Социально-этические проблемы современной медицины
Не меньшую дискуссионную остроту приобрела в современном обществе тема справедливости эвтаназии. Можно ли считать эвтаназию гуманным действием, укладывающимся в рамки нравственной справедливости? Сторонники эвтаназии полагают, что в выборе между постоянным страданием уходом из жизни следует отдать предпочтение меньшему злу -тому, которое соответствует меньшей несправедливости, так как, во-первых, позволяет человеку уйти достойно, не допуская вероятной деградации до сугубо витального уровня, во-вторых, выражает волю самого человека и , в-третьих, избавляет от душевных мук не только неизлечимо больного, но и его родных, на долю которых порой выпадают не меньшие, а то и большие страдания при виде безысходного положения ближнего. Широта проблематики простирается от приемлемости эвтаназии добровольной (совершаемой по личной просьбе пациента, пребывающего в здравом уме) до принудительной, осуществляемой путем введения инъекции больному в бессознательном состоянии при допущении уверенности, что пациент согласился бы с таким исходом. Определенные действия относятся к промежуточным формам эвтаназии- например, отключение аппаратов искусственного поддержания жизнедеятельности при безнадежном состоянии пациента.
Тесно примыкает к указанной проблеме еще одна, не менее животрепещущая, - проблема правомерности прекращения реанимационных мероприятий после биологической смерти пациента с целью как можно более раннего изъятия органов -трансплантантов. Дефицит донорского материала заставляет врачей искать пути обеспечения им, ведь в любой взятый момент времени приблизительно 8000-10000 человек ожидают операции по пересадке. Между тем остается актуальным вопрос о четком и безошибочном определении момента смерти мозга, делающей бессмысленными, согласно представлениям современной медицины, все дальнейшие реанимационные мероприятия. Рассматриваемая проблема нравственной справедливости локализуется вокруг ранней констатации указанного состояния, позволяющей изъять донорские органы в наиболее благоприятные для целей трансплантации сроки.
Юридическое регулирование проблемы осуществляется на базе двух моделей- презумпции согласия (признание изначального согласия человека на донорство органов при отсутствии каких-либо письменных заявлений) и презумпции несогласия (человек не может стать донором, если не выразил своего на то согласия в установленном порядке), а также модели испрошенного согласия, которая предусматривает либо уверенное прижизненное согласие человека на изъятие своих органов, либо член семьи четко заявляет о согласии на изъятие в том случае, если пациент не оставил подобного заявления. Независимо от применения той или иной модели (оценка их нравственной справедливости требует отдельного рассмотрения), перед медиками стоит непростая задача - диагностировать момент наступления необратимых изменений, не совместимых с возвращением больного к жизни. В российском законодательстве изъятие органов основывается на презумпции согласия и юридически разрешено при констатации смерти мозга, которая, согласно медицинской инструкции, является эквивалентной смерти человека. Очевидно, соблюдение принципов нравственной справедливости должно допускать прекращение реанимации лишь в случае полной и неоспоримой уверенности в отрицательном результате. Здесь следует выделить два ключевых момента. Во-первых, точность диагноза смерти мозга зависит от целого комплекса различных параметров (их более трехсот), причем описан целый ряд состояний, осложняющих постановку данного диагноза. Иногда очень сложно верифицировать смерть и глубокую кому. В последнем случае не исключается лечение (пусть даже с призрачной надеждой на успех). В отдельных случаях для вынесения окончательного вердикта необходимо несколько часов (срок недопустимо большой для результативной трансплантации некоторых органов).
Во- вторых, в отдельных случаях смерть мозга не препятствует возврату пациента к жизни, но уже в так называемом вегетативном состоянии, без шансов на восстановление личности. Выход из вегетативного состояния в медицинской практике почти не наблюдается.
Все перечисленные проблемы восходят к одной - проблеме справедливого по отношению к личности выбора. Последний, в свою очередь, основывается на представлении о высшей и непреходящей ценности жизни. Философский гуманизм выдвигает идеал, определяющий смысл жизни в ее индивидуальных, общечеловеческих, социальных измерениях. Абсолютная ценность человека делает его жизнь особенной, неповторимой, не похожей на все другие и не заменяемой ими. Принципиальным ли является при этом качество жизни? Следует ли интерпретировать жизнь как прежде всего личностное начало или как способ бытия живого существа в мире? Собственно, с ответом на данный вопрос перекликаются рассмотренные выше проблемы эвтаназии и трансплантологии. С решением того же вопроса связана и оценка нравственной справедливости экспериментов по клонированию.
