Журналистика - 1999

(СУПРУЖЕСКИЕ  СОВЕТЫ)

ИЗМЕНЯЕТ  ЛИ  ВАМ  СУПРУГ (А),  ПАРТНЁР (ША) ? – 1999

ИЗМЕНЯЮТ  ЛИ  ВАМ ? – 2013 (Проза.ру, Стихи.ру)

Мужчины по-разному смотрят на этот вопрос. Чувство ревности переживал почти каждый. У кого-то оно было в юности, а после 30-35 лет они начинают смотреть на измены своих женщин более философски. У кого-то такое чувство появляется довольно поздно, а кто-то проносит ревность через всю свою жизнь, до глубокой старости следя за передвижениями инвалидной коляски жены.

Мне хочется, чтобы это издание раз и навсегда поставило бы все точки над «i», и мужчина, прочитавший коротенькую заметку, легко и свободно бы ответил для себя на те вопросы, которые его давно (или некоторое время) мучают. К сожалению, с абсолютной точностью ответить на вопрос: «Изменяет ли мне моя жена (подруга, партнёрша)?» невозможно. Но ответить на него предельно точно – на 90-95% – представляется мне вполне вероятным.

Такие понятия как любовь и секс являются неотъемлемой частью жизни для подавляющего большинства людей. Но если у мужчин ко всему прочему есть высокооплачиваемая работа, карьера, бизнес, политика, то у женщин таких перспектив намного меньше, и поэтому любовь, стремление к замужеству и семье выходит очень часто на передний план.

Но давайте просмотрим несколько вариантов женских судеб, наиболее часто встречающихся в современном мире. Сразу оговоримся, что о большой (сказочной) любви мечтают почти все женщины (девушки).

1) Первая любовь. Хочется, чтобы она оставалась единственной. Проходит время, и партнёр уходит к другой (другим). Появляется вторая любовь, потом третья... 89-й партнер предлагает выйти замуж. И она выходит. Хорошо, если он окажется лучшим из всех тех, с кем ей пришлось спать, а если нет? Со временем ей станет не доставать чего-то того, что уже было.

2) Она долго отказывает многим мужчинам и остаётся невинной, ждёт своего «принца», которому, как считает (или хочет считать), будет (оставаться) верна. И вот после свадьбы (или чуть-чуть до свадьбы) она наконец-то дожидается своего счастья. Проходит какое-то время. Она понимает, что та единственная жизнь, которая дана ей природой, закончится, а перед этим она станет старой и никому не нужной. Её тело будет принадлежать лишь только одному, а ведь им могли бы любоваться миллионы. И ей не удастся познать «настоящую» любовь, пыл и страсть других мужчин.

3) Муж негодяй, пьяница, дебошир, импотент, а сосед трезвый, умный, ласковый, темпераментный.

4) Он интересен ей, но сегодня он обидел её (или напился как нельзя некстати) – она, спустя час после его ухода, отдаётся первому встречному, чтобы как-то отомстить любимому, потом десять минут переживает – первый встречный оказался не её идеалом, потом забывает неприятное, а на следующий день снова преданно и верно любит того, кого ей любить на роду написано.

5) Да мало ли какие ещё могут быть женские судьбы?!

А теперь попытайтесь ответить на несколько вопросов (да или нет):

1) Ваша партнёрша (жена) глупее вас?

2) Ваша партнёрша умнее вас?

3) Для вас самое важное – постель?

4) Ревнуете ли вы её?

5) Ревнует ли она вас?

6) Есть ли у неё физические изъяны?

7) Есть ли у вас физические недостатки?

8) Изменяете ли вы ей?

9) Часто ли у вас возникают ссоры, разлады?

10) Обзывает ли она вас грубыми словами?

11) Засиживается ли у подружек допоздна в то время, когда вы находитесь дома?

12) Возвращается ли домой далеко за полночь или вообще не приходит ночевать?

13) Был ли случай, когда она не пришла на назначенную ей встречу?

14) Она красива?

15) Она некрасива?

16) Она старовата?

17) Она молода?

18) Она работает в торговле или в сфере бытового обслуживания, или в армии, или в милиции, или в медицинском учреждении?

19) Она вообще работает где-нибудь?

20) К ней часто в гости заходят мужчины?

21) Часто ли на улице она здоровается с мужчинами?

22) Случалось ли вам ловить её пусть даже на мелком обмане?

23) Любите ли вы её?

24) Пьёт ли она (имеется в виду не несколько рюмочек лёгкого вина раз в месяц)?

25) Курит ли она?

26) Пьёте ли вы?

27) Бьёт ли она своих детей?

28) Чаще всего она плохо отзывается о других людях?

29) Любит ли она роскошь, «показуху»", ездить в красивой машине на переднем сиденье и курить дорогую сигарету?

Ну, пожалуй, и хватит. Если хотя бы 15 раз вы ответили «да», то можно в почти полном объёме утверждать, что ваша жена (подруга, партнёрша) изменяет вам или же обязательно изменит вам в будущем. Если вы ответите утвердительно менее 15 раз, то тогда или вы вообще не собирались отвечать на мои вопросы, т.к. не покупали эту газетку, а увидели у знакомого (а если бы увидели в продаже, то ни за что не купили бы), или у вас все же есть тот небольшой шанс, когда ваша женщина будет верна вам до гроба. Но, честно говоря, я в это не верю.

