Интервью со мной - 2 Интервью брала Елена Глущенко

2011 год


Вот и прошёл почти год с момента, как мы делали наше первое интервью с Саратовским писателем и фотографом Алексеем Досковым. Не знаю, как у других, но у меня почти что не было дней, чтобы я не общалась с Алексеем. И почти каждый день он радовал меня и своих постоянных читателей новыми произведениями. Сейчас на страничке Алексея на сайте Проза.ру уже чуть больше 1000 произведений, которые были написаны за 12 лет! И именно этому, можно сказать, творческому юбилею, этой тысяче, я и хочу посвятить нынешнюю беседу с Алексеем.
А начну я с банального вопроса.
Что принёс тебе этот год? Что изменилось в жизни?

Алексей:

- Сложно вот так взять и ответить, что именно принес мне этот год. Изменилось, пожалуй, то, что я почувствовал себя свободнее. Словно, как в «Коньке-Горбунке»:
«Вот конек хвостом махнул,
В те котлы мордой макнул,
На Ивана дважды прыснул,
Громким посвистом присвистнул.
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!
Вот он в платье нарядился,
Царь-девице поклонился,
Осмотрелся, подбодрясь,
С важным видом, будто князь».

Быть может, это не совсем удачное сравнение, но что-то произошло во мне весной. Так сказать, лег спать одним, а проснулся уже другим. Вот такой апгрейд произвела со мной жизнь…
Год прошел революционно. Я боролся со своими комплексами и привычками. Вгрызался зубами в застарелые мировоззрения и воевал с никчемными мечтами, которые тянули в омут. Потому что не хотелось, чтобы было так:
«Царь велел себя раздеть,
Два раза перекрестился,
Бух в котел - и там сварился!»

Елена:

- То, о чём ты говоришь, похоже на переоценку ценностей, свойственную человеку нашего возраста. Что именно послужило толчком, отправной точкой для этого переворота в тебе?

Алексей:

- «Человеку нашего возраста» - Ой, рассмешила!!! Леночка, ты – прелесть! Никогда не думал, что услышу от кого-либо подобную фразу…. Ты бы еще сказала: «Вот, в наше время…» или «вот, молодежь пошла»! Да…, умеешь отжечь!
Толчком к изменениям в мировоззрении послужила одна важная для меня операция. Не буду уточнять какая. Но она прошла неудачно. Хоть тогда я этого не знал…. Я лежал на операционном столе и думал: «А ведь живу я неправильно. Совсем иначе надо жить, чтобы все вокруг для меня сдвинулось с мертвой точки. И когда дефрагментация внутреннего мира и отношения к жизни вокруг закончилась, я стал другим. Таким, каким сейчас вы видите меня.

Елена:

- Говорят, что количество переходит в качество. Как бы ты сам оценил своё творчество относительно этого высказывания?

Алексей:

- Когда приподнятое настроение, когда находишься в месте, что дорого сердцу, всегда произведения получаются от сердца, от души. Можно и дома писать, и на работе, но это все равно будет не то. Потому, когда я иду в лес, беру с собой тетрадь. Не могу без этого! И именно там рождаются самые лучшие мои творения…
Так что, я не могу сказать, что качество от количества. Это не так. Может и оттачивается умение, но настроение играет значительную роль.

Елена:

- Хочу задать провокационный вопрос. Мне вспомнились гениальные строки какого-то народного поэта: «..если можешь не писать, то не пиши! Лучше выйди в поле - подыши!» Можешь ли ты вообще не писать ничего? Что есть для тебя молчание? Твоё мнение: почему молчание называют золотом?

Алексей:

- Что? Почему молчу? Ну, ведь молчание – золото, говоришь. Вот и решил… золотишком обзавестись (смеется).
Пословица чрезвычайно проста, Лена. Удивляюсь, что ты ее не поняла, у меня интересуешься… (улыбается). Просто нужно уметь НЕ БОЛТАТЬ. Вот и все…
Я могу молчать где угодно, но не в творчестве. Раньше я через рассказы и фото кричал и просил о помощи. Теперь все иначе – я сам могу помогать. Когда мне плохо, весело, болею или просто в дороге…. Всегда я пишу. Это как воздух. Без творчества не будет меня. А разве ты хочешь меня потерять (улыбается и подмигивает)?

