Национальный вопрос и национальная идея

         НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС  И  НАЦИОНАЛЬНАЯ  ИДЕЯ   

     Договоримся о понятиях.
      Национальный вопрос –  это неразрешённое  межнациональное отношение, в силу различия  национальных особенностей в языках, культурах, обычаях, верованиях, поведении, привычках, нравственностях, и прочих норм бытового общения людей. У всех национальностей они разные и сосуществование на одной территории людей  с разными  национальными особенностями возможно только по договорённости  или по взаимной  любви,  уважении и терпимости.
        Идея (по-гречески – айдос), это смысл, цель, направление движения, роста, развития любой природной сущности в Пространстве и Времени. Аристотель считал, что мир состоит из Вселенной (Пространства) и Ума (смысла, разума движения во Времени).
        Национальная  идея, это направление, вектор движения, развития нации,  исходя из её  национальных особенностей, места и времени жизни.    Содержания  национальной идеи могут быть различны, как объединяющие нации, например – мир, так и разъединяющие, например –  религиозные верования (например, религиозная война «алых и белых роз»).
          Содержание национальной идеи –  градиент направления движения –  это совокупность политических, экономических, природных и духовных  сил и особенностей нации, учитывающих  данности развития окружающего мира, и отвечающих жизненным  интересам    её суверенитета.

Национальный вопрос      
    Несанкционированный  агрессивный протест многочисленной толпы, на овощной базе  Бирюлёво в Москве, переполнил чашу терпения  местного населения бездействием  властей, и обнажил  остроту национального вопроса в стране. Повод –    бытовое убийство  4 октября 2013года, русского  Егора Щербакова, гражданином Азербайджана, Зейналовым. Есть  пострадавшие с обеих сторон, задержано около 200 человек.  Народ выразил властям недоверие.  На  служебном уровне, это проявилось в  равнодушии к просьбам населения.  Чиновники правоохранительных и исполнительных органов власти демонстрируют свою    правовую некомпетентность и   высокомерие,   безнравственное поведение и взяточничество, На бытовом уровне – в  потере  законопослушности и утрате элементарной  порядочности и совести.  У населения растёт взаимное неуважение и ненависть к приезжим, увеличивающим мошенничество и преступность.    Истекшие десять лет такой жизни,   породили безысходность и безнравственность нации, агрессию населения  и   мигрантов. Падает  доверие к  дееспособности  властей.  В городах  их подменили  национальные диаспоры, местные  националисты и   лжепатриоты разных мастей.
     Безнравственность   становятся вызовом властям,   неуважением  и угрозой  жизни россиян и за границей.  Дальнейшая неспособность в решении этой нравственной проблемы чревато культурным и государственным хаосом,  способным превратить в пыль любое сильное государство. Безнравственное  поведение  россиян разных уровней достатка и национальностей, за пределами  страны выплескивается неуважением,   ненавистью и агрессией к России.      Недавно, 12 ноября сего года,  в  Варшаве местная демонстрация  молодёжи  в «День Независимости Польши», закончилась националистическим погромом  с файерами и «коктейлями Молотова», поджогами территории и имущества посольства России.
      На лицо – общее падение толерантности между   народами, рост напряжения и вмешательства в межгосударственные   отношения третьих  стран, рост национального терроризма и религиозных локальных войн.   Невольно возникает вопрос: Кто и что за этим стоит?  Очевидный ответ: Эпоха глобализации обострила национальный вопрос, который  человечество всегда  решало войнами. Но в  этом   виноваты обе стороны межнациональной проблемы. Всегда можно найти мотивы и поводы  для враждебных, или  добрососедских  национальных отношений.  Все проблемы надо решать переговорами,  с позиций добра и  взаимопонимания. …   
      Говоря о национальном вопросе в  многонациональной стране Россия, невозможно обойтись без  определения национальной идентичности.  В Германии – немцы, во Франции – французы, в Литве – литовцы и так далее. То есть,   другие народы и государства определяют коренное население по названию страны. Это естественно. Но можем ли мы, говоря о России, утверждать, что там живут русские? Это не так.  Взятая  в сравнении с другими государствами,  «Россия, это не государство», - писал К.Н.Леонтьев*, – это  часть света. –  «Востоко-Запад, - подхватывал Н.А.Бердяев**, -  континент»,  на котором проживает более 150 народов разных национальностей. В этой   данности бесконечности русской земли,  необъятности культур  менталитетов и   народов,  русской  цивилизации, время не смогло, да и невозможно  было оформить и сформулировать свою единую национальную идентичность, кроме как россияне.
