Еще немного о пользе

Еще немного о пользе пессимистично-нигилистического мировоззрения

В эссе "исповедь пессимиста" я очень коротко описал пользу от подобных мировоззрений, и когда я попытался объяснить свою теорию устно, мне пришлось прибегнуть к более подробной трактовке моей идеи. Потому я посчитал необходимым еще немного остановиться над этим вопросом. Как я уже писал:  «Люди, говорящие об оптимизме, идеализме, и прочих прекрасных вещах в мире, просто бояться принять мир таким, каким он есть на самом деле. Эти люди не видят иного, выходя из беспросветной тьмы пессимизма и нигилизма, кроме того, как создавать вокруг и внутри себя ширму иллюзорного довольства. В то время как сами эти понятия могут быть способом именно решение, а не бегства от страданий». По сути, оптимизм является как бы самовнушением, внутренней установкой на то, что мир является лучше чем, кажется. Но картину реальности составляет не иллюзорное оптимистическое довольство, а такое как невозможность достичь желаемого, боль утраты, неразделенная любовь, страх пред мрачным будущим, сожаления о прошлом, чувство собственного ничтожества, потеря жизненного ориентира, гнетущее чувство вины и все то, что заставляет чувствовать нас одинокими и тотально неудовлетворенными…
В целях благосостояния своей души люди возводят между собой и реальным миром ширму оптимизма. Но для меня такой способ избавиться от проблемы напоминает бегство, а причиной любого бегства, как нам известно, является самый гнусный, человеческий изъян под  названием «страх». Лично я всегда держался подальше от всех человеческих гипотез и теорий, в которых чувствовалось присутствие этого неблагородного чувства. Кроме того, бегство от проблемы ее никогда не решало. Каждый оптимист рано или поздно устанет вещать о прекрасной жизни, рано или поздно он не сможет игнорировать  приближавшийся к нему горе. Чтобы оптимисту чувствовать удовольствие от жизни надо, чтобы его все время что-то отвлекало, как ни одно то другое, ему ни в коем случае не надо задумываться над негативными мыслями, ибо это принесет «страшное», плохое настроение. Но все же бывают моменты, когда ничего не в силах отвлечь от изначально наполненной горестями жизни, и все мы можем увидеть оптимиста в слезливой депрессии, а рядом пессимиста проходящего мимо, многозначительно пожимая своими плечами. После недолгих таких озарений оптимист возвращается опять в свое русло, продолжая отвлекать свое внимание работой, развлечениями и всем тем, чем можно себя отвлечь. Такой круговорот случается неоднократно, и все потому, что как я уже сказал: они не знают других выходов.
Логично, если оптимизм только «бегство», то «решения» заключается именно в нигилистическом восприятии мира. Но для того, чтобы меня не обвинили в софистических уловках, придется разобраться с этим выводом. На самом деле решения разного рода жизненных проблем и страданий корениться в их осознании как таковых. Первый шаг к излечению - это признание своей болезни. Именно это должно дать нигилистическое мировоззрение. Осознания, понимания человеком не прикрытой ничем ужасной реальности бытия может принести ему выгоду в виде меньших жизненных разочарований. Но чтобы добиться этих положительных результатов, надо с начало осознать, что мир не так прекрасен, как казалось раньше. Этот вывод не привыкшие к нему люди будут воспринимать немного болезненно. Им придется  пережить неприятный момент резкой перемены взглядов. Затем наступит период осознания. Первое «озарения» - это «осознания своего несчастья». Это осознание учит быть равнодушным ко всем своим невзгодам, избавит от ненужных мечтаний и лишних надежд. Это так же избавит и от боли разочарования, ведь несчастья было уже весьма ожидаемым для такого человека. Человек убежденный, в том, что несчастья составная часть его жизни будет ставить перед собой более трезвые, осуществимые цели. Второе - «осознание несовершенства человечества», дает понимания того, что эгоизм - это внутренняя мотивирующая сила всех действий любого человека. Такое понимание избавляет от обременяющего сострадания, угрызений совести, и «неправильных» жизненных решений. Под «неправильными» жизненными решениями я имею в виду, то, что человек имея выбор между собой и кем-то другим,  всегда будет выбирать себя. Все люди эгоисты, ни в одном, абсолютно ни в одном человеческом поступке нет альтруистических мотивов, это наша бессознательная  природа, и ни один моралист не в силах изменить ее в человеке. Эту человеческую природу можно только принять к сведенью и поступать согласно ее велениям. Но тише, не будем слишком громко говорить об этом знании, это очень опасное знание, и ближе к концу этого эссе, я объясню, почему. Следующий этап «озарения» - это «осознание бессмысленности жизни». Эпикур считал, что