Древняя сторонушка - Дарасун часть - восьмая

И снова в путь по просторам Забайкалья!

      Санаторий Дарасун.

Дарасун, Дарасун –
     Природное создание.
     Твоя лечебная вода,
     Способствует свиданиям.

Вот и закончился сезон  сельскохозяйственных работ и уборки урожая.
Результат весенних работ виден в конце сентября, когда выкопана картофель, морковь, свекла.
Да, и  огурчики в теплицах с помидорчиками дали хоть небольшой, но всё  же урожай.
Всё, что собрано надо привести домой, так как древняя привычка некоторых людишек не трудиться на огороде, а брать готовое,  и не своё  независимо с огорода или из квартиры.
У меня каждый год берут и с огорода и из квартиры.  Некоторые скажут, а где  милиция?
Нет её ни милиции в прошлом и полиции сейчас – вот кухонные разборки они выполняли и выполняют на  отлично. Ведь полиция  - это те  же милиционеры, с теми же лицами и фамилиями , что и раньше.
Дни октября стоят  – дневная температура  до восьми, девяти тепла, ночная от нуля  минус одного градуса.
Звонок системы обеспечения льготными путёвками – предложили санаторий Дарасун.
У них она отказная  - кто-то из близких им знакомых поехал в Сочи, а я  прошу три года эти Сочи,  не дают, поехал в Дарасун.  А там  холодная северная комната, с неотапливаемой батареей, окна  не утеплённые, пол цементный прикрытый старым ковриком.   Спал две ночи в одежде, холод страшный – результат простудился.
Приехал,  простудился, а сейчас можно, и подлечиться на законных основаниях.
Четырнадцатого октября две тысячи тринадцатого года вот так вот принял меня – санаторий Дарасун!!!

И занялся я изучением   – посёлка  Дарасун, его  названия  от основания, кто были первопроходцы и когда, какая причина заставила поселиться этих первопроходцев, в данной местности.  Уж очень мне захотелось узнать предков  этих потомков, которые с таким уважением меня приняли на отдых в санатории.  И  вот как помог мне разум с «Выше»  -  разобраться в этом деле!
В действительности дело было так:
Кочевные   монголы  из древности примерно  несколько  миллионов лет  обходили со своими стадами в поисках новых земель, для прокорма стада лошадей, овец и другую живность. Жили эти кочевные    племена своими кланами, все вопросы, связанные с бытом и безопасностью своих племён, решали старшины кланов.
Бывали там и набеги более воинствующих   монгол, но случалось это очень редко, и только в том случае если старейшины по каким-то причинам не смогли урегулировать свои взаимоотношения.
Пройдя длинный путь от степей Монголии, родоначальник кочевников, решил сделать остановку для отдыха животных и людей.   
Из рассказов искателей золотых, медных, железных руд о местах, где густые леса и хорошие пастбища,  монголы пройдя не одну ночь, дошли до неширокой, но значительной глубины, горной речушки.
Облюбовав местность и посоветовавшись со своим народом, решили сделать привал на неопределённое время.   Разбили походные кибитки,  а  для женщин и грудных детей построили на взгорье в редколесье  лагерь.   Где детям было бы просторно организовывать игры, обезопасив это место от не  прошеных гостей и  диких зверей.
Диких зверей кочевники не боялись, им часто приходилось менять стоянки из-за недостаточности кормов животным,  но вреда они друг, другу не приносили.
Там ещё их деды и прадеды говаривали о братьях степных и лесных, говоря, не убий их, так как все мы созданы одним всевышним природы. А за нарушение законов природы виновные   внеземными   силами  будут уничтожены. И опережая события,  хочется сказать – вот эти древние законы, коренными жителями этих мест соблюдаются и поныне.
Приглянулась новая земелька кочевникам, стали они устраивать свою жизнь и быт.
Одно вот только плохо, мужчины численностью  преобладали женщин.
Да, и от таких родственных браков было много смертей народившихся  младенцев.
А поэтому  было решено родниться с соседними кланами – тунгус, эвенков,  китайцев, татар, калмык.  И вот на основании кровосмешения, стали появляться в мир земной  люди с изменёнными чертами лица и характера.   По древним обычаям предков их стали называть – буряки, а впоследствии  буряты. 
Разговорная речь взята от всех наций, имена стали давать, как и монгольские, только с изменением букв в конце наречённого  имени или в средине его
А вот такая  мною взята историческая  справка  описания жизни, быта бурят – монгол.
уря;ты (Буря;т-монго;лы; само название буряадууд) — народ в России, Монголии и КНР.

Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, селенгинские буряты (сартулы, цонголы, табангуты), хамниганы, а также по территориальному признаку, т.е. западных, восточных, шэнэхэнских. Бурятов, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными

Издавна в пище бурят большое место занимали продукты животного и комбинированного животно-растительного происхождения происхождения (бухлер, шулэн, бууза, хушур, хэлэмэ, шарбин, шуан, химэ, оремог, хошхоног, зохэ-саламат, зохэ, урмэ, арбин, сумгэ, загахан, тохон, жэмэс, зохэтэ зэдгэнэ, гогхан, саранэ, а также напитки ухэн, зутран сэ, арса, хурэнгэ, тараг, хорзо, архи-тарасун-тогонэ — алкогольный напиток, получаемый путём перегонки курунги). Впрок заготовлялось кислое молоко особой закваски (курунга), сушёная спрессованная творожистая масса — хурууд.

Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.

В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды (черёмуха, земляника), травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту.
Каждый бурятский народ  имеет свою национальную одежду, отличающуюся чрезвычайным разнообразием (в основном у женщин). Национальная одежда забайкальских бурят состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.

Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Отличительной чертой от монгольского покроя является нагрудная часть дэгэла — энгэр, где в верхней части вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета — хуа yнгээ, в середине чёрного цвета — хара унгээ, на верху разнообразные; белый — саган унгээ, зелёный — ногон унгээ или синий -хухэ унгээ. Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. История ввода данных цветов как знаки различия уходят в древнюю старину к концу 4 века н. э., когда протобуряты — хунну (гунны) перед Азовским морем разделились на два направления; северные приняли чёрный цвет и стали — черные гунны (хара хунуд), а южные приняли белый цвет и стали — белые гунны (саган хунуд). Часть Западных (северных) хунну осталась под властью сяньбийцев (протомонголов) и приняли хуа унгээ — желто-красный цвет. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — хуасей, харгана, сагангуд.
Нижняя одежда:

Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани — дабы.  Вот такой  жизненный уклад исторически сложился у бурят всех сословий.

Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
По прибытии на новое место кочевники стали находить подземные ключи, с необыкновенной на вкус водой.  А в последствии обратили внимание и на то, что на посуде из бересты и древесины, днище и стенки её образовывался налёт красного вещества.
Вот от  сюда и появилось название красная вода  – Дарасун.
А это историческая справка местонахождения санатория Дарасун:



в Забайкальской области, Читинском округе, в 2 вер. от деревни Дарасун, в 130 верст города Чита и 232 вер. от города Нерчинска, в живописной, но болотистой долине. Климат суровый; в мае бывают снега и сильные северо-восточные ветры. По утрам густые туманы. Две группы источников: Старо-Д., весьма богатые железом, и Ново-Д., кроме железа содержащие еще известь и соли магнезии. Углекислого газа в главном источнике так много, что птицы и насекомые, пролетающие над ним, погибают.

Счастливый человек тот, кто не жалеет о прошлом,
Не боится будущего, и не лезет в чужую жизнь …………

Вот  такое можно с уверенностью сказать о тех людях, что сохранили до наших дней это богатство!
В настоящее время  потомков тех бурят- монгол в Дарасуне нет, они наверное переехали в более цивилизованные места.


. Численность оценивается в 620 тыс. чел.[3], в том числе:
В Российской Федерации — 461389 чел. (перепись 2010)
В северной Монголии — 80 тыс. (по данным 1998 года)
На северо-востоке Китая (Хулун-Буир)— 41 тыс.

Ныне буряты живут преимущественно в Республике Бурятия (286,8 тыс. чел.), Усть-Ордынском Бурятском округе (54 тыс.) и других районах Иркутской области, Агинском Бурятском округе (45 тыс.) и других районах Забайкальского края. Буряты также проживают в Москве (3—5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (1-1,5 тыс. чел.), Якутске, Новосибирске, Томске, и других городах РФ.


Рецензии