      Сознание  разных национальностей  России, в силу огромности пространств,   сохранило свои языки, обычаи,  культуру и ментальность, передаваемые из поколения в поколение. Исторический процесс развития науки и культуры, экономики и промышленности на территориях, носил  пунктирный  характер. По мере роста культуры и освоения  территорий, не разрушая национальных особенностей, появлялись  точки роста, элит наций, проникающих  в российскую   культуру, власть и нацию.  В отличие от западных народов, оформивших свои культуры в прагматические чёткие рамки одной нации, Россия  не  могла этого сделать ни физически, ни ментально. Это позволило народам  сохранить  силу  единого государства России, при независимости их национальности и  территориальной  пространственной  стихийности границ и слабой государственной форме власти, но с самобытной свободой национальной идентификации языка и культуры.
*   К.Н. Леонтьев, Собр. соч. в 9 тт., М 1912г. Т.5. С.419.
** Н.А.Бердяев, Русская идея. М., 1990. С. 44.

Национальная идея   
        Говоря о национальной идее необходимо учитывать национальную историю страны и данности развития пространства и времени.       Национальная идея США   –  экономическая (деловая) свобода человека,  Евро Союза – свобода прав человека. Бывшего Советского Союза – Коммунизм, некое объединение, подчинение   экономических и правовых  свобод человека государству. Достоинства и недостатки указанных национальных идей –  очевидны. Идея Коммунизма превратила власть в диктатуру одной партии, а народ – в послушных, не практичных  винтиков, которым определят и место, и зарплату в государственном механизме  общества.  Индивидуальные способности и таланты человека принадлежали государству  и  могли реализоваться   только на Западе, в обществе с идеей прав и свобод личности. Разум народа взрослел, время отвергло идею «коммунизма», как утопическую, или преждевременную идею  нации, не отвечающую времени  и  развитию человека  для  процветания  нации. Пройдя двадцать лет через эпоху перемен к демократической власти и рыночной экономике, народ  обнаружил, что   движение  вперёд  без  национальной идеи, без «факела»  стратегического направления движения, не может дать процветания  нации. И вот тут национальная идея  упирается в национальный вопрос.
      Мы, все народы России – идентифицируемся по  имени государства,  не как русские, а как – россияне, многонациональный народ одной страны. Мы народ не одной культуры,  а народ одной территории, несущий многообразие территориальных откровений  и  вдохновений, красоты и колоритности многих национальных культур. Это многообразие  условий  жизни  выдвигает и многообразие целей развития, национальных  идей  жизни каждого народа. Поэтому,  национальная идея, как стратегическое направление движения   России, может нести только общий социально  территориальный  и толерантно  нравственный  характер развития – нравственное процветание.      
                Многовековая история России определила силы,  объединяющие    национальные народы  страны. Это  общая территория евро-азиатского континента для  проживания и процветания, и духовная историческая миссия русских, более европейцев, чем азиатов, сыграть для  всех её народов объединяющую роль в   культурологическом и   нравственном развитии  цивилизации на этом континенте.      Потеря этой миссии, чревато потерей  не только духовного единства россиян, но и потерей  территориального единства огромной страны, через бегство народов  из страны (самоопределение), из-за  страха вымирания и отсталости, проснувшегося национального  самосознания.  А с этим – и потери   забрезжившего света   процветания и свободы в общероссийской семье народов.      
       Наступила эпоха экономических преобразований, социального и демократического взросления народов, населяющих Россию.     Не надо быть пророком и моралистом, чтобы понять –  это нравственная  проблема лежит на плечах всех россиян, а не только русских. Национализм, возвеличивание одной нации над другой –  вечное остриё  борьбы двух  сил развития мироздания, борьбы света и тьмы, сил добра и зла.   