Елена:

- В твоих произведениях по-прежнему сквозит одиночество. Есть ли от него спасение? В чём оно для тебя?

Алексей:

- У каждого одиночество свое. Кто-то не видит смысла собственной жизни, другие просто не находят понимания в чем-либо. Ведь можно иметь семью, но быть одиноким. Потому что это зависит, прежде всего, от тебя самого.
Да, у меня нет той, которая бы любила меня таким, какой я есть. Есть и подруги…, но это ведь совсем не то! Я влюблялся много раз, но ни одна девушка не ответила мне взаимностью. У меня сейчас есть женщины, которые мне дороги, к которым тянет, с кем хочется проводить время…. Но это остается лишь на уровне мысли и фантазии.
От одиночества не убежать. Про него можно только забыть, да и то, лишь на время. И помогает мне в этом мое писательское творчество, страсть фотографировать, музыка и вылазки за город…

Елена:

- Не кажется ли тебе творчество, подобное твоему, попыткой сбегания от реальной жизни?

Алексей:

- Я бы не назвал свое творчество попыткой убежать или скрыться. Нет. Просто я так мыслю, так вижу мир…. Скажете, по-детски? Возможно. Но это мой мир, мне в нем жить…. Не нравится? Что ж, вы сделали свой выбор. Но готов поручиться за то, что многие женщины устали от прагматичных мужчин с реальным взглядом на все, происходящее вокруг. И тогда они читают меня и отдыхают от этого.
Так что, когда мне говорят: «Ты как ребенок!» или «Ты еще дитя!» - я улыбаюсь и соглашаюсь с ними. Потому что мне так проще и приятнее жить. Надеюсь, они когда-нибудь поймут это. Ведь, как сказал в фильме «Сталкер» главный герой: «Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями; ведь то, что они называют страстью, на самом деле не душевная энергия, а лишь трение между душой и внешним миром. А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна…».

Елена:

- В последнее время ты стал писать немного иначе. У тебя в миниатюрах появилась эротика в более глубоком виде, чем это было раньше. С чем это связано? Что послужило толчком к такому твоему проявлению?

Алексей:

- Вот ты говоришь: «Появилась эротика…», а я не считаю то, что я пишу – эротикой. Не знаю как объяснить…. Просто есть в душе каждого человека определенная грань, которую он пытается преодолеть. Мне всегда хотелось в своих произведениях проникнуть в сокровенные уголки души читателя. Одним нравятся мои сказки, другие читают о любви. Но любовь ведь не только во взглядах и мечтах. Она и в том, что ты называешь эротикой. Любовь многомерна. И судить лишь о том, как я начал писать сейчас – значило бы открыть книгу на определенной странице, а потом всем объявить, что ознакомился со всем ее содержанием.

Елена:

- Да, тебе-таки удалось проникнуть в тему любви глубже (многозначительно улыбаюсь)... А знаешь ли ты, что практически каждая читательница видит себя на месте главной героини? Это касается и эро-прозы (как это всё же классифицируют), где твой герой - это ты сам (по крайней мере, так оно воспринимается лично мной). Как ты относишься к такому прочтению твоих произведений?

Алексей:

- Я как-то не задумывался над этим…. Когда я пишу, представляю тех, к кому тянет на определенный период жизни. Ты так уверенно говоришь об этом…, может, и представляешь себя на месте моих героинь, я не знаю. Но как ты можешь так уверенно говорить за всех читательниц? Быть может для них это просто чтиво…

Елена:

Я так читаю всё. Каждый читатель отождествляет себя с одним из героев произведения, которое читает. Вот и я, читая тебя, вижу себя на месте героини. ...Ну, не на месте ж героя мне себя ощущать с моей-то ориентацией (подмигиваю) А как ты, как читатель, воспринимаешь эро-прозу писательниц? Разве не также, как я твою?

