Каким оружием оскопили Урана?

Для начала вспомним мифологический сюжет.

Уран («небо») — в греческой мифологии бог, олицетворяющий небо, супруг Земли Геи, относится к самому древнему поколению богов. Отец богов. «Первый стал править всем миром».
Согласно Гесиоду, Гея, вступив с ним в брак, породила горы, нимф, Понт (моря), титанов и титанид, циклопов и сторуких исполинов — гекатонхейров. Одной из главных черт Урана была его бесконечная плодовитость. Своих детей, ужасных видом, он ненавидел. Пряча их в утробу Геи, Уран причинял ей тяжкие страдания.
Для облегчения участи своей матери Кронос, её младший сын, оскопил Урана при помощи серпа. Плодоносная сила Урана была настолько велика, что от капель крови, упавших на землю, родились эринии, а от упавших в море — богиня Афродита. Результатом было отстранение Урана от продолжения рода богов-чудовищ и переход власти к его сыну Кроносу.

«…Взвеселилась душой исполинская Гея.
В место укромное сына запрятав, дала ему в руки
Серп острозубый и всяким коварствам его обучила.
Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…», Гесиод, «Теогония»

Все это греческая мифология, которая всем широко известна. Казалось бы, какие вопросы могут тут быть? Очень много!

Гесиод жил в VIII—VII вв. до н.э., что дает нам известную точку отсчета для поиска.

Итак, Крон оскопил Урана серпом! Почему не мечем или ножом? Серп довольно неудобное орудие для подобной хм, «операции»! Крон-бог не мог уподобиться земледельцу, взяв по своей бедности земледельческое орудие.
Можно возразить, что Гесиод неверно передал значение «серп» или переписчики дали не тот термин. Какое же режущее оружие было в Греции в эпоху Гесиода?

Смотрим:
Копис  — изогнутый вперед меч с односторонней заточкой по внутренней грани лезвия, предназначенный в первую очередь для рубящих ударов. По-гречески означает «рубить, отсекать».
Изогнутые мечи находили употребление у разных народов в разные времена, часто отличаясь между собой лишь в названии. Первым таким мечом считается древнеегипетский кхопе;ш, несомненно, происходящий от серпа.
Еврипидом и Плутархом это слово использовалось для обозначения ножа для разделки мяса, Ксенофонт так называл мечи персов и египтян. По смыслу можно сделать предположение, что копис приспособлен скорее для рубящего удара.
Древнеримский автор Курций в своем романе о походе Александра Македонского один раз упоминает кописы в битве с индийцами, как нечто необычное для македонской армии: «Слегка изогнутые мечи, похожие на серпы, назывались копидами, ими рубили хоботы слонов».
Другим словом, обозначающим такой же изогнутый меч, является махайра (махера), то есть нож в современном греческом. Это слово в античности широко применялось к обозначению всяких режущих предметов, от бытовых ножей до мечей римлян. Ксенофонт употребляет «копис» и «махайра» по отношению к одному и тому же типу меча, но из контекста его сочинений ясно, что под «махайрой» он подразумевал режущий тип клинка в отличие от колющего, а под «кописом» — изогнутый меч:
«Для нанесения вреда противнику мы более предпочитаем кривую саблю, чем прямой меч, потому что для всадника с высокого места удар саблею удобнее, чем удар мечом.»
Но в более ранних текстах греки называли мечи «ксифосами».
Копис как меч заимствован греками видимо от персов с VI в. до н. э., Геродот упоминает о таком оружии персидской тяжелой кавалерии (1-я половина V в. до н.э.). Длина клинков из археологических находок в Греции варьируется от 53 до 70 см. Иногда тыльная часть клинка прямая, такой копис напоминает классическое мачете. В Греции копис применялся ограниченно, судя по редким изображениям на вазах и археологическим находкам, зато стал национальным оружием в Иберии (современная  Испания), куда его, вероятно, занесли купцы и наемники в примерно VI—V в. до н.э.
Вот такая справка. И что из этого получается? Во времена Гесиода в Греции не было изогнутых мечей копис. Значит Уран и Крон иностранцы!

И это правда. Читаем отрывок из древнехеттского мифа.

…девять веков миновало,
Как царствовал на небе Ану.
Когда же настал век десятый,
Стал с Ану сражаться Кумарби,
Кумарби, потомок Алалу,
Стал на небе с Ану сражаться.
Тот взгляда Кумарби не вынес,
Из рук его вырвался Ану,
И он ускользнул от Кумарби.
Бог Ану бежал от Кумарби,
Взлетая все выше на небо.
Кумарби, его настигая,
Схватил его за ноги крепко,
Вниз с неба он Ану стащил.
И он укусил Ану в ногу.
Откусил ему силу мужскую,
И стала, как бронза, литьем
Она у Кумарби в во чреве.
Когда проглотил бог Кумарби
Всю силу мужскую врага,
Он радостно захохотал.
Но Ану, к нему повернувшись,
Сказал ему речи такие:
"Ты радуешься, проглотив
Всю силу мужскую мою.
Но радуешься ты напрасно!
Я тяжесть в тебе оставляю,
Во-первых, теперь ты чреват
Отважнейшим Богом Грозы.
Чреват ты теперь, во-вторых,
Рекою огромной Аранцах,
И, в-третьих, теперь ты чреват
Отважнейшим богом Тасмису.
Родятся три бога ужасных,
Как тяжесть в тебе их оставлю.
Теперь ты беременен ими:
Придется тебе головою
Удариться об гору Тассу,
Разбиться о камни придется!"

