Ледяной дом

Ледяной дом — одна из забав императрицы Анны Иоанновны, которая была придумана камергером Алексеем Даниловичем Татищевым в 1740 году.
Свадьба в Ледяном доме

При дворе Анны Иоанновны существовал огромный штат придворных шутов. Развлекаться с шутами было любимым занятием государыни, она обожала шутовские спектакли у подножия своего трона.

Императрица как бы желала вознаградить себя за скуку в течение почти 20 лет пребывания в Курляндии и тратила громадные суммы на разные празднества, балы, маскарады, торжественные приемы послов, фейерверки и иллюминации.

Иностранцы поражались роскошью ее двора. Жена англичанина леди Рондо приходила в восторг от великолепия придворных праздников в Петербурге, переносивших ее своей волшебной обстановкой в страну фей и фантазий.

Но особенно замечательными были различные процессии с участием придворных шутов. Самой яркой из таких процессий была «курьезная» свадьба шута князя Голицына с шутихой калмычкой Бужениновой в Ледяном доме 6 февраля 1740 года.

Ледяной дом был воздвигнут в честь 10-летия восхождения императрицы на престол и свадьбы шута князя Голицына с калмычкой Бужениновой.

Строительство Ледяного дома описал современник ледовой затеи Георг Вольфганг Крафт: «Самый чистый лед, наподобие больших квадратных плит, разрубали, архитектурными украшениями убирали, циркулем и линейкою размеривали, рычагами одну ледяную плиту на другую клали и каждый ряд водою проливали, которая тотчас замерзала и вместо крепкого цемента служила. Таким образом, через краткое время построен был дом... Напереди перед домом стояло шесть ледяных точеных пушек. Из оных пушек неоднократно стреляли, в том же ряду у ворот стояли два дельфина. Сии дельфины с помощию насосов огонь от зажженной нефти из челюстей выбрасывали, что ночью приятную потеху представляло».

Зрители особенно были поражены ледяным слоном, выточенным изо льда «в надлежащей его величине». Рядом с животным стояли два ледяных же персиянина, а еще один восседал у него на спине. Слон мог, как живой, «кричать». Эти звуки производил трубой спрятанный в нем человек, «сей слон внутри был пуст, и так хитро сделан, что днем воду... пускал... а ночью с великим удивлением всех смотрителей горящую нефть выбрасывал, сверх того мог он как живой слон кричать, который голос потаенный в нем человек трубою производил».

Будучи любительницей разных «курьезов», Анна Иоанновна держала при дворе выдающихся по своим внешним особенностям людей, зверей и птиц, например, обезьян и ученых скворцов. У нее были великаны и карлики, а также сказочницы, которые рассказывали ей на ночь сказки.

Князь Михаил Алексеевич Голицын  носивший с 1737 г. прозвище «Квасник».

Происходил из старшей, несчастливой ветви рода Голицыных («Васильевичи»). Родился в Москве, в семье князя Алексея Васильевича Голицына и Марии Исаевны, урождённой Квашниной. Приходился внуком Василию Голицыну, известному фавориту царевны Софьи . В 1689 году вместе с дедом и отцом был отправлен в ссылку, вначале в г.Каргополь, а позже в деревню Холмогоры (примерно в 200 верстах от г.Архангельска). Получил хорошее домашнее образование под руководством деда.
 

После смерти последнего, семья была возвращена из ссылки. Впоследствии Михаил посылался Петром I за границу на обучение, слушал лекции в Сорбонне. После находился на военной службе, вышел в отставку в чине майора. В 1729 году, сразу после смерти своей первой супруги, Марфы Хвостовой, Михаил Голицын оставив в России двух детей, выехал за границу, где принял католичество и женился во второй раз. Михаил Алексеевич не придал значения перемене веры, о чём вскоре горько пожалел.

В 1732 году, уже при императрице Анне Иоанновне, супруги с маленькой дочерью вернулись в Россию. Здесь они узнали, что государыня весьма строго относится к религиозным вопросам. Поэтому Голицын, тщательно скрывая от всех и иностранку-жену, и смену вероисповедания, тайно поселился в Москве, в Немецкой слободе. Но на него всё-таки донесли императрице. Государыня, узнав о вероотступничестве князя, в гневе отозвала Голицына в столицу. Его брак был признан незаконным. Жену Голицына отправили в ссылку (есть версия — выслали из страны), а самому ему велено было занять место среди придворных «дураков»-шутов. В 1732—1740 гг. — придворный шут, носивший с 1737 г. прозвище «Квасник» (В его обязанности входило обносить императрицу и ее гостей русским квасом).

Голицын был похоронен в с. Братовщина, расположенном под Москвой, по старой Троицкой дороге, ведущей из Москвы в Троице-Сергиеву лавру, Ярославль и далее на север в Архангельск.

В. А. Нащокин (1707—ок.1761) в своих «Записках» оставил описание этой свадьбы:

    Да тогож 1740 году была куриозная свадьба. Женился князь Голицын, который тогда имел новую фамилию Квасник, для которой свадьбы собраны были всего государства разночинцы и разноязычники, самаго подлаго народа, то есть Вотяки, Мордва,Черемиса, Татары, Калмыки, Самоеды и их жёны, и прочие народы с Украины, и следующие стопам Бахусовым и Венериным, в подобном тому убранстве, и с криком для увеселения той свадьбы. А ехали мимо дворца. Жених с невестою сидел в сделанной нарочно клетке, поставленной на слоне, а прочий свадебной поезд вышеписанных народов, с принадлежащею каждому роду музыкалиею и разными игрушками, следовал на оленях, на собаках, на свиньях.

 Шутовская свадьба была назначена, как мы помним, на 6 февраля, а 11-го "народы" были приглашены во дворец для прощальной аудиенции, где снова танцевали перед императрицей. Шетарди, который был очевидцем этого представления, писал:

    Будучи свидетелем танцев и музыки, для меня столь же новых, сколько необычайных, я не мог достаточно надивиться легкости и силе, с которою танцуют жители Украины.


Рецензии