Если вы хотите, чтобы ваша жена хранила вам супружескую верность, вам нужно выбирать женщину либо с моральным кодексом Н.К.Крупской, либо взять замуж девственницу за тридцать. Но и тогда это сработает лишь на 90-95%.

«Женщины изменяют нам, храня верность природе» – сказал великий современный афорист.

Подруга вам может долго не изменять, пока не поймёт, что вы на ней не женитесь. Жена может вам не изменять долгое время: неделю, месяц, год, пять лет, но она всё равно (как мы уже говорили, на 90-95%) изменит вам телом или на 5-10% (пусть даже мысленно) – «душой», другими словами, если бы ей представилась возможность изменить реально, то изменила бы.

Я знал множество мужчин, которые говорили вслух (и очень часто) о кристальной верности своих жён, при этом они приводили множество доводов, якобы в пользу своих слов: и свои повышенные сексуальные способности, и материальное обеспечение, и красивую наружность собственной персоны, и кроткий нрав супруги. Но все их женщины спали одновременно и с ними, и со многими другими мужчинами.

Так что бросьте свою «любимую» до того, как она изменит вам – «и вы победитель!» (А не рогоносец!)

А ещё лучше – не женитесь никогда. Тогда вам и бояться будет нечего.

10.01.

*

ОБ  ИЗМЕНАХ  СУПРУГОВ  (ПАРТНЁРОВ) – 1999

ОБ  ИЗМЕНАХ  СУПРУГОВ  ИЛИ  ПАРТНЁРОВ – 2013 (Проза.ру)

ОБ  ИЗМЕНАХ – 2013 (Стихи.ру)

Наверное, каждый взрослый человек понимает, что такое супружеские измены и почему, а тем более как, они происходят. И всё-таки, давайте снова коротко проясним для себя несколько ситуаций, из-за которых происходят измены.

1) Распущенность (если так можно сказать) партнёров, когда главным в их жизни становится не качество, а количество. «Ярче прожить отведённое для удовольствий время!» – такой девиз этих людей. Мужчины считают свои победы над женщинами, думая о себе как о царе природы, который распоряжается, подчиняет, повелевает женщинами, женщины гордятся любовью многих мужчин к себе, считая себя царицами любви, расположения которых добиваются десятки и сотни мужчин. Но если мужчину, который слезает с одной женщины и вскоре залезает на другую, можно назвать донжуаном или ловеласом, то женщину, прыгающую из одной койки в другую ради спортивного интереса, обычно называют шлюхой, если не более обидным словом.

2) Бывает, что «гонка за количеством» происходит после неудачной «любви». Мужчина бросает (обманывает) женщину, и она, чтобы «отомстить» ему, или чтобы забыться, начинает отдаваться каждому, кто скажет ей ласковое слово. Мужчина, хранивший верность своей подруге, вдруг обнаруживает, что его возлюбленная «путается на стороне». У них происходит разрыв (или не происходит), и здесь мужчина тоже начинает стремиться «наверстать упущенное», чтобы отомстить или «забыться».

3) Мужчина или женщина могут оказаться в ситуации, когда им трудно будет отказаться от измены. Это длительные командировки одного из супругов, полугодовые плавания моряков, служба в армии, отбывание наказания за уголовное преступление и т.д.

4) Разочарованность супругов друг в друге. Проходит время и супруги (партнёры) понимают, что тот, кто спит сейчас рядом, не тот о ком мечталось, не тот, кого когда-то хотелось. Мелочи быта, повседневные придирки, споры, разногласия, сексуальная неудовлетворённость разрушают взаимность, уважение друг к другу, отсюда и «несходство характеров», после которого супруги (партнёры) надеются повторить «любовный опыт» на стороне и найти свой идеал.

5) Измена ради любопытства, когда партнёр ставит перед собой цель просто пережить сам момент измены, ощутить то чувство, которое ранее ему не было знакомо, или же повторить подзабытое чувство.

6) Нередко встречается такая ситуация, когда любовники по каким-либо причинам связывают свои «официальные жизни» с другими людьми, но ещё некоторое или очень долгое время продолжают встречаться со своим давним (недавним) партнёром.

Вот наиболее распространённые случаи, при которых супруги (партнёры) изменяют друг другу.

А можно ли предотвратить измену партнёра? В принципе, да. Если расстаться с ним в самом начале знакомства. При более длительных отношениях, измену партнёра можно лишь отсрочить, но предотвратить её, практически, невозможно. Ну а пытаться, конечно, можно. И на эту тему написано довольно много всяческой литературы. Поэтому тему «удержания супруга возле себя» умышленно опускаем.

Если вы уж всё-таки изменили, стоит ли вам афишировать перед супругом сам факт измены? Вряд ли мужчинам придадут особый шарм чужие женские волосы или губная помада на одежде, царапины от пальцев на спине или «засос» на шее, опавший листик, прилипший вместе с грязью к трусам, или полная немощь в постели после недельного отсутствия. Вряд ли женщина станет желаннее, если будет возвращаться домой под утро или совсем не приходить ночевать, объясняя, что гостила у подруги, или вдруг окажется, что лифчик, который подарил ей муж, пропал, а трусы после трудового рабочего дня оказались надетыми наизнанку. Запах незнакомых духов или одеколона, маленькое и частое вранье, потеря доверия друг к другу – всё это в конечном итоге ведёт к измене или же доказывает (пусть косвенно) факт измены.

