Последний звонок. Кристина

Жертвам Золитудской трагедии посвящается.
21 ноября 2013 года в г.Риге (жилой район Золитуде) рухнула крыша торгового центра "MAKSIMA". Под руинами погибло 54 человека.


         Хмурое осеннее утро. Кристина стояла  у окна. Капли дождя стучали в стекло, будто хотели что-то сказать. На душе тоска. Женщина знала: грустить - заведомо поддаться депрессии, она не станет грустить. Конец ноября. Скоро декабрь, а там и Новый год. Затем наступит февраль и она будет жить в ожидании весны...
         На газовой плите, в кастрюльке томилась геркулесовая каша. Вот и муж Эдгар проснулся. Пора будить сына в школу. Она покормит, проводит своих мужчин и будет собираться на работу.

         
      Кристина работала на Рижском рынке, где арендовала торговый киоск в цветочном ряду. Женщина  занималась изготовлением и продажей ритуальных венков. Невесёлое и нелёгкое это занятие, вплетать искусственные цветы и чёрные ленты с надписями от родных. Кожа на руках покрасневшая, пальцы исколоты колючей хвоей. Ладони она защищала митенками - перчатками без пальцев, которые сама связала из толстой цветной шерстяной нити. Кристина любила цветы, но живые. Её же работа была связана, в основном, с искусственными цветами, которые своим неувядаемым видом подчеркивают незаменимость утраты для родных и близких. Тем не менее, она старалась подходить к своему занятию творчески. К тому же,  это приносило пусть небольшой, но стабильный доход.

          При таком товаре не идёт речь о постоянных клиентах. Люди, одетые в чёрное, целенаправленно шли вдоль рядов, уставленных вазонами с живыми цветами, направляясь к нескольким модулям, что заключали цветочный ряд. Не спеша осматривали предложенный товар и чаще останавливали свой выбор на венках, над которыми кропотливо и старательно колдовала Кристина. Она сама себе была дизайнером, думала над сочетанием цвета, материала, используемых искусственных цветов. В результате, каждый венок выходил  маленьким произведением искусств - утончённым, изящным и трогательным. В её работах не было множества аляповатых ярких цветов. Достаточно четырёх белых лилий по центру в виде креста, от которого лучами разбегались по сторонам чайные розы или нежного оттенка жёлтые гвоздики. Чёрная лента могла переплетать весь венок по контуру, могла расположиться вокруг белых лилий в виде траурной рамки. В иных случаях лента струилась по венку, напоминая о реке забвения из греческой мифологии и глядя на такую работу, у самой Кристины в голове всплывало выражение "кануть в Лету".

          Торговка, что стояла по соседству, тётя Валя, по началу недолюбливала молодую, более удачливую конкурентку. Но когда познакомились поближе, прониклась к работящей и отзывчивой женщине уважением. Она могла попросить Кристину присмотреть за товаром, отойти по своим делам, а по возвращении не спешила занять своё место,  некоторое время наблюдала в сторонке за её работой. Тётя Валя отметила про себя, что женщина не только присматривала за её товаром, но и рекламировала его в надежде продать. И пару раз ей это удавалось, тогда Кристина с улыбкой протягивала выручку. Другие же торговки в таких случаях старались акцентировать внимание покупателя лишь на своём товаре, а когда люди в чёрном проявляли внимание к соседним венкам, лишь отмахивались:
          - Продавец отошла. Ждите!
          Что тут скажешь? РЫНОК!

          Последние дни ноября выдались особенно дождливыми и ветреными. В пятницу соседний киоск простоял закрытым. Несколько раз тётя Валя обеспокоенно набирала номер Кристины, телефон не отвечал.  Может, случилось что? А через день пришёл Эдгар. Он и раньше появлялся на рынке, помогал жене с перевозкой материалов. Сейчас его было не узнать. Лицо серое, глаза впали. Мужчина молча открыл модуль и стал выносить венки на улицу.
         - А где Кристина? Заболела? - подошла с вопросом тётя Валя.
         Мужчина ответил не сразу. Он посмотрел на выставленные венки, затем взглянул на женщину полными слёз глазами:
         - О Золитудской трагедии слышали? Она осталась там, под развалинами.
         Женщина не нашла, что ответить, только громко охнула.

         Эдгар стал закрывать киоск:
         - Аренда до конца месяца  оплачена. Ключи занесу в администрацию. А это, - мужчина кивнул на венки, что сиротливо стояли прислоненные к стенам опустевшего модуля. - Это раздайте.
         Эдгар натянул кепку на глаза и пошёл прочь.

         А на следующий день по цветочному ряду рижского рынка с утра шли люди в чёрном. Мужчины и женщины, старики и дети. Они проходили мимо живых цветов, двигаясь к дальним киоскам, что торговали ритуальными венками.

        Тётя Валя после тревожно проведённой, бессонной ночи, вглядывалась в заплаканные лица и когда кто-нибудь из них останавливался у осиротевших венков с вопросом:
        - Сколько стоит?
        Она отвечала:
        - Берите один бесплатно, какой на Вас смотрит. И помолитесь за Кристину.


Рецензии
Анжела, здравствуйте!

Трагелия в Золитуде не может оставить равнодушным. Только в такие моменты мы начинаем понимать что нить нашей жизни весьма тонка, и уж точно нам не подвластна.
Я всегда хотел сам написать рассказы о этом. И еще о том, как могла бы продолжаться жизнь, если бы...
Хотя н аэту тему много написано, и даже снято. Наприме "Двое из двадцати миллионов".
Спасибо за интересные рассказы.
С уважением,

Егор Роге   27.11.2015 17:31     Заявить о нарушении
Давно не получала отзывы на эти рассказы. Благодарю Вас, Егор!
Вы пропустили ещё один рассказ на эту тему: "Родители". Если найдёте время - прочтите. Картинка сложится полнее...
Вы из Латвии? Если да, то понимаете какая трагедия случилась для нашей маленькой страны...
С уважением, Анжела

Анжела Стальная   28.11.2015 15:05   Заявить о нарушении
Конечно понимаю, правда именно в эту Максиму не заходил. Все больше в Рими с Спице.
Такое время...
Вроде и войны нет, а жертв все больше.
В России на дорогах погибает за год больше чем во время войны в Афганистане за 10 лет.
Как то меня навеяло на рассказ Разрушитель.
С уважением,

Егор Роге   29.11.2015 15:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.