Дядя Коля

( Калина))


Я часто останавливаюсь перед его картинами.  Их не много.  Всего три. Портреты одного лишь человека.  Два – вполне реалистичные и красуются на видном месте.  А третий… третий вызывает оторопь даже у меня.  Художника разглядел потаенные, демонические закоулки души очень доброго, скорее  беззащитного человека.  Им был мой отец. Папа. Иначе я его никогда не называл. Меня коробило казенное слово «отец» даже в анкетах.

Интересна судьба этих картин. Все они были написаны в лагере, где папа отбывал десятилетний срок за проявленную порядочность по отношению к  не очень близкому знакомому. 

В те годы папа собрал и возглавил  очень достойный эстрадный коллектив из   «осужденных». Среди них было много порядочных и  талантливых людей,   приговоренных к длительным срокам на основании  доносов «доброжелателей». Приведу лишь один пример.  Альтист  получил  «десятку» за англоманию. Основанием для подобного утверждения послужило письмо дворника, где тот докладывал, что «жилец из квартиры № по утрам ест овсяную кашу и курит трубку». Вполне достаточно…

После войны блатные еще реально держали в руках зону, но относились к артистам более  чем лояльно. Впрочем, как и администрация. Особых привилегий у артистов не было, однако от тяжелого физического труда были освобождены.   Более того, втянуть их в порочный круговорот криминальной жизни  было делом нелегким. Короче говоря, члены творческого  коллектива пользовались относительной свободой.

Однажды папа  приметил совсем еще юного мальчишку, который терся около эстрадных декораций. Слово за слово и выяснилось,  что парнишка любит и умеет неплохо рисовать. Статья у него была не особо тяжкая – мелкие карманные кражи.  Таких воришек в голодные послевоенные годы не счесть. Жаль было оставлять, в сущности, еще ребенка на произвол судьбы. Его неминуемо засосала бы уголовная романтика и тогда «прощай» мечта о возможности  стать профессиональным художником.

Употребив свое влияние на кума и паханов, папа зачислил юное дарование в свой оркестр.  Купил ему краски и все остальное, что можно было достать в те  нелегкие для страны годы. С тех пор мальчишка дневал и ночевал в артистических уборных.

Шли  годы. Срока у артистов не маленькие. Времени для самосовершенствования у начинающего живописца хватало. И он его зря не тратил. Мальчишка рос,  а вместе с ним и его мастерство. И вот он уже недурно оформляет декорации к выступлениям. Однако особенную тягу  испытывал к написанию портретов, благо колоритных личностей на зоне хватало. Природное чутье позволяло ему не только услышать тайные струны человеческой души, но и выбрать среди них главные. Отсутствие профессиональной подготовки юноша с лихвой компенсировал врожденными способностями и трудолюбием. Так  появились на свет среди прочих и папины портреты.

После освобождения молодой человек какое-то время скитался по городам и весям, пока не осел на Волге. Навсегда. Он поступил на службу в провинциальный драматический театр. Женился на приме (дядя Коля был неотразим) и вскоре занял должность главного художника.

Впоследствии его персональные выставки пользовались неизменным успехом, как среди театралов, так и простых обывателей. Он был большим жизнелюбом и мягким человеком, несмотря на героическую, даже немного пафосную внешность.  До последнего дня оставался удивительно красивым человеком во всех отношениях.

Сегодня,  проходя мимо папиных портретов,  я невольно вспоминаю чудные дни совместной рыбалки и по театральному колоритную фигуру дяди Коли. Калины.

20.02.12


Рецензии