Камбала

               
               
                Подходил к концу последний урок в девятом классе. Мы с другом, два отпетых, ютились за самой дальней партой,где можно спокойно беседовать на всевозможные темы. Сегодня с беседой не клеилось - урок вела классная, в поле зрения которой все живое просматривалось до неописуемых мелочей. О разговорах, даже шепотом,не могло быть и речи. Томимся в ожидании звонка. Друг мой, втихомолку, что-то сосредоточенно рисует карандашом на клочке бумаги, я, колдую над схемой радиопередатчика с намерением построить в ближайщем будущем. Меня вскоре «пеленгуют» и отчитывают немилосердно.                Сегодня правота оказалась явно на чужой стороне, никаких обид. Сидел  и припоминал, когда в последний раз видел улыбку на лице классной, да так и не вспомнил. Возможно это манера работать, а дома она душа-человек? Глубоко провалившиеся глаза излучают ледяной холод, мимика и голос - того же поля ягода. Размышляя, витаю где-то  за пределами школы.               
                Легкий толчок. Взгляд упал на листок бумаги  с мастерски нарисованной, вяленой рыбой-камбалой. Медленно начинаю соображать, что это не просто рыба, в нее явственно  вписан лик нашей классной…  Не просто вписан, а виртуозно. Перехватывает дыхание. Знаю, что Силы Небесные одарили друга, ни для кого не секрет, но на этот раз полное зашкаливание. Вижу глубоко впалые глаза и в них то, с чем постояно приходится сталкиваться на ее уроках, что оставляет неприятный осадок в душе на долгое время. У рыбы нет ни человеческого подбородка, ни щек, но я их увидел…                Хватаюсь за голову. Искоса поглядываю на классную, сдерживаю свои ошалелые эмоции -  за дверь выходить не хочется. Задумываюсь на миг, роюсь в учебнике немецкого, нахожу пройденный  текст для сравнения и подчеркиваю строчки, где учитель художника Генриха Цилле понимая, что тот далеко шагнул за рамки ученика, наставлял своего подопечного:
                *Statt zu kopieren, gehen Sie lieber auf die Strasse und beobachten Sie das Leben selbst.
                Друг прочитал и устало улыбнулся. Звонок с урока.
За каждой партой оживление и общий тарарам, как тяжкий, но не лишенный  радости вздох в унисон с пронзительным окриком классной на осточертевший предмет, что звонят мол не для  нас, для учителя - стопроцентный диктат. Класс в мгновении ока пустеет. Сидим и смотрим друг на друга, словно разорвалась реторта на уроке химии и мы, заляпаные каким-то расствором, языки проглотили от внезапности.
- А ты никогда не замечал ,что часто собака внешне чем-то похожа на своего хозяина или хохяйку, лицо и морда - как две капли воды? - задал он мне вопрос. Я кивнул.  - Ну так вот, - продолжал друг, - тоже необъяснимый феномен, а я способен, вспомнив чье-то лицо,в точности перенести на бумагу  карандашом или кисточкой, но по какой причине в рыбе  отобразились черты классной, убей, в толк не возьму - просто накипело. Захотелось. Получилось. Ты ведь не знаешь как люди пишут музыку, я тоже представления не имею. Теперь мы можем, в какой-то идиотской мере, понять друг друга…
               
               
      
      

  *Вместо того,чтобы копировать,шли бы Вы лучше на улицу и наблюдали жизнь самостоятельно.


Рецензии
Мне нравится, как ты пишешь, какие слова, сравнения подбираешь; как передаёшь атмосферу текущего момента, чувства и характеристики персонажей. Я понимаю, что в рассказе есть интересные моменты, которые перечитывала с удовольствием, но для меня снова "высветилась" эта... как будто незримая "борьба": между учителем и учениками. Какое-то фоновое и никак и ничем невывожее противостояние. С одной стороны – живые дети, в которых можно было бы между прочим рассмотреть таланты, и уникальность каждого. С другой – "мёртвый" педагог-функция, где-то по жизни растерявший свои улыбки. Может быть, ей самой так же давно "осточертел" этот её предмет. И эта работа, и эти дети. И по-человечески всех можно понять, но "борьба" продолжается и наносит огромный вред – причём, обеим сторонам. Правда, дети находятся в более уязвимой позиции – это настоящая больная проблема.

Я думаю, ценность твоих "школьных" рассказов ещё и в том, что ты сам работал учителем, и твой собственный пример в этой роли прекрасен (например, "Катина осень", "УРОК – КАК УРОК"). Спасибо за опыт, которым ты делишься: и со стороны ребёнка, и со стороны учителя. Методичек разных наверняка много, но твои рассказы убедительно наглядны. Это важно и нужно.

Света Боярина   13.11.2025 14:34     Заявить о нарушении
Я иногда получаю письма на WhatsApp от своей знакомой из Ленинграда, пишет о своих детях школьниках, жалуется на учителей. Целая война и это уже "треугольник": учитель,ученик и родитель, не баран чихнул - битва. Я пишу миниатюры с позиции бывшего разгильдяя. Мне трудно было порой смотреть на педагога сквозь розовые очки. Я был вечно обиженный, на которых воду возят... Сейчас "туман" рассеялся, я даже через порог "учитель"перешагнул, осталось через кладбищенскую ограду... Медлю. Хорошие твои,Света, отзывы. Время находишь. Почитаю несколько раз как привет из мест, где юность провел. Закончится эта тупая бойня братских народов, откроют олигархи, наконец, ворота в мир и добро, приеду домой, позвоню, поболтаем как два простых человека, много ли простому потребно?
Братская благодарность тебе за доброе внимание. Владимир

Владимир Рубанов   13.11.2025 20:19   Заявить о нарушении
Из разгильдяев, видимо, получаются хорошие учителя.
Созвонимся, конечно.
А кладбище пусть ещё подождёт.

Света Боярина   14.11.2025 00:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 17 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.