Что должен помнить изменяющий мужчина. Если он ищет утешения в объятиях другой женщины, значит у него незавидное положение, ему не повезло с супругой (партнёршей). И в этом свете только он может выглядеть смешным. И если уж вы изменяете своей женщине (жене), то запомните несколько «золотых» правил:

1) не влюбляйтесь; 2) в постели превосходите себя, чтобы ваша любовница была от вас без ума; 3) умейте быстро и в любой момент закончить отношения; 4) не доверяйте новой знакомой какие-либо личные или семейные тайны, не давайте номер своего телефона или домашний адрес; 5) не афишируйте свои «левые» отношения перед друзьями или знакомыми; 6) относитесь к жене всегда нежно и с любовью; 7) ваша любовница не должна от вас забеременеть. Иначе ваши отношения на стороне могут привести к развалу семьи и расставанию с женщиной, которой вы изменяете.

Что должна помнить изменяющая женщина. Любые измены (как мужские, так и женские) пятнают и честь женщины, и честь мужчины. Для всех мужчин, которых она имеет на стороне (кроме тех, кто женится на ней – да и то не всегда), она всегда будет лишь подстилкой, пусть красивой, вожделенной, но подстилкой.

«Золотые» правила женщины: 1) не влюбляйтесь; 2) не напивайтесь во время встреч; 3) умейте всегда вовремя вернуться домой; 4) не водите любовника в кровать мужа; 5) не давайте номер своего телефона; 6) не спите со знакомыми, а тем более с друзьями мужа.

И общее правило для обоих полов: не заводите знакомств с подозрительными, не внушающими доверия, личностями, дабы не оказаться впоследствии в какой-нибудь сточной канаве с ножом в сердце или не заразиться венерической болезнью.

В общем-то, от наших измен, от беспорядочных половых связей часто страдают не только наши близкие, но зачастую и мы сами. Большинство измен, совершаемых нами, тешат наше тщеславие, все эти романы на стороне наполняют нашу жизнь каким-то смыслом, как нам кажется, разнообразят нашу бесцветную жизнь. Мы боимся прожить свою единственную жизнь скучно, бедно, не повидав, не распознав, не насладившись вдоволь. Но мы забываем, что в погоне за мишурой мы можем пропустить что-то более важное, и это важное, как сможет оказаться, было совсем рядом, было долгое время с нами.

Да, к сожалению, нам не дано найти в этой жизни «полного счастья», мы не способны остановить время. Всё пройдёт. Но нужно научиться дорожить тем, что имеем, нужно не спешить хапать то, что лежит на поверхности, не стоит размениваться на иллюзорные наслаждения. Нужно с большой осторожностью выбирать себе партнёра, чтобы жизнь не казалась потом гадкой и мерзкой, нужно быть самому предельно чистым, чтобы с чистой совестью требовать того же от своего партнёра. Помните, что замараться очень легко, а отмыться, порой, бывает невозможно.

Стремитесь к своему идеалу, и тогда, может быть, что-то у вас в этой жизни получится.

23.01.

/Без абзаца «6) Нередко…», который, скорее всего, дописан до 27.01.99 или в тот день./

*

ЛЮБОВЬ  РОДНОГО  БЫТИЯ,  ИЛИ  ХИТРОЛОВКИЙ  МОРДОГЛЯД,  ВЛЮБЛЁННЫЙ  В  ХОМУТОВКУ-НЕДОЗРЕЛОЧКУ,  СОСУЩУЮ  МИКРОФОН

Занимаясь поэтическими публикациями, я, как правило, порой даже чисто автоматически, что-то оставлял в своей памяти. Мне было под силу прочитать наизусть, спустя какое-то время, несколько строчек понравившегося автора.

Это были стихи талантливых поэтов.

Но однажды мне пришлось издавать яростного графомана – Михаила Гусева. И каким же было моё изумление, когда, буквально каждый день, его «яркие» словосочетания, засевшие в моём мозгу, командовали моей речью. И что самое главное, настроение у меня от чтения подобных виршей неизменно повышалось.

Так была задумана серия «Граф Монте-Кристо» /от созвучия со словом «графоман» – В.Б., 2013/. Сегодня выходит первая книжка серии – первый результат моего очередного эксперимента. И раз уж идея серии пришла ко мне со стихами М.Гусева, то ему и положено быть в новом издании первым.

7.11.95., 4.03.99.

*

*   *   *

Расплодилось дармоедов –
Слава им, почёт и честь.
Только родине народов
Часто не за что поесть.

*

М Е Д В Е Д Ь

Хвалили косолапого,
А он напал со зверями...
Врагом пчела ограблена:
Она боролась семьями.

*

К О Т

Первой комнаты пролёт,
Словно шкурой затемнённый,
Нас встречает чёрный кот,
Красотою наделённый:

Глазки смелые, живые
Белой мордочки горят,
Бакенбарды раздувные
И усы влекут ребят.

Создаётся впечатленье:
Нас мотает на усы
Миловидное творенье
Одарённой красоты.

