Мотопутешествия по СССР. 1. Широка страна моя...
Самолёты, пароходы, поезда, автомобили, мотоциклы… Сотни тысяч километров довелось исколесить по Советскому Союзу на этих видах транспорта. Амплитуда передвижений весьма широка – от Черняховска до Могочи, от Салехарда до Ашхабада. При этом пересечены границы семи союзных республик, одиннадцати автономных республик и национальных округов, двух краёв, сорока двух областей. Не счесть городов, сёл и деревень.
Каждая поездка по Союзу Советских Социалистических Республик, будь то командировка или путёвка на отдых, туристический круиз или мотопутешествие, навсегда оставляют неизгладимые воспоминания на всю жизнь. И не только воспоминания. Остаются путевые записки, различные билеты, счета и квитанции, значки и открытки, туристические буклеты и карты, сувениры, памятные камешки с мест посещения, десятки фотографий.
Много любопытного можно припомнить о путешествиях по родной стране, но здесь только о поездках по Советскому Союзу на мотоцикле. После покупки мотоцикла и прострелов по ближайшим окрестностям я испытал истинное восхищение стремительным перемещением в пространстве и вскоре ощутил себя властелином, почти богом, над временем и расстоянием. Страсть к дальним вояжам на мотоцикле стала моим диагнозом.
Сейчас уже не вспомнить, как возникла привычка вести в мотопоходе путевой блокнот. Там фиксировалось время выезда и остановки, показания спидометра. а также довольно подробные сведения и комментарии о пройденном за день участке маршрута.
Иногда, по причине острого дефицита времени и расчёта «на потом», оставлялись чистыми несколько строк или листков блокнота. И если некоторые чистые страницы в пути или по возвращении так и оказались незаполненными, то на сегодня эти «белые пятна» остаются вечной загадкой.
Наилучшим вариантом было своевременное редактирование дорожных записей, расшифровка сокращений, дополнение сведениями из справочной литературы и карт с последующей перепечаткой на пишущей машинке. Так я и поступил с дневниками мотопоходов в Казань, Ленинград и Волгоград. Получились интересные книжки формата А5 в твёрдом переплёте, с фотографиями, вклейками дорожных документов и вырезок из туристических буклетов. Правда, тираж их под копирку, всего в 4-х экземплярах, только для лучших друзей и в личный архив.
Другие мотопутешествия так и не вышли из стадии дорожных дневников. Изредка блокноты попадались на глаза и, пролистывая их, с каждым разом убеждался, что многие тонкости теряют очертания, исчезают из памяти. Как-то я решился на реставрацию дневников всех мотопоходов.
Не один десяток долгих зимних вечеров пришлось провести за письменным столом, распутывая мотоархивы многолетней давности, расшифровывая сокращения в путевых блокнотах. Приходилось пользоваться картами, атласами дорог, справочниками и энциклопедиями.
Было трудно, но безумно интересно. С пожелтевших страниц дорожных дневников вновь пахнуло в лицо июльским зноем и сентябрьской сыростью, бензином и пылью, всем тем, что называется романтикой дальних дорог.
Снова зримо возникали непредвиденные опасности и безвыходные, казалось, ситуации. Я снова пережил радость побед и горечь поражений.
Но теперь, спустя пару десятков лет, к этим переживаниям прибавилось чувство удивления. Удивления самим собой.
Каждое мотопутешествие таило в себе огромный риск. Мотоциклист практически беззащитен от воздействия внешней среды и опасных дорожных факторов. Жара и холод, дождь и плотная пыль, камни и колдобины на проезжей части, вероятность столкновения, скользкое покрытие дороги, обрыв цепи на скорости, прокол колеса «на выстрел», «лихие люди» на дорогах - вот далеко не полный набор сюрпризов, которые сулят беззащитному мотоциклисту массу неприятностей и неудобств на его неблизком пути.
И только Господу Богу ведомо, как удавалось возвращаться из дальних странствий домой живым и невредимым.
Моим девизом в путешествиях были строки от Ходжи Насреддина:
«Дорогу осилит идущий; пусть руки его ослабнут и подогнутся ноги -
он должен ползти на локтях и коленях, и тогда обязательно
ночью вдали он увидит яркое пламя костров и, приблизившись,
увидит купеческий караван, остановившийся на отдых,
и караван непременно окажется попутным, и найдётся свободный верблюд,
на котором путник доедет туда, куда нужно…
Сидящий же на дороге и предающийся отчаянию, сколь бы он не плакал
и не жаловался, не возбудит сочувствия в бездушных камнях;
он умрёт от жажды в пустыне, труп его станет добычей смрадных гиен,
кости его занесёт горячий песок.
