Древняя сторонушка - Дарасун часть - восьмая
Санаторий Дарасун.
Дарасун, Дарасун –
Природное создание.
Твоя лечебная вода,
Способствует свиданиям.
Вот и закончился сезон сельскохозяйственных работ и уборки урожая.
Результат весенних работ виден в конце сентября, когда выкопана картофель, морковь, свекла.
Да, и огурчики в теплицах с помидорчиками дали хоть небольшой, но всё же урожай.
Всё, что собрано надо привести домой, так как древняя привычка некоторых людишек не трудиться на огороде, а брать готовое, и не своё независимо с огорода или из квартиры.
У меня каждый год берут и с огорода и из квартиры. Некоторые скажут, а где милиция?
Нет её ни милиции в прошлом и полиции сейчас – вот кухонные разборки они выполняли и выполняют на отлично. Ведь полиция - это те же милиционеры, с теми же лицами и фамилиями , что и раньше.
Дни октября стоят – дневная температура до восьми, девяти тепла, ночная от нуля минус одного градуса.
Звонок системы обеспечения льготными путёвками – предложили санаторий Дарасун.
У них она отказная - кто-то из близких им знакомых поехал в Сочи, а я прошу три года эти Сочи, не дают, поехал в Дарасун. А там холодная северная комната, с неотапливаемой батареей, окна не утеплённые, пол цементный прикрытый старым ковриком. Спал две ночи в одежде, холод страшный – результат простудился.
Приехал, простудился, а сейчас можно, и подлечиться на законных основаниях.
Четырнадцатого октября две тысячи тринадцатого года вот так вот принял меня – санаторий Дарасун!!!
И занялся я изучением – посёлка Дарасун, его названия от основания, кто были первопроходцы и когда, какая причина заставила поселиться этих первопроходцев, в данной местности. Уж очень мне захотелось узнать предков этих потомков, которые с таким уважением меня приняли на отдых в санатории. И вот как помог мне разум с «Выше» - разобраться в этом деле!
В действительности дело было так:
Кочевные монголы из древности примерно несколько миллионов лет обходили со своими стадами в поисках новых земель, для прокорма стада лошадей, овец и другую живность. Жили эти кочевные племена своими кланами, все вопросы, связанные с бытом и безопасностью своих племён, решали старшины кланов.
Бывали там и набеги более воинствующих монгол, но случалось это очень редко, и только в том случае если старейшины по каким-то причинам не смогли урегулировать свои взаимоотношения.
Пройдя длинный путь от степей Монголии, родоначальник кочевников, решил сделать остановку для отдыха животных и людей.
Из рассказов искателей золотых, медных, железных руд о местах, где густые леса и хорошие пастбища, монголы пройдя не одну ночь, дошли до неширокой, но значительной глубины, горной речушки.
Облюбовав местность и посоветовавшись со своим народом, решили сделать привал на неопределённое время. Разбили походные кибитки, а для женщин и грудных детей построили на взгорье в редколесье лагерь. Где детям было бы просторно организовывать игры, обезопасив это место от не прошеных гостей и диких зверей.
Диких зверей кочевники не боялись, им часто приходилось менять стоянки из-за недостаточности кормов животным, но вреда они друг, другу не приносили.
Там ещё их деды и прадеды говаривали о братьях степных и лесных, говоря, не убий их, так как все мы созданы одним всевышним природы. А за нарушение законов природы виновные внеземными силами будут уничтожены. И опережая события, хочется сказать – вот эти древние законы, коренными жителями этих мест соблюдаются и поныне.
Приглянулась новая земелька кочевникам, стали они устраивать свою жизнь и быт.
Одно вот только плохо, мужчины численностью преобладали женщин.
Да, и от таких родственных браков было много смертей народившихся младенцев.
А поэтому было решено родниться с соседними кланами – тунгус, эвенков, китайцев, татар, калмык. И вот на основании кровосмешения, стали появляться в мир земной люди с изменёнными чертами лица и характера. По древним обычаям предков их стали называть – буряки, а впоследствии буряты.
Разговорная речь взята от всех наций, имена стали давать, как и монгольские, только с изменением букв в конце наречённого имени или в средине его
А вот такая мною взята историческая справка описания жизни, быта бурят – монгол.
уря;ты (Буря;т-монго;лы; само название буряадууд) — народ в России, Монголии и КНР.
Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, селенгинские буряты (сартулы, цонголы, табангуты), хамниганы, а также по территориальному признаку, т.е. западных, восточных, шэнэхэнских. Бурятов, живущих в Восточной части Бурятии и Забайкальском крае, называют восточными
Издавна в пище бурят большое место занимали продукты животного и комбинированного животно-растительного происхождения происхождения (бухлер, шулэн, бууза, хушур, хэлэмэ, шарбин, шуан, химэ, оремог, хошхоног, зохэ-саламат, зохэ, урмэ, арбин, сумгэ, загахан, тохон, жэмэс, зохэтэ зэдгэнэ, гогхан, саранэ, а также напитки ухэн, зутран сэ, арса, хурэнгэ, тараг, хорзо, архи-тарасун-тогонэ — алкогольный напиток, получаемый путём перегонки курунги). Впрок заготовлялось кислое молоко особой закваски (курунга), сушёная спрессованная творожистая масса — хурууд.
Подобно монголам, буряты пили зелёный чай, в который наливали молоко, клали соль, масло или сало.
В отличие от монгольской, значительное место в бурятской кухне занимает рыба, ягоды (черёмуха, земляника), травы и специи. Популярен байкальский омуль, копчёный по бурятскому рецепту.
Каждый бурятский народ имеет свою национальную одежду, отличающуюся чрезвычайным разнообразием (в основном у женщин). Национальная одежда забайкальских бурят состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.
Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Отличительной чертой от монгольского покроя является нагрудная часть дэгэла — энгэр, где в верхней части вшиваются три разноцветные полосы. Внизу желто-красного цвета — хуа yнгээ, в середине чёрного цвета — хара унгээ, на верху разнообразные; белый — саган унгээ, зелёный — ногон унгээ или синий -хухэ унгээ. Первоначальный вариант был — желто-красный, чёрный, белый. История ввода данных цветов как знаки различия уходят в древнюю старину к концу 4 века н. э., когда протобуряты — хунну (гунны) перед Азовским морем разделились на два направления; северные приняли чёрный цвет и стали — черные гунны (хара хунуд), а южные приняли белый цвет и стали — белые гунны (саган хунуд). Часть Западных (северных) хунну осталась под властью сяньбийцев (протомонголов) и приняли хуа унгээ — желто-красный цвет. Данное разделение по цветам в далнейшем легло в основу образования родов (омог) — хуасей, харгана, сагангуд.
Нижняя одежда:
Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани — дабы. Вот такой жизненный уклад исторически сложился у бурят всех сословий.
Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.
По прибытии на новое место кочевники стали находить подземные ключи, с необыкновенной на вкус водой. А в последствии обратили внимание и на то, что на посуде из бересты и древесины, днище и стенки её образовывался налёт красного вещества.
Вот от сюда и появилось название красная вода – Дарасун.
А это историческая справка местонахождения санатория Дарасун:
в Забайкальской области, Читинском округе, в 2 вер. от деревни Дарасун, в 130 верст города Чита и 232 вер. от города Нерчинска, в живописной, но болотистой долине. Климат суровый; в мае бывают снега и сильные северо-восточные ветры. По утрам густые туманы. Две группы источников: Старо-Д., весьма богатые железом, и Ново-Д., кроме железа содержащие еще известь и соли магнезии. Углекислого газа в главном источнике так много, что птицы и насекомые, пролетающие над ним, погибают.
Счастливый человек тот, кто не жалеет о прошлом,
Не боится будущего, и не лезет в чужую жизнь …………
Вот такое можно с уверенностью сказать о тех людях, что сохранили до наших дней это богатство!
В настоящее время потомков тех бурят- монгол в Дарасуне нет, они наверное переехали в более цивилизованные места.
. Численность оценивается в 620 тыс. чел.[3], в том числе:
В Российской Федерации — 461389 чел. (перепись 2010)
В северной Монголии — 80 тыс. (по данным 1998 года)
На северо-востоке Китая (Хулун-Буир)— 41 тыс.
Ныне буряты живут преимущественно в Республике Бурятия (286,8 тыс. чел.), Усть-Ордынском Бурятском округе (54 тыс.) и других районах Иркутской области, Агинском Бурятском округе (45 тыс.) и других районах Забайкальского края. Буряты также проживают в Москве (3—5 тыс. чел.), Санкт-Петербурге (1-1,5 тыс. чел.), Якутске, Новосибирске, Томске, и других городах РФ.
Свидетельство о публикации №213120101786