Его бархатную шубку
И сапожки белые
Восхищают на минутку
И ласкают смелые.

Но здоровый парень лапой,
Как медведь поглаживал,
Он когтями расцарапал,
Чтобы не расстраивал....

Всюду нежные привычки
Требуют любимые –
Никакой не будет стычки –
Если люди милые.

*

С О Л О В Ь И

Соловьи заливаются
На заре голосами,
И душа растворяется,
Наслаждаясь друзьями;

Переливами, трелями
Засвистят, защёлкают,
Обжигая напевами,
И меня вдохновляют.

Мы поём задушевные,
Незабвенные песни,
Чтоб, волнуя, победные
Полюбилися всеми.

*

ПЕРВАЯ  ЛЮБОВЬ

Первая любовь –
Солнышка восход,
Тёплых нежных слов,
Как лучей поток.

Мысль летит живой
Девственной весной,
Словно пчёлок рой,
На простор цветной.

И в руке рука
Горячо горит.
И с душой душа
Млеет, говорит.

*

*   *   *

Я дарю тебе цветы
От души без слов,
Пусть напомнят дни весны,
Первую любовь.

Как кивали ландыши
Каждой головой,
Нам желали радости
И любви большой.

Ландыши душистые
Опьяняли нас,
Серьги серебристые,
Ты и я в кустах.

*

*   *   *

Поёт, гуляя девочка:
«Любовь, как облако в огне».
Похоже, недозрелочка,
Легко играет на заре.

Огонь разлился и погас...
Клубился облаком туман.
Трудней найти её подчас,
Когда рассеется дурман.

Свою судьбу искать не грех,
Не распыляя честь, живя.
И улыбнётся вдруг навек
Любовь родного бытия.

*

*   *   *

Во дворе собака выла,
Цепь рвала, кидалась сгоряча,
Из угара, бани дыма,
Волокла хозяина, гремя.

Тёмной ночью возле дома
На него напали пьяные,
И она рванулась снова –
Кровяные клочья рваные.

Только как скота не стало,
Вспыхнула огнём на голове...
От бандитского удара,
Как звезда погасла на заре...

И когда владыка в шапке
С золотой звездой на голове,
Мне всё кажется, как в драке
Злой кобель бросается в толпе!

*

*   *   *

Повар тащит из столовой
Пищу даром на дом
Не дорожкою прохожей,
А знакомых садом.

Тащит вёдра надрывные
Из больницы свата,
Тащит сумки мешковые,
Полные богатства.

Волочёт с семьёй доходной
У детей бескровных.
И ломился дом сосновый
От продуктов вольных.

Он кормил собак на псарне
И свиней десяток.
На отличнейшей свинарне –
Воровской достаток.

Он заплыл излишним жиром
И не видел света
И страшил собачьим рылом
Всякого соседа.

Повар лаял, как собака,
Шлёпая губами.
И бросался пьяным в драку,
Хрюкал с кабанами.

*

*   *   *

Струится ветром карусель.
Свежа, как воздух, мысль,
С лица слетая грусти тень,
И птицей рвётся ввысь.

«Чтоб жажду жизни утолить,
Рассеемся слегка?
Со всеми надо нам дружить
В тревожные года».

Мы мчимся на коне лихом.
Рука в руке дрожит.
Как хорошо всегда вдвоём!
А в сердце динамит!

Вращаются стремительно
Земля и карусель.
Дорога ослепительна.
Не грохнуться бы в темь.

Мы мчимся на коне лихом.
Рука в руке дрожит.
Как хорошо всегда вдвоём!
А в сердце динамит!

*

*   *   *

Кошка бросила котят.
Рыженьким малюткам
Трудно пищу доставать
По двору, закуткам.

Промахи малейшие –
Одиночки в пасти,
И собаки злейшие
Разорвут на части.

Лишь один из четырёх
Укрывался в щели.
Он, бездомный, не подох,
На листве-постели.

Он кричал, уставшие,
Надрывая силы.
Проходили старшие,
Но не покормили.

Беспокойный голосок
Душу скрёб девчонки.
Положила на порог
Жареной  картошки.

Киске выдала паёк,
Тряпку, одеяла
На жилище уголок
Доброй дочки мама...

На головке меж ушей,
Золотистой спинке,
Точно солнышка лучей,
Рыжие икринки.

*

*   *   *

Как увидят кобели
Кошек и котов,
В пене белые клыки,
Пламя языков.

Словно озверелые
Мечутся свирепые,
Злые кобели
Мчатся, словно львы.

Даже псы учёные
Разорвать готовые
Кошек и котов,
Шерсть подняв горбов.

Лают и мяукают,
Жизнь свою кляня,
Голодают, лютают,
Пищи не найдя.

Нападают на людей –
Рваные куски.
Пасти страшные зверей –
Сумочки пусты.

Настает собачья жизнь
Кошек и котов.
Но подкормленный мир кис
И собак – хвостом.

*

*   *   *

От души груди экрана
Громыхают молодые,
Раздираются горланы –
Безголосые, шальные.

Словно черти заводные
Оглушают барабаном.
Нервы рвут мои ушные
Бесшабашным шумом, гамом.

Злость берёт меня большая,
Как кудлатая певица
Микрофон сосёт, играя,
Выпирая ягодицы;

Как несётся озорная,
Впопыхах слова глотая,
Как кривляется безумно,
Выдавая за искусство.

