Антонина

 Однажды в наш палисадник выкопать куст калины приходила тетя Тона с соседней улицы, полноватая женщина с застенчивой улыбкой на милом круглом почти безбровом лице. Такой она мне запомнилась в детстве. Ягодами калины она собиралась лечить гипертонию.

 Много позже я узнала о том, какими шекспировскими страстями прошлась по ее судьбе война, хоть и жила женщина очень далеко от линии фронта. Перед войной Антонина вышла замуж. Жизнь складывалась счастливо. Муж попался хороший, заботливый, работящий. Один за другим родились два сына. Счастье оборвала война. В первые дни войны муж ушел на фронт. Антонина, как все, билась с нуждой, работала несчетно. Поднимала сыновей.

 Пришла похоронка на мужа. Горько оплакала она эту потерю. Смирилась со своей вдовьей долей и продолжала жить и работать, сколько хватало сил. Росли сыновья. Через несколько лет после войны Антонина вторично вышла замуж. Опять повезло. И второй муж души в ней и детях не чаял. Родился третий сын, не очень здоровый, но тоже любимый.

 Наш поселок стоит на железной дороге, словно Буранный полустанок Айтматова. Много поездов разного назначения день и ночь идут по ней с запада на восток и с востока на запад. Есть среди них и эшелоны с осужденными, которых везут в Сибирь.

 Однажды, тихим осенним днем из эшелона с осужденными, шедшего на восток, выбросили камень, завернутый в клочок бумаги, на котором было всего три слова: « Тоня, я жив». Единственной Антониной в маленьком посёлке, потерявшей на войне родного человека, была Беляева. Ей передали записку, и она узнала почерк своего первого мужа.

 Куда ей было идти  со своими смятенными чувствами? Кому жаловаться? У кого спросить совета? Что делать? Что думать? Да и кто скажет, чего тут может быть больше: радости ли что жив дорогой человек, горя ли, что едет он почти на верную смерть. И как можно любить двоих? Это грех. И чем виноват второй, женившийся на вдове с двумя детьми в то время, когда одиноких женщин и девушек было полно?

 Как додумалась Антонина пойти в церковь в пору свирепого атеизма? Не знаю. Да и легко сказать: пойти. До ближней действующей церкви надо было ехать на поезде в соседний район, да от станции добираться автобусом или попуткой.

 Так она и ездила потом каждую неделю молиться, год за годом. Жизнь продолжалась. Муж был рядом. Становились на ноги сыновья, женились, родились внуки. Лет 15 назад я видела ее в том самом поезде с несколькими ровесницами. Возвращались они из церкви в наш поселок. Она мало изменилась, только чуть постарела. Должно быть, и сейчас, повязанная нарядным платком, ездит, если жива. Насколько мне известно, от первого мужа вестей она больше не получала никогда.


Рецензии
Сколько бед, сколько горя выпало на долю этого поколения!

Евгения Гундырева   31.01.2015 15:29     Заявить о нарушении
И ведь всё преодолели, детей подняли, внуков вынянчили скромные наши бабушки-труженицы. А как работали израненные на войне мужчины! Ведь возвращались в деревни, где у них власть отбирала паспорта, и работали. Столько таланта и смекалки проявили наши деды, чтобы мы появились и жили! Спасибо за отклик, Евгения!

Людмила Замятина   01.02.2015 17:16   Заявить о нарушении
больше двух лет прошло с тех пор, как прочитала я впервые эту историю, и сидела она у меня в памяти. Хотела перечитать, но не могла найти.
Сегодня читаю и думаю: "ну сейчас-то обязательно напишу рецензию".
Глянула, а она уже написана.
Вот так два раза Вы меня за душу взяли.

Евгения Гундырева   06.04.2018 13:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.