Сорок лет- это уже или...

     В  сорок  лет жизнь только начинается. В последнее время эту фразу из популярного фильма Галя повторяла не раз.             
      То ли в шутку,то ли всерьез,но Галка сразу после десятого класса  поступила в престижный институт. Как это часто случается, поехала за компанию вместе с подружкой. Подруге не хватило несколько баллов ,  а ее приняли.
      Институт оказался серьезным.Училась девушка  легко и радостно. И так  переходила с одного курса на другой. Друзей  было много, со всеми  установились хорошие отношения. Так продолжалось до 5 курса.
   
      Однажды в аудиторию вошел молодой человек.
     -Всем привет . Меня зовут Евгений Павлович.
     Аудитория зашумела,заулыбалась. А его взгляд остановился на Гале.Он подошел  и сел рядом.
     -Вы позволите ?
     Галка улыбнулась и молча подвинулась. После занятий, выходя из института, ее кто-то окликнул.
      -Можно проводить?
      Молча кивнула головой и пошла дальше. Новый поклонник пристроился рядом .    Шла к остановке  троллейбуса , слушая его излияния.  Стали встречаться.
       Однажды он приехал к  общежитию на такси и, загадочно улыбаясь, пригласил сесть   в машину и они куда-то поехали. Оказалось,  домой,к его родителям. Будущая свекровь, внимательно посмотрев на сына, а потом на Галку, подумала:  ничего, красивая, здоровая. Внуки будут крепкими и статными.К сожалению, собственный сын не вышел ни ростом, ни внешностью. Он был ниже Гали почти на голову. Увидев,что родителям  избранница понравилась,  тут же за столом, во время обеда, сделал предложение и надел на палец кольцо.  Галя от неожиданности   сильно смутилась и вскоре,  извинившись,  уехала .
      К концу зимней сессии  поженились. Галя из общежития переехала к мужу.У него была квартира в центре города.Осталась от бабушки. Родители мужа им не мешали, изредка приезжала свекровь, иронично осматривала квартиру и уезжала.После окончания института  муж стал работать  полномочным представителем в одном из посольств, а Галя была пока дома. Ее распределили в систему Интуриста , но  Евгений  и его родители  вдруг  воспротивились. Почему она их тогда послушала, сама не понимала. В принципе, муж зарабатывал неплохие деньги , плюс  командировки за рубеж  давали возможность и одеваться и питаться вполне прилично. Друзей у них почти не было. Однокурсники раъехались, новая работа от каждого требовала определенного круга знакомств.В общем,  не сложилось. Они никого не приглашали к себе , да и сами нигде не бывали. Дом, родители.
      И именно в этот момент, примерно через пару лет после   совместной жизни, Галя поняла,что ждет ребенка. Как ни странно, этому известию больше всех обрадовалась свекровь. То ли  надеялась,что внук будет лучше  сына, то ли еще что-то связывала с этим ребенком,этого   Галя не знала, но была очень удивлена  ее реакции .
      Всю беременность чувствовала себя плохо , дважды лежала на сохранении и  в начале июля, на месяц раньше положенного срока ,  родила  сына. Слабенький, щупленький, весом всего около трех килограммов. Из роддома Галю  забирал муж. Привез домой  и в тот же вечер сбежал к родителям, оправдываясь тем,что у него завтра с утра ответственное совещание и ему нужно выспаться. Галина молча закрыла за ним дверь и пошла на кухню пить чай со сгущенным молоком, от которого,якобы, будет  много молока для кормления сына. Так началась  новая жизнь в качестве мамы.
     Свекровь навестила  всего один раз.Посмотрела на внука и отвернулась.Видимо он не оправдал ее ожиданий. Галя еще пару раз пыталась привлечь внимание и мужа ,  и свекрови к ребенку, но все было тщетно. И она смирилась. Муж стал задерживаться на работе все чаще, приходил уже тогда, когда все дела в доме были сделаны. Галя выматывалась так,что на выяснение отношений сил уже не было. Все чаще смотрела на  сына и отрешенно думала, почему  у нее,  статной, стройной, здоровой женщины  мог родиться такой слабый ребенок.Первые три месяца он не давал  покоя.Требовательно кричал в кроватке каждую минуту. Не помогали ни частые кормления, ни укачивания, ни прогулки на свежем воздухе.
     Потом  умудрился подхватить воспаление легких.После рентгена врач посоветовала сменить ребенку климат  на три-четыре месяца, пока окрепнет окончательно. И они уехали.В доме родителей Галю приняли прохладно.Да и чему радоваться? Мать и  двое детей жили с отчимом, который под горячую руку запросто мог оскорбить ,а то и ударить.А уж когда выпьет,  все убегали в рассыпную, в том числе и Галка с ребенком. В общем, жили грустно и тесно.
