Нелегалка Глава 13

 
 
Между тем, бабушка дряхлела не по дням, а по часам. Уже и прогулки с ней стали совсем редкими. Часто Людмила ограничивалась тем, что  усаживала ее в кресло на балконе. Ухаживать за ней становилось все труднее. Видя, как устает Людмила, Элефтерия однажды сказала: «А ведь ты уже почти год у нас работаешь, и тебе положен отпуск. Не хочешь поехать на недельку на Крит?»
Такого подарка Людмила никак не ожидала. Она слышала, что работницам обязаны предоставлять ежегодные оплачиваемые отпуска, но их обычно использовали те, кто имел документы.
Путешествие морем было давней мечтой Людмилы.
- Но как же я смогу пройти на корабль? Да я сразу потеряюсь, или меня полиция заберет! - расстроилась она.
- Ни о чем не волнуйся. Поедешь с моей племянницей, а билеты я куплю тебе туда и обратно, - сразу решила все проблемы Элефтерия.
И уже через неделю Людмила в паре с юной гречанкой с божественным именем Афродити сидела на верхней палубе  огромного морского лайнера и все пыталась удостовериться: не сон ли это? Корабль напоминал белый многоэтажный дом с коврами, зеркалами и даже вертолетной площадкой. Выйдя из порта Пирея в Сароническом заливе, он устремился в открытое Эгейское море. Вскоре скрылись с глаз Афины, и путешественницы оказались в сплошной синеве морской равнины, двигаясь навстречу солнцу. Его яркие лучи заливали палубу, но прохладный ветер спасал пассажиров от жары. Людмиле было в новинку морское плавание, и в восторге от увиденного, она по свежим впечатлениям тут же, на корабле, написала стихи:
Впервые вижу столько моря!
За горизонты ширь его стремится,
Куда ни глянь, лишь водная стихия,
Слегка волнуясь, наш ласкает пароход.
На перекрестке трех материков Эллада –
От Крита в Африку – рукой подать!
И рядом Азия! Чудесная награда!
Мне б этой сказкою подольше подышать,
Испить всю эту синь – и можно умирать, воскликнув:
В мире повидала я довольно!..
В хорошем настроенье бог морей!
Ему готова поклоняться вечно.
Прости, Асклепий! Посейдон милей!
Ах, если бы поездка длилась бесконечно!..
Но Аполлону  изменить не в силах я,
Хор муз его важнее  для меня…
Знать бы заранее, как совсем скоро отзовутся на ее судьбе необдуманные строки… Ведь она слышала, что мысли могут материализоваться, но в тот момент находилась в радужном настроении, близком к эйфории, и наслаждалась свободой.
 Готовясь к поездке, она по книгам освежила в памяти некоторые древнегреческие мифы, связанные с Критом, и теперь во все глаза смотрела на приближающийся гористый остров легенд – родину бога богов, Зевса. Наверное, правда, чтобы узнать Грецию, надо обязательно побывать хотя бы на одном из её трех тысяч островов.
Под вечер они прибыли в северный порт Крита, город Ираклио, затем по новой асфальтированной дороге автобусом добрались до критского горного села, где несколько дней жили у родственников Элефтерии. Они оказались очень гостеприимными людьми. Афродити охотно взяла на себя роль экскурсовода. Она познакомила Людмилу с селом, в котором проживало всего пятьсот человек. Расположенное на горном склоне, оно состояло из небольших светлых каменных домов с приусадебными участками в виде террас и утопало в зелени. Степень благоустройства в нем не уступала городу. Однако, при наличии двух магазинов, кафе и десятка церквушек отсутствовала аптека, а врач и медсестра приезжали сюда только один раз в неделю.
Вечер удивил Людмилу абсолютной тишиной и звездным, как в России, небом.
В последующие дни в сопровождении Афродити она посетила расположенный неподалеку монастырь в скалах, возраст которого перевалил за тысячу лет, съездила в г. Ираклио, где они побывали в хорошо сохранившейся белокаменной морской военной крепости XVI века, выстроенной в бухте у ворот города венецианцами. Ее украшал их «фирменный знак» - лев, который Людмила уже встречала в Паламедии на Пелопонессе.