Алексей:

- Если честно, никогда не вникал в подобное чтиво. Возможно, все, что я читал, было низкосортным, а потому я старался все это поскорее забыть. Из нормального, я читал только твое. Но я знал, что ты писала не обо мне, а о другом конкретном человеке. Так зачем внушать себе, что «вот это я, а это как бы она…»? Я могу сам фантазировать, представлять ситуации, но влезать в чужое творчество … - нет.

Елена:

- Спасибо за такую высокую оценку моего творчества! Но вернёмся к тебе. Я знаю, что некоторые твои эротические миниатюры посвящены реальным женщинам. Как они реагируют на такие твои проявления?

Алексей:

- Да, если уж называть свое творчество эротическим, то это так и есть. Повторюсь, я пишу о тех, к кому тянет, кого люблю, с кем хотел бы быть. Но это все остается в плане чисто платоническом.
Не все женщины, для кого я писал, читают меня. А те, кто знаком с моим творчеством…. Либо им глубоко наплевать на то, что я о них пишу, либо просто посмеиваются. Им кажется, что я только и хочу, что затащить их в постель. Это совсем не так! Для меня «постель» не существует без чувств, ибо это будет не любовь, а блуд. А он для меня неприемлем. Может это и отталкивает их от меня? Либо у них кто-то есть…
Тут может быть много вариантов. Одно скажу точно: все, кто читал о себе, говорили «спасибо» и растворялись в водовороте времени.
Буду ли я еще писать в подобном стиле? Конечно, да! Это ведь тоже одна из форм объяснения в любви…. Будут ли мои работы более глубокими? Возможно…. Как распорядится судьба… (улыбается).

Елена:

- Что есть пошлость в твоём понимании относительно жанра эротической прозы?

Алексей:

- Как тебе тема эта понравилась! Теперь верю, что ты всегда представляешь себя на месте моих героинь! Видать, нравлюсь тебе больше в обновленной рамке творчества, нежели в той, с какой я начинал… (улыбается).

Елена:

- Очень нравишься! (улыбаюсь)

Алексей:

- Пошлость для меня – глубокое и жесткое смакование постельных сцен без любви в сердце. Можно описать любовь физическую, можно снять фильм о любви с эро-сценами, а можно тупо обрисовать половой акт с акцентированием на эрогенных зонах, на действиях «что – куда». Это пошлость для меня. Потому что все должно быть основано на любви. Тогда и все вокруг не будет блудом. И «что – куда» будет носить чисто интимный характер в общении этих двух людей. Так что, Леночка, пошлость для меня – постель без любви.

Елена:

- Как правило, действия твоих мини разворачиваются на лоне природы, в лесу. Это потому что эта среда способствует раскрытию животного начала в человеке? Или для тебя в этом всём какая-то иная философия?

Алексей:

- В последнее время я стал говорить, что у меня лесная душа. Не знаю…, просто это мое. Кто-то едет на дачу, идет на пляж или сидит с другом в кафе, а меня каждый день зовет лес. Если я прихожу в него с печалью в сердце, если мне так весело, что звезды целый день подмигивают мне, если хочется помолчать и подышать горьким травяным ароматом – я спешу на природу.
Это моя стихия.
Обычно так получается, что я бываю в лесу один. Прихожу, выбираю уютную полянку, ложусь и… пишу новые зарисовки и сказки. Для этого я всегда ношу с собой тетрадку и ручку.
Пару раз входил в него с друзьями. Но в последнее время эта тенденция резко изменилась. Люди (девушки) стали думать, что если я вошел в лес с вином и слабым полом, значит, жди более тесных отношений! От этого и ревность, и ссоры, и непонимания, а потом…. Потом друзья перестали ходить со мной.
Недавно одна очень хорошая подруга сказала: «Это какую нужно иметь смелость, чтобы пойти с взрослым человеком и вином в лес? Я бы не смогла». Мне неприятно, что меня меряют под одну гребенку. «Многие так поступают, значит, и ты можешь!». Как сказать человеку, что я не как все те, которые...? И пусть я мечтаю о лесном поцелуе, нежностях и любви. Пусть пишу в своих рассказах о желаниях и страсти. Я НИКОГДА не пойду на подлость и не совершу зла по отношению к девушке. Но, разве они поверят…
У меня есть одна мечта: пойти в лес с хорошей девушкой, подругой, и просто отдохнуть, погулять, поговорить…. Очень хочется верить, что моя мечта сбудется, и меня пригласят. Потому что уже убедился: когда зову я – никто не идет. Дела, заботы, спасение мира…
Так что, лес для меня – это моя жизнь. Я не могу без него…. И слышать про животное начало – дико для меня и даже оскорбительно.