     На удивление ,  в другом климате сын ожил, перестал болеть, хорошо спал  и с аппетитом уплетал и супы ,и пюре , и тертые фрукты и овощи. Наступила весна , и Галина засобиралась домой. Да и соседки в один голос твердили, мол, езжай, Галка, весной все мужики бесятся, смотри, чтоб и твой не загулял. Она отшучивалась, больше отмалчивалась, но в глубине души понимала, что  они правы. Муж  был не то,чтобы гулена, нет, но характером слабоват.И если вдруг и вправду кому вздумается приголубить его, не сможет отказать.
       Галя отправила  телеграмму,чтобы встречал. Бабушка проводила  на вокзал и они уехали. Когда, по приезде, Галя вышла на перрон , увидела, что мужа нет. Взяла такси и поехала домой. Дом встретил настороженной тишиной, пустым холодильником и грязной посудой в мойке.Открыла окна, дверь на балкон, уложила спящего сына в кроватку и присела на диван. В голове теснились какие-то мысли, щемящая тревога не давала  покоя.Встав с дивана,  она пошла в спальню,где стоял платяной шкаф. Рывком открыв  дверцы шкафа , увидела, что вещей мужа там нет. Заглянув в ящик письменного стола,где привычно лежали их документы, она не нашла ни паспорта мужа, ни его военного билета. Диплома тоже не было. Только одиноко поблескивало  свидетельство о браке.
      Искать беглого мужа  не стала, по соседям не пошла, в Полпредство,где он работал, не позвонила. А на следующий же день  пошла в детский сад рядом с  домом. Поговорила с заведующей и за пару недель оформила санитарную книжку и вскоре уже работала в ясельной группе  вместе с ребенком. Малышу  уже был  был почти год. На душе  было  тяжело, больно и обидно. Хотелось работать по специальности, но жизнь вносила другие коррективы , и Галина потихоньку научилась  подавлять и свои желания ,и свои эмоции.  Она продолжала работать в детском саду, вместе  с сыном переходя из одной группы в другую.  Когда мальчику исполнилось три года,  нашла подработку. Тут же. Детскому саду нужен был садовник,  и она с радостью ринулась наводить красоту в своем втором доме, где ее так душевно и тепло встретила Валентина Петровна, заведующая , когда  пришла к ней  вся в слезах  и с крошечным  сыном на руках.Вскоре игровые площадки и клумбы в детском садике преобразились. А родители и воспитатели в один голос твердили, что у нее талант. Она сдержанно улыбалась.
      Родители  не помогали, изредка бабушка присылала   немного денег со своей пенсии, чувствуя,что живется  внучке нелегко. Галя  не посвятила  ни родителей, ни бабушку, что живет одна, что мужа из их жизни смело как снег с подоконника , и что за все эти годы он так ни разу и  не пришел, но формально   состояла с ним в браке.На развод не подавала, поскольку  не было для этого ни си ,ни желания.Сын подрастал. Вскоре   отвела  в школу,сама же осталась работать в садике. И , хотя ,  наверное, уже могла бы сменить работу, но весь коллектив    и сама заведующая были  так добры, отзывчивы и внимательны, что у нее не поворачивался язык заговорить об этом. Да и после окончания института уже прошло столько лет.И она решила оставить все как есть.
      Митька, сын, из маленького, щупленького комочка  с годами превратился в высокого, хорошо сложенного юношу.Был похож на мать.Такая же улыбка,  как у нее, такая же открытость во взгляде.Правда, цвет глаз  унаследовал от отца. Они у того были пронзительно голубыми,  с огромными, пушистыми  ресницами. Галя смотрела на Митьку и вспоминала его непутевого отца. Уже  давно знала,что муж так и живет с родителями, есть дама сердца,но детей нет.   Брак с Галиной его устраивает, потому что в случае развода, автоматически становится невыездным.А  работа связана с командировками за рубеж , и семейное положение должно быть безупречным.Во всяком случае, на бумагах. О причине   бегства от нее и крошки сына она  не знала  и не хотела знать.Он предал их.Все остальное не имеет значения.
      Сын благополучно закончил школу. Он с  детства грезил морем и , мечтая о карьере  моряка , уехал учиться в военное училище в красивом южном городе.
      Галина затосковала. Глядя на нее, заведующая  однажды сказала  то ли шутя, то ли вполне серьезно:
      -Уйду , Галочка, скоро на пенсию. Будешь вместо меня.Дам тебе самые лучшие рекомендации.
