Путь

"…Я часто вспоминаю дни, проведенные в колледже. Перед глазами встает здание, обычному прохожему напомнившее бы, наверное, средневековый замок: с выложенными камнем башенками, в которых вот-вот словно появится облаченный в кольчугу лучник, с развевающимися на их вершинах флагами, точно знаменами некоего знатного рода…

Мысли неизменно переносят меня в ту зиму: снег, наслоившийся за неделю, образовал во дворе чудесное неподвижное море, настолько белое, что переведя на него взгляд с январского солнца, рискуешь на долю мгновения лишиться зрения. Посреди моря островками виднеются давно растерявшие листву кустарники, свесившие голые ветви по обе стороны над тянувшейся ко входу в строение дорожке.

Все застыло в воцарившейся тишине. Студенты разбрелись по просторным аудиториям, охваченным сквозившим из давно изживших себя окон, ветром. Среди них был я. Заняв излюбленное место на самом последнем ряду, где мог предаться собственным мыслям, пока лектор продолжал монотонную речь, я едва не задремал. Как вдруг проповедник своими философскими рассуждениями заставил меня прислушаться. Я отчетливо помню, именно он проводил то занятие: высокий, осанистый, хоть уже и довольно пожилой; с сединой, покрывшей не только всю голову, но начавшей поглощать так же и густые бакенбарды.
- Нет смысла спешить, - сильным, будто не знавшим возраста баритоном продолжал он, - жизнь есть лишь начало пути, пути бесконечного, ждущего нас посмертно.
Профессор взглянул в широкое окно, впустившее в помещение лучи солнца, словно жаждавшего вернуться в молодость и тоже хоть какое-то время побыть студентом, и, после растянувшейся на минуту паузы, возобновил монолог:
- Смысл есть лишь жить. Жить так, чтобы путь тот был радостен.

Аудитория замерла. В своей тишине она слилась теперь, казалось, со всем зданием колледжа, со всей его, производящей впечатление безжизненной, территорией, упиравшейся в узорчатую оловянную решетку.

Замечтавшиеся, как я, некоторые вовсе заснувшие, студенты очнулись от внезапно нависшего над рядами безмолвия. Некоторые живо переглянулись, другие направили задумчивый взгляд в сторону.

Вдруг со стоявшей по диагонали от меня скамьи послышался недоверчивый, с ехидцей, голос:
- Да нет никакого пути! После жизни нас ничего не ждет!, - это привстал со своего места Джон, выронив, в, как мне показалось, гневном несогласии, ручку. Ударившись о стол, она произвела томный глухой стук, поставивший точку в его эмоциональном восклицании. Слова этого юноши часто контрастировали с внешностью: стройный, всегда с ухоженной, прилаживаемой, возможно, матерью или девушкой по утрам, прической, в модных, слегка зауженных, брюках кремового цвета и темно-зеленом пиджаке в шоколадно-коричневую клетку, сочетавшуюся с непроницаемыми карими глазами, которыми он, в ожидании ответа, смотрел на профессора.

Тот словно смутился, получив от своего ученика возражение. Возражение не только его словам, но и самым христианским догмам, определяющим земную жизнь как подготовку к переходу в иной мир. По тем временам подобные противоречия были нечасты: редкий из моих товарищей воспитывался не в строгой и набожной протестантской семье.

Проповедник заговорил что-то о бесконечности, религии… К тому времени я успел совершенно погрузиться в себя; его фразы пролетали мимо меня сторонним шумом, будто я шел в толпе разговаривающих друг с другом людей, не обращая ни малейшего внимания на занимавшие их умы проблемы.

В скором времени я был исключен из колледжа, ведь собственными размышлениями был поглощен значительно больше, нежели рассуждениями любого из преподавателей. И не вернулся домой: тоскливым разговорам с разочарованными во мне родителями я предпочел самостоятельную жизнь.

Сейчас я пишу эти строки, сидя на пристани в Брайтоне, и провожаю взглядом отплывающий пароход. Я уже немолод, и за прошедшие годы перепробовал немало занятий, разных, обо всех рассказывать, пожалуй, не возьмусь, да и навряд ли это будет интересно. Упомяну единственное - продажу памятных вещиц, всяких, в сущности, безделушек, что является моей, с позволения сказать, работой, ныне. Что я сделал за это время?

Я часто вспоминаю дни, проведенные в колледже. И со слезами, наворачивающимися на глазах, в мою голову приходит вопрос: как я начал свой бесконечный путь? Да и будет ли он?"


Рецензии
Владислав, рекомендую Вам заглянуть в словарь и уточнить значение слова "проходимец". Н.С.

Наталия Сафронская   14.05.2014 10:39     Заявить о нарушении
Наталия, спасибо, об ошибке знаю - не доходили руки исправить.

Владислав Рябов   14.05.2014 21:53   Заявить о нарушении