      То, что происходит сейчас, в национальных  отношениях  народов нашего государства,  это не национальный разлад, а  следствия информационной войны  мировых СМИ по дискредитации Российских  межнациональных  экономических инструментов, успехов  и темпов  продвижения к процветанию. Запад не может смириться с этим процветанием. Их цель –  расчленение  недавно единой братской семьи народов России, возродившейся из пепла,  решительно и умело отстаивающей свой суверенитет. Малые страны Европы объединяются в экономические и военные союзы, чтобы ослабить единство и силу России, ради получения её богатств путём расчленения на малые государства и захвата их ресурсов, как это делается сейчас на Ближнем Востоке.  Расчленение, навязывается извне  риторикой    идеологов западного колониального менталитета о неспособности России освоить и управлять такими просторами и  ресурсными  богатствами  континента. И, тем самым  обосновать  право иных малых и бедных ресурсами государств  «откусить от пирога богатств»  России.
      Идёт явная и конкурентная борьба за расчленение России  на независимые национальные  малые государства и территории.  Виноваты в этом не национальные вопросы отношений народов, а экономика    эпохи глобализации –  эпохи обезличивания не только людей, но и целых государств и народов.  Теперь, все государства объединены в экономические союзы. Стёрты их границы и суверенитеты. Стирается идентификация не только наций и культур, но и  половой принадлежности и семейных традиций.  Главным признаком идентификации становится только   богатство и рейтинг по шкале журнала «Форбс». Глобализация разрушает все нравственные категории отношений.
      Риторика подкрепляется действиями, ведущими  к разрушению   целостности страны.
 Нашими недоброжелателями из США и ЕЭС финансируются некоммерческие общественные организации, разжигающие  недоверие  к  власти и единству народа, призывающих к саботажу законов и постановлений новой власти,  чиновниками, оставшимися при властных постах от  прежней советской власти. Безнравственность в общении и   волокита с обращениями населения,   финансовые махинации с бюджетом, взяточничество и коррупция,  унижение диаспор, вызывая национальную вражду,  нетерпимость и  преступность – всё это  раны этого расчленения,  которые  кровоточит бытовым и национальным  разбоем и терроризмом.    Если не учитывать и не бороться с этими временными ранами развития, проблема может перерасти в угрозу национальным интересам государства.
                Но все национальные государства  в составе России  сохраняют свою идентификацию нации и государства.  Россия, возложив  на себя правопреемство Советского Союза во внешних и внутренних национальных отношениях,  в силу новых экономических условий и обстоятельств, не изменила национальной политики и в отношении малых национальностей страны, и ответственно развивает экономику и инфраструктуру   в интересах процветания всех национальностей.
        Населению России и всем её народам нужно вернуть  взаимное уважение и толерантность между  народами, живущими  в России. Подчинить рассудок   природной общности  наших народов.  Понять, что западный  цивилизационный тип развития в едином глобальном доме и культуре, куда нас зовут оппозиционные радикалы  национальные элиты,  приведёт нас не только в другую жизнь, но и в другую ментальность. Европа привыкла обучать и воспитывать нас, и продолжает давать свои безнравственные  уроки. Но мы ментально другой народ, объединивший и переваривший в себе  ментальность  Запада, Востока  и Азии.    
      В национальном вопросе Россия   стремится к сохранению исторического единства территориальной  идентификации всех народов, проживающих на территории России, как россиян.  Россия стремится придать национальному  единению народов бывшего Союза, современную территориальную форму объединения государств – в Евроазиатский Союз Государств. Это единственно  верное решение на пути движения к процветанию.   Президентами Путиным и Назарбаевым,  Правительствами всех заинтересованных стран,  ведётся огромная подготовительная работа по созданию экономического этого союза государств, как основы будущего политического, таможенного и экономического    объединения.   Нужно время для  сближения интересов, экономик, государственных институтов  и нравственной ментальности  народов. Выравнивая экономики стран будущего союза, многонациональные народы Евроазиатского континента России вернутся к национальному единству и взаимному  доверию и уважению.
       Учитывая свою национальную идентификацию как  территориальную нацию россиян евроазиатского континента, России более  необходима политическая, экономическая и национальная интеграция  с Востоком, чем с Западом. Тем более что Запад воспринимает Россию как отставшую  в развитии нацию, вечно догоняющую и обучающуюся у Европы. Ну и бог с ними, с их амбициями. Нас понимает, и принимают Китай, Япония и вся восточная Азия, которая обладает огромным потенциалом экономики, культуры  и сил добра. России пора избавиться от комплекса еврозависимости. От ежеминутной  духовной и нравственной борьбы  с явными и неявными проявлениями  недовольства  Запада нами. С их явными и неявными посягательствами на российский суверенитет. Постоянно  искать  средства взаимопонимания и  борьбы с ними. Только за прошлый век Запад и Европа дважды посягали на наш суверенитет. Были биты, но неймётся.