Крит, как и г. Нафилио, переходил из рук в руки то к венецианцам, то к туркам, а в период II мировой войны был оккупирован немецкими фашистами.
Но главное, остров знаменит древнейшей минойской цивилизацией, основным сохранившимся памятником которой является Кноссо – резиденция критских царей неподалеку от г. Ираклио. Это  древний город, сооружения которого датируются 1900-1200 гг. до нашей эры. Расположенный на холме, он со всех сторон окружен сосновым лесом. Перед Людмилой предстали светло-серые фундаменты зданий из монолитного камня, широкие лестницы, колонны дворцов – часть из них после реставрации имела необычный кирпично-красный цвет с черной каймой у оснований. Внутри стены были расписаны фресками на сюжеты из жизни  людей и животных. Они радовали глаз яркими красками. На одной из наружных стен Людмила увидела изображение черного быка с золотистыми рогами. На его спине стояла хрупкая девушка. Вот и ожил миф о похищении Европы Диасом, богом богов, обернувшимся тельцом или, по-гречески, Тавросом. Это он унес дочь фессалийского царя Европу через моря на остров Крит и женился на ней.
Их сын Миноас стал царем Крита и родоначальником династии Миносов, при которых критская цивилизация в 1700-1450 гг. до нашей эры достигла наивысшего рассвета. До сих пор Таврос – символ Кносского города-дворца. Его архитектуру украшают огромные двойные рога мифического быка.
- А ведь это и мой знак зодиака! – подумала Людмила.
Несмотря на ранний час, в Кноссо прибывали и прибывали туристы. Такого наплыва людей Людмила не встречала даже в Афинском Акрополе. Гиды громко созывали своих слушателей, высоко поднимая таблички с номером группы. Людмила насчитала их более двадцати: англичане, французы, испанцы, итальянцы.  Вот только россиян среди них не было, если не считать единичных нелегалок вроде Людмилы, тайно приобщившихся к памятникам мировой культуры. Людмила вдруг ясно осознала, что, решившись приехать в Грецию, обрела нечто более ценное и значительное, чем просто возможность заработать деньги. И если ей не удастся разбогатеть материально, то богатства впечатлений её уже никто не лишит.
На центральной площади Кноссо, изнывая под солнцем, стояла длинная очередь, куда подошли и Людмила с Афродити. Оказалось, все хотят взглянуть на каменный царский трон Миносов.
Выглядел он довольно скромно, но возраст его внушал почтение – более трёх тысяч лет!
Тронный зал украшали яркие фрески с изображением чудо-птиц с львиным туловищем – грифонов.
 Конечно, мифы – это сказки, но в Кноссо они настолько переплетались с реальностью, что уже не казались выдумкой. К примеру, Ариадна была дочерью царя Миноса. А Минотавр – чудовище с бычьей головой, питающееся человеческой кровью, родился у жены Миноса от её противоестественной связи с быком. Такова была месть богов Миносу за непослушание. Минотавра поместили в подземелье со сложным лабиринтом переходов и обязали поставлять ему на съедение по семь юношей и девушек ежегодно.
Влюбившаяся в Тесея Ариадна подарила ему клубок ниток, который помог юноше выбраться из лабиринта, сооруженного Дэдалом. Тем самым, что выстроил Кносский дворец. Он же смастерил себе и своему сыну Икару крылья, скрепив их воском, а затем отправился с ним в полет. Икар поднялся высоко, слишком близко к солнцу, воск расплавился, и сын Дэдала погиб. В память о нем один из островов Греции назван Икаром. А покинутая Тесеем Ариадна благосклонными богами была помещена созвездием на небо. Да и сами боги: Зевс, Посейдон, Гера, Афродита, Аполлон, Афина – по дошедшим до нас скульптурам, фрескам и преданиям выглядели совсем обычными людьми, разве что прекраснее и могущественнее, и вели довольно свободный, порой даже греховный образ жизни. Что с того? Ведь они бессмертны! Ничто человеческое было им не чуждо: любовь и ненависть, щедрость и зависть, ревность и доброта. Недаром многие столетия они дарили вдохновение поэтам и художникам, в произведениях которых угадывается излюбленный след греческой мифологии.
