Национальный вопрос и национальная идея
Договоримся о понятиях.
Национальный вопрос – это неразрешённое межнациональное отношение, в силу различия национальных особенностей в языках, культурах, обычаях, верованиях, поведении, привычках, нравственностях, и прочих норм бытового общения людей. У всех национальностей они разные и сосуществование на одной территории людей с разными национальными особенностями возможно только по договорённости или по взаимной любви, уважении и терпимости.
Идея (по-гречески – айдос), это смысл, цель, направление движения, роста, развития любой природной сущности в Пространстве и Времени. Аристотель считал, что мир состоит из Вселенной (Пространства) и Ума (смысла, разума движения во Времени).
Национальная идея, это направление, вектор движения, развития нации, исходя из её национальных особенностей, места и времени жизни. Содержания национальной идеи могут быть различны, как объединяющие нации, например – мир, так и разъединяющие, например – религиозные верования (например, религиозная война «алых и белых роз»).
Содержание национальной идеи – градиент направления движения – это совокупность политических, экономических, природных и духовных сил и особенностей нации, учитывающих данности развития окружающего мира, и отвечающих жизненным интересам её суверенитета.
Национальный вопрос
Несанкционированный агрессивный протест многочисленной толпы, на овощной базе Бирюлёво в Москве, переполнил чашу терпения местного населения бездействием властей, и обнажил остроту национального вопроса в стране. Повод – бытовое убийство 4 октября 2013года, русского Егора Щербакова, гражданином Азербайджана, Зейналовым. Есть пострадавшие с обеих сторон, задержано около 200 человек. Народ выразил властям недоверие. На служебном уровне, это проявилось в равнодушии к просьбам населения. Чиновники правоохранительных и исполнительных органов власти демонстрируют свою правовую некомпетентность и высокомерие, безнравственное поведение и взяточничество, На бытовом уровне – в потере законопослушности и утрате элементарной порядочности и совести. У населения растёт взаимное неуважение и ненависть к приезжим, увеличивающим мошенничество и преступность. Истекшие десять лет такой жизни, породили безысходность и безнравственность нации, агрессию населения и мигрантов. Падает доверие к дееспособности властей. В городах их подменили национальные диаспоры, местные националисты и лжепатриоты разных мастей.
Безнравственность становятся вызовом властям, неуважением и угрозой жизни россиян и за границей. Дальнейшая неспособность в решении этой нравственной проблемы чревато культурным и государственным хаосом, способным превратить в пыль любое сильное государство. Безнравственное поведение россиян разных уровней достатка и национальностей, за пределами страны выплескивается неуважением, ненавистью и агрессией к России. Недавно, 12 ноября сего года, в Варшаве местная демонстрация молодёжи в «День Независимости Польши», закончилась националистическим погромом с файерами и «коктейлями Молотова», поджогами территории и имущества посольства России.
На лицо – общее падение толерантности между народами, рост напряжения и вмешательства в межгосударственные отношения третьих стран, рост национального терроризма и религиозных локальных войн. Невольно возникает вопрос: Кто и что за этим стоит? Очевидный ответ: Эпоха глобализации обострила национальный вопрос, который человечество всегда решало войнами. Но в этом виноваты обе стороны межнациональной проблемы. Всегда можно найти мотивы и поводы для враждебных, или добрососедских национальных отношений. Все проблемы надо решать переговорами, с позиций добра и взаимопонимания. …
Говоря о национальном вопросе в многонациональной стране Россия, невозможно обойтись без определения национальной идентичности. В Германии – немцы, во Франции – французы, в Литве – литовцы и так далее. То есть, другие народы и государства определяют коренное население по названию страны. Это естественно. Но можем ли мы, говоря о России, утверждать, что там живут русские? Это не так. Взятая в сравнении с другими государствами, «Россия, это не государство», - писал К.Н.Леонтьев*, – это часть света. – «Востоко-Запад, - подхватывал Н.А.Бердяев**, - континент», на котором проживает более 150 народов разных национальностей. В этой данности бесконечности русской земли, необъятности культур менталитетов и народов, русской цивилизации, время не смогло, да и невозможно было оформить и сформулировать свою единую национальную идентичность, кроме как россияне.