Елена:

- Из своей тысячи произведений ты можешь составить 20-ку именно твоих любимых или которые ты сам считаешь лучшими?

Алексей:

- Нет, пожалуй, не смогу. А точнее – не захочу выделять что-то. Потому что любимых много. И не двадцать. Гораздо больше. И потом, в чем любимые? Когда мне грустно, мне нравятся одни. Когда весело – другие. Сейчас, допустим, я выделю двадцатку, а завтра перечеркну выбор, и решу выбрать другие. Нет, так не годится. Мне проще сказать, какие не нравятся. А такие есть. Это те, которые пишешь на заказ, а не от души. Я пробовал так писать как-то. Но быстро отказался от этого. Не мое это. Только то, что идет от сердца, что рождается от любви к искусству, только то я могу назвать своим детищем. Все остальное за борт!

Елена:

- В одной из последних мини (в 1001-й) ты пишешь: «Имея всего лишь цифровую мыльницу, могу ездить в одно и то же место и ежедневно фотографировать его. Одни скажут: какой интерес снимать одно и то же? А для меня каждый новый день особенный. И вижу я его иначе, чем тот, что был до него. А потому и снимки получаются разные. Пишу и снимаю мир вокруг. Это моя страсть…» Один китайский мудрец сказал примерно так: если ты вчера выучил, что 2 на 2 равно 4, то это далеко не значит, что сегодня 2 на 2 тоже равно 4. Постигнув эту мудрость, ты людей тоже умеешь воспринимать каждый день по-новому? Да и саму жизнь... Пожалуй, это умение и является залогом возможности и умения радоваться каждому дню и каждому человеку? Прокомментируй.

Алексей:

- Ну, Леночка, ты польстила мне, сравнив с китайским мудрецом (улыбается)! Думаю, эта мудрость не нуждается в комментариях, поскольку это истина. Не бывает одного полностью хорошего, а другого абсолютно плохого человека. Это стороны одной медали, только смотря, с каких сторон на него смотреть и как относиться к этому.
Ведь мир вокруг меняется не по своему желанию, а только благодаря тому, какими глазами ты на него смотришь, как воспринимаешь. Сегодня ты его любишь, завтра он тебя раздражает, а через неделю ты о нем уже скучаешь. Нет, только влюбившись в него, можно судить о том, какой ты сам. Познаешь себя – откроется и истина мира.

Елена:

- Ну, тогда ты наверняка умеешь ни на кого не обижаться, даже если кто-то специально пытается тебя задеть, вывести из себя? А вот как ты считаешь, почему у людей возникает желание причинять боль друг другу?

Алексей:

- Я думаю, нет такого человека, который бы никогда ни на кого на свете не обижался. Это подвластно лишь святым, а мы – обычные люди. Другое дело – стараться не обижаться, не принимать близко к сердцу, бороться со своими слабостями. Это да…
Причинение боли друг другу – удел слабых. Когда человек не способен простить или на зло ответить добром, он мстит. В результате, он сам страдает больше, нежели его жертва. Впоследствии он сам придет к этому, но обычно это бывает слишком поздно.

Елена:

- Твоё фото-творчество похоже на песню под гитару у костра. Фото, сделанные тобой просты и понятны любому и глубоки по своему содержанию. А не думаешь ли ты приобрести более мощную фото-технику, чтобы снимать более профессионально?