человеческую жизнь отравляет две вещи: страх перед богами, и страх пред смертью. Сначала он доказывает, что боги существа полноценны и самодостаточны, для которых дела человеческие не предоставляют никакого интереса. Даже если боги существуют, то они не вмешиваются в жизнь простых людей. Проблему со смертью он решает немного  софистическим способом, говоря, что когда мы живы, то смерти нет, когда же смерть есть, то нас уже нет. Выходит, что смерть подобно богам не имеет к нам никакого отношения, и для нас, ее не существует. Но для меня представляет интерес не его решение проблемы, а сама проблема, именно заявление о том, что страх пред смертью - отравляет жизнь. Поистине, кто всегда боялся умереть, никогда по-настоящему и не жил. Пессимистично-нигилистическое мировоззрения  включает в себя понимания того, что жизнь бессмысленна, жизнь не имеет никакой объективной ценности, и держаться за нее просто бессмысленно. Страх пред смертью полностью исчезает после последнего этапа осознания нигилистических истин, который наступает с осознанием  ничтожности жизни. Следующие слова М. Лермонтова вуалируют именно на пике осознания этой истины: «Жизнь не стоит того, чтоб о ней так много заботиться». На этом этапе человек смотрит на конец жизни как на конец страданий. Это  приводит к не такой усердной осторожности, рискам и настоящей жизни без особого страха ее потерять или испортить. Страх пред смертью порождает страх пред жизнью, человек начинает болезненно переживать за свою жизнь, избегая всего самого желаемого в ней. В этом состоянии человек превращает свою жизнь в очередь серых однотонных событий, с которыми, в конце концов, смиряется и принимает как должное. Со временем такой человек даже находит в этом какое-то свое мещанское удовлетворения, но воля его уже сломана. Происхождение этого временного удовлетворения таково, что я бы не предпочел его для себя.
Польза от этих мировоззренческих позиций мне кажется неоспоримой. Но как мы знаем, понятия «польза» и «вред» как  собственно понятия «добро» и «зло» - вещи относительные. Если не правильно пользоваться такими знаниями, то можно с легкостью причинить себе вред. Истина опасна. Если мы стали на этот путь, то нужно быть весьма осторожными. И здесь мне вспомнилась цитата из трагедии Вильяма Шекспира:
«И добродетель стать пороком может,
Когда ее неправильно приложат.
Наоборот, деянием иным
Порок мы в добродетель обратим».
Для того чтобы нигилистические мировоззрения не навредили, существуют некоторые условия, назовем их меры предосторожности. Их конечно, можно было бы назвать правилами или законами, но категоричность этих понятий меня никогда не привлекала, а понятие «мера предосторожности» никогда не носило подобного характера необходимости. В этом понятии присутствует момент свободы, и мы всегда можем сами выбирать, соблюдать эти меры предосторожности или нет. Первая и самая главная мера предосторожности - это неразглашение. Подобные мировоззрения очень агрессивно встречаются обществом и каждым человеком в отдельности. Здесь нет ничего удивительного. В обществе не принято говорить о внутренних мотивирующих причинах людей, это грозит сделать их моральную  пьесу, этический фарс - бессмысленным. Нарушение этой меры предосторожности подрывает социальные устои, усиливает диссонанс между личностью и обществом. Ничего так не пугает людей в других людях, как их способность угадывать истинные человеческие мотивы. Пессимистично-нигилистические взгляды полезны, до тех пор, пока другие не знают, что, не начав, игру они уже разоблачены. Вторая мера предосторожности - это иронический и саркастический способ восприятия нигилистического мировоззрения. Сарказм - самая подходящая форма выражения элементарных нигилистических мыслей. Такой способ восприятия, не позволит оказаться нам в плену нашего же мировоззрения. После всего сказанного я, уже  не боясь, что буду понят не верно, заявляю: жизнь поистине  большая куча «чудесных вещей», и вопрос состоит только в том, как бы нам не захлебнуться погруженным в эти «вещи», от бесконечной «радости». Иронизируя, над всеми иллюзорными представлениями людей, иллюзия которых часто исчезает под тяжестью нигилистического мировоззрения, приносит немало своеобразного удовольствие иронизирующему человеку. Но даже если сама по себе эта ирония и приносит удовольствие, главная ее задача заключается в ином. Она служит как бы напоминанием нигилисту, что в жизни нет ничего серьезного, важного или осмысленного. Это правда, а разве не правда всегда служила тем материалом, с которого строили все комедии. Или цитируя слова  Германа Гессе из «Степного волка»: «Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радио музыку жизни, должны чтить скрытый за нею дух, должны научиться смеяться над ее суматошностью».


Рецензии