Сознание разных национальностей России, в силу огромности пространств, сохранило свои языки, обычаи, культуру и ментальность, передаваемые из поколения в поколение. Исторический процесс развития науки и культуры, экономики и промышленности на территориях, носил пунктирный характер. По мере роста культуры и освоения территорий, не разрушая национальных особенностей, появлялись точки роста, элит наций, проникающих в российскую культуру, власть и нацию. В отличие от западных народов, оформивших свои культуры в прагматические чёткие рамки одной нации, Россия не могла этого сделать ни физически, ни ментально. Это позволило народам сохранить силу единого государства России, при независимости их национальности и территориальной пространственной стихийности границ и слабой государственной форме власти, но с самобытной свободой национальной идентификации языка и культуры.
* К.Н. Леонтьев, Собр. соч. в 9 тт., М 1912г. Т.5. С.419.
** Н.А.Бердяев, Русская идея. М., 1990. С. 44.
Национальная идея
Говоря о национальной идее необходимо учитывать национальную историю страны и данности развития пространства и времени. Национальная идея США – экономическая (деловая) свобода человека, Евро Союза – свобода прав человека. Бывшего Советского Союза – Коммунизм, некое объединение, подчинение экономических и правовых свобод человека государству. Достоинства и недостатки указанных национальных идей – очевидны. Идея Коммунизма превратила власть в диктатуру одной партии, а народ – в послушных, не практичных винтиков, которым определят и место, и зарплату в государственном механизме общества. Индивидуальные способности и таланты человека принадлежали государству и могли реализоваться только на Западе, в обществе с идеей прав и свобод личности. Разум народа взрослел, время отвергло идею «коммунизма», как утопическую, или преждевременную идею нации, не отвечающую времени и развитию человека для процветания нации. Пройдя двадцать лет через эпоху перемен к демократической власти и рыночной экономике, народ обнаружил, что движение вперёд без национальной идеи, без «факела» стратегического направления движения, не может дать процветания нации. И вот тут национальная идея упирается в национальный вопрос.
Мы, все народы России – идентифицируемся по имени государства, не как русские, а как – россияне, многонациональный народ одной страны. Мы народ не одной культуры, а народ одной территории, несущий многообразие территориальных откровений и вдохновений, красоты и колоритности многих национальных культур. Это многообразие условий жизни выдвигает и многообразие целей развития, национальных идей жизни каждого народа. Поэтому, национальная идея, как стратегическое направление движения России, может нести только общий социально территориальный и толерантно нравственный характер развития – нравственное процветание.
Многовековая история России определила силы, объединяющие национальные народы страны. Это общая территория евро-азиатского континента для проживания и процветания, и духовная историческая миссия русских, более европейцев, чем азиатов, сыграть для всех её народов объединяющую роль в культурологическом и нравственном развитии цивилизации на этом континенте. Потеря этой миссии, чревато потерей не только духовного единства россиян, но и потерей территориального единства огромной страны, через бегство народов из страны (самоопределение), из-за страха вымирания и отсталости, проснувшегося национального самосознания. А с этим – и потери забрезжившего света процветания и свободы в общероссийской семье народов.
Наступила эпоха экономических преобразований, социального и демократического взросления народов, населяющих Россию. Не надо быть пророком и моралистом, чтобы понять – это нравственная проблема лежит на плечах всех россиян, а не только русских. Национализм, возвеличивание одной нации над другой – вечное остриё борьбы двух сил развития мироздания, борьбы света и тьмы, сил добра и зла.
