатовский (1914 г.), Г. Богданов (1923 г.), а также И. Давидович (1950 г.) и С. Марков (1966 г.).

В книге «Чита. Описание, путеводитель и справочник», изданной в Чите в 1907 году, ее автор Алексей Иванович Попов писал: «Где именно рубили плоты и спускали их в Ингоду передовые Бекетова, неизвестно; нужно думать, что перевалили они через Яблоневый хребет где-либо близ вершин речек Куки или Домны и по долинам их спустились к Ингоде. Бекетов вскоре подошел сюда сам и 19 ноября тронулся вниз по Ингоде, надеясь спуститься в Шилку до наступления зимы. Но расчет его не удался: Ингода стала, плоты замерзли, может быть, недалеко от Читы, потому что много проплыть не успели. Не желая вести обратно к Иргенскому острогу все запасы, Бекетов построил на берегу Ингоды зимовье… Но было ли то зимовье Ингодинское первопоселенцем Читы?» - спрашивал себя Попов.

В преддверии трехсотлетия появления русских землепроходцев в Забайкалье все чаще стали делаться попытки выдать 1653 год за год основания Читы, и факты начали подгоняться под дату. И что интересно, первыми выступили с новой версией вовсе не историки, а географы. И вот 19 ноября 1953 года «Забайкальский рабочий» публикует материал гидролога и охотоведа Б. Шергина «Триста лет назад», в котором произвольно рассказывается о походе Бекетова. И в частности: «...Пришлось остановиться на зимовку, и он построил зимовье близ устья Читинки. Зимовье, построенное Бекетовым близ устья Читинки, вскоре было заброшено казаками, ушедшими дальше. Лишь несколько лет спустя на этом месте возникло небольшое селение». Приведенные здесь фразы «близ устья Читинки» и «на этом месте» пошли-поехали кочевать по статьям, заметкам, книгам. Так они попали в общем-то замечательную книгу Афанасия Ивановича Кремнева «Читинская область. Краткий очерк природа, экономики и культуры» (Чита, 1955). В книге каких-либо обоснований и ссылок на источники датой основания Читы впервые открытым текстом называется 1653 год. И получилось так, что именно эта книга послужила основанием к написанию во втором издании БСЭ (1957 год) приведенных уже выше строк, что «Чита известна с 1653 года».

А что же краеведы-историки? Отношение было разное. Е.Д. Петряев в своей книге «Исследователи и литераторы старого Забайкалья» (Чита, 1954 год) постарался обойти эту щекотливую тему. Но в том же 1954 году эту новую дату подхватил известный в Забайкалье краевед Н.С. Тяжелов. Другой местный историк - кандидат исторических наук В.Г. Изгачев в очерке «Читинское плотбище в семнадцатом веке» (1966 год), пользуясь всевозможными натяжками и домыслами, путая между собой понятия «волок», «плотбище» и «зимовье», искажая смысл известных документов, пытался доказать, что Чита основана 86(18) октября 1663 года. Именно в том 1966 году и появилось известное панно на фасаде гостиницы «Забайкалье», извещающее нам, что «казаки Петра Бекетова, основав Читинский острог, положили начало нашему городу».

Повторил эту дату в своих трудах и другой краевед Н.Е. Дворниченко. Со ссылкой на его книгу «Земля за Байкалом» (1970 год) переносит эту дату в шестнадцатый том «Советской исторической энциклопедии» в то время читинский историк А.Е. Конюкова. А уже на основании статьи «Чита» из СИЭ был подготовлен соответствующий очерк в третье издание Большой советской энциклопедии.

Основываясь на публикации В.Г. Изгачева, историк Ю.В. Курсков в своем очерке «Забайкальский город XVII в. в дореволюционной литературе (Чита, Нерчинск)», помещенном в книге «Историография городов Сибири конца шестнадцатого - начало двадцатого веков» (Новосибирск, 1984) пытался снять неточности в конкретно-историческом ракурсе, но еще более запутал данный вопрос. Он договорился до того, что открытый археологом Е. Ковычевьм на месте первоначального села Засопка культурный слой, датируемый периодом конца семнадцатого века по конец восемнадцатого века, якобы подтвердил вывод о том, что история Читинского плотбища ведет свой отсчет с 19 октября 1653 года.

Не пора ли прекратить заниматься домыслами, а, наконец, на основе ранее известных положений, а также новых документов, приводимых краеведами М.Ю. Тимофеевой (1979 год) и В.Ф. Балабановым (1983 год), признать, что мы не правы, искусственно удлиняя жизнь городу Чите. Теперь известны тексты иргенских отписок Петра Бекетова (б. Ленинградекое отделение архива АН СССР, ф. 21, оп. 4, д. 22), служащие первоисточником данной проблемы и ранее недоступные краеведам. Теперь также известна привязке на местности топонима «Пашково плотбище» - места выхода на Ингоду шедшего с Иргени через несколько лет после Бекетова тем же путем отряда первого Нерчинского воеводы Афанасия Пашкова - в районе современной станции Ингода, которая отстоит от краевого центра вверх по реке Ингоде ровно на сорок километров (Государственный архив Забайкальского края, ф. 10, оп. 1, д. 141, л. 32). А ведь примерно с этого места плоты Бекетова плыли «десять верст», после чего застряли во льду.

Еще в восьмидесятые годы заведующий редакцией «История СССР» издательства «Советская энциклопедия» Г. Пастернак о дате основания Читы писал автору этих строк: «Если в последние годы удалось ввести в научный оборот новые данные о возникновении города, мы охотно поместим их в наших дальнейших изданиях. Однако предварительно эти сведения должны быть опубликованы и приняты научной общественностью».

Теперь эти сведения научной общественностью приняты. За подписями докторов исторических наук М.В. и А.В. Константиновых, докторов геолого-минералогических наук А.Б. Птицына и Г.А. Юргенсона, кандидатов наук В.И. Дибирдеева, И.Г. Куренной и В.С. Кулакова, губернатора Забайкальского края Р.Ф. Гениатулина и забайкальских краеведов В.В. Бардаковой, Г.А. Жеребцова, Т.И. Жеребцовой, А.И. Лыцуся и Ю.Т. Руденко в четвертом томе «Энциклопедии Забайкалья» (2006 год) на стр. 308 сказано: «Первое появление в окрестностях Читы русских казаков, возглавляемых П.И. Бекетовым, отмечено в 1653 году. …Первые документальные свидетельства о Чите относятся в 1680-м годам: на карте Сибири 1687 года Николая Витсена в устье р. Чита показано плотбище, в 1688 (1689) году Нерчинский казак Карп Юдин писал послу Ф.А. Головину о принятии хлебных запасов: «…с Читы реки новой слободы плотбища».

Как мы видим, сообщение о «появлении русских казаков в окрестностях Читы» и утверждение об «основание Читинского острога казаками Петра Бекетова» - не одно и то же. Но, тем не менее, панно на фасаде гостинцы «Забайкалья» в Чите продолжает гласить об обратном.


Рецензии