Идеология для победителей...
Как часто бывает - одна мысль при ее обдумывании, вызывает появление другой не менее интересной мысли, так и в этом случае. Писал очерк « Клошмерль цветет и …» и появился вопрос – как советская цензура могла разрешить этот фильм к показу? В моей памяти всплыли события того периода, с 1946-1953 годы. Я тогда был ленинградским студентом, посещение театров и кинотеатров было моей страстью, как у большинства моих сверстников, поэтому контуры событий тех времен сохранились в памяти. До войны, и в годы война советский кинематограф выпускал на экран достаточно много кинофильмов. Я не говорю о содержании этих фильмов, они соответствовали идеологии того времени. Но интенсивность их выпуска вдруг резко снизилась после 1947 года. Было несколько урапатриотических фильмов, «Иван Грозный», «Сказание о земле сибирской». «Падение Берлина», «Заговор обреченных». Чтобы понять причину этого временного упадка в кинематографии рассмотрим послевоенную, политическую обстановку в стране.
Для этого нужно охарактеризовать деятельность ЦК ВКП(б), в послевоенный период. А начнем рассмотрение со знаменитого парада Победы 24 июня 1945 года. На трибуне товарищ Сталин. Парад принимает маршал Жуков Г.К.. Он же обращается с приветственной речью к участникам парада и ко всему народу. Текст речи, утвержденный свыше, он получает в готовом виде, На полях врученного ему текста выступления даны даже указания, где и как нужно голосом отражать торжественность произносимых фраз. В речи не нашлось места для того, чтобы почтить память оставшихся на полях сражений. А сам Верховный главнокомандующий не нашел нужным обратиться к «дорогим братьям и сестрам» и поблагодарить их за принесенные жертвы и проявленный героизм, и первым покинул мавзолей. Весь парад он, молча, отстоял на трибуне.
Очевидно, власть уже тогда опасалась, что победивший в войне народ, может слишком возгордиться победой и потребовать признания своих заслуг и послабления режима.
Еще не просохли слезы матерей, жен и детей, близкие которых не вернулись с войны. Материальное положение населения было ужасающим. Не хватало еды, одежды, жилья. Напомним, что лето 1946 года оказалось на редкость засушливым, и население ожидала голодная зима 1946 - 1947 года. Нужно было восстанавливать разрушенное войной хозяйство.
Однако партийное руководство посчитало, что в первую очередь нужно показать народу, что карательные органы за время войны не ослабли и победивший народ не должен слишком возгордиться своими заслугами. и надеяться на ослабление надзирающих за ним соответствующих ведомств..
И во главу угла была поставлена идеологическая линия партии, отклонение от которой недопустимо. И партия начала работать.
14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП(б) О журналах Звезда и Ленинград.
24 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП(б) О репертуаре драматических театров.
4 сентября 1946 года Постановление ЦК ВКП(б) О кинофильме «Большая жизнь», 2 серия «Иван Грозный», «Адмирал Нахимов» и о неблагополучном положении в кино..
8 февраля 1948 года Постановление ЦК ВКП(б) Об опере Мурадели «Великая дружба. О декадентских тенденциях в Советской музыке
31 июля 1948 года. Доклад Т.Д. Лысенко «О положении в биологической науке» на сессии ВАСХНИЛ, где был провозглашен классовый характер науки.
Январь 1949 года В партийной печати развернута компания против антипартийной группы театральных критиков..
15 февраля 1949 года Об антипартийных действиях члена ЦК ВКП(б) Кузнецова и других. Разгром Ленинградского партийного и советского аппарата.
!950 год - Работа Сталина, Марксизм и вопросы языкознания
Всем интересующимся этим периодом понятно, что за каждым постановлением следовали жесткие санкции и летели головы.
Зощенко и Ахматова были исключены их Союза Писателей
Расстреляны деятели антифашистского комитета, Руководитель Михоэлс был убит.
Руководитель Союза писателей Фадеев вынужден был переписать, ранее восхваляемый роман «Молодая гвардия». В результате он пустил себе пулю в висок в 1956 году. Здесь перечислена только малая часть проводимых репрессий
Все общественные науки должны были преподноситься в духе основополагающих источников: «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Краткая биография И.В. Сталина» и его последних работ.
Я этот период запомнил как молодой кинозритель, черпающий гуляющие в народе слухи.
Люди старшего поколения помнят высказывании В.И.Ленина – «Из всех искусств, для нас важнейшим является кино». Эта цитата встречала нас в фойе каждого кинотеатра. Не могла партия пройти мимо такого мощного рычага воспитания народа. Соответственно, были сведения, что самому вождю был представлен для просмотра репертуар всех готовых к выпуску, находящихся в производстве и готовящихся к производству фильмов, Практически все они были забракованы, высочайшим повелением. Работники кино оказались у разбитого корыта. Нужно было искать способы выживания.
И они нашли выход в экранизации пьес Островского А.Н.. В период от 1950 по1955 год было выпущено шесть фильмов. Причина такого кинематографического интереса к творчеству действительно талантливого драматурга объясняется более легким прохождением цензурных барьеров. В каждой картине критикуется и высмеивается, так называемый, отживший строй.
Но, очевидно, никто не снимал вопрос об экономическом положении кинематографа, и, более того, самому государству нужны были деньги, получаемые с проката кинофильмов. А на нескольких политически выдержанных картинах, и экранизации пьес А.Н. Островского нужных средств не получишь. Для решения этой задачи, очевидно, и были запущены в прокат так называемые «трофейные фильмы», то есть лучшие, выпущенные во всех странах мира фильмы, взятые по окончании войны из немецких хранилищ. Этих фильмов было бесчисленное множество, они были великолепны, в них мы увидели прекрасных актеров мировой величины и они нам дали возможность заглянуть в ту жизнь, за железным занавесом. В первых титрах этих картин стояла фраза – «Фильм является трофеем советской армии». Эти фильмы заполонили экраны всех кинотеатров. Более того, эти фильмы шли в дневное время почти во всех театральных залах. Я, например, посмотрел некоторые фильмы в зале «Оперной студии Ленинградской консерватории».
Критикуя негатив тех времен, трофейные фильмы вспоминаю с восторгом. Услышал великолепные голоса Джильи и Карузо, Прослушал экранизированные оперы «Чио-Чио-Сан, «Тоска», «Риголетто» в исполнении лучших мировых исполнителей. С нежностью вспоминаю «Петер» с Франческа Гааль. А каким восторгом вся стран смотрела «Тарзана»? Сколько стихов было посвящено Тарзану, Джейн и Чите. Думаю, что и «Скандал в Клошмерле», был пропущен в прокат, вместе с этими «трофейными кинокартинами
Свидетельство о публикации №213120301126
А судя по воспоминаниям, пошла вторая волна для отсидевших. Но по моим ощущениям, самым тяжёлым был разгром ленинградцев, затронувший и руководителей других областей. И урон и острастка! Очень жалко музей обороны и блокады... Вот бы сейчас посмотреть... Но это не поддерживали и последователи. Да и сейчас не хотят правду озвучивать.
Александр Сергеевич Трофимов 10.05.2020 07:39 Заявить о нарушении