Халява, плиз.. О будущем российской литературы

     Недавно в социальной сети «Макспарк» у меня произошла дискуссия с одной девочкой. В ответ на ее статью «Записки негативиста: Интеллектуальное право – запрет на интеллект?» Девочке вообще-то 26 лет, но по уровню развития интеллекта это пока сущий ребенок. Ее статья – манифест, в котором декларируется: все литературное творчество должно строиться на безвозмездной основе. Творчество и получение денег за литературный труд  – вещи несовместные.
     Когда я робко попытался возразить, что все великие имена в русской литературе работали именно профессионально, получая за свой труд деньги, и порой немалые, на меня обрушился град критики. Не только этой девочки, но практически всех обитателей Макспарка, что случилось со мной в этой социальной сети впервые.  К своему изумлению я обнаружил, что абсолютное большинство моих сограждан считает совершенно естественным, что они скачивают из интернета книги на халяву. Некоторые даже сказали большее: литератор должен быть материально обеспечен и без своих книг. Понимай так – должен работать бизнесменом или дворником, неважно кем, но зарабатывать на жизнь и без литературы. А я сам - жалкий тип, который пытается нагреть руки на выдуманных мною историях.
     Вот суть высказанных этой девочкой мыслей:
     «Уважаемые по современным меркам писатели дико озабочены прибылями. Им дела нет до культурного приобщения населения, до просвещения народа, до народной любви. Их интересует только то, сколько бабла они могут срубить за свои произведения. Конечно, кто-то скажет, что они этим на жизнь зарабатывают, это их хлеб. Но если человек создает какое-либо произведение искусства, предполагается, что он хочет поделиться им с другими людьми. Я считаю, что на творчестве нельзя зарабатывать. Как только творчество становится источником дохода, оно превращается в ремесло, а это уже совсем другая тема».
     Не буду говорить, что по факту - это все дикая ахинея. Из известных мне ростовских писателей ни одного нельзя назвать даже просто состоятельным, а большинство – откровенно нищие.  (Единственное исключение – это, пожалуй, известный автор детективов Даниил Корецкий, с которым я учился в одной школе, да и то потому, что он профессор милицейской академии и полковник).
     Хотя в нашей стране разбогатевших на ниве литературе пруд пруди – издатели, владельцы сайтов. Но вот о писателях, кроме двух-трех десятков всем известных в стране имен, этого сказать нельзя. Рвань, голь перекатная.
     А девочка наглеет дальше:
     «В этом году писатели снова просили Президента о защите их прав. Особенно меня умиляет фраза «… если не изменить ситуацию, не защитить права писателей … отечественная литература просто перестанет существовать». Если писатели пишут только  ради денег – отечественная литература уже перестала существовать. Нет литературы, есть только бестселлеры. Вот так они рассуждают».
     Можно было бы сказать: ну, что взять с девочки? Молодая дура. На мой вопрос: а чем она сама зарабатывает на жизнь, ответ я так и не получил. Наверное, сидит на шее родителей или мужа.
     …Но все-таки. Как говорится, устами младенца порой глаголет истина. Может быть, это я безнадежно устарел, и пришло время непрофессиональной литературы? Только вот почему-то шедеврами пока и не пахнет. Наверное, гениям их некогда писать, нужно мести улицы.


Рецензии
Уважаемый Евгений! На эту тему можно высказать множество самых разнообразных и даже противоположных мнений. И вот один из взглядов на проблему. На Западе, где вроде бы все измеряется в деньгах, писатель может годами скромно трудиться, зарабатывая на жизнь каким-нибудь клерком, издать одну или две талантливых книги, ничего особо на этом не заработать, и при этом не считает себя несправедливо обойденным. А у нас в эпоху социализма, когда печатающийся писатель мог жить хорошо, люди зубами рвались в Союз Писателей, только бы пробиться в печать, нигде не работать, а там хоть трава не расти. И то, что происходит с писателями сейчас, это закономерно и в какой-то мере заслужено былой халявной роскошью.

Владимир Алисов   08.11.2015 19:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.