Так Ану слова свои кончил
И взмыл он в высокое небо,
Невидимым стал в вышине.
И тотчас Царь, мудрый Кумарби,
Выплевывать стал все, что было
Еще у Кумарби во рту
И что не успел проглотить он.
Он выплюнул все, что осталось,
Скорей изо рта своего.
И выплюнутое Кумарби
Вдруг стало горою Канцура -
Огромной Горою Богов.
Кумарби в невиданном гневе
Отправился к богу Энлилю
В Ниппур за советом поспешно.
Он дружески встречен Энлилем.
Тот месяцы будет считать,
Оставшиеся до рожденья.
Вот месяц седьмой настает,
А боги - во чреве Кумарби.

Кумарби - в хурритской мифологии «отец богов», сын Ану, отец Тешуба. Почитался как бог зерна. На наскальном рельефе в Язылыкая близ Богазкёя с Кумарби отождествляют божество с колосом в руке.
Центр культа Кумарби - город Уркиш (северная Месопотамия).

Теперь, кажется все становиться ясно. Хеттский бог Кумарби, как бог зерна был просто обязан иметь в руке серп – символ своего ремесла - земледелия. Поэтому он и виделся Гесиоду подобно земледельцу с неизменным атрибутом жнеца. Так он и попал под именем Кумарби-Крона в Греческую мифологию. Отсюда серп.

Но это не все!

По хеттской мифологии Кумарби откусывает гениталии Ану. Никакого оружия у него нет. И еще. Северная Месопотамия – это не хеттская территория. Значит, этот миф хеттами тоже позаимствован. Где? В Месопотамии.

Идем дальше. В Северную Месопотамию, где в городе Уркиш имелся культ Кумарби. Мы легко обнаружим, что еще три божества отожествлялись с Кумарби. Это Дагон, Илу и Энлиль.

Кто такие первые два из них?

Илу [Ил (угарит., финик.), Эл (финик., иврит), Илум, Илим, Элим (угарит., финик.), Элоах, Элохим (иврит); первоначально «сильный», «могучий», приняло значение «бог»], древнесемитское верховное божество. В западносемитской мифологии верховный бог, демиург и первопредок. Основные сведения об Илу содержатся в угаритских текстах, но почитался он во всём западносемитском ареале. Илу - отец богов и людей, творец мироздания и всего сущего, ниспосылающий людям потомство.

Эль, Ил, Илу - (аккад. Иль-Аммуррум — Бог амореев или просто Амуррум) — верховный бог гутиев-амореев, отожествлялся с богами — шумерским Ишкуром и аккадским Ададом или Адду.

Дагон — зерно — западно-семитское божество, национальный бог филистимлян после заселения ими Ханаана. Дагон — древнееврейская форма имени Даган, упоминающегося в аккадских источниках и текстах  Мари, Эблы и Угарита. Следовательно, это Месопотамское божество, возникшее на основе хурритской мифологии. Но, бог земледельцев, рыбаков – как податель пищи, - и бог дождя, дающего урожай. Впервые упоминается в аккадских документах (23 веке до н.э.) как верховное божество у населения правого берега среднего Евфрата.

Таким образом боги Илу и Дагон имеют свои более древние ипостаси в центральной Месопотамии и примерное время «рождения» 23 век до н.э.

Но зато Энлиль – еще более древнее божество, которое известно в Южной Месопотамии по записям на глиняных табличках созданных в 2700 году до н.э.
Что же делал сам Энлиль?
Энлиль (буквально «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) — в шумеро-аккадской мифологии — один из трех великих богов. Персонификация природных сил, бог воздуха и бог Времени.

Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия. В эпосе о Гильгамеше Энлиль назван одним из инициаторов всемирного потопа с целью уничтожения человечества. Энлиль изображался также как божество коварное и злобное.

Вот и добрались до истоков. Энлиль – сын Ану, что значит Небо. Как и греческий Уран – небо. Энлиль был древнее мира, он вечен как время. Время все разрушает. Как и греческий Крон, Хронос.
И хотя Энлилю приписывают надзор над земледелием, на самом деле самый деятельный и «земной» бог Шумерской триады – Энки.

Каким же образом Ану был лишен власти Энлилем? На этот счет нет никаких данных. Могу предположить, судя по анализу шумерской мифологии, что Энлиль вообще не сменял Ану на своем посту. Ану и Энлиль – боги слишком абстрактного понятия и слишком разного «назначения». С точки зрения Шумеров и, кстати, древних Египтян – Небо должно быть Небом. Вспомним Геракла, который подменил Атланта, пока тот ходил за яблоками. Геракл стал временным держателем неба.
Следовательно, Крон лишив власти Урана, должен был по всей современной и древнешумерской, и древнеегипетской логике стать Небом. Но этого не произошло. Дух ветра не может быть Материей. Значит, Шумеры и Египтяне, не имевшие мифов о смене небесных правителей, кое-что в теогонии понимали более глубоко, чем Гутии, Эблаиты, Хурриты и Хетты.

Ну а греки, вручившие Крону «серп»?

А Греки просто копировали многие чужие мифы и понятия, не считая нужным до конца разобраться в существе дела. Так в Греческую мифологию пришло аккадское понятие «ТУРТУР», ставшее Бездонным Тартаром, Боги из Малой Азии – Дионис, Артемида и Аполлон. Из Фракии – Орфей. Адонис из Финикии. И многие другие.


Рецензии
Познавательно! Спасибо.

Евгений Попов-Рословец   07.02.2016 00:19     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.