       -Что вы, Валентина Петровна !  Какая из меня заведующая. Это же какая ответственность.Нет, нет.Да и Митька мой, вдруг позовет меня.Я же сорвусь и полечу.
        -Не позовет. И не лети. Отпусти его. Ты что,хочешь чтобы он повторил судьбу своего папочки? Он должен быть мужчиной.Настоящим мужчиной,понимаешь?
        Галя согласно кивала головой,а сердце мучительно ныло и ныло.Она приходила в пустую квартиру, садилась на диван и сидела на нем, пока ночь не вступала в свои права. Иногда  тут же и засыпала , а проснувшись рано утром    не могла понять,почему  она здесь.
        Сын писал восторженные письма.Ему в  новой жизни нравилось  абсолютно все. И учеба, и новые товарищи, и учебные тревоги, и, конечно,    военно-морская форма. Митька  прислал  несколько фотографий. Галя весь вечер летала как на крыльях.Перечитывала все  письма.Одну фотографию поставила на тумбочку у кровати, вторую повесила над диваном,а третья была на кухне- над  стулом, сидя на котором  сын   пил чай  или свой любимый  кисель. Галя в каждом своем письме спрашивала , когда  можно  приехать к нему , но тот  упорно отмалчивался. И вот наконец  написал,  что ждет мать  с нетерпением. А дальше шло подробное описание , как от вокзала добраться до училища.
       Утром примчалась на работу с уже готовым заявлением на отпуск за свой счет и возбужденно стала говорить , что  если нельзя отпустить , то готова уволиться, но к сыну  все равно поедет,  и нет такой силы на земле, которая могла бы ей в этом помешать.
       Валентина Петровна улыбнулась и сказала:
       - Успокойся.Сядь. Сейчас  позвоню своей знакомой, чтобы она забронировала  билет на поезд, а то я тебя знаю,   уже готова пешком по шпалам бежать к своему Митьке.
        Галя немного расслабилась и вымученно улыбнулась.А Валентина Петровна, взяв ее за руки, стала говорить о самых простых вещах. О жизни, о детях, о женской нелегкой доле. Они долго сидели в кабинете, пили остывший чай и вспоминали всю Галину жизнь.
       На следующий день  поздним вечером  сидела в поезде.Поскольку дорога Галине предстояла дальняя, подруга Валентины Петровны постаралась и билет достала  в купейный вагон. Взволнованная и  счастливая ,  смотрела в окно, за которым проносились редкие огоньки. Сквозь навалившуюся дрему думала ,что скоро, совсем скоро, увидит сына.Под утро в дверь постучали.Сонная ,не глядя, открыла.В проеме стоял высокий мужчина.
     - Извините,что разбудил.Спасибо.
     - Не стоит,- пробормотала Галя и легла.
     Разбудил   запах кофе. Открыла глаза. Напротив  сидел симпатичный мужчина. Его левую щеку пересекал еле заметный тонкий шрам. Он смотрел на нее и улыбался.
       - Доброе утро! Простите еще раз за ночное вторжение.Меня зовут Петр Афанасьевич. А вас как ?
       - Галина. Галина Афанасьевна,- и она совсем смутилась, а он расхохотался, да так заливисто, что к ним в купе заглянула испуганная проводница, мол, не случилось ли чего.
        - Принесите нам...вам чай или кофе ?,- спрашивал, смеясь сосед.
        - Чай, пожалуйста.Я с кофе не дружу.
        - Два чая с лимоном и сахаром.
        - Без сахара и без лимона. Просто чай.
        Проводница вышла. Сосед встал и,со словами,  одевайтесь, вышел из купе.Галя быстро заправила постель, оделась, взяла зубную щетку и пасту и вышла в коридор. Там никого не было. А когда вернулась,  на столе стояли чай, тарелка с бутербродами  и в маленькой вазочке дрожала нежно- розовая гвоздика. Она улыбнулась. Через пару минут появился  странный сосед.
        - Приятного аппетита, Галина Афанасьевна.
        - Спасибо. - Придвинула к себе стакан с чаем.
        - Налегайте на бутерброды.Обед еще не скоро.
        - Спасибо, не хочется.
        -Возражения не принимаются.И потом, как старший по званию, приказываю приступить к приему пищи.
        Галя робко подняла на него глаза.
        -Вы военный ?
        -Да. А что, по мне не видно? Вы только взгляните на мой боевой шрам! Как  вам ? И  стал демонстрировать левую щеку.
        -Впечатляет.
