Интервью со мной - 1 Интервью брала Елена Глущенко

ИНТЕРВЬЮ С ПИСАТЕЛЕМ АЛЕКСЕЕМ ДОСКОВЫМ (2010 год)

Я хочу познакомить всех Вас с прекрасным писателем, замечательным фотографом, интереснейшим человеком и... «просто волшебником» Алексеем Досковым.
Есть такой сайт Проза.ру. Там размещают свои произведения начинающие авторы и писатели со стажем, известным именем. Я тоже «вишу» на этом же сайте уже пару лет. Вот недавно наткнулась на страницу Алексея Доскова и уже месяца два с неё не вылажу.

А.Досков на Прозе.ру
http://www.proza.ru/avtor/alexdos

Для начала я попросила Алексея немножко рассказать о себе.

Алексей.
- Родился в городе Саратове 9 декабря 1974 года…. Паспорт показать? Как, для чего? Просто мне все говорят, что внешне мне никак не дашь мой возраст. То я школьник, то студент, то мне не больше 25 лет…
…Закончил школу в 1992 году. Из-за того, что часто болел, меня освободили от экзаменов. А по тем законам было так: освобожден от экзаменов, значит, не имеешь право в этом году поступать в ВУЗы или еще куда. И я пошел в торговое училище (которое брало освобожденных) и стал учиться на продавца продовольственных товаров и оформителя витрин. Но это были лихие 90-е…. Процветал рэкет. Стипендию отнимали. И меня мамины знакомые перевели в авиационное училище, не дав закончить здесь. Но из-за того, что я хорошо учился, мне все же выдали аттестат о незаконченном образовании. Но в авиационном обманули. Так что, образование у меня просто 11 классов.
Работа…. Сколько только я поменял рабочих мест! Кем только не был! И дворником, и учеником слесаря-сантехника, и грузчиком, и мусорщиком, и охранником. Потом устроился на завод слесарем-сборщиком. Но, надорвав позвоночник, слег. Пока не пригласили на нынешнее место работы, где я уже тружусь 13 лет: в лицей сторожем и вахтером.
…Люблю свой город с его лесами, городскими пыльными улицами, полями цветов и людьми…. Ведь не важно где ты живешь, важно, как мир воспринимает тебя.
Люблю выезжать за город, и гулять по полям и лесам. А в черте города…. Не знаю. Когда идешь один, ко всему спокойно относишься. А когда с кем-то, то не обращаешь внимания на то, что вокруг. Надеюсь, Вы меня поняли… )))

Елена:
- Изначально, как автор, Алексей привлек меня своей романтической натурой, о чём свидетельствует цитата Грина, размещённая в резюме на его авторской странице: «Истина в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное -- получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения -- чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него и новая у тебя. Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключенного, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везет, -- тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и -- вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим -- значит владеть всем."
А. Грин "Алые паруса"»
И мой вопрос будет таким: что такое чудо? Чудеса происходят?

Алексей.
- У каждого в жизни свои чудеса, Леночка. Для одного – повстречать хорошего человека уже является чудом. Или просто захотел пить, а воды нет. И тут подходит человек и предлагает чистую, холодную воду, чтобы напиться…. Ангел опускается в самый тяжелый жизненный момент.
Для верующего чудеса начинаются после первого посещения храма, для страдающего от чего-либо – от глаз заступившегося. Меня всегда поддерживали родные и близкие. А чудеса…. У каждого года в жизни они свои. И выбрать что-то определенное я, увы, не могу.

Елена:

- С чего вообще начался Ваш писательский путь? Что Вас толкнуло на то, чтобы взять в руки ручку и начать записывать свои мысли?

