Дорога к храму у каждого своя

Многие интересные и важные события начинаются с того, что однажды…
Как-то, много лет тому назад, занимаясь со студентами музыкального училища, я заметила их явный, сказала бы даже жадный интерес к духовной музыке.
Музыка эта (в основном хоровая), конечно, прекрасна. Об этом говорит уже хотя бы тот факт, что ни один выдающийся композитор мира, в том числе и русские – Бортнянский, Чайковский, Рахманинов, Чесноков…, не прошли мимо этого жанра.
 Долгие-долгие годы в СССР она была под запретом, и только изредка, с другим текстом отдельные эпизоды крупных духовных сочинений звучали с концертной эстрады.
Но вот  на излёте ХХ века, она зазвучала открыто, позволяя и исполнителям, и слушателям пережить прекрасные мгновения катарсиса (очищающего потрясения), отверзая слух и душу.
В нотных тетрадях студентов стали появляться записи духовных сочинений.
Некоторые пели в церковном хоре.
 Однажды пошла в церковь и я.
 Маленькая, на окраине города, называемая прихожанами то ли нежно, то ли с известной долей иронии (а скорее – и то, и другое) «церквушечкой-избушечкой».(Сегодня в городе несколько прекрасных православных храмов и великолепных мечетей). Служба приближалась к своему кульминационному моменту, когда все молящиеся объединены одним чувством благодати. Прекрасно, объёмно звучал сочный баритон отца-диакона. В короткие паузы чуть потрескивали свечи, сладко пахло ладаном, и тихо-тихо, как бы с небес, выплывала с хоров дивная мелодия «Да исправится молитва моя». Под мягкими, «поющими» руками молодого регента мелодия лилась, росла и ширилась, наполняя все уголки церковки, как и души людские, чувством умиротворения и гармонии с самим собой.
Для многих, чьи лица отмечены печатью страданий, посещение церкви – душевная реанимация. Но среди прихожан много и молодежи. Особенно популярны обряды крещения и венчания. Что же их-то, с душами, часто извращёнными «порнухой», «видухой», компьютерными играми, вечной погоней за кайфом, приводит в церковь?
С этим и другими вопросами я и обратилась к молодому регенту Геннадию Васильеву:
– Гена, тебя я знаю с пятнадцати лет, когда ты был студентом музучилища. Вечно в гуще молодежи, много и умело импровизируя на фортепиано рок- и поп-музыку, ты всегда активно участвовал в вечерах, капустниках. Ничто в тебе не предвещало регента.
– Я и сам не знаю, как это получилось.
 Семья у нас не религиозная. Видимо у меня к этому были какие-то внутренние предпосылки. Во всяком случае, я считаю, что в религию я пришел через музыку, которой много и охотно занимался с детства и к которой чувствовал определенные способности.
– Почему подрабатывать ты пошел именно в церковь?
– О нет, подрабатывал я в Центральном доме культуры, во Дворце спорта, а в церковь я пришел ради интереса, любопытства, если хотите. До этого я в составе небольшого вокального ансамбля спел в концерте программу из отличных культовых сочинений. Музыка эта, мало того, что красива, но с большим нравственным потенциалом, адресованная уму и сердцу, полна какой-то особенной исповедальностью.
 Когда я пришел в хор, он не имел регента. По мере сил и умения я стал помогать. ТАк вот и стал через несколько месяцев регентом. Хорик наш небольшой, всего шестнадцать человек, но все «нотники», а главное, очень любят петь, получают от этого громадное удовольствие. Я это вижу, чувствую, да и сами хористы об этом говорят.
– Сейчас ты студент университета. Каковы дальнейшие планы? Есть ли стремление продолжить регентское образование и посвятить себя этому занятию?
– Ещё не решил. Два года назад принял обряд крещения. Стараюсь себя проверить: осуществил паломничество в ряд монастырей, в том числе в один из древнейших – Псково-Печорский.
 Какая там благодать!
 Порядок отменный. Ч;дная природа – великолепный парк с голубыми елями, в котором живут белки и другие зверушки, богатейший розарий…
Монахи очень много трудятся в своём обширном хозяйстве.
– Стал ли ты в чём-то иным после крещения? Легче ли, труднее тебе живётся?
– Я очень повзрослел.
 Основным смыслом жизни стало духовное начало. Вещизм меня и раньше не особо занимал, а теперь и вовсе. Жизнь стала спокойнее, размереннее, появилась надежда на её неизбывность, пусть и в других формах. К людям стал относиться терпимее. Много размышляю о человеческих взаимоотношениях, о таинствах исповеди и причастия.
– А как быть с тайной исповеди?
 Столько мы прочли о злоупотреблениях духовникОв доверием своей паствы!
 Овода помнишь?
– К сожалению, как и люди других профессий, священнослужители не все обладают достаточной нравственной силой и культурой, чтобы сохранять при любых обстоятельствах тайну исповеди. Потому-то и надо себя серьезно проверить.
Гена задумался… Возможно, он пытался увидеть своё будущее.
  Ему всего двадцать один. Он музыкально одарен, добр, искренен и правдив, скромен и совестлив. По-моему, его внутренний мир остается неразгаданным даже для него самого.
 Я не торопила паузу.., но, улыбнувшись своей мягкой улыбкой, Гена незаметно посмотрел на часы: ему предстояло посещение вечера сатиры и юмора.
Он не спешил сжигать за собой мосты, оставаясь сыном своего времени.
P.S.
Сегодня Геннадий живёт в одном из культурных центров России, и работа его по-прежнему связана с хоровой музыкой.


Рецензии
Спасибо! Дорога к храму...ищем, ищем...лично спрашивал у муллы, попа и раввина...- все знают только короткий отрезок до своей "епархии", но не далее...Ищем. С уважением, всего Вам самого лучшего,

Иван Таратинский   24.10.2016 16:17     Заявить о нарушении
Вы правильно поняли - затронутая тема шире, чем сюжет, она философская.
Самого ДОБРОГО.

Нелли Мельникова   25.10.2016 08:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.