*

П Р О Д А В Е Ц

На душе продавца
Разгораются страсти,
Воровские глаза
И практичные пальцы.

Недовески ста грамм
Хитроловкому чёрту
Разбухают карман
И здоровую морду.

И никто торгаша
Не поймает с поличным.
Все синеют, дрожа,
На снегу серебристом.

*

*   *   *

Перестройка и заботы:
Затянули пояса.
Прорастали огороды –
Ни покоя и ни сна.

Люди хмурые бежали...
Электрички искрами
Засверкали над путями,
Точно спички чиркали.

Распирала вонь вагона,
Теснота и духота.
Перехватывало горло –
Не хватало воздуха.

Мы, скрипя зубами, шли
Хомутовки на страданья:
Гнули спины до земли,
Мордоглядов проклиная.

Сорняки и паразиты
Всюду надо истреблять.
Потом, кровью пооблиты,
Обзывая вашу мать!

После дел – вокзал, дорога.
Теснота и духота.
Беглый сон. В костях ломота.
Мы опять в завод труда.

*

ПОЛЮБИЛА  Я  СТУДЕНТА

Полюбила я студента,
Ум и молодость его.
Горячей, нежнее сердца
Не встречала я давно.

Как увижу дорогого,
Вся краснею и горю,
Вспыхнут ярко щёки снова,
Друг обнимет, как зарю.

Без него волнуюсь часто,
Жизнь разлуки тяжела.
Я страдаю не напрасно –
Наша дружба навсегда.

Как увижу дорогого –
Вся краснею и горю,
Вспыхнут ярко щёки снова,
Друг обнимет, как зарю.

*

*   *   *

Если любит телом и душой,
Страстною любовью молодой,
Преданной останется всегда,
Только жизнь подруги тяжела,

Когда он, здоровый властелин,
Развалился на тахте один
И смотрел, как разбегался мяч,
Пролетая, прыгая, горяч.

А жена часами на ногах,
Жертва мук и дел в очередях,
Прибежала потная домой,
Накормить владыку колбасой.

После стирки едкою водой
Закружила голову больной,
И в корыте пена у окна –
Ей казалась облаков гряда.

Муж храпеньем будоражил дом
И тревожил беспокойный сон.

*

Я  НЕ  МОГУ  МОЛЧАТЬ

Я не могу молчать, народ,
Куда ведёт рука господ:

Вблизи, вдали, наверняка,
Везде и горе и беда.

Ты посмотри, любимый друг,
Заводы замерли вокруг,

Застыли рельсы, поезда,
И самолёты на местах,

Когда смертельных матерей
Глаза не видят дочерей.

Цветы рассеяны судьбой,
Как звёзды по земле большой.

И милых дорогих портрет
Затмил слезами белый свет.

И тут и там они орут,
И тут и там родные мрут,

Не проводя в последний путь,
Людей охватывает жуть.

*

*   *   *

На площади базарной
Стоял хозяин и бульдог.
Он плотный и мордастый,
Как преданный его дружок.

Они следят довольные
Товары дорогие.
Взвинтили цены новые,
И люди страшно злые...

Зачем нужна всегда ему
Особая порода?
Когда детина наяву,
Похожий на бульдога;

Когда он броситься готов
На человека, как бульдог,
Обрушить кулаками
И раздавить ногами!

*

О  Ф.И.ТЮТЧЕВЕ

/второй вариант/

Мой сын, второклассник, в очередной раз учил стихотворение, заданное преподавательницей. Я уже привык к тому, что сегодняшняя школьная программа по «живому слову» напичкана невесть откуда взявшимися «новыми классиками». Так и в этот раз, уловив «корявость» стихотворных строчек, я спросил его о фамилии поэта, чьё стихотворение он запоминал. И услышал в ответ: «Тютчев»...

Фёдор Иванович Тютчев – это имя известно и каждому поэту, и каждому гражданину в нашей стране. Подчас мы даже не знаем, кому принадлежат те или иные стихи, но в таких произведениях как «Весенняя гроза» (Люблю грозу в начале мая...), «Весенние воды» (Ещё в полях белеет снег...), «Зима недаром злится...», «Чародейкою Зимою // Околдован, лес стоит...», «Есть в осени первоначальной...», «Я встретил вас – и всё былое...» нам известны, по крайней мере, первые их строчки.

Тютчев был любимым поэтом Льва Толстого, Пушкина, Некрасова, Чернышевского, Менделеева, Горького, Ленина.

Тютчев и в самом деле очень сильный, я бы добавил «академический», поэт того времени, очень плодовитый «ремесленник».

Ещё будучи юношей, не достигшим совершеннолетия, он пишет стихотворение «К оде Пушкина на Вольность» (возможно поэтому самовлюбленному Александру Сергеевичу так нравился Фёдор Иванович):

...Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца,
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струною
Смягчай, а не тревожь сердца!

(Что, в общем-то, нынешняя эстрада и зачастую литература делают с людьми, а заодно с сердцами размягчая и мозги.)

