Подарок или преподношение?

Наташа возвращалась домой в приподнятом настроении и  с огромным букетом цветов. Даже  встретившийся на входе в подъезд  вечно пьяный сосед по коммуналке, её сегодня  не раздражал, она приветливо сказала ему:

- Здравствуйте, дядя Миша! Как дела?
- Да. вот,  друзья ко мне должны прийти сегодня, так иду в магазин купить угощение, - ответил дядя Миша и  продолжил, -  а у тебя, видать, день рождения сегодня?  Так с тебя причитается!
- Нет, дядя Миша,  у меня день рождения весной. Но и сегодня у меня праздник – День учителя! Я же учительница!
- А. вот оно что… Так тебя в школе поздравили, значит. Я тоже своей учительнице цветы дарил, когда школяром был. Хорошая она у нас была, - сказал сосед, - Ну иди, иди! А я вижу, с цветами идёшь, а мать  недавно с тортом пришла, вот и подумал, что день рождения чей-то.  Ну, я пошёл…


- Мама! Мама! Это я пришла! – крикнула Наташа, едва войдя в квартиру.
Мама  вышла  из кухни  их коммунальной квартиры.
- Учительница моя пришла! – обрадованно воскликнула, - А цветов столько! Как ты их донесла?
- Да, трудновато было… Но это ещё не всё! Они мне и подарок  сделали! Сейчас покажу!
- Ну, проходи, проходи… Сейчас праздновать будем. Я уже и стол накрыла…
-Мама! – перебила её дочь,  - какой стол? Нам там такие столы родители накрыли! Да всё такое вкусное! Все наелись и ещё и осталось. Так что, я не голодная. Пойдём, подарок покажу!

После окончания пединститута  Наташа работала  в школе второй  учебный год. Но первый год у неё не было классного руководства, а в этом году ей дали 5-й класс.  Тридцать два ученика в её классе, трудно с ними, но Наташа любит  свою работу, любит учеников  и старается  передать им всё, что знает сама.  За  месяц  классного руководства Наташа ещё не смогла  достичь понимания своих учеников,  ещё не смогла наладить хорошие взаимоотношения с их родителями, и она не ожидала, что  родители её класса преподнесут ей столь существенный подарок.  Когда председатель  родительского комитета  вручил ей вместе с цветами и маленькую красивую коробочку из фарфора, она догадалась:  это  какое-то ювелирное украшение.  Родитель открыл коробочку,  и  Наташа увидела золотую цепочку.
- Носите, Наталья Викторовна,  и нас вспоминайте! – сказал он.
С одной стороны, Наташе было очень неудобно получить такой подарок за столь короткий срок, с другой стороны, она очень ему обрадовалась.  Ещё бы!  Она давно хотела иметь цепочку, но у них с мамой никогда не было денег на украшения, тем более, золотые. Всегда покупали только самое необходимое.  Мама тоже учительницей работала, и хотя и старалась брать как можно большую педнагрузку,  денег  всё равно не хватало.

- Вот, смотри! – радостно сказала Наташа, доставая из сумочки коробочку с цепочкой.

Мама  взяла  в руки коробочку и открыла её. На её лице появилось недоумение.
- Наташа…    Я не думаю, что это то, что можно получить в подарок от учеников…
- Мама, мне же не ученики дарили! Родители дарили.  Чем тебе не нравится подарок? – удивилась Наташа.
- Не нравится тем, что это не подарок, -  начала мама, словно раздумывая говорить ли то, что она думает об этом.
- А что же это???
- Я считаю, что это преподношение…
- Что значит, преподношение? – недоумевала Наташа, -  взятка, что ли?
- Нет, Наташа,  взятка даётся должностному лицу, а ты им не являешься. А вот, если бы ты была директором или завучем, тогда бы это точно была бы взятка.
- Ну, мама, ты такое говоришь! – возмутилась Наташа, - разве тебе не дарили подарки?  Вон сколько ваз для цветов! В рядок стоят. Не знаем, что только делать с ними.   
- В моё время вазочки только и дарили. И то, не преподносили  её, а просто ставили на стол вместе с цветами.
- Мама,  ну, так день учителя же был, должны же родители были подарок подарить?!
-Ничего они не должны!
- Но ты же сама даришь подарки своему врачу на день медика! А учителю, выходит, нельзя!
- Да, дочка, учителю нельзя! Учитель не может принять подарок, если он Учитель! Он же не только читать-писать учит, но и жизни учит.  На него смотрят ученики, он для них пример во всём!
-Что, и вообще поздравить нельзя? И цветы нельзя?
- Поздравить можно и ученикам и их родителям, цветы подарить можно, и нужно, ещё книги можно дарить, - высказала мама своё мнение, - а материальные подарки учитель не должен принимать.
- Но они же уже купили! И что я должна была сказать, что мне это не надо? Они бы очень обиделись!
- Вовсе нет! Они бы поняли, что ты настоящий учитель и на тебя можно положиться. И если ты поставишь двойку их сыну или дочке, они не будут думать, что это ты тем самым напоминаешь, что учителю коробку конфет принести надо.
- Мама! Ты такое говоришь! Я никогда так не сделаю! Двойка, значит двойка! Что за нападки на меня?! – дочь уже начала возмущаться.
- Я представляю, как ты наденешь цепочку и будешь, стоя перед классом  ставить двойки ученикам, родители которых в их присутствии подарили тебе эту цепочку.
- Ну, ты невозможная, мама! Можешь настроение испортить! – Наташа подошла к двери и вышла из комнаты, хлопнув дверью.