Алексей:
- Когда начал писать? Официально, этот год у меня юбилейный – десять лет, как я пишу рассказы, которые потом выложил на Проза.ру. Ну, а если брать вообще первый день, когда все произошло, случилось, то это было очень давно.
У меня в роду сочинители и фантазеры. Дедушка очень любил фотографировать, и рассказывать всяческие истории, которые впитались в мою маму. Он и мне тоже рассказывал, но не так много, потому что не успел…. Его Путь продолжила мама. Когда мне было тяжело, она подбадривала меня, рассказывая об общих знакомых, но, ставя их в такие ситуации, что без смеха нельзя было ее слушать. Я все записывал. У нас дома хранится около 35 общих тетрадей, полностью исписанных этими историями. И, естественно, я был в них эдаким суперменом, который всех «делал» с легкостью…
Сейчас все смотрится совсем по-другому. Когда перечитываешь их, все не нравится: и слог, и фраза, и простота. Ну, все не так!
И я начал пробовать писать сам. Это были непонятные зарисовки, которые я называл «романом», считая, что из него получится что-то большое и великое. Но потом заинтересовывался чем-то другим, бросая их.
Когда судьба забросила меня на завод, и я познакомился там с одним человеком, склонным к самоубийству, мне пришлось самому начать сочинять. Теперь он был суперменом, а я либо преступником, который впоследствии оказывался самым главным героем с чистой душой, либо жертвой, через смерть которого можно было победить. Я отвлекал его от дурных мыслей, а он был в восторге! Так продолжалось чуть больше двух лет. Потом меня потянуло на то, чтобы начать писать самому.
И именно с этого срока я считаю началом свой писательский труд.

Елена:
- Какие авторы и произведения произвели на Вас самое сильное впечатление, и как это повлияло на Вашу жизнь и творчество?


Алексей:

- Я всегда очень мало читал в детстве, и родные никак не могли заставить меня взяться за книгу. Но, прочитав «Алые паруса» Грина и «Золотую розу» Паустовского, все во мне перевернулось. Причем, со многим из Паустовского я был не согласен! ))) Я и сейчас остаюсь при своем мнении))). Но ИМЕННО Грин заставил писать меня ИМЕННО так, как я пишу сейчас – стараться в каждом произведении сотворить хоть небольшое, но очень важное и необходимое чудо, от которого бы зажглись людские сердца, а души потеплели и загорелись искрой радости и счастья. Для меня великая радость сознавать, что кому-то нравятся мои рассказы и зарисовки, что они кому-то помогают…
Ну, а когда я был уже «взрослым мальчиком», огромное впечатление на меня произвела серия «Гарри Поттер». Я видел среди волшебства и немыслимых приключений завуалированную христианскую историю, в которой заключена истина – истина добра, любви и поддержки. А еще мне очень нравится читать и перечитывать Юрия Германа и его трилогию «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за все», а также «Маленького принца» Экзюпери.

Елена:
- А какие ещё виды искусства Вам близки?

Алексей:
- Я весь в своего дедушку – не представляю свою жизнь без фотографий. Одни говорят, что это болезнь – фотографировать почти каждый день, носить фотоаппарат даже на работу. А я не могу иначе! Потому что в любой момент могу увидеть то, что захочу запечатлеть. Как часто я огорчаюсь, что поддаюсь влиянию извне, оставляя фотоаппарат дома! Тем не менее, я стараюсь всегда держать его при себе. А в детстве я очень любил рисовать. Особенно карикатуры. Но это увлечение быстро прошло, как только я ухватил за хвост синюю птицу с именем Писательство…)))

http://foto.mail.ru/mail/alexdos/
здесь - все фотографии Алексея

Елена:
- И откуда взялось увлечение рисованием?

Алексей:
- У меня очень хорошо всегда рисовала бабушка и мама. Так что, ничего удивительного, что и мне что-то передалось. Правда, в последнее время я ничего не рисую. Эта страсть меня больше не интересует. Писать – вот это для меня!
Не могу ничего сказать о любимых художниках. Это, как вопрос: «какое направление в музыке вас привлекает». Я – всеяден, так сказать. Слушаю то, что на данный момент ближе моей душе. Так и с живописью. Но единственное, что могу сказать определенно: не понимаю и не люблю абстракционизм.