Но одно дело – изучать мифы Древней Греции по книгам и совсем другое – видеть своими глазами, где они рождались, какие краски, звуки, картины впитали в себя из окружающей их царственной природы.
Людмила вспомнила, как жутко поразила еёе ночная гроза над Эгейским морем. Таких гигантских, причудливых молний ей еще ни разу не доводилось видеть. Их зигзаги один за другим полыхали над горизонтом ослепительными вспышками, вслед за которыми тишину разрывали оглушительные раскаты грома, внушая  суеверный ужас.
В России все было ясно: атмосферное электричество виновато. А в Греции хотелось дать волю воображению: конечно, это Зевс-громовержец гневается, не иначе!
Вот с таким фантастическим ощущением полуреальности – полусказки покидала Людмила Крит. В полной темноте россыпь золотых огней Ираклио медленно удалялась от корабля и таяла в черноте ночи.
В Афины Людмила возвращалась одна. Афродити осталась гостить у бабушки. Ночное плавание было менее впечатляющим. Со всех сторон к освещенному кораблю подступала темнота. За бортом плескалась черная вода. Людмила спустилась с палубы в салон и удобно устроилась в мягком кресле. Немногочисленные пассажиры спали.
Людмила уж было задремала, как вдруг впереди себя на соседнем сиденье услышала всхлипывания. Она взглянула туда и увидела молодую женщину явно славянской внешности. Рядом с ней крепко спал славный малыш лет двух. Видимо, женщина плакала давно: глаза ее покраснели и припухли. Симпатичное личико, хрупкая фигурка.
- Вам плохо? – участливо спросила Людмила соседку по-русски. Та удивленно оглянулась: «Вы из наших?»
- Да, я из России. У вас что-то случилось? Могу я помочь? – снова спросила Людмила.
- Я даже не знаю, кто мне сейчас сможет помочь, - вздохнув, ответила женщина. Но, по всей видимости, ей просто необходимо было выговориться, и она поведала Людмиле свои горести. Вот что рассказала ей Аня:
-Пять лет назад я окончила пищевой техникум в Донецке. За год до этого умерла от рака мама. Отец женился на другой. С работой на Украине плохо, устроиться по специальности я не смогла. Одно время продавала чай на базаре, чтобы как-то заработать на жизнь. А потом моя подруга Инна позвала меня в Грецию.
Она удачно вышла замуж за грека, живет в Афинах.
Ну, и я решила попытать счастья, - она снова всхлипнула.
- Продала кое-что из вещей, залезла в долги, но приехала сюда, правда, позднее, чем договаривались. А Инна в это время уехала с мужем на остров к его родителям. Я ей позвонила из Афин, спрашиваю: что делать? И она дала мне адрес одной женщины, которая принимает к себе на квартиру таких, как мы. Мол, никогда не откажет и берет недорого. Разыскала я эту Иду Филимоновну. Она сама из России, но в Греции живет уже давно. Одинокая, в возрасте.
Когда я пришла, у нее в квартире было уже пятеро девчат. Но и мне место нашлось. Жила я там неделю, ждала работу. К Иде Филимоновне часто обращались какие-то мужчины, которые занимались трудоустройством наших женщин. Сначала они наедине о чем-то беседовали между собой, а потом предлагали варианты с работой. Тут тоже была своя очередь. Дошла она и до меня.
Пришел один грек, господин Димитрис, владелец таверны, и предложил мне работать у него. Мол, и жилье будет, и питание бесплатное.