То, что происходит сейчас, в национальных отношениях народов нашего государства, это не национальный разлад, а следствия информационной войны мировых СМИ по дискредитации Российских межнациональных экономических инструментов, успехов и темпов продвижения к процветанию. Запад не может смириться с этим процветанием. Их цель – расчленение недавно единой братской семьи народов России, возродившейся из пепла, решительно и умело отстаивающей свой суверенитет. Малые страны Европы объединяются в экономические и военные союзы, чтобы ослабить единство и силу России, ради получения её богатств путём расчленения на малые государства и захвата их ресурсов, как это делается сейчас на Ближнем Востоке. Расчленение, навязывается извне риторикой идеологов западного колониального менталитета о неспособности России освоить и управлять такими просторами и ресурсными богатствами континента. И, тем самым обосновать право иных малых и бедных ресурсами государств «откусить от пирога богатств» России.
Идёт явная и конкурентная борьба за расчленение России на независимые национальные малые государства и территории. Виноваты в этом не национальные вопросы отношений народов, а экономика эпохи глобализации – эпохи обезличивания не только людей, но и целых государств и народов. Теперь, все государства объединены в экономические союзы. Стёрты их границы и суверенитеты. Стирается идентификация не только наций и культур, но и половой принадлежности и семейных традиций. Главным признаком идентификации становится только богатство и рейтинг по шкале журнала «Форбс». Глобализация разрушает все нравственные категории отношений.
Риторика подкрепляется действиями, ведущими к разрушению целостности страны.
Нашими недоброжелателями из США и ЕЭС финансируются некоммерческие общественные организации, разжигающие недоверие к власти и единству народа, призывающих к саботажу законов и постановлений новой власти, чиновниками, оставшимися при властных постах от прежней советской власти. Безнравственность в общении и волокита с обращениями населения, финансовые махинации с бюджетом, взяточничество и коррупция, унижение диаспор, вызывая национальную вражду, нетерпимость и преступность – всё это раны этого расчленения, которые кровоточит бытовым и национальным разбоем и терроризмом. Если не учитывать и не бороться с этими временными ранами развития, проблема может перерасти в угрозу национальным интересам государства.
Но все национальные государства в составе России сохраняют свою идентификацию нации и государства. Россия, возложив на себя правопреемство Советского Союза во внешних и внутренних национальных отношениях, в силу новых экономических условий и обстоятельств, не изменила национальной политики и в отношении малых национальностей страны, и ответственно развивает экономику и инфраструктуру в интересах процветания всех национальностей.
Населению России и всем её народам нужно вернуть взаимное уважение и толерантность между народами, живущими в России. Подчинить рассудок природной общности наших народов. Понять, что западный цивилизационный тип развития в едином глобальном доме и культуре, куда нас зовут оппозиционные радикалы национальные элиты, приведёт нас не только в другую жизнь, но и в другую ментальность. Европа привыкла обучать и воспитывать нас, и продолжает давать свои безнравственные уроки. Но мы ментально другой народ, объединивший и переваривший в себе ментальность Запада, Востока и Азии.
В национальном вопросе Россия стремится к сохранению исторического единства территориальной идентификации всех народов, проживающих на территории России, как россиян. Россия стремится придать национальному единению народов бывшего Союза, современную территориальную форму объединения государств – в Евроазиатский Союз Государств. Это единственно верное решение на пути движения к процветанию. Президентами Путиным и Назарбаевым, Правительствами всех заинтересованных стран, ведётся огромная подготовительная работа по созданию экономического этого союза государств, как основы будущего политического, таможенного и экономического объединения. Нужно время для сближения интересов, экономик, государственных институтов и нравственной ментальности народов. Выравнивая экономики стран будущего союза, многонациональные народы Евроазиатского континента России вернутся к национальному единству и взаимному доверию и уважению.
Учитывая свою национальную идентификацию как территориальную нацию россиян евроазиатского континента, России более необходима политическая, экономическая и национальная интеграция с Востоком, чем с Западом. Тем более что Запад воспринимает Россию как отставшую в развитии нацию, вечно догоняющую и обучающуюся у Европы. Ну и бог с ними, с их амбициями. Нас понимает, и принимают Китай, Япония и вся восточная Азия, которая обладает огромным потенциалом экономики, культуры и сил добра. России пора избавиться от комплекса еврозависимости. От ежеминутной духовной и нравственной борьбы с явными и неявными проявлениями недовольства Запада нами. С их явными и неявными посягательствами на российский суверенитет. Постоянно искать средства взаимопонимания и борьбы с ними. Только за прошлый век Запад и Европа дважды посягали на наш суверенитет. Были биты, но неймётся.