На кухне была тётя Даша. Она стояла у окна и плакала. Наташа часто видела её плачущей. Тётя Даша жила в комнате напротив с двумя сыновьями. Оба были  школьниками. Старший учился в 9 классе и был оболтусом, хотя и способным,  но у него было столько увлечений, что на домашнее задание времени не оставалось. Да и в школе, на уроках объяснение нового материала  не слушал. Наташа несколько раз предлагала позаниматься с ним математикой,  но дальше одного раза дело не пошло. Но даже за этот один раз Наташа поняла, что мальчик мог бы учиться, если бы захотел.  А вот с младшим, Петькой, Наташа занималась часто, но безуспешно.  Мальчик совершенно не мог учиться.  Он был каким-то заторможенным и её объяснения не понимал.  Да и сам по себе, в отличие от старшего брата, был тихим и спокойным.

- Тётя Даша! А что случилось? – спросила Наташа, - вы что плачете?
- Петьку побили! – сквозь слёзы ответила она, - в школе…
- Как? За что?
- Да всё за деньги. Родительский комитет собирал деньги на подарки учителям на день учителя  и на стол для них.  А у меня-то два ученика! За старшего я сдала, экзамены же в этом году будет сдавать, кто его знает, как это отразится… - пояснила тётя Даша, -  а за Петьку не сдала. Где же мне денег взять столько? Я так и сказала: не могу, нет денег у меня! Так одноклассники  сегодня  поймали Петьку, когда домой шли, и избили, ещё и сказали, чтобы завтра принёс деньги, а то хуже будет.

На кухню вошла другая соседка,  тётя Лида. По всему было видно, что она в курсе  слёз.
- Может. ты займёшь денег у кого-либо? – спросила.
- А отдавать чем? – ответила тётя Даша, - Ты же знаешь, какой у медсестры оклад? Всё время подрабатываю в  ДЭУ. А надо 500 рублей  за одного! Может, для кого-то это и небольшие деньги, а для меня очень большие! Мне, чтобы их заработать надо неделю мыть подъезды. А если за двоих сдавать, то полмесяца.  Ты только представь, полмесяца в грязище работать, чтобы  училка подарок получила, да стол для них праздничный накрыли. А  кто моим детям накроет? Я им даже конфетку не в состоянии купить.

Наташа незаметно вышла и пошла в свою комнату.  Мама сидела на диване и о чём-то думала. Наташа села рядом. Она прижалась к матери и приобняла её.
- Мама, извини меня! – сказала, - Ты во всём права. И не надо было мне брать этот подарок. Не было у меня дорогих украшений, обходилась, и сейчас обойдусь.

 Мама улыбнулась:
- Я не сомневалась, дочка, что ты всё поймёшь!
- Я верну цепочку, извинюсь,  что сразу не решилась.
- Ну,  вот и хорошо, - мама улыбалась, - а сейчас, за стол! Праздновать будем! Ведь у нас учительница в семье!
- Мама, а давай половину торта и конфеты тёте Даше и её ребятам отнесём, - предложила Наташа.

Так они и сделали.

 А на второй день  Наташа взяла с собой коробочку с цепочкой в школу, чтобы вернуть родителям.
 


Рецензии
Спасибо Вам, милая Алевтина.
Прекрасная история.
Смеюсь...
Когда-то в молодости, я был замом. командира соединения, это огромный воинский коллектив, а мне , молодому подполковнику, шёл 35 год.
И я принял решение, оставаясь за командира, предать суду военного трибунала одного поганца, армянина, который издевался над людьми.
И утром второго дня меня на КПП ждало человек 60 армян.
И мне пытались вручить портфель с деньгами, а я его, в сердцах, швырнул в угол, он расстегнулся и деньги выпали, все.
И мне почему-то было очень смешно, как они все ползали по полу и собирали деньги, забыв и о судьбе сына.
Не судили его.
Собрал я на второй день народ и потребовал от него честного слова, что больше не будет так себя вести.
И, правда, служил , затем, хорошо.
Дослужил, вернее.
Добра Вам.
И спасибо!

Иван Кожемяко 3   14.02.2017 15:43     Заявить о нарушении
Иван Иванович! Интересную историю рассказали, не зря она Вам запомнилась.

Спасибо Вам за визит ко мне и за отзыв. Но прошу Вас, не тратьте своё время на меня, лучше используйте его для своих работ.

С уважением и добрыми пожеланиями,


Алевтина Крепинская   15.02.2017 10:11   Заявить о нарушении
Ну как же можно не тратить время на Барышню с таким красивым именем?
Всё хорошо. Алевтина.
Спасибо Вам!

Иван Кожемяко 3   15.02.2017 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.