Справедливость как истина в действии
Классическая трактовка справедливости раскрывает последнюю как общепринятое понятие о должном, базирующееся на условии соответствия деяния и воздаяния в любой сфере человеческой деятельности: будь то обладание правами и наличие обязанностей, вознаграждение за добросовестный труд, признание заслуг перед людьми и Отечеством, адекватность наказания за совершенное преступление, равный доступ к распределению ограниченного общественного ресурса. Нарушение должного соответствия в любой из перечисленных плоскостей расценивается как отсутствие справедливости.
Несмотря на кажущуюся простоту понятия справедливости, оно по- прежнему остаётся одним из самых дискуссионных понятий в философско – этической мысли в силу того, что наряду с нравственными аспектами соприкасается с идеологией, социально – экономическими отношениями, правом.
Исторически справедливость зарождается как неукоснительное следование высшим законам бытия, Абсолюту, обеспечивающему мировой порядок. С развитием юриспруденции справедливость облекается ещё в одну форму – правовую, где выступает как необходимость равенства всех перед законом, который, в свою очередь, зиждется на нормах естественного права с учётом договорных начал. Наконец, понятие справедливости кристаллизуется в плоскости его нравственного содержания как внутренний регулятор действий личности, вынуждающий ее считаться с интересами других. Соответственно, если индивид считается с интересами других, он не может претендовать на получение большего количества и/или лучшего количества благ, чем это предусмотрено законом и общественными нормами. Ему остается принять для себя единый, общепризнанный способ получения желаемых благ. Справедливость не допускает возможности уклонения кого бы то ни было от выполнения своих обязательств в расчете на какие- либо льготы и привилегии, ухудшающие положение одного в пользу другого. Базисом такого общественного порядка выступает равенство индивидов. Но проблема равенства, трактуемая под различными углами зрения, вызывает и многогранность трактовок самой категории справедливости.
Принимая во внимание коммутативную («всем одинаково») и дистрибутивную («каждому по заслугам») формы справедливости, в контексте современной социальной ситуации целесообразно представить данную проблему как решение вопроса о компромиссе между естественными правами человека и «наработанными» индивидом заслугами . Вплотную к нахождению указанного компромисса подошел Дж.Роулз, признавший равные права людей на совокупность равных свобод, совместимых с аналогичной системой свобод для всех, и их неотъемлемость. Регулирование социального и экономического неравенства с целью наибольшей выгоды наименее обеспеченных при условии открытости институтов и положения в обществе для всех, с честным соблюдением равенства возможностей- именно такая общественная модель предложена Роулзом. При всей очевидной практической ценности уязвимость формулы Роулза состоит в невозможности обеспечения принципа равенства стартовых возможностей для всех индивидов. В современном обществе, зависимом от переливания финансовых потоков, равные возможности остаются фантастикой , что ярко подтверждается на примере возможностей получения образования в России. Коммерциализация образования привела к установлению такого порядка вещей, когда доступ к высшему образованию обусловлен главным образом финансовым фактором, а не наличием у абитуриента соответствующих знаний, таланта, способностей, достижений. При наличии весомой финансовой базы(заслуга в создании которой в чрезвычайно редких ситуациях принадлежит самому абитуриенту) стало реальностью поступить практически в любой престижный вуз .Причем дифференциация шансов на получение образования начинается задолго до выдачи школьного аттестата. По окончании учебы шанс найти хорошую работу опять-таки зависит (даже при условии одинакового уровня профессиональной компетентности) от наличия социальных связей, которые успели установить к данному моменту родители молодого специалиста . Равенство возможностей пока остается декларацией и в прочих сферах жизни общества.
Актуален для осмысления понятия справедливости также вопрос о социальных гарантиях незащищенным слоям населения, в отношении которых справедливость устанавливается не только и не столько путем признания заслуг, но и путем сглаживания их ущемленного положения. Принцип распределения благ согласно заслугам теряет здесь свою правомочность.
Можно обратиться и к другой сфере - системе уголовного права, которая предусматривает, в частности, при назначении наказания за совершенное деяние учет как тяжести содеянного, так и иных факторов-возраста, наличия несовершеннолетних детей, психического здоровья, положительной либо отрицательной репутации до совершения преступления. Следовательно, понимание справедливости как равного для всех воздаяния за одно и то же деяние никак нельзя считать исчерпывающим.