И в дальнейшем великий русский поэт, проживший за границей (и женившись там два раза на немках) 22 года, самые лучшие годы для мужчины (с девятнадцати лет), не изменит себе. Множественные приветствия и посвящения событиям, праздникам, юбилеям, известным и неизвестным личностям, группам людей, стихи о городах, предметах, ответы кому-либо, эпиграммы (в том числе и на царей), стихи в альбом и т.д. и т.п. Довольно много стихотворений о красоте природы, типа:

Не остывшая от зною,
Ночь июльская блистала...
И над тусклою землёю
Небо, полное грозою,
Всё в зарницах трепетало...

Словно тяжкие ресницы
Подымались над землёю,
И сквозь беглые зарницы
Чьи-то грозные зеницы
Загоралися порою...

Есть у Тютчева стихи и о душевных переживаниях, и лирические (гражданские и любовные), и стихи на французском языке, и переводы. Но читая Тютчева, я так и не нашёл произведения (за редким исключением), которые смогли бы заставить моё сердце забиться учащённее, а уж о скупой мужской слезе и речи быть не могло. (Поэтому-то я и назвал его в начале «академическим поэтом».)

Возьмём, к примеру, стихотворение «Рассвет»:

Не в первый раз кричит петух;
Кричит он живо, бодро, смело;
Уж месяц на небе потух,
Струя в Босфоре заалела.

Ещё молчат колокола,
А уж восток заря румянит;
Ночь бесконечная прошла,
И скоро светлый день настанет.

Вставай же, Русь! Уж близок час!

(Чуть ли не половина стихотворения – задушевное описание природных явлений. И вдруг! Каков переход! Струя заалела в Турции, а у нас, как всегда, уже кричат «Подъём»? – В.Б.)

Вставай Христовой службы ради!

(А что, было такое, когда Русь не вставала поутру? – В.Б.)

Уж не пора ль, перекрестясь,
Ударить в колокол в Царьграде?

(Да что там, и без поэта не знают, что им делать? – В.Б.)

Раздайся благовестный звон,
И весь Восток им огласися!

(И как эхо: «Сися-сися» – В.Б.)

Тебя зовёт и будит он, –

(Он, вроде бы, ещё и не раздался, а уже будит – В.Б.)

Вставай, мужайся, ополчися!
В доспехи веры грудь одень,
И с богом, исполин державный!..

(Ополчиться в доспехи веры – и вперёд! – В.Б.)

О Русь, велик грядущий день,
Вселенский день и православный!

Тютчев призывает к войне и к войне не против завоевателя, который пришёл в русские земли «с мечом и пожаром», а против людей другой веры, которые в своё время захватили центр мирового православия. Вправе ли поэт призывать народ к кровопролитию только потому, что кто-то поклоняется другому богу, чем сам поэт? Я же считаю, что христиане и мусульмане могут и должны жить в мире. Нужно ли проливать кровь невинных людей ради какого-то выдуманного идола?

О чём это стихотворение? О каком дне? Такое стихотворение сотворить бы в дни Великой Отечественной войны, да и то, выбросив церковную лабуду. А соотнести если на наше время, то здесь можно лишь «со слезами на глазах».

Это пример на, так сказать, смысл произведения. А сейчас рассмотрим «техническую» сторону поэта в отдельных, порой в очень известных стихах. Яркий пример нарушения размера в стихотворении, которым грешат начинающие или бездарные стихотворцы. (Сбоку в скобках я буду указывать количество слогов в строчке. Под каждой строфой общее количество слогов в данной строфе.)

*   *   *

Есть в осени первоначальной (9)
Короткая, но дивная пора – (10)
Весь день стоит как бы хрустальный, (9)
И лучезарны вечера... (8)
(36)

Где бодрый серп гулял и падал колос, (11)
Теперь уж пусто всё – простор везде, – (10)
Лишь паутины тонкий волос (9)
Блестит на праздной борозде. (8)
(38)

Пустеет воздух, птиц не слышно боле, (11)
Но далеко ещё до первых зимних бурь – (12)
И льётся чистая и тёплая лазурь (12)
На отдыхающее поле... (9)
(44)

Думаю, нет смысла особо разъяснять: первые строчки в строфах имеют и 9 и 11 слогов, вторые – 10 и 12, четвёртые 8 и 9 (но это за счёт перестановки рифмующихся строчек, а так бы вообще вышло 8 и 12).

Вот ещё:

*   *   *

На гробовой его покров (8)
Мы, вместо всех венков, кладём слова простые: (13)
Не много было б у него врагов, (10)
Когда бы не твои, Россия. (9)

В стихотворении «Великий день Кирилловой кончины...» строчки в строфах рифмуются через одну по принципу «АБАБ». Стихотворение нет смысла приводить, а количество слогов в строчках по строфам я приведу (стихотворение написано хореем):

11-12-9-8 (первая строчка – безударное окончание, вторая строчка – под ударением);

13-10-13-12;

8-13-12-9 (первая строчка – окончание под ударением, вторая – окончание безударное);

12-13-12-13 (единственная строфа, которая сложена нормально);

10-13-12-11.

Хотя, следует заметить, что «вольное обращение со словом» (размером) у Фёдора Ивановича встречается крайне редко. Он хоть и был ремесленником – талант, которого не мог раскрыть в полной силе переживания души, какой, например, мы видим в поэзии С.А.Есенина – но ремесленником с очень большой буквы.)

А вот другие примеры из разных стихотворений (ничего они вам не напоминают?):

«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..»