Елена:
- Как мне показалось, исходя из Ваших произведений, Вы человек с открытой, нежной и чувствительной душой. Это помогает или мешает Вам в жизни?

Алексей:
- Спасибо, Леночка, за столь лестный обо мне отзыв…. Приятно слышать, что люди видят суть, а не то, что порой напускаешь на себя…
Сложный вопрос, мешает мне это или нет. Скажу так: я никогда не роптал на свою судьбу, хоть порой и бывают моменты, когда хочешь что-либо изменить. Нет, я доволен всем, чем наградил меня Господь Бог. Ибо, если Он все это мне дал, значит, так нужно. И я пройду через это.
Тяжело ли мне? Тяжело. Бывает обидно и горестно, что люди принимают за идиота, или считают, что я притворяюсь, а на самом деле как минимум обыкновенный. Я не претендую ни на что. Обыкновенный? Да. Но это моя жизнь, а не их. А потому я пойду дальше, а вы, если желаете, оставайтесь.
А вообще…. Сложный вопрос, и проще всего увидеть меня по рассказам, нежели вот так сесть и ответить на него.

Елена:
- Вы часто описываете разные ситуации из реальной жизни. Иногда показываете что-то с юмористической стороны, иногда возмущаясь происходящим с огромной долей нетерпимости. А есть ли по Вашему мнению вещи, над которыми нельзя смеяться ни в коем случае? Как относитесь к шуткам в свой адрес и можете ли открыто смеяться над собой?

Алексей:
- Не над каждой проблемой можно посмеяться.
Хочу рассказать о нескольких случаях, свидетелем которых я стал.
…Горела квартира на 9 этаже. Толпа зевак стояла внизу и снимала на камеру. А когда приехали пожарные, люди стали спорить: свергнется пожарник оттуда или нет…. Над чем смеяться?
А вот и второй. Я стоял на перекрестке, на котором кроме меня находился и еще один человек. Он что-то перебирал в сумке, а потому не видел, как прямо на нас несется «Камаз». Водитель крутил баранку то налево, то направо, словно пьяный. Я крикнул мужчине: «Осторожно!». Тот отскочил, и «Камаз» пронесся как раз там, где он стоял. Когда мужчина оглянулся, не увидел ничего вокруг, он посмотрел на меня и сказал, что ненормальный. Мол, для чего я кричал, напугав его.
Над чем тут шутить? Конечно, ситуации бывают разными, но в общем и целом сталкиваешься именно с такими, где не удается даже улыбнуться…
А над собой я постоянно смеюсь. И не считаю это чем-то зазорным или оскорбительным. Человек, готовый посмеяться над собой, проще воспринимает окружающий мир. Ему не страшны чьи-то насмешки или не всегда удачный юмор. Он сам смеется над собой. А потому всегда в выигрышной позиции…

Елена:
- Когда Вы обратились к религии, к вере? Как изменилась Ваша жизнь, когда Вы приняли Бога в своё сердце?

Алексей:
- С Богом в сердце я родился, Леночка. У нас вся семья верующая. Только отец был атеистом, но мы с ним не живем. И потому он не смог вселить в меня свое атеистическое семя. Хотя, думаю, даже если бы он был все время рядом, ему это все равно не удалось бы. Когда Бог приходит в сердце, Он остается в нем навсегда…
Правда, несколько раз, сталкиваясь с неправильностью, насмешками или грубостью в Доме Божьем, меня отвращало посещать храмы на некоторое время. Но это только о храмах речь. В душе вера живет во мне постоянно.

Елена:
- В Вашем творчестве многие произведения написаны как добрые сказки. Читаешь, и словно мультики смотришь. Какие сказки, детские фильмы, мультфильмы являются для Вас любимыми? У Вас есть любимый сказочный герой, на которого Вы хотели быть похожим в детстве? А сейчас, как взрослый человек, Вы вдохновляетесь сказочным миром?