Обращаясь к толкованию Страшного Суда в православии, находим, что трактовка справедливости базируется на той же простой формуле- равное за равное, то есть каждый должен получить то, что он заслуживает, не больше и не меньше. Однако, испрашивая Бога о справедливости, все люди рискуют оказаться в геенне огненной, ибо грехов у нас больше, чем добрых дел . И шанс спастись предоставляется человеку лишь потому, что выше справедливости Бог ставит милосердие. Представляется, что принадлежность данного конструкта к религиозной философии не умаляет его ценности в рамках исследуемой проблемы. Говоря общефилософским языком, была и остается дорогой восхождения к истине, но справедливость не грубая и примитивная, оцениваемая как исключительно воздаяние каждому по заслугам, но справедливость, основанная на человеколюбии; справедливость, допускающая снисхождение и прощение, а так же милосердие и защиту тех, кто по каким – либо причинам не имеет высоких заслуг, но не в меньшей степени достоин уважения, сочувствия, помощи. Важно не просто дать что-то человеку – важно, чтобы это обернулось для него благом; важно не просто наказать – важно, чтобы наказание пошло человеку во благо (осознание содеянного, исправление и недопущение подобного впредь); важно также, чтобы справедливое вознаграждение либо воздаяние (с учетом проявленного к человеку милосердия, сострадания, снисхождения) не умалили при этом восстановления справедливости в отношении других. Так, слишком мягкое наказание за совершенное тяжкое преступление ( как бы ни осознал человек свою вину, как бы ни раскаялся он в содеянном, в каких бы сложных жизненных обстоятельствах он ни находился) оборачивается несправедливостью к пострадавшей стороне. Можно допустить и ситуацию, когда для блага человека не следует вознаграждать его согласно реальным заслугам, но вознаградить его недостаточно (например, если человеку достижение этих заслуг далось очень легко, за счет природных талантов или в силу удачно сложившихся обстоятельств), так как адекватное результату вознаграждение способно не приблизить человека к истине, но отвернуть от неё.
Итак, справедливость, независимо от ее форм и проявления (будь то справедливость распределительная, касающаяся раздела богатства и других благ, или справедливость компенсаторная, как, например, при наказании за проступок) выступает в качестве оценки состояния общества в плане движения его к истине. В понятии справедливости отражаются не только взаимоотношения отдельных личностей между собой, но и отношение индивидов к обществу, как к целому. Вне понимания поддержания справедливости в обществе в интересах всех и каждого не имеют смысла оценки того или иного действия как справедливого (либо несправедливого).
Следует подчеркнуть несостоятельность узкоутилитарного подхода к справедливости как к адекватному (согласно выбранным принципам) одному лишь распределению благ, под которыми чаще всего подразумеваются экономические ресурсы. Справедливость предполагает уважение к личности, свободу её выбора (в пределах согласования со свободой других), паритет прав и обязанностей, возможность творческой самореализации, доступ к ценностям культуры. Но все это недопустимо без выработки общей системы принципов справедливости, содержание которых формируется в рамках воззрений определённой эпохи и конкретного народа, нации, страны.
В противоречии между инвариантностью истины и конкретностью справедливости и заключается решение задачи по поводу приоритета первичности. Истина – едина, абсолютна, вечна, и насколько бесконечно стремление к ней человек а, настолько же невозможно полное к ней приближение. Справедливость же – инструмент достижения истины, но инструмент может быть более совершенен и менее совершенен. Наша возможность максимального (в данных условиях) приближения к истине зависима от двух вещей: во-первых, от понимания того, в какую сторону следует идти и, во – вторых, от выбора способов, с помощью которых возможно этого достичь. Вариабельность способов достижения истины в социуме, как некого всеобщего блага детерминируется уровнем развития общества во всех аспектах – экономическом, политическом, социокультурном, научно – техническом, правовом. Истинность социума достигается при наличии справедливых моделей в каждой сфере отдельно и во всех сферах в целом.
Свидетельство о публикации №213120100273