и

«Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит...»

Пушкин (?) к тому времени 15 лет как умер...

Я уже упоминал некоторые известные нашему народу стихотворения великого поэта. Почти все они о природе, кроме «Я встретил вас...», которое прекрасно прославил А.Папанов в «Бриллиантовой руке». Но тогда я специально не стал говорить ещё о четырёх известных в нашем обществе тютчевских изречениях. Их попробуем понять сейчас.

Из стихотворения «Два единства»:

...«Единство, – возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью...»
Но мы попробуем спаять его любовью, –
А там увидим, что прочней...

Здесь с Фёдором Тютчевым можно согласиться. Любовь, конечно же, сильнее насилия... Но это в идеале. А в жизни сила всё-таки победила любовь. Когда людей из столетия в столетие полощут в помоях, морят голодом, сгнаивают в тюрьмах, разбавляя всю эту жуть побоями и убийствами, о любви говорить трудно. Любовь (а также добро) не может постоять за себя перед грубой силой. Поэтому, что прочней – мы уже увидели. Проба «спаять» не удалась ни тогда, не удастся и сейчас. (Желание Тютчева, к сожалению, не сбылось.) И почему, я – знаю.

Часто доводится слышать, как произносят фразу «Добро должно быть с кулаками». Может быть доведётся услышать и «Любовь должна быть с кулаками». Эх, Россия, Россия. Если добро будет с кулаками, разве же сможет оно называться добром?  С  КУЛАКАМИ  ДОЛЖНА  БЫТЬ  СПРАВЕДЛИВОСТЬ !  (За всю историю человечества эта фраза произносится, наверное, впервые.) Но на земле справедливости почти не осталось. Поэтому добрым людям и людям, способным любить, надеяться уже не на что. Защищать Любовь и Добро уже почти некому...

*   *   *

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, –
И нам сочувствие даётся,
как нам даётся благодать...

Пожалуй, первые две строчки – это самое выдающееся предречение поэта. Здесь он попал в самую точку. Этими двумя строчками он и оставил себя потомкам. (Есть и ещё две пророческие строчки, – на смерть А.С.Пушкина: «Тебя ж, как первую любовь, // России сердце не забудет!..», но с другой стороны, если бы Пушкина забыли, то забыли бы и эти строчки, к тому же, величие Пушкина даже тогда было очевидно.) Но и не только этими строчками. Наверное, не трудно уже догадаться, какое стихотворение будет следующим.

*   *   *

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить (это слово выделено у автора – В.Б.).

Придумывая такое, Фёдор Иванович, вероятно, руководствовался благими намерениями (хотя известно, куда это ведёт). Уберём вторую и третью строчки, они по сути своей нейтральны; оставим первую и четвёртую и вдумаемся в них.

«УМОМ  РОССИЮ  НЕ  ПОНЯТЬ»

Хорошо это или плохо? (Оставим в стороне придирчивые вопросы, вроде: «Каким же тогда местом?») Гордиться ли россиянам, что у них такая родина, которая не поддаётся никакому уму? А ведь вместо России сюда можно вставить и другие слова: вселенная, человек, глупость, любовь. И получается здесь двоякость: и хорошо, с одной стороны, а с другой – плохо. Что подразумевал автор? Но в данной строчке он оказался как никогда прав.

«В  РОССИЮ  МОЖНО  ТОЛЬКО  ВЕРИТЬ»

И здесь, вместо России, можно употребить другие слова: Бог, церковь, царь, жена, муж. И здесь получается двоякость. И в этой строчке автор оказался как никогда прав. Вот только что хотел он этим сказать? Говорил ли он это серьёзно, ощущая «жар в груди», или же произносил это с иронией, смеясь над своим народом, издеваясь над будущими поколениями? В первом случае его можно назвать придурком, а во втором – ублюдком.

Как по заказу несёт на себе пророчество Тютчева народ России, бедствуя и унижаясь. Вроде бы и понятно, какую цель преследуют наши правители, а мы всё равно их выбираем, мы всё равно их терпим. (Правители – это, конечно же, не Россия, но те, кто их выбирает и терпит, –  это всё же должно называться хотя бы частью России.) А терпим мы потому, что верим, верим в лучшее, ждём, когда оно наступит. А оно не наступает. И не наступит. Потому что одной веры ничтожно мало. На одной вере наш народ никогда бы не одолел врагов, посягавших на его свободу и счастье. К вере нужно добавлять действие. А в настоящий момент уже безрассудно верить нельзя (то-то церкви у нас строятся в последнее время, как грибы после дождя высыпают), – нужно действовать. И вот совместно с действиями вера наша никак не помешает.

«Тогда почему же Тютчев прав в этой строчке?» – спросите вы.

Наш народ не будет действовать! Он уже привык «только верить»...

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в Брянском уезде Орловской губернии, усадьбе Овстуг. Уже с двенадцати лет он начинает писать стихи: переводы и подражания Горацию. Первая публикация состоялась в возрасте пятнадцати лет: «Послания Горация к Меценату». В 18 лет Тютчев заканчивает университет со степенью кандидата словесных наук. И менее чем через год назначается чиновником в дипломатическую миссию в Мюнхен. Правда, дальше его карьера идёт не так успешно. Лишь к 25 годам он получает место младшего секретаря, но зато в 33 становится первым секретарем русской миссии в Турине и почти одновременно – поверенным в делах.

