Кукла как посредник
Ясно одно - как без человека не понять куклы, так и без кукол - этого овеществленного парадокса, - нельзя понять окружающий нас мир.
«Параллельный мир» кукол всегда меняется вместе с нами. Люди смотрят на кукол и видят в них отражение самих себя. И если меняются люди, меняются куклы. Но, и люди - отражение кукол. А значит, если изменяются куклы – то изменяемся и мы. Потому что человек, подобно кукле, подвержен преобразованию.
У этого «параллельного мира», как и у человечества, есть история, география, философия, технологии, есть время и пространство кукол, есть искусство - театр, кинематограф, литература, есть и меняющиеся понятия о красоте и уродстве.
Процесс развития культуры кукол, также как и сама история цивилизаций, неравномерен. На нашей планете, наряду с цивилизациями, живущими в супериндустриальном обществе, есть племена, оставшиеся в первобытных формах, есть и народы, живущие в средневековье. Так и с куклами; в современном мире рядом с костяными и глиняными оберегами, нанайским Акаоном с широко раскрытыми глазами, существуют механические куклы-автоматы второй половины XIX века Жюля Штайнера или более поздние автоматические игрушки «Vichy», «Fleishmann&Bloedel», «Lambert» и др. Вместе с коллекционными медвежатами Маргарет Стейфф и существуют более поздние - фирмы «Aleander». Древние крипт-фигуры с подвижными сочлененьями могут оказаться рядом с куклами БЖД компании «Volks»…
То есть, - куклы обладают вещной сохранностью, способностью к консервации в себе времени. Они, созданные в определенный исторический отрезок времени, как бы вбирают его в себя, превращаясь в своего рода машины времени, способные перенести нас в прошлое и дать возможность стать реальным свидетелем зрелищ и переживаний давно ушедших времен.
Мы можем стать зрителями представления японского кукольного театра дзерури XVII – XVIII веков, или сицилийских марионеток XVI века, или «Петрушки» второй половины XIXстолетия.
По существу, куклы - это своеобразные хранилища информации, традиций, духовных и материальных ценностей, обладающие набором различных – ритуальных магических, имитаторских, терапевтических, воспитательных, развлекательных, просветительских, художественных, социальных и других функций.
Но, вероятно, у кукол есть и главная, стержневая функция; Обрядовая, ритуальная и детская потешная, и игровая театральная кукла, и кукла, служащая украшением интерьера - всегда существуют ради главного – быть интерактивным связующим звеном, способным воздействовать на воображение человека, перенести его из сиюминутного бытового, реального, материального, в иные исторические или фантастические, художественные или религиозные сферы, одним словом – быть Посредником.
Причем, обязательная интерактивность, присущая любой кукле – ее способность к взаимодействию (к взаимной деятельности!), с непременной обратной связью принципиальна - в этом ее отличие от других произведений искусства, также являющихся Посредниками, но уже между Зрителем и Художником.
Кукла же – всегда ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПОСРЕДНИК; между актером и зрителями в театре кукол, между миром ребенка и взрослым миром, модным бутиком и его посетителем, художником-кукольником и коллекционером, жрецом и божеством, человеком и его мечтой, между жизнью и смертью… При этом любая кукла материальна и обладает конкретным физическим телом и является изображенным персонажем.
Таким образом, мы имеем дело с созданным человеком физическим телом, интерактивным персонажем, служащим быть связующим звеном, между двумя мирами: материальным и духовным, реальным и воображаемым. Объектом, способным, разбудив воображение, перенести человека в иные, в том числе и фантастические мире.
Данную посредническую функцию обычно определяют термином Медиум («medium»). Следовательно, кукла – это созданный человеком, искусственный Медиум, создающий воображаемый портал, через который вот уже много тысячелетий ребенок переносится в мир его детских фантазий (со временем превращая их в реальность), будучи языческим идолом, или храмовой скульптурой - помогает верующим общаться с душами ушедших предков, Миром Горним; На сцене же театра кукла-медиум создает новый, ранее невиданный волшебный, поэтический мир театра, перенося туда зрителей.
Функция Медиума – важнейшая для куклы, потому что все остальные «работают» только тогда, когда действует главная – Медиума.
Если же этот Медиум создан человеком для каких-то негативных или низменных целей, то и тогда он выполняет свою посредническую миссию, порождая фантазии, которые со временем всегда реализуется.
Именно поэтому создатели кукол издревле почитались, а во многих азиатских, африканских и латиноамериканских странах и ныне почитаются людьми, имеющими связь с иным, потусторонним миром. Мастер, художник-кукольник - это человек, создающий собственный параллельный кукольный мир, где обитают созданные им медиумы.
В них он вкладывает свой талант, свои замыслы, фантазию и духовную энергию. Может быть поэтому, так велика ответственность всякого человека, создающего куклу.
Примеров – множество. Самый очевидный - история куклы Barbie - крипт-фигуры из винила. Барби – не просто кукла – это интерактивный Медиум, задавший стиль и программу жизни, мировоззрение, даже тип мышления значительной части человечества второй половины XX в.
Медиум многолик и сфера влияния его огромна – настоящее, прошлое, будущее, фантастическое и реальное, высокое духом и низкое. Создатели его поражают своей оригинальностью и изобретательностью. В связи с этим, мир кукол постоянно эволюционирует, меняется, обменивается идеями с другими видами искусств.
Свидетельство о публикации №213120102249