Алексей:
- Это долгая история. Лет эдак десять назад я написал свою первую сказку, в основу которой легли сходные лесным жителям фамилии девушек-подружек. Я написал и показал им. Понравилось, но одна почему-то попросила меня никогда никому не показывать эту сказку. Я пообещал. Прошло года три, и меня «пробило» на написание продолжения. Уже не про них, а просто так. А потому вполне естественно, выложил и самую первую, иначе было бы непонятно. Она не знала о том, что я пишу, ей было безразлично, а потому я спокойно начал писать сказки.
Обычно получалось так, что того или иного зверя я ассоциировал с тем или иным другом. И писал про них, желая подчеркнуть в сказке характеры, поведение, сделать выводы. А потом выпускники 2005 года, подарили мне мягкую игрушку - щенка. «Это символ нашего класса, - сказали они. – Он всегда приносил нам удачу. Пусть же теперь он будет твоим талисманом…». Так я ввел в сказку себя как Щенка, и заговорил его устами…
Пишу сказки, а в голове возникают не звери, а именно мультяшные зверюшки, рисованные звезды и речка…. Не могу сказать, кто мне нравился в мультфильмах больше всего. Одно скажу, в «Ну, погоди!» всегда жалко Волка, в «Винни-Пухе» обожал самого Пуха и жалел Ослика. Хотел уехать в деревню, такое как Простоквашино, и жить там…
Из современных зарубежных очень нравится Осел из Шрека))).

Обожаю до сих пор смотреть детские отечественные фильмы! Готов смотреть и пересматривать такие как: «Завтрак на траве», «Зловредное воскресенье», «Приключение Электроника», «Приключения Петрова и Васечкина», «Каникулы Петрова и Васечкина», «Гостья из будущего», «По секрету всему свету» и многие другие…
Считаю, что мужчины никогда не становятся взрослыми. Они всегда в душе мальчишки, хулиганы и шалуны. Когда соприкасаешься с детством, душа молодеет, очищается и начинаешь восхищаться красотой даже самых обыкновенных вещей…. Без детства в сердце – нет будущего.

Елена:
- Герой Ваших произведений любит гулять по лесу и вообще очень любит природу. А когда Вы впервые оказались в лесу? Что есть для Вас лично общение с природой, с деревьями...? Как оно влияет на Вашу душу? Можете ли Вы себя назвать знатоком леса? Ощущаете ли Вы в лесу некую загадочность, сказочность?

Алексей:
- Я полюбил лес сразу, как только попал в него. А это случилось, наверно, лет в 5 или 7. Мой покойный дедушка, любитель природы, возил меня туда, мы гуляли, и он меня фотографировал. И я с детства полюбил лес, без которого, наверно, не смогу жить. Вот, знаете, у Игоря Талькова есть очень хорошая песня «Чистые пруды». И в ней есть такие слова: «У каждого из нас на свете есть места, куда приходим мы на миг отъединится. Где память, как строка почтового листа, нам сердце исцелит, когда оно томится». Вот, так же и у меня с лесом. Он – мой второй дом, в который хочется снова и снова возвращаться…
Я не могу назвать себя знатоком леса. Грибы я впервые начал собирать года 4 назад, причем не для себя – помогал сотруднице. А в растениях…. Что-то знаю, что-то нет. Я знаю те растения, которые собираю, чтобы потом сделать на целый год полезный лечебный чай. Он пользуется большим успехом у моих друзей, знакомых и сотрудников. А ориентируюсь я хорошо в тех местах, куда постоянно хожу.)))))
Лес не может не дарить «загадочность и сказочность», потому как он создан для того, чтобы люди, придя в него, расслаблялись и отдыхали. А как иначе отрешиться от дел? Только поняв, что лес готов сделать тебя счастливым, если ты поверишь в него и его силы. А это уже запредельное. ;)

Елена:
- Довольно часто Ваш герой выступает в роли ангела или доброго волшебника. А как Вам кажется, что нужно знать или иметь обычным людям, чтобы они могли легко делать свою жизнь и жизнь своих близких прекрасной? А может быть, каждый из нас - волшебник, просто не все знают об этом?