С учетом сказанного проблема эвтаназии предстает не просто как проблема свободного выбора личности. Ее горизонты расширяются до проблемы справедливости действий других в реализации этого выбора. И если истина состоит в абсолютной ценности жизни как высшего блага, то справедливый выбор самоочевиден. В условиях отсутствия свидетелей и постороннего вмешательства человек, разумеется, волен сделать то, что считает нужным, каким бы тяжелым для окружающих ни оказалось его решение. Но долг ближнего- всеми силами предотвратить непоправимое, не акцентируя внимание на причинах, побудивших человека к такому поступку. Следует разграничивать свободу выбора личности, свободной в своем выборе, и несвободу кого бы то ни было в вопросе оказания помощи в реализации задуманного.Необходимо также подчеркнуть, что свободный выбор личности в отношении самой себя - это выбор в конкретной ситуации и в конкретных условиях. Условиям свойственно изменяться, а значит, нет никакой гарантии, что завтра, в новых обстоятельствах, человек сделает уже совсем другой выбор. И высшей несправедливостью будет лишение личности шанса на перемену своего решения. Поэтому не обсуждение правомерности либо неправомерности эвтаназии, а разработка новых методов помощи физическому и психическому здоровью человека, обеспечение комфортности жизни даже в самых непростых условиях - вот то , что приближает нас к истине и устанавливает справедливость в данном вопросе.
В контексте проблемы трансплантологии приверженность медиков нравственной справедливости не позволит им поставить точку в реанимационных мероприятиях до исчезновения последней надежды на спасение жизни, причем независимо от ее последующего качества. Нравственная справедливость, творимая во имя жизни как высшей ценности, не допускает сравнения потенциальных донора и реципиента по возрасту, социальному положению, приносимой ими общественной пользе, прогнозу на излечение. Противоречит принципу нравственной справедливости и сравнение ожидаемого качества жизни пациентов при том или другом исходе ситуации. Сама правомерность рассуждения о том, при каком качестве жизнь достойна продления, охраны и защиты, а при каком – нет, допускает участие третьего лица в роли судьи. Но в силу того, что судья - такой же человек, знания которого исходя из принципа недостижимости абсолютной истины всегда заведомо неполны, а вопрос о том, кто из двоих людей более нужен обществу, морально несостоятелен (не только по причине субъективности взглядов судьи, но и из сугубо гуманистических соображений), мнение его никогда не может считаться справедливо обоснованным. Тем более следует признать неприемлемым совершение выбора без выраженного ранее желания на то донора – причем желания, высказанного по собственной инициативе, а не под давлением медицинских работников, и в обязательном порядке зафиксированного в письменном виде. Конечно, резонно предположить, что количество пересадок достаточно резко сократится – ведь при условии максимально достоверного информирования пациента обо всех возможных ошибках и рисках отказы будут не единичными. Однако если в обществе удастся достичь солидарности в этом вопросе, они не станут восприниматься врачами и заинтересованной в пересадке стороной с разочарованием или агрессией. Ведь недооценка самой жизни как высшей ценности, прагматическая привязка к ее качеству способна привести к самым непредсказуемым выводам - например, относительно детей, рождающихся неполноценными, людей с тяжелой степенью инвалидности, стариков с болезнью Альцгеймера и т.д.
Эксперименты по клонированию человека в разрезе истинности социума и движения его по пути нравственной справедливости вызывают ряд серьезных возражений. Категорически не вписываются в рамки данных понятий технологии терапевтического клонирования, заключающиеся в возделывании так называемой терапевтической культуры, а по сути, сотворения новой жизни с целью последующей разборки на «запчасти». Проблема остается дискуссионной из-за отсутствия общепризнанного подхода к начальной границе существования жизни и является обратной стороной проблемы прекращения жизни, рассмотренной выше.
Гипотетические перспективы продолжить себя в двойнике - клоне неизбежно приведут к расшатыванию и без того сегодня неустойчивого института семьи. К тому же вряд ли справедливо затрачивать огромные финансовые средства на производство клонов при наличии в обществе детей - сирот и массовых прерываний незапланированной беременности. Переориентация на заботу о счастливом детстве каждого, пусть даже еще не рожденного ребенка, а не попустительство сомнительным желаниям обеспеченных людей - единственно возможное решение, позволяющее социуму не свернуть с дороги истины и нравственной справедливости.
Свидетельство о публикации №213120301189
Андрей Якуп 05.10.2014 01:50 Заявить о нарушении