Витька

В память о маме...



Каждый день, не позднее десяти утра, он сидел у нас на крыльце.

Мама моя всегда ворчала:

 - Опять не спится голодранцу... – но всегда выносила ему на крыльцо блины и чай.
 
Витька жадно ел, постоянно шмыгая носом,  втягивая набегавшую от горячих блинов и чая соплю, потом говорил "спасибо" и незаметно исчезал до следующего утра.

К таким явлениям, у нас в доме все привыкли и, когда мама каждое утро пекла блины (это её фирменное), то всегда учитывала "лишний рот".

К маме мы приезжали в отпуск и всегда старались, что бы этот отпуск был летом.

Спать в деревне мы ложились поздно. 
Ночи стояли белые и проводили мы их на озере: ловили рыбу или просто сидели на берегу у костра и пели под гитару песни. 

Соответственно, утро у нас начиналось часов в девять–десять - не раньше.

И вот, в одно такое утро Витька не пришёл.

Сначала мы шутили по этому поводу, но позже, пришла к маме соседка и сказала, что Витьку "сильно избил маткин ухажёр". Избил так, что  Витьку на "Скорой" увезли в районную больницу.

Мы забеспокоились – жалко парня. После обеда, я позвонила в больницу и мне сказали, что состояние у Витьки плохое: серьёзная черепно-мозговая травма и перелом ключицы в двух местах.
Это как же надо было избивать ребёнка, что бы довести его до такого состояния?
 
Пожалуй, здесь будет уместным нарисовать портрет Витьки.

Витька - подросток лет одиннадцати - двенадцати на вид, долговязый, щуплый, с рыжим вихрастым хохолком на голове, постоянно грязный и неухоженный.
При всём этом, Витька умел хорошо драться и его даже побаивались пацаны постарше.

Жил Витька с матерью и был у неё третьим, но не последним по счёту ребёнком. Была ещё младшая сестрёнка.
Говорят, что всех четверых детей мать родила вне брака, но утверждать этого не берусь – не знаю точно.

Мамаша почти не занималась воспитанием своих чад. Жила она весело и беззаботно и, каждые полгода, приводила в дом  новых сожителей.

Старшему Витькиному брату было шестнадцать лет и благодаря тому, что он постоянно вызывался помогать всем соседям (наколоть дров, принести воды, полить огород и т.д.), его младшая "братия" имела, хоть и очень скудное, но ежедневное пропитание.
Соседи знали о его проблемах и старались помочь кто чем мог.

Через день после этого события, я должна была уезжать – заканчивался отпуск, от которого я оставила неделю, что бы поехать в августе, на юбилей мамы.

В деревню я вернулась в августе. В это же время, выписали из больницы Витьку. Почти два месяца он там пробыл.

Витька пришёл к нам, как обычно утром и, сел на крыльцо.
Я, когда увидела его, была поражена: это был и он и НЕ он.
Казалось бы - всё то же самое, тот же долговязый Витька, с его непослушным вихорком рыжих волос, но что-то, незаметное с первого взгляда, отличало Витьку от того, прежднего.

Вопреки обыкновению, Витька вежливо отказался от предложенных блинов, смущённо сглотнув, при этом предательски набежавшую слюну.

Из коридора, мама делала мне знаки, что бы я, под любым предлогом, попыталась накормить Витьку.

В этот день мы готовили праздничный ужин, по случаю юбилея мамы. Я сказала Витьке, что нам очень нужна его помощь и, таким образом, привела его в кухню. Там, я попросила Витьку почистить лук, принести воды и, что-то там ещё – уже не помню (да и не важно – это был предлог).
После этого, мама сказала, что пора бы и покушать всем – проголодались уже.

Витька сидел с нами за столом. Было видно, что для него это непривычное дело – сидеть за столом и он сильно смущался. Мы старались делать вид, что не обращаем на него внимания.

Витька поел, поблагодарил за обед и спросил чем ещё, он может нам помочь.
Чтобы не разводить в кухне грязь, я вызвалась вымыть посуду на озере (мы часто это делали, так как мама жила на самом берегу) и попросила Витьку, донести до берега таз с посудой.

Там, на берегу, мы с Витькой случайно встретились взглядом и я поняла, ЧТО в Витьке было не то.
 
ГЛАЗА!!! Это были глаза пожилого человека, повидавшего жизнь и хлебнувшего на своём коротком веку ни мало лиха.

Теперь, смутилась я. Мне показалось, что я переступила какую-то запретную черту и вошла туда, куда мне вход был закрыт.

Сердце защемило от жалости к этому несчастному ребёнку. Я попросила Витьку присмотреть за посудой и отошла. Не хотелось, что бы Витька заметил мои увлажнившиеся глаза ...

Перед своим отъездом, я попросила Витьку присматривать за моей мамой – старенькая она уже, а мы далеко.
Хотелось, что бы у Витьки был ежедневный "кусок хлеба".

Витька не подвёл. Он честно этот хлеб "отрабатывал" в течение почти трёх лет.

Дальше случилось страшное.

Мама в это время гостила у нас.
Как-то вечером, позвонила мамина соседка и сказала, что в деревне беда – Витька убил того мужика, который отправил его в больницу.
(Не поверите – я рыдала белугой).

Был суд. Витьке дали три года колонии, так как он был малолеткой.
Однако...  Видать, Судьба...
В колонии Витька совершил ещё что-то и за это – получил бОльший срок, который отбывал уже во взрослой тюрьме.

Что с ним было дальше я не знаю.
Витькин след затерялся, так как из мест заключения, Витька домой не вернулся.

Да и не было у него дома...

Его мать лишили материнских прав и она куда-то уехала.  Младшую сестру и среднего брата – отправили в детский дом. Старший брат Витьки живёт где-то на севере. Его из деревни увезли с собой геологи, которые работали когда-то в тех местах.


На фото - берег родной...


Рецензии
Дорогая Анна! Это потрясающий рассказ, наполненный вашей сердечной болью. Страшно читать о таких родителях, но они, увы! есть ещё. С уважением,

Элла Лякишева   27.07.2018 23:33     Заявить о нарушении
Спасибо за то, что прочли.
Много ещё таких, незащищённых от суровой действительности Витек, на земле, к сожалению...
С уважением -

Анна Богомолова2   28.07.2018 11:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.