В 41 год он переезжает жить в Россию, где зачисляется в ведомство Министерства иностранных дел. В 44 года он становится старшим цензором при особой канцелярии Министерства иностранных дел, а через десять лет, в 1858 году, становится председателем Комитета иностранной цензуры (до конца своих дней), а также входит в Совет Главного управления по делам печати.

Начиная с двадцатых годов Тютчев периодически печатается в московских журналах и альманахах. Но все его публикации не принесли поэту широкой известности ни в читательских, ни в литературных кругах. (И, в общем-то, не удивительно.)

И только в 1854 году, с высоты своего положения, ему удалось уговорить Некрасова, Тургенева и Чернышевского провести, как это принято сейчас говорить, рекламную кампанию в его адрес. Последовал ряд хвалебных статей от известных писателей, а за ним и выход первого сборника стихов. Так Тютчев стал знаменит.

Занимая очень высокий пост, Фёдор Тютчев уже не упустит пришедшей к нему славы, с каждым годом своей жизни насаждая и насаждая свою поэзию на русскую литературу. (Правда, это был самый талантливый на Руси высокопоставленный чиновник, и, как чиновник, он сделал для русской литературы неоспоримо много.)

А вообще, чиновники в нашей стране через чур много сделали для того, чтобы «задушить» настоящих Поэтов и «вознести» «своих», блатных, что ли. Русская литература могла быть куда более величественной на нашей планете, как, например, европейская или американская, более прекрасной, если бы не эти чиновники и «власть имущие».

Но русская литература всё равно существует, она всё равно есть, она дала миру множество замечательных авторов и замечательные произведения (будем надеяться, что ещё и даст). И это произошло  НЕ  БЛАГОДАРЯ  ИМ, как это повелось испокон веков на Руси, а – В О П Р Е К И...

Ну а я совершенно не прочь называть Тютчева великим русским поэтом (великим придурком? великим ублюдком?). Недавно я открыл для себя совсем неплохие его стихотворения. Это всё, что мне понравилось из его творчества. Почитайте. (Право, в моих изданиях встречались произведения куда более сильные. Я имею в виду стихотворения современных поэтов.)

Б Е С С О Н Н И Ц А

Часов однообразный бой,
Томительная ночи повесть!
Язык для всех равно чужой
И внятный каждому, как совесть!

Кто без тоски внимал из нас,
Среди всемирного молчанья,
Глухие времени стенанья,
Пророчески-прощальный глас?

Нам мнится: мир осиротелый
Неотразимый Рок настиг –
И мы, в борьбе, природой целой,
Покинуты на нас самих.

И наша жизнь стоит пред нами,
Как призрак на краю земли,
И с нашим веком и друзьями
Бледнеет в сумрачной дали...

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!

Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

*

*   *   *

Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьёмся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.

Осьмой уж месяц длятся эти битвы,
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому молитвы,
В одной руке распятие и нож.

И целый мир, как опьянённый ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..

И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова –
Всё поднялось и всё грозит тебе,

О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней...
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!

*

*   *   *

Две силы есть – две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, –
Одна есть Смерть, другая – Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста...

Но Смерть честней – чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью –
Своей косой равняет всех она.

Свет не таков: борьбы, разноголосья –
Ревнивый властелин – не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие колосья
Нередко с корнем вырывает вон.

И горе ей – увы, двойное горе, –
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах – в неравный бой.

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаянье
Идёт сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не даёт принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу, –

Да, горе ей – и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она...
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.

_
21.07. /Вариант для «Литературного Вестника»./

*

*   *   *

Когда я прочитал этот рассказ впервые, то забраковал его ещё задолго до финала повествования. Мне, мужчине, было противно читать о мазохисте, который всем своим литературным талантом восхвалял своё извращённое отношение к сексу. (Ни в коем случае прошу не соотносить героя рассказа на автора этого произведения.)

Но с тех пор прошло несколько лет. За это время я прочёл довольно много подобной литературы. Кое-что читал у Э.Лимонова, три его романа, рассказы. Особенно понравился его роман «Палач». И если после «Эдички» Лимонов не представлялся мне как великий художник, то после «Палача» писатель поднялся в моих глазах на очень крутую высоту. И хотя по некоторым вопросам (например, об удовольствии в изнасиловании несовершеннолетних) я никогда с ним не соглашусь, я понимаю, что такая литература имеет право на свою жизнь.

Поэтому, когда Сергей Гунькин вновь заговорил совсем недавно о публикации этого рассказа, я дал согласие.

– В Воронеже должен быть свой Лимонов. Ты будешь воронежским Лимоновым!

– Я не хочу быть воронежским Лимоновым, я хочу быть мировым Гунькиным!

Рассказ «Бэби-Зараза» нигде не публиковался, а если он вызовет у читателей различные мнения, то мы сможем стать свидетелями рождения очередного диспута на наших страницах, а это ещё один плюс для журнала.

29.09.

*

НУЖЕН  ЛИ  ЗАКОННЫЙ  БРАК ?

ВЫБОР  ПАРТНЁРА,  СУПРУГА

12.12.

/Так и не было написано./


Рецензии