Алексей:

- Говорят, творчество человека отражает его душу. Мне кажется, это самое правильное определение. Внешность изменчива. Мы можем быть косыми и кривыми, толстыми и неуклюжими. И спрятать это можно под льстивой улыбкой, неискренними комплиментами и обманом. Душу не спрятать. Добрый человек всегда будет узнан, потому, что за него будут говорить его поступки. Ведь никто не придумал пословиц и поговорок о зле. Только для добрых всегда горит зеленый свет.
Я не хочу сказать какой я хороший, добрый и вообще замечательный. Ты сама это только что сказала. О другом хочу сказать. Можно клясться в вечной любви, а в это время заглядываться на ноги соседки. Можно улыбаться, совершая при этом подлости. Это не мое.
Я что, обозлился, когда меня называли жирным уродом, когда тыкали пальцем и смеялись? Нет. Было неприятно и обидно? – Да. Но теперь я другой. Меня не трогают эти злые слова. Я растворяю их улыбкой и мечтами.
А для того, что приобрести более совершенную фототехнику и плотнее заниматься своей страстью, нужны деньги, причем немалые. Мне это не по карману. Я ведь обычный сторож…. Сама понимаешь, какая это зарплата.

Елена:

- Что ты ценишь в работах других фотографов? Есть ли любимые авторы, жанры, стили?

Алексей:

- Я могу войти на фотовыставку и пройти мимо работ маститых авторов, завоевавших себе имя сотнями, тысячами работ. А остановлюсь возле небольшой фотографии «дяди Васи». И именно она тронет меня, западет в душу. Потому что все зависит от человека, а не от «профессионального уровня» его работ.
А вообще, у меня нет определенных пристрастий в этом направлении. Я люблю снимать – от этого очищается душа, поднимается настроение и рождается идея отыскать и заснять что-то свое. И у меня нет любимых фотографов. В определенное настроение мне нравятся определенные работы. Так же и в музыке…. Я всеяден.

Елена:

- Кроме всех, уже известных широкой публике наших читателей твоих увлечений, есть ещё одно - это создание видео-роликов. Расскажи об этой твоей страсти.

Алексей:

- Да, я полюбил это дело. А началось все довольно банально: на работе попросили сделать несколько слайд-шоу. А после этого понеслось! Я, как говорится, подсел на это.
Создать – просто. Сложнее искать, под выбранную тобой тему, фото определенного содержания, вида, музыку, без которой ролик будет пустым, и соответствующие спецэффекты. Обычно я не стараюсь мудрить, а ставлю тот, от которого не уставали бы глаза…
Я фотографирую, пишу рассказы, мечтаю пойти с друзьями в лес, хочется встретить девушку, которая бы полюбила меня…. В роликах все мои желания помещаются в один сюжет. Это как содержание в книге: посмотрел – и сразу все стало понятно.
А вообще, я действительно «подсел» на это действо. Любимая музыка, фотографии, которые задели мою душу, и желания…. А что? – Удобно! Все в одном…

Елена:

- В миниатюре «Вечно беременный» ты рассказываешь об особенностях твоих кулинарных пристрастий. А в жизни ты ведь любишь готовить? Откуда взялась эта страсть? Где ты берёшь кулинарные рецепты? Какой философии в этом искусстве придерживаешься? Почему говоришь, что любишь угощать? Тебе важно, чтоб оценили очередной шедевр или ты просто любишь сытых людей? :-)))

Алексей:

- Ты везде пытаешься отыскать философию, Леночка. Это не совсем так. Для одних это труд, который нужно делать, а для меня – удовольствие. Ведь из пустяка можно приготовить вкусовой фейерверк. Главное – желание и чтобы к этому лежала душа.
Началось с обычной книги «О вкусной и здоровой пище», в которой я обожал рассматривать картинки. Потом прошли годы, и простейшее приготовление жареной картошки, явилось для меня радостью. И тогда я стал покупать кулинарные журналы, скачивать с Интернета множество рецептов…. И понеслось!
Как, почему говорю, что люблю угощать?! Что в этом удивительно? Это нормально! Разве ты, что-то приготовив сама, не станешь угощать людей и радоваться тому, что им нравится? Разве доставить хоть немного радости, сделать приятное, не счастье для тебя? Странный вопрос…
Людям хорошо – хорошо и для меня…

Елена:

- Хочу немножко вернуться к теме перемен в твоей жизни. Я по себе знаю, что самый длинный и сложный путь - это путь к себе самому. И на этом пути человек, когда ему необходимо, обязательно встречает проводника, с которым вместе проходит какой-то участок этого пути. Этого попутчика каждый выбирает сам. Скажи, является ли кто-то для тебя сейчас таким попутчиком, учителем, проводником?