Алексей:
- «Я просто волшебник» - хотел сказать я.))) Понимаете, у каждого свои ценности и интересы в жизни. Лично для меня, переместиться в другую стезю, лучше, чем просто попытаться понять постороннего человека. Знаете, без чуда в сердце вам не удастся совершить никакого волшебства, которое живет в каждом сердце, прорастая в душу. Мы рождаемся с ним, живем и умираем, подчас даже не сознавая этого. А ведь волшебство – самый великий дар Создателя. Волшебство Любви, Доброты, Надежды, Веры, Милосердия и ПОНИМАНИЯ…
Если бы каждый человек почаще заглядывал в себя, он бы все нашел, понял и воспользовался. Но…, увы. Все перестали верить в волшебство, в ангелов, в то, что Господь Бог живет в каждом из нас. Как только мы поверим в это, все сразу встанет на свои места.

Елена:
- Вы много пишите об одиночестве. Что для Вас одиночество?

Алексей:
- Одиночество – оставаться одному и в беде и в счастье. Когда нет рядом человека, с которым было бы можно поделиться, излить душу. Например, звонишь подруге, предлагаешь погулять, чтобы рассказать о наболевшем. А она отвечает: я живу только так, как удобно мне, а не тебе. Это называется одиночеством. Можно быть одиноким даже среди толпы, если не чувствуешь хоть одного теплого взгляда или понимания.

Елена:
- В таких миниатюрах, как «Урод», «Как маленький» и многих других Вы поднимаете такую тему, как одиночество по жизни и отсутствие друзей. А не кажется ли Вам, что человек, подобный Вашему герою, во многом сам виноват в том, что одинок? Как Вы думаете, с чего начинается одиночество? Может, это мы сами отталкиваем от себя людей по принципу Чудища в «Аленьком цветочке»?

Алексей:
- Может быть…. Может быть….
Но знаете, иногда обстоятельства выше нас и наших желаний. Мы можем чего-то желать, мечтать, а все выходит боком. Что виновато: время, люди или ты сам? Не знаю. Допустим, тянусь к человеку. Он отвечает тем же порывом души. Общаемся. Помогаем друг другу, а потом он неожиданно исчезает на горизонте. Кто виноват (пожимает плечами)? Не знаю…. Но мне проще взять вину на себя, нежели кого-либо обвинять и ошибиться.

Елена:
- Вы очень много пишите о любви, об отношениях между мужчиной и женщиной. Это для Вас - способ поделиться какими-то переживаниями из своей жизни или, чаще всего, это - мир Ваших грёз? Как часто эти два мира пересекаются в Вашей жизни?

Алексей:
- Зачастую пишу о том, чего бы мне хотелось. Но в каждый рассказ обязательно вкрапляю частицы из прошлого. Жесты, звуки, запахи, имена или сны. Любил, и буду любить всегда. А потому эта тематика не сможет пропасть из моего творчества. Ведь лишь любовь способна облагородить и заживить любую, даже самую черствую, погибающую душу.
Я делюсь в рассказах своими переживаниями, мыслями, желанием поступить, а также верой, что в меня кто-нибудь обязательно влюбится. Мне хочется, чтобы я написал сегодня одну вещь, а утром она сбылась. Но, хоть я и верю в то, что меня полюбят, страх частенько нападает и порождает сомнения…

Елена:
- Наши читатели, особенно читательницы обратили внимание на Ваши фото, где перед ними предстал очень симпатичный «мужчина, в полном расцвете сил». И, конечно же, у многих, и у меня лично, возник вопрос: какие женщины Вам нравятся? Что Вы, Алексей, цените в женщинах? Что для Вас женственность (раскрыть это понятие)?