Национальная идея, как цель, миролюбивого направления движения к процветанию народов, живущих на огромной территории России, формируется, прежде всего, необходимостью сохранения нашей целостности. Стремление к целостности нации, может принять негативную форму движения – национализм. Это недопустимо для многонационального государства. Для нашего государства объединяющей национальной чертой народов стали суверенитет и патриотизм. Эти черты проявили все наши народы за обозримую многовековую историю существования государства Российского. Связующими скрепами этих духовных качеств народов является толерантность и нравственность народов. Эти качества духа и совести людей невозможно регулировать никакими законами и наказаниями любой формы власти. Категории качества духа человека национальны, и являются следствием его истории и культуры. Многонациональная российская культура сильна тем, что обращена ко всему миру. Необъятность российской земли метафизически связующим образом отразилась на широте и доброте души российских народов, в его культуре и миролюбии. Народы соседи всегда ощущали и принимали влияние притягивающей центростремительной силы добра огромного российского континента и великой российской культуры.
Нравственное процветание
Эпоха перемен обострила все силы добра и зла, действующие в данное время в обществе. Пожилых людей во всём мире больше, чем молодых. Пожилые – на пенсии, молодые – мало мотивированы на производственный труд. Падает нравственность межличностных и межгосударственных отношений поколений отцов и детей, растёт преступность и терроризм. Глобализация производственных и экономических связей обостряет ненависть меду средним классом и бедными, богатыми и обеспеченными во всех странах. Размываются традиционные миролюбивые идеи национальной толерантности и суверенитета государств. На поверхность межгосударственных отношений выносится, первобытный национальный радикализм и религиозный экстремизм. В Германии, Франции, в целом во всей Европе, как и в России, забродил прагматичный национализм: «Хватит кормить отставшие нации!» Эти силы находятся в постоянной борьбе. Ошибки в выборе средств борьбы – возможны. Но, ради национальной толерантности, свои и чужие ошибки нужно всегда судить не со злом, а с добром, с нравственных позиций любви и справедливости ко всему, чем и где живём, что говорим и что делаем.
Это и есть та нравственность, о которой В.В.Путин говорил Федеральному Собранию, как о залоге будущего процветания России. Нравственность, эта тот неписаный закон чести и совести, вытекающий из национальной сущности народов России, в соблюдении всеми и каждым на своём месте, правил достойной жизни в культурном процветающем обществе. Эта национальная сущность исходит из природно-человеческого естества россиян, которую можно назвать духовным кодом самоидентификации. Из сущности народа вытекает национальная идея – Нравственное Процветание. Это внутренняя энергия силы характера и страстей наций российских народов, питается от матери-земли, «разметнувшейся на полсвета бесконечным простором – как материк без границ.» ( Г. Гачев )***. Много конфессиональная и многонациональная страна не может прибавлять к определению национальной идеи, каких либо религиозных или духовных ценностей. И только общечеловеческое понятие – «нравственность», обобщает смысл доброго миролюбивого толерантного отношения между людьми разных сословий, достатка, образования, культуры, национальностей и вероисповедания. Российская нация – это «русский космос – точки жизни и тире пустоты. Пунктиры – не сплошняк цивилизации».***
Только нравственность помыслов и миролюбие поступков, есть тот смысл жизни и содержание цели, то направление движения к цели совершенствования человека, идеи процветания людей! По существу, это понятие лежит в ряду общемировых понятий свободы и прав человека, но в отличие от политической, радикальной идеи «коммунизма», несёт социальную, человеческую идею гармоничной свободной личности.
Ибо, без нравственного движения к цели процветания, предначертанного историческими судьбами Евро азиатского единства континента народов России, нет государства Россия!
*** Г. Гачев - Российская ментальность. Вопросы философии. 1994г.№1. с.26-27.
Юрий Куратченко 30.11.13.
Свидетельство о публикации №213120101463