            Национальная идея,  как цель, миролюбивого направления движения  к процветанию народов, живущих на огромной  территории России, формируется, прежде всего,   необходимостью сохранения нашей целостности. Стремление  к  целостности  нации, может принять  негативную форму движения – национализм. Это недопустимо  для многонационального государства. Для  нашего  государства  объединяющей  национальной  чертой   народов  стали суверенитет и патриотизм. Эти черты проявили все наши народы за обозримую многовековую историю существования государства Российского.  Связующими скрепами этих  духовных качеств народов  является   толерантность   и нравственность народов.      Эти качества  духа и совести  людей  невозможно  регулировать никакими законами и  наказаниями любой формы власти.   Категории качества духа человека национальны, и являются следствием  его истории и культуры.  Многонациональная  российская культура сильна тем, что обращена ко всему миру. Необъятность российской земли  метафизически  связующим образом отразилась  на  широте и доброте души российских народов, в его культуре и миролюбии. Народы соседи  всегда  ощущали и  принимали влияние притягивающей центростремительной силы добра  огромного российского континента и  великой российской культуры.

      Нравственное процветание
      Эпоха перемен обострила все силы добра и зла, действующие в данное время в обществе.   Пожилых людей во всём мире больше, чем молодых. Пожилые – на пенсии, молодые – мало мотивированы на производственный труд.   Падает нравственность межличностных и межгосударственных отношений поколений отцов и детей, растёт преступность и терроризм. Глобализация производственных и экономических связей обостряет ненависть меду средним классом  и бедными, богатыми и обеспеченными во всех странах.  Размываются традиционные  миролюбивые идеи  национальной толерантности и суверенитета  государств.  На поверхность межгосударственных отношений выносится, первобытный  национальный  радикализм  и религиозный экстремизм.   В Германии, Франции, в целом во всей Европе, как и в России,  забродил прагматичный  национализм: «Хватит кормить отставшие нации!» Эти силы находятся в постоянной  борьбе.   Ошибки в выборе средств борьбы – возможны. Но, ради национальной толерантности,  свои и чужие ошибки нужно всегда судить не со злом, а с добром, с нравственных  позиций любви и справедливости ко всему, чем и где  живём, что  говорим и что делаем.      
     Это и есть та нравственность, о которой В.В.Путин говорил Федеральному Собранию, как о залоге будущего процветания России.   Нравственность, эта тот неписаный закон  чести и совести, вытекающий из   национальной  сущности   народов России,  в соблюдении всеми  и каждым на своём месте, правил достойной жизни в культурном процветающем обществе.  Эта национальная сущность исходит из природно-человеческого естества россиян, которую можно назвать   духовным  кодом самоидентификации. Из сущности народа вытекает  национальная идея –  Нравственное Процветание. Это внутренняя  энергия  силы характера и страстей  наций российских народов,  питается от матери-земли, «разметнувшейся на полсвета бесконечным простором – как материк без границ.» ( Г. Гачев )***.  Много конфессиональная и многонациональная страна не может прибавлять к определению национальной идеи,  каких  либо  религиозных или духовных  ценностей. И только общечеловеческое понятие – «нравственность», обобщает смысл доброго миролюбивого толерантного отношения  между людьми разных сословий, достатка, образования, культуры, национальностей и вероисповедания.  Российская  нация – это «русский космос – точки жизни и тире пустоты. Пунктиры – не сплошняк цивилизации».*** 
     Только нравственность помыслов  и  миролюбие поступков,   есть тот смысл жизни и содержание цели,  то направление  движения  к цели  совершенствования человека,  идеи   процветания  людей! По  существу, это понятие лежит в ряду общемировых понятий свободы и прав человека, но в отличие от политической, радикальной  идеи «коммунизма», несёт социальную, человеческую идею гармоничной свободной личности.   
      Ибо, без нравственного  движения к цели процветания, предначертанного историческими судьбами Евро азиатского единства континента народов  России,    нет государства Россия!
  *** Г. Гачев -  Российская ментальность. Вопросы  философии. 1994г.№1. с.26-27.
          Юрий Куратченко  30.11.13.
 


Рецензии