Алексей:
- Так уж и «очень симпатичный»? :-))) О вкусах не спорят, конечно, но я чересчур самокритичен, а потому так не считаю. Но, тут уж судить не мне, как я понимаю, да? )))
У меня нет определенного типа женщины, который бы мне нравился. Ведь главное не то, что бросается в глаза, а лишь то, что остается внутри. Душа всегда красивее внешних данных. Например, передо мной находится красивая женщина, все, как говорится, при ней. Но у нее развратный вызывающий смех, она курит и матерится. Все. Она мне сразу становится неприятной.
А если где-нибудь в сторонке находится некрасивая, скромная девушка... или даже, предположим, пусть тело у нее и больное, например, зато здоровая душа. Лично меня она больше заинтересует, нежели предыдущая. Внешность обманчива. Познаешь душу - поймешь суть человека.
В женщинах я ценю, прежде всего, искренность, доброту, порядочность и понимание. Если она не способна понять мужчину, принять его веру, последовать за ним, даже если он беден, значит, нет любви. А нет любви - нет и семьи.

Елена:
- А каким должен быть, по-вашему «рыцарь на белом коне», о котором мечтает каждая женщина, девушка?

Алексей:
- У каждой женщины свое представление о «рыцаре». И тут бесполезно толковать. Лишь одно скажу – самое главное, чтобы «рыцарь» любил свою «принцессу». А секс становится простой грязью, если кроме него за душой ничего нет.

Елена:
- Конечно же, не могу не спросить, а какие у Вас творческие планы и планы на жизнь?

Алексей:
- Планы…. Не разучиться писать так, как это делаю сейчас, продолжая радовать всех тем, что у меня на душе. Ещё хочется отыскать в своей душе нечто доброе и ласковое, найти в мире вокруг себя его прототип и запечатлеть его на фотоаппарат, а потом написать об этом рассказ.
Как видите, особых планов нет. Главное, чтобы не было хуже. А на жизнь…. Хочется, чтобы меня кто-нибудь полюбил. Искренне. А не за что-то…, потому что был случай, когда девушка влюбилась не в меня, а в мои рассказы. Этого не хочу.

Елена:
- В конце нашего интервью хочу попросить Вас, Алексей, сказать пожелания нашим читателям и поклонникам Вашего таланта.

Алексей:
- Хочется пожелать всем моим друзьям, подругам, а также тем, кому просто нравится меня читать, чтобы они не пропадали. Пускай читают, высказываются в рецензиях на те или иные произведения, начинают общаться со мной также, как сейчас Вы со мной…
Пусть в их жизни всегда находится человек, на которого они могут положиться, которому можно спокойно выложить все, что на душе. Чтобы они не познали горечь предательства и разочарования. Пусть влюбляются и с нежностью и искренностью дарят себя тем, к кому расположена душа, и от кого согревается сердце.
А еще хочется, чтобы не забывали обо мне. Говорят, человек жив до тех пор, пока про него помнят…. Дорогие мои, я мысленно всегда с вами. Надеюсь, встретить вашу мысль и, погрузившись в нее, познать счастье.
Удачи! Спасибо за все, Леночка!

Елена:
- Благодарю и Вас, Алёша, за интереснейшую беседу.
Успехов, удачи Вам во всех Ваших делах, творческих взлётов, вдохновения! И конечно же счастья, любви, здоровья желаю я Вам от себя лично и от всех читателей. Будем ждать Ваших новых литературных и фото творений.


Рецензии
Алексей, мне было очень интересно с Вами познакомиться, через интервью с Вами. Рада знакомству, а так как мне очень понравились Ваши рассказы, фотографии и Ваш взгляд на мир, постараюсь заходить почаще.

А кто - Лена?, что вела эту беседу, она реальный человек или вся беседа от автора ведется?
Всего Вам доброго! Зайду почитать продолжение интервью.
Вера.

Липа Тулика   24.01.2015 15:01     Заявить о нарушении
Ах, я невнимательная, увидела - Елена Глущенко! - ведь ответ в заголовке!

Липа Тулика   24.01.2015 15:18   Заявить о нарушении