        -А то! И , смеясь,  стал рассказывать о происхождении этой отметины на щеке. Как с мальчишками,  еще в босоногом детстве , играли в прятки, как полез в какую-то бочку, провалился, а ржавая проволока прошлась по всей щеке. И как потом  долго валялся в детской больнице с заражением ,  а хирург, который зашивал щеку сказал, мол, радуйся, дурень, что глаз сохранился.
        И он снова рассмеялся. Галя смотрела на него и улыбалась.Он нравился ей все больше и больше.Это было впервые  в  жизни когда она вот так,смело смотрела в глаза мужчине.И как-то так получилось, что Галя вдруг рассказала  о своей жизни, начиная со студенчества.Говорила и говорила, неожиданно  открывшись абсолютно чужому человеку. Он внимательно слушал ,  и,  когда она сказала, что едет к сыну в училище,  вдруг резко спросил:
       -Фамилия вашего сына  случайно не Зиновьев ?
       -Да,- пролепетала она. Дмитрий Зиновьев.А вы откуда  знаете ?
       -Милая Галина Афанасьевна, ваш сын- мой курсант. Спасибо, что воспитали настоящего мужчину.
       У Галины выступили слезы.  . А Петр Афанасьевич вдруг стал рассказывать о сыне, его курсантском быте, в который она, мать, уже не могла вторгаться. Это была совсем другая, новая и непонятная  для нее часть его жизни.Она слушала с замиранием сердца, а Петр смотрел на нее и думал о том, как было бы здорово, если бы он ей понравился, потому что эта , то и дело  всхлипывающая женщина, с каждой минутой  нравилась ему все больше и больше.
       Так,в разговорах, промелькнул день. Обедать пошли в вагон- ресторан.Там выпили по бокалу чудесного сухого крымского вина. На какой-то станции он  выскочил из вагона ,а когда вернулся, в  руках держал  огромного плюшевого медвежонка.
       -Для дочери?
       -Для вас. Для вас, Галя. Нет у меня дочери. И сына тоже нет. Не привелось.
       Она извинилась.А он вдруг попросил разрешения рассказать хоть пару слов о себе.И в этот вечер они снова говорили и говорили.  Петр  рассказал  что родился и вырос на Волге,в Самаре. Есть пожилые родители, которых он обожает. Есть сестра,  младшая. Женился  поздно.Уже ходил в старпомах на одном  из военных кораблей в Тихом океане, когда встретил, как тогда ему  казалось,  ту единственную, которую ждал всю жизнь. Но, вернувшись из первого же похода, узнал, что жена изменила, причем, даже не скрывая .Тут же написал рапорт о переводе на другое место службы. Получил назначение в то училище, где учился сын Галины  и вот уже три года жил один.
       Поезд прибывал в  семь  утра. Дима  мать не встречал, но у нее был адрес.  Собрала сумку, оделась и вышла из купе в коридор.  В купе оставался один Петр Афанасьевич. А когда  вышел- Галина обомлела.На нем была военно-морская форма.А на погонах две большие звездочки.
       - А что означают эти звезды ?- спросила Галя.
       - Это звание.Я капитан второго ранга. Ну что, подъезжаем? Он посмотрел в окно.Поезд входил в последний туннель перед вокзалом. - Да , уже дома. Ну что же , Галина Афанасьевна,  милости  прошу. Надеюсь, вам здесь понравится. Легко подхватил Галину сумку и понес к выходу. Она начала было протестовать,  но он  отстранил ее руку и сказал:
     -  Не волнуйтесь,я никуда не сбегу.
       Галка снова покраснела.
       Когда вышли из поезда,  буквально задохнулась от свежего воздуха. Петр стоял рядом и широко  улыбался.
       -Что это? Откуда такая свежесть?
       -Это Крым.Здесь всегда чистый и замечательный воздух.
       Они вышли на стоянку такси. Сев рядом с Галиной, которая держала в руках его подарок, он уже знал, что и эта милая женщина, и этот неуклюжий медвежонок, и его курсант Дмитрий Зиновьев( мой Митька, как ласково называла его мать) -  это и есть его семья. Самый надежный  тыл.И большего ему и не надо. Водитель спросил:
        - Куда ехать?
        Убеленный ранней сединой мужчина уверенно назвал водителю свой домашний адрес.
        Через год Галя родила девочку. И назвала ее Валей, в честь Валентины Петровны, той самой заведующей детским садом, которая так поддержала Галю, когда  вместе с годовалым сыном, вся в слезах, впервые пришла к ней устраиваться на работу...
        В сорок лет жизнь только начинается. Это Галя уже знала совершенно точно.

Лана Ковалева.Все права защищены.


Рецензии