Я обрадовалась, ведь это же почти по специальности! Вот только как же с языком? Ведь я его не знаю. Но Ида Филимонова объяснила мне, что для начала я буду мыть посуду и помогать делать бутерброды. А хозяин обещает мне помочь поскорее освоить греческий.
Сперва все шло хорошо. Я жила в комнате при таверне, работала с утра до ночи. Димитрис стал за мной ухаживать, сказал, что разведен. Мы по выходным ездили с ним на машине за город на море. Он дарил мне подарки, говорил, что никогда не встречал таких скромных, стройных девушек, собирался на мне жениться. Короче, вскружил голову. Откуда мне было знать, что у греков принято иметь сразу по несколько любовниц! Тем более, их языка я толком тогда не знала. Когда Димитрис уехал в длительную командировку в Болгарию, выяснилось, что я беременна.
Думала он вернется, обрадуется, и мы поженимся. Только незадолго до его приезда я случайно узнала, что у него в Афинах есть семья и дети. Сначала не поверила. Но когда он пришел, и я сообщила ему, что жду ребенка, он просто взбесился. Тем более,  что в этом сроке уже ничего нельзя сделать. Он хотел отправить меня назад на Украину, но там в таком положении я тоже никому не нужна. Есть старшая сестра, только у неё муж пьет, она сама с дочкой не всегда знает, сможет ли переночевать дома или снова придется искать более безопасное место, чтобы переждать его загул. У отца другая семья. Да и на что жить?
В итоге Димитрис договорился со своим другом на Крите, что после родов я буду работать у него в гостинице. Родила я нормально. И он отвез меня с новорожденным сыном на Крит. Я работала на уборке гостиницы, пока ребенок спал. За эти два года Димитрис приезжал раза три, помогал деньгами, но отношения наши вконец испортились. Я поняла, что мы с сыном для него обуза. И вот теперь, когда мальчик подрос, хозяин гостиницы отказал мне в работе. Еду в Афины и не представляю, что буду делать. Кто возьмет меня на квартиру и на работу без документов, с ребенком? – она снова тихо заплакала.
- Аня, успокойтесь! А Димитрис знает, что вы должны приехать? – спросила Людмила.
- Не знаю. Друг его из гостиницы обещал ему позвонить. А мне не удалось с ним связаться: у него мобильник отключен, - печально ответила Аня.
Людмиле захотелось как-то утешить молодую маму:
- Анечка, все, что происходит сейчас – временные трудности. А вот сыночек ваш – он навсегда! Мне кажется, его отец не должен бросить вас на произвол судьбы. Я слышала, что греки ответственно относятся к своим детям.  Все устроится, только не отчаивайтесь.  Постарайтесь уснуть, а я присмотрю за мальчиком.
- Спасибо вам большое!  Вот рассказала – и как-то легче стало, ответила Аня и, усевшись удобнее, затихла. Через полтора часа в розовой дымке зари показались Афины. Людмила помогла Ане спуститься с вещами к причалу, простилась с ней и направилась к автобусной остановке. Оглянувшись, она заметила, как к Ане подошел невысокий плотный мужчина, лет сорока,  явно не красавец. Увидев его, Аня расцвела. Куда  делись слезы! А  вот на его лице Людмила радости не приметила. Но, судя по тому, как бережно он взял сына, поняла: «Нет, не бросит!»
Уже через час она была дома. Отпуск пролетел, как один прекрасный миг.
Элефтерия встретила её более, чем радостно, вздохом облегчения: «Ну, наконец-то! Без тебя тут бабушка никого не хотела признавать и все звала: «Лукия, Лукия…». А Харис после твоего отъезда два дня ничего не ел, скучал. Я уж и не знала, что с ними делать!» Надо же! Кот по ней действительно скучал, потому что от избытка чувств, мурлыкая, куснул Людмилу за ухо. А госпожа Анна вновь и вновь повторяла: «Лукия, Лукия, Лукия…». На вопрос Людмилы, почему она непрерывно зовёт её, бабушка неожиданно ответила: » Имя твоё мне нравится».


Рецензии