Алексей:

- Понимаю и принимаю твое мнение. По сути каждый, с кем ты общаешься, является проводником в жизни. Благодаря одному хочется чаще улыбаться, с другим поговорить по душам, с третьим встретиться и просто погулять. Все, кто хоть немного облегчают твою жизнь, приносят тепло в сердце и радость в душу – все являются проводниками.
Но не только они…. Даже тот, кто отвернулся когда-то от тебя, предал, он тоже проводник. Поскольку, ты начинаешь анализировать: «Что же такого произошло? Что я сделал не так, что он ушел?». Находишь ошибку и исправляешь. И сразу дорога становится легче. Так что, даже если тебе кто-то делает плохое и, на первый взгляд, обидное – не обижайся на него, а лучше присмотрись к своей жизни. Возможно, он послан судьбой для того, чтобы указать тебе на твои ошибки.
У меня много проводников. Считай, каждый человек в душе сталкер (проводник). Надеюсь, и я являюсь таковым в чьей-то жизни. Потому что очень люблю помогать, облегчать чью-то жизнь…

Елена:

- Твои планы на жизнь и творчество.

Алексей:

- Выздороветь! Что-то я в последнее время увяз в болезнях. Надоело! Хочется нормальной жизни…
Так что, у меня есть несколько желаний: выздороветь, сходить в лес с хорошей девушкой и отметить с ней очередной юбилей своей творческой деятельности и, пожалуй, сделать кого-нибудь счастливым. Честно! Очень этого хочется!
А в творчестве – не потерять себя. Когда мир в душе – все получается. Один раз оступишься – и все потеряешь.

Елена:

- Ну и по традиции, в конце интервью идут пожелания и благодарности читателям (улыбаюсь).

Алексей:

- Прежде всего, здоровья! Не будет его – не будет ничего.
Счастья. Оно помогает жить и творить. ВЗАИМНОЙ любви, радости, полета мысли, приобрести умение распознавать лесть и отличать её от истинного расположения души.
Еще очень хочется, чтобы не забывали меня, помнили, доверяли и, конечно, читали, смотрели фотографии, ролики. Мне будет приятно…

Спасибо всем, кто был со мной все эти годы и не ушел!
Спасибо друзьям – благодаря вам мне было тепло и уютно.
Спасибо тем, кто предал и ушел – я стал сильнее.
Спасибо лжецам – я научился распознавать обман по глазам.
Спасибо тем девушкам, кого я любил. Вы исцеляли мою душу.
Спасибо тебе, Леночка, за понимание и за то, что всегда рядом.
Спасибо всем, кто дотерпел мое общество и дочитал интервью до конца (улыбается). Надеюсь, вы не очень страдали и мучались…

Я люблю вас, друзья!



Елена:

- Спасибо и тебе, Лёша за такую приятную и интересную беседу, за всё твоё творчество, от которого исходит свет и тепло, за юмор и мудрость, за дружбу и любовь во всех проявлениях этих понятий! А я от себя лично и от всех читателей и тех, кто тебя знает, вообще желаю тебе выздороветь, прежде всего! Воплотить в жизнь все желания и начинания, встретить свою любовь и быть счастливым! Ну и, конечно же - новых произведений во всех видах творчества! И ещё много тысяч зарисовок! (улыбаюсь). Да будет ещё куча поводов у нас для подобных интервью!


Рецензии
Алексей, большое спасибо за интервью!

Ошибочно, прочитав по ссылке его, ответила сначала на страничке Елены. Т.к. комп. не пропускает повторного текста - хотела ответ оттуда скопировать - то пишу просто - СПАСИБО!!!

Липа Тулика   24.01.2015 15:58     Заявить о нарушении