Мужья и любовники -2

        Л е н я  и  В а л е н т и й И в а н о в и ч  у большого дома.


   
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Войдите в мое положение.  Каждая  минута дорога… Представьте себе, эта девушка… я хочу сказать женщина… Но не  можете ли вы мне сказать, кто живет в этом доме?
    Л е н я. Да тут многие живут.
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Да, вы совершенно правы.  (Смеется, чтобы сохранить хотя бы видимость приличия.) Я немного сбиваюсь… но к чему такой тон? Я вам чистосердечно признался, что нахожусь в чрезвычайных обстоятельствах, потому и сбиваюсь, и если вы надменный человек, то вы ужу достаточно видели мое унижение… Я говорю, одна женщина благородного поведения, то есть легкомысленного содержания – извините, я так сбиваюсь, точно про литературу какую говорю…

 Леня с сожалением смотрит на странного мужчину, который, видимо, окончательно сбился.

    Л е н я. Ты спрашивал, кто здесь живет.
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Да многие  живут, вы сказали.
    Л е н я. Здесь… я знаю, здесь Наталья Николаевна живет.
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Ну вот видите! видите! Вы что-нибудь знаете, наверное.
    Л е н я. Да нет же, нет, ничего я не знаю.
    В а л е  н т и й  И в а н о в и ч. Сегодня узнал от соседки, что она сюда ходит. Но вы ошиблись, не к Наталии Николаевне… она с ней незнакома…
    Л е н я. Нет, ну, извини.
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Вам это всё неинтересно, наверное.
   Л е н я. Послушай, я не знаю причины твоего  состояния, но тебе, наверно, изменили, так ты так и скажи прямо. (Одобрительно улыбается.) Мы, по крайней мере,  поймем друг друга.
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Нет! нет!.. Ну, да! да! Откровенно признаюсь вам – именно так… но с кем не случается!.. До глубины тронут вашим участием. Согласитесь, между молодежью… Я хоть не так уж молод, тридцать лет с лишним все-таки, но, знаете, привычка, холостая жизнь, и всё такое…
    Л е н я. Мне и самому скоро тридцать. Но чем же я  могу тебе помочь?
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Так вот… согласитесь, что посещать Наталью Николаевну… как вы думаете? Впрочем, я еще не знаю наверно, куда пошла эта женщина; я знаю только, что она в этом доме; но, видя вас прогуливающимся, – а я  сам  прогуливался по той стороне, –  подумал… Я вот, видите ли, жду эту женщину… я знаю, что она тут, – мне бы хотелось встретить ее и объяснить, как неприлично и гнусно… одним словом, вы меня понимаете…   
    Л е н я.  Ну!
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Я и не для себя  это делаю; вы не подумайте – это чужая жена! Муж там стоит, на Крымском мосту; он хочет поймать, но не решается – он еще не верит, как всякий муж…Я – друг; согласитесь сами, я человек, вызывающий некоторое уважение, – я не могу быть тем, за кого вы меня принимаете.
     Л е н я. Ну, ну!
     В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Так вот, я все ее ловлю, мне поручено. Но я знаю, это хитрая женщина. Я уверен, что она прошмыгнет как-нибудь незаметно… Мне, признаюсь, соседка сказала, что она ходит сюда. Я как сумасшедший бросился, как только это известие получил. Я хочу поймать. Я давно подозревал и потому хотел просить вас, вы здесь ходите…
    Л е н я. Ну, да, хожу. Тебе-то что?
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Я вас не знаю. Давайте знакомиться. ( Дрожащей рукой жарко потрясает руку Лени.) Это бы я должен был сделать в самом начале… Видите ли, я хотел обратиться к вам по-дружески…  извините за вольность… хотел просить у вас, чтоб вы оставались здесь, у главного входа.  А я, со своей стороны, буду ходить в переулке, где черный вход, так что мы не пропустим. А я всё боялся один: я не хочу пропустить. Вы, как увидите ее, так остановите и закричите мне… Но я сумасшедший! Только теперь вижу всю глупость и неприличие моего предложения!
    Л е н я. Нет, почему же. Я помогу.
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Не извиняйте меня, я в расстройстве духа, я теряюсь, как никогда не терялся. Точно меня под суд отдали. Я даже признаюсь вам – буду откровенен с вами – я даже вас  принимал за любовника!
    Л е н я. То есть, попросту говоря, ты хочешь знать, что я здесь делаю?
    В а л е н т и й  И в а н о в и ч. Нет, нет! я далек от мысли, что вы он …Ну да! да! я хочу знать! Даете ли вы мне честное слово, что вы не любовник?
    Л е н я. Ну, хорошо, даю честное слово, что любовник, но не твоей жены. Иначе бы я не был на улице, а был бы теперь вместе с твоей женою!

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а
   


   


Рецензии