Сколько людей умерли преждевременно только потому,
что недостаточно сильно хотели жить».
Всеми мотоциклетными путешествиями я обязан маленькому мотоциклу «Восход». Являясь самостоятельной транспортной единицей, он был зарегистрирован органами Госавтоинспекции СССР и внесён в реестры страны под номером 26 – 43 ТЮЕ. И ставка на него была очень высока. При всей своей миниатюрности мотоцикл был единственным средством воплощения моих грандиозных планов путешествий и единственной связующей с родным домом. На бесконечных просторах нашей страны, в нескольких тысячах километров от дома мотоцикл являл для меня В С Ё !
Он предоставлял не только свободу перемещений по дорогам, но и, как ни странно, обеспечивал автономию выживания. Его скромный багаж на самом деле вмещал запасную и «парадную» одежду и обувь, запас белья, предметы личного туалета, механическую бритву, фонарик, фотоаппаратуру и запас плёнок, атлас дорог СССР, аптечку, минимум продуктов, а, главное, палатку и спальные принадлежности. Кое-какие мелочи и инструмент в инструментальных ящиках, под седлом и в фаре предназначались для ремонта шин и небольших неполадок технической части.
Во время дальней дороги мотоцикл был моим кровом и домом. Мы с ним настолько срастались, что я начинал ощущать себя мотокентавром. Колёса становились продолжением моих ног, тросы управления становились моими сухожилиями, сердце билось в унисон с мотором. Всей этой системой руководил мозг, жаждущий скорости и приключений.
За двадцать лет верной службы «Восход» прошёл около 87 тысяч километров. Сопоставляя показания спидометра и длину окружности экватора Земли нетрудно подсчитать, что я на этом крохотном мотоцикле объехал земной шар 2,2 раза!
В завершение этих строк уместно процитировать слова известного историка Дмитрия Волкогонова: «Воспоминания – это единственное, что нельзя отнять у человека. Воспоминания – это пир памяти».
Эти строки созвучны с яркой гаммой ощущений, возникших при обращении к архивам многолетней давности. Совершив экскурс в прошлое, я побывал на пиру своей памяти…
Широка страна моя родная
Много в ней лесов, полей и рек.
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
В справедливости слов этой замечательной песни я имел возможность убедиться во время своих многочисленных странствий по Советскому Союзу.
Так оно и было...
Вернуться к оглавлению "Мотопутешествия по СССР. Начало начал.: http://www.proza.ru/2013/12/12/882
Александр Соханский
Свидетельство о публикации №213120200674
Юрий Игнатюгин 18.08.2018 10:17 Заявить о нарушении
Одной только резины ушло три или четыре комплекта. А по мелочам и говорить не приходится... Разные сальники, подшипники, тросики, лампочки, молоточки-наковаленки...
В общем-то как и у Вас. Жажда путешествий и приключений. И несколько отпусков на колёсах. Неслыханная власть над расстояниями, абсолютная независимость и свобода перемещений. Были времена!
Александр Соханский 18.08.2018 21:28 Заявить о нарушении
Юрий Игнатюгин 19.08.2018 01:50 Заявить о нарушении
По данным моего читателя за истекшие 40 лет в описываемых непроходимых местах Сибирского тракта всё же проложили современную трассу. Хотелось бы прокатиться по ней. Но...
Александр Соханский 19.08.2018 08:44 Заявить о нарушении
Юрий Игнатюгин 19.08.2018 09:37 Заявить о нарушении
Регулярно читаю журнал "МОТО". Нет, не перевелись ещё экстремалы-мотоциклисты. Ездят по пустыням, по джуглям, по зимней Европе на мыс Нордвик, в Китай и в Африку, в Казахстан и Киргизию. И чёрт знает, где их только не носит. Поэтому в каждом номере журнала есть красочные описания этих головоломных мотопоходов. Подстать Вашим бродяжничествам, и, конечно, во сто крат опаснее...
Я и сейчас нарезаю круги по окрестностям города, но это так себе. Километров 100-150.
Александр Соханский 19.08.2018 21:30 Заявить о нарушении
Юрий Игнатюгин 19